Урок по теме:"Соцветия" представлен в виде презентации. целью данного урока является:
1) организация деятельности учащихся по изучению строения, типов и биологического значения соцветий;
2) способствовать развитию логического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы;
3) содействовать воспитанию чувства товарищества, экологическому воспитанию учащихся.
первый этап урока - актуализация знаний построен таким образом, что бы учащиеся смогли повторить строение цветка, однополые и обоеполые цветки, однодомные и двудомные цветки. ученики должны найти эти отличия на картинках и озвучить. Изучение новой темы начинается с постановки проблемного вопроса "Чем отличаются цветки данных растений?" Ученики должны определить что цветки у этих растений отличаются тем, как они расположены на цветоносе.
Цветки собраны в группы беспорядочно или в определенной последовательности? (Отвечают).
Правильно, цветки собраны в соцветия. Как вы думаете, что же называется соцветием? А теперь откройте учебник найдите определение соцветия. Из чего же состоит соцветие? В соцветии есть главная ось, на которой расположены цветки или на цветоножках, или сидячие. (Схема).
. Назовите знакомые вам растения. У всех этих растений цветки собраны в соцветия. А как вы думаете, строение этих соцветий одинаковое или разное? (Разное).
Соцветия по своему строению бывают простые и сложные. Обратите внимание на схемы соцветий. В чем вы видите разницу?
Простые Сложные
Цветки располагаются непосредственно на главной оси Цветки располагаются на разветвлениях от главной оси
Кисть - капуста, ландыш, черемуха Сложная кисть или метелка – сирень, виноград
Простой колос - подорожник Сложный колос – пшеница, рожь, ячмень
Простой зонтик – примула, вишня Сложный зонтик – морковь, петрушка
Корзинка – подсолнечник, астра, одуванчик, осот
Проверка первичного усвоения знаний. Физкультминутка
Ребята, давайте проведем небольшую разминку. «Простое – сложное». Если я называю простое соцветие, вы приседаете и встаете, если сложное – стоите. Простой колос, сложная кисть, метелка, простой зонтик, корзинка.
Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по инструкции в печатной тетради. (Работа в группах). Какие же типы соцветий у предложенных вам растений? ( Афишируют свои знания).
Ребята, а как вы думаете, зачем растениям нужны соцветия? Отвечают, уточняютпов учебнику.
Ребята, а есть ли среди этих растений растения, занесенные в Красную книгу? (ландыш майский)
^ V. Закрепление
А теперь проверим вашу внимательность. Игра «Третий – лишний». Для каждой группы я называю растения. Какое из них лишнее и почему?
1. Пшеница, капуста, ландыш.
2. Сирень, виноград, астра.
3. Пшеница, рожь, черемуха.
4. Примула, вишня, ландыш.
5. Вишня, морковь, петрушка.
6. Морковь, подсолнечник, астра.
^ VI. Проверка усвоения знаний и умений
Ребята, мы изучили все вопросы урока, проверим, как вы усвоили материал урока с помощью тестовых заданий.
Возьмите листики бумаги, подпишите свою фамилию. Не удивляйтесь, что листики маленькие, экономя бумагу, мы сохраняем жизнь деревьям.
Тестовые задания
^ 1. Соцветие – это:
а) группы цветков, расположенных близко один к другому в определенной последовательности
б) видоизмененный побег
в) видоизмененный цветок
^ 2. Простым называется соцветие, у которого:
а) цветки располагаются непосредственно на главной оси
б) цветки располагаются на боковых побегах
в) цветки располагаются на верхушках побегов
^ 3. Сложный колос у:
а) ромашки
б) вишни
в) пшеницы
4. Соцветие корзинка у:
а) вишни
б) астры
в) сирени
^ 5. Соцветие сложная кисть или метелка у:
а) сирени и вишни
б) ландыша и черемухи
в) сирени и винограда.
Взаимопроверка в парах. Проверьте работу свого товарища с помощью кода правильных ответов, который вы видите на доске. Оценка соответствует количеству правильных ответов в тесте.
^ VII. Домашнее задание
Если вы плохо усвоили материал, то проработайте текст параграфа "Соцветия" и задания в печатных тетрадях.
Если вы хорошо усвоили материал, то повторите параграф.
Если вы отлично усвоили материал, то подготовьте для одноклассников сообщения о тех соцветиях, которые мы не изучали на уроке.
По желанию - составте кроссворд «Соцветия».
^ VIII. Рефлексия
Ребята, у меня на столе клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите засадить клумбу. У каждого из вас лежат цветки. Если вам понравился урок, то посадите на клумбе красный цветок, если не очень понравился – белый цветок, если совсем не понравился – синий. Ребята, вы замечательно работали на уроке. Как эти ростки ландыша тянутся к свету, так вы стремились к знаниям.
Урок окончен, спасибо всем за работу.