II.Проверка знаний | На прошлом уроке мы изучали строение цветка. Давайте вспомним с вами из каких частей состоит цветок? Показ слайда по проектору. А теперь немного поиграем. Сейчас, я буду говорить определения, а вы будете назвать мне термины: - Видоизмененный, укороченный побег, служащий для семенного размножения, называется… - Цветки, в которых есть только тычинки или только пестики, называются… - Цветки, в которых есть и тычинки и пестики, называются… - Цветки, в которых есть только тычинки, называются… - Цветки, в которых есть только пестики, называются… - Растения, у которых на одном экземпляре развиваются и тычиночные и пестичные цветки, называются… - Растения, у которых на одном экземпляре развиваются тычиночные цветки, а на другом – пестичные цветки, называются… - Цветки, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии, называются… - Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называются… - Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называют… - Околоцветник, в котором все листочки более или менее одинаковы, называется… Молодцы ребята! | Слушают. Ответ обучающегося у доски: У цветка есть главные органы – пестик и тычинки. Пестик – женский орган растения, он имеет рыльце, столбик и завязь. В завязи расположены семязачатки, из которых развиваются семена. Тычинки – мужские органы растения. Каждая тычинка имеет пыльник, в котором созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. Вокруг главных органов располагается околоцветник. Он может состоять из листочков двух типов. Внутренний ряд составляют лепестки, образующие венчик. Наружный ряд составляют чашелистики, которые образуют чашечку. Весь цветок располагается на цветоножке. Расширенная часть цветоножки – это цветоложе. Отвечают: - Цветок. - Раздельнополые. - Обоеполые. - Тычиночные или мужские. - Пестичные или женские. - Однодомные. - Двудомные. - Правильные. - Неправильные. - Двойной. - Простой. |
III.Изучение нового материала. 1.Понятие «Соцветие», биологическое значение соцветий. | Ребята, посмотрите на эти два изображения цветков. (Первое изображение – одиночный цветок, второе – соцветие). Скажите, чем они отличаются? Определяем тему урока. Скажите, а какие цветки чаще встречаются: одиночные или цветки, собранные в группы? Вы правы, в природе у большинства растений цветки собраны в группы – соцветия. Откройте тетради и запишите тему урока: «Соцветия». Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием соцветий, а затем выясним на сколько вы усвоили данный материал. Выполним лабораторную работу. Найдите в учебнике определение, что такое соцветие. Прочитайте. (Один ученик читает вслух). Запишите в тетрадь. Ребята, а какие цветки чаще всего собраны в соцветия? Исходя из этого, скажите, каково значение соцветий? | Смотрят. Отвечают: - На первом рисунке изображен одиночный цветок, на втором – группа цветков. - Чаще встречаются группы цветков. Слушают. Открывают тетради, записывают тему. Слушают. Находят определение. Читают. Записывают. Отвечают: - Мелкие. -Лучше привлекают насекомых, больше вероятность опыления. |
2.Виды соцветий. | У каждого растения соцветие имеет свою форму. Ученые выделили два типа соцветий: простые и сложные. В простых соцветиях все цветки расположены на главной оси, а в сложных соцветиях – на боковых осях. Давайте в тетради начертим схему (заполнение схемы по ходу беседы с применением схем соцветий): Соцветия простые сложные (цветки на (цветки на главной оси) боковых осях) кисть 1. метелка колос 2. сложный колос початок 3. сложный зонтик головка 4. завиток корзинка зонтик щиток Давайте сначала рассмотрим простые соцветия (учебник рис. 51): Кисть – от главной оси отходят цветоножки с отдельными цветками. Такое соцветие у черемухи, ландыша. Колос. Чем отличается от кисти? Верно, одиночные цветки сидят на главной оси без цветоножек. Такое соцветие у подорожника Початок. В чем отличие от колоса? Верно, початок – это колос с толстой, мясистой главной осью. Пример растения с соцветием початок – кукуруза. Головка – мелкие, сидячие цветки расположены на круглой главной оси. Такое соцветие у клевера. Корзинка – цветки расположены на расширенной главной оси соцветия и имеют общую обертку. Попробуйте привести примеры таких растений. Зонтик – цветоножки выходят из вершины главной оси и имеют равную длину. Типичный зонтик у вишни. Щиток – цветки расположены на цветоножке поочередно один за другим, но на одном горизонтальном уровне. Такое соцветие у груши, боярышника. Мы с вами познакомились с простыми соцветиями, теперь переходим к сложным. Метелка. Ребята, посмотрите, из каких соцветий состоит метелка? Верно, метелка – это сложная кисть. Несколько простых кистей отходят от главной оси. У сирени и винограда именно такое соцветие. Сложный колос. Сравните с простым колосом. Данное соцветие у пшеницы, ржи. Сложный зонтик. Чем отличается от простого зонтика? Попробуйте привести пример такого соцветия. Верно, так же сложный зонтик у моркови. Завиток. Посмотрите, какое интересное соцветие: главная ось закрыта одним цветком и от неё отходит всего одна боковая ось, боковая так же закрыта одним цветком, от неё тоже отходит боковая ось, но уже второго порядка и так далее. В итоге получается завиток. Это соцветие у незабудки, зверобоя. А теперь проверим вашу внимательность. Игра «Третий – лишний». Я называю растения, какое из них лишнее и почему? 1. Сирень, виноград, астра. 2. Пшеница, рожь, черемуха. 3. Вишня, морковь, петрушка. 4. Морковь, подсолнечник, астра.
| Слушают. Чертят схему. Слушают, заполняют схему, отвечают: - У цветков нет цветоножек. - Главная ось толстая. - астра, ромашка. - Из небольших кистей. - На главной оси расположены несколько простых колосков. - Из верхушки главной оси отходят боковые оси, а на них расположены маленькие зонтики. - Укроп. Называют что лишнее |