kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Соцветия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по биологии в 6 классе

На тему «Соцветия», автор учебника-В.В.Пасечник «Биология.

Многообразие покрытосеменных растений»

Учитель биологии – 1 квалификационной категории, МБОУСОШ р.п. Ровное,Саратовской области.

Крутякова Валентина Николаевна

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Соцветия"»

Открытый урок по биологии в 6 классе

На тему «Соцветия», автор учебника-В.В.Пасечник «Биология.

Многообразие покрытосеменных растений»

Учитель биологии – 1 квалификационной категории, МБОУСОШ р.п. Ровное,Саратовской области.

Крутякова Валентина Николаевна



Тема урока: «Соцветия».


Цель: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разновидностями соцветий.


Задачи:

  1. Образовательные:

- познакомить учащихся с разнообразием соцветий;

- изучить виды соцветий;

- раскрыть биологическое значение соцветий;

- научить определять соцветия.

  1. Развивающие:

- развивать память, логическое мышление, наблюдательность, умения сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изученного материала, работать с природным материалом;

- формировать умение работать с учебником, схемами;

- работать группой.

  1. Воспитательные:

- формирование научной картины мира и мировоззрения ребенка;

- способствовать развитию эстетического восприятия;

- воспитывать аккуратность работы в рабочих тетрадях и с гербариями при выполнении лабораторной работы;

-способствовать развитию экологического воспитания;

- формировать интерес к предмету.


Методы:

  1. словесные:

- беседа,

- объяснение;

  1. наглядные:

- демонстрация схем, слайдов;

  1. практические:

- работа с гербарием


Тип урока:

комбинированный.


Оборудование:

- проектор;

- аппликация «Строение цветка»;

- муляжи цветов;

- изображения одиночных цветков и соцветий;

- схемы соцветий;

- гербарии соцветий.


Литература для учителя:

  1. Дубина Н. В., Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001

  2. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2003.


Литература для ученика:

  1. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010.

  2. Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл. - М.: Дрофа, 2010.

План урока:


  1. Организационный момент…………………………………………………………………..1 мин.

  2. Проверка знаний……………………………………………………………………………...10 мин.

  3. Изучение нового материала………………………………………………………………….12 мин.

    1. Понятие «Соцветие», биологическое значение соцветий.

    2. Виды соцветий.

1V. Закрепление. Лабораторная работа ………………………………….… 15 мин.

V.Домашнее задание……............................................................................................................. 2 мин.



Ход урока:

Смысловой блок

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Организационный момент

Приветствие учащихся.

Отметка отсутствующих.

Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя.

II.Проверка знаний

На прошлом уроке мы изучали строение цветка. Давайте вспомним с вами из каких частей состоит цветок?

Показ слайда по проектору.




























А теперь немного поиграем.

Сейчас, я буду говорить определения, а вы будете назвать мне термины:

- Видоизмененный, укороченный побег, служащий для семенного размножения, называется…

- Цветки, в которых есть только тычинки или только пестики, называются…

- Цветки, в которых есть и тычинки и пестики, называются…

- Цветки, в которых есть только тычинки, называются…

- Цветки, в которых есть только пестики, называются…

- Растения, у которых на одном экземпляре развиваются и тычиночные и пестичные цветки, называются…

- Растения, у которых на одном экземпляре развиваются тычиночные цветки, а на другом – пестичные цветки, называются…

- Цветки, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии, называются…

- Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называются…

- Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называют…

- Околоцветник, в котором все листочки более или менее одинаковы, называется…


Молодцы ребята!

Слушают.

Ответ обучающегося у доски:

У цветка есть главные органы – пестик и тычинки. Пестик – женский орган растения, он имеет рыльце, столбик и завязь. В завязи расположены семязачатки, из которых развиваются семена. Тычинки – мужские органы растения. Каждая тычинка имеет пыльник, в котором созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

Вокруг главных органов располагается околоцветник. Он может состоять из листочков двух типов. Внутренний ряд составляют лепестки, образующие венчик. Наружный ряд составляют чашелистики, которые образуют чашечку. Весь цветок располагается на цветоножке. Расширенная часть цветоножки – это цветоложе.


Отвечают:


- Цветок.


- Раздельнополые.


- Обоеполые.


- Тычиночные или мужские.

- Пестичные или женские.

- Однодомные.



- Двудомные.



- Правильные.


- Неправильные.


- Двойной.


- Простой.

III.Изучение нового материала.

1.Понятие «Соцветие», биологическое значение соцветий.

Ребята, посмотрите на эти два изображения цветков. (Первое изображение – одиночный цветок, второе – соцветие). Скажите, чем они отличаются?



Определяем тему урока.


Скажите, а какие цветки чаще встречаются: одиночные или цветки, собранные в группы?

Вы правы, в природе у большинства растений цветки собраны в группы – соцветия.

Откройте тетради и запишите тему урока: «Соцветия».

Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием соцветий, а затем выясним на сколько вы усвоили данный материал. Выполним лабораторную работу.

Найдите в учебнике определение, что такое соцветие.

Прочитайте. (Один ученик читает вслух).

Запишите в тетрадь.

Ребята, а какие цветки чаще всего собраны в соцветия?

Исходя из этого, скажите, каково значение соцветий?

Смотрят.


Отвечают:

- На первом рисунке изображен одиночный цветок, на втором – группа цветков.

- Чаще встречаются группы цветков.

Слушают.


Открывают тетради, записывают тему.

Слушают.




Находят определение.


Читают.

Записывают.

Отвечают:

- Мелкие.


-Лучше привлекают насекомых, больше вероятность опыления.

2.Виды соцветий.

У каждого растения соцветие имеет свою форму. Ученые выделили два типа соцветий: простые и сложные.

В простых соцветиях все цветки расположены на главной оси, а в сложных соцветиях – на боковых осях.


Давайте в тетради начертим схему (заполнение схемы по ходу беседы с применением схем соцветий):


Соцветия


простые сложные

(цветки на (цветки на

главной оси) боковых осях)

  1. кисть 1. метелка

  2. колос 2. сложный колос

  3. початок 3. сложный зонтик

  4. головка 4. завиток

  5. корзинка

  6. зонтик

  7. щиток


Давайте сначала рассмотрим простые соцветия (учебник рис. 51):

  1. Кисть – от главной оси отходят цветоножки с отдельными цветками. Такое соцветие у черемухи, ландыша.

  2. Колос.

Чем отличается от кисти?


Верно, одиночные цветки сидят на главной оси без цветоножек. Такое соцветие у подорожника

  1. Початок.

В чем отличие от колоса?

Верно, початок – это колос с толстой, мясистой главной осью. Пример растения с соцветием початок – кукуруза.

  1. Головка – мелкие, сидячие цветки расположены на круглой главной оси. Такое соцветие у клевера.

  2. Корзинка – цветки расположены на расширенной главной оси соцветия и имеют общую обертку.

Попробуйте привести примеры таких растений.

  1. Зонтик – цветоножки выходят из вершины главной оси и имеют равную длину. Типичный зонтик у вишни.

  2. Щиток – цветки расположены на цветоножке поочередно один за другим, но на одном горизонтальном уровне. Такое соцветие у груши, боярышника.


Мы с вами познакомились с простыми соцветиями, теперь переходим к сложным.

  1. Метелка.

Ребята, посмотрите, из каких соцветий состоит метелка?

Верно, метелка – это сложная кисть. Несколько простых кистей отходят от главной оси. У сирени и винограда именно такое соцветие.

  1. Сложный колос.

Сравните с простым колосом.



Данное соцветие у пшеницы, ржи.

  1. Сложный зонтик.

Чем отличается от простого зонтика?




Попробуйте привести пример такого соцветия.

Верно, так же сложный зонтик у моркови.

  1. Завиток.

Посмотрите, какое интересное соцветие: главная ось закрыта одним цветком и от неё отходит всего одна боковая ось, боковая так же закрыта одним цветком, от неё тоже отходит боковая ось, но уже второго порядка и так далее. В итоге получается завиток. Это соцветие у незабудки, зверобоя.

  1. А теперь проверим вашу внимательность. Игра «Третий – лишний». Я называю растения, какое из них лишнее и почему?
    1. Сирень, виноград, астра.
    2. Пшеница, рожь, черемуха.
    3. Вишня, морковь, петрушка.
    4. Морковь, подсолнечник, астра.


Слушают.







Чертят схему.

















Слушают, заполняют схему, отвечают:





- У цветков нет цветоножек.





- Главная ось толстая.










- астра, ромашка.













- Из небольших кистей.






- На главной оси расположены несколько простых колосков.



- Из верхушки главной оси отходят боковые оси, а на них расположены маленькие зонтики.

- Укроп.










Называют что лишнее







V.Закрепление.

Лабораторная работа.

Работа в тетради:


Лабораторная работа.

Тема: «Соцветия».


Цель: научится определять соцветия.

  1. Рассмотрите соцветия.

  2. Пользуясь рис. 51 в учебнике, определите вид соцветия. Слайд «Соцветия» смотрим на доске.

  3. Запишите в таблицу.

Начертите в тетради таблицу и заполните её.


Название растения

Вид соцветия

Схема соцветия


Необходимо определить минимум 3 соцветия.

Приступаем к работе.

Записывают.





Слушают.





Чертят таблицу.





Слушают.

Выполняют работу.

V1.Домашнее задание. Оценки за урок.

Домашнее задание: § 12 (знать определение соцветия, виды соцветий), №98 в тетради.

Записывают домашнее задание.



Оформление доски


Соцветия


Соцветия Лабораторная работа

Тема: «Соцветия»

простые сложные

(цветки на (цветки на 1. Рассмотрите соцветия.

главной оси) боковых осях) 2. Пользуясь рис. 51 в учебнике, определите

  1. кисть 1. метелка вид соцветия.

  2. колос 2. сложный колос 3. Запишите в таблицу.

  3. Название растения

    Вид соцветия

    Схема соцветия

    початок 3. сложный зонтик

  4. головка 4. завиток

  5. корзинка

  6. зонтик

  7. щиток



Записи в тетради ученика


Соцветия

Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

Соцветия


простые сложные

(цветки на (цветки на

главной оси) боковых осях)

  1. кисть (ландыш) 1. метелка (сирень)

  2. колос (подорожник) 2. сложный колос (рожь)

  3. початок (кукуруза) 3. сложный зонтик (укроп)

  4. головка (клевер) 4. завиток (незабудка)

  5. корзинка (астра)

  6. зонтик (вишня)

  7. щиток (груша)

Лабораторная работа.

Тема: «Соцветия».

Название растения

Вид соцветия

Схема соцветия


Таблица заполняется обучающимися по раздаточному материалу гербария индивидуально.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Соцветия"

Автор: Крутякова Валентина Николаевна

Дата: 28.12.2015

Номер свидетельства: 270943

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "конспект урока биологии по теме "Соцветия" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-biologhii-po-tiemie-sotsvietiia"
    ["file_id"] => string(6) "123207"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414430397"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) ""Соцветия. Биологическая роль соцветий" "
    ["seo_title"] => string(44) "sotsvietiia-biologhichieskaia-rol-sotsvietii"
    ["file_id"] => string(6) "138358"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417531461"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Урок по биологии. Тема : Соцветия "
    ["seo_title"] => string(35) "urok-po-biologhii-tiema-sotsvietiia"
    ["file_id"] => string(6) "225417"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439639876"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Технологическая карта к уроку биологии в 6 классе по ФГОС, на тему: "Соцветия"."
    ["seo_title"] => string(86) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-biologhii-v-6-klassie-po-fgos-na-tiemu-sotsvietiia"
    ["file_id"] => string(6) "249167"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446831504"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Тема урока: "Соцветие""
    ["seo_title"] => string(20) "tema_uroka_sotsvetie"
    ["file_id"] => string(6) "478803"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1537882129"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства