kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Соцветия. Биологическая роль соцветий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме:"Соцветия" представлен в виде презентации. целью данного урока является:

1) организация деятельности учащихся по изучению строения, типов и биологического значения соцветий;

2) способствовать развитию логического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы; 

3) содействовать воспитанию чувства товарищества, экологическому воспитанию учащихся.

первый этап урока - актуализация знаний построен таким образом, что бы учащиеся смогли повторить строение цветка, однополые и обоеполые цветки, однодомные и двудомные цветки. ученики должны найти эти отличия на картинках и озвучить. Изучение новой темы начинается с постановки проблемного вопроса "Чем отличаются цветки данных растений?" Ученики должны определить что цветки у этих растений отличаются тем, как они расположены на цветоносе. 

Цветки собраны в группы беспорядочно или в определенной последовательности? (Отвечают).
Правильно, цветки собраны в соцветия. Как вы думаете, что же называется соцветием? А теперь откройте учебник найдите определение соцветия. Из чего же состоит соцветие? В соцветии есть главная ось, на которой расположены цветки или на цветоножках, или сидячие. (Схема). 
. Назовите знакомые вам растения. У всех этих растений цветки собраны в соцветия. А как вы думаете, строение этих соцветий одинаковое или разное? (Разное).
Соцветия по своему строению бывают простые и сложные. Обратите внимание на схемы соцветий. В чем вы видите разницу?

Простые                                                                                                Сложные

Цветки располагаются непосредственно на главной оси    Цветки располагаются на разветвлениях от главной оси

Кисть - капуста, ландыш, черемуха                                   Сложная кисть или метелка – сирень, виноград

Простой колос - подорожник                                             Сложный колос – пшеница, рожь, ячмень

Простой зонтик – примула, вишня                                     Сложный зонтик – морковь, петрушка

Корзинка – подсолнечник, астра, одуванчик, осот        

  Проверка первичного усвоения знаний. Физкультминутка

Ребята, давайте проведем небольшую разминку. «Простое – сложное». Если я называю простое соцветие, вы приседаете и встаете, если сложное – стоите. Простой колос, сложная кисть, метелка, простой зонтик, корзинка.

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по инструкции  в печатной тетради. (Работа в группах). Какие же типы соцветий у предложенных вам растений? ( Афишируют свои знания).
Ребята, а как вы думаете, зачем растениям нужны соцветия? Отвечают, уточняютпов учебнику. 
Ребята, а есть ли среди этих растений растения, занесенные в Красную книгу? (ландыш майский)
^ V. Закрепление
А теперь проверим вашу внимательность. Игра «Третий – лишний». Для каждой группы я называю растения. Какое из них лишнее и почему?
1. Пшеница, капуста, ландыш.
2. Сирень, виноград, астра.
3. Пшеница, рожь, черемуха.
4. Примула, вишня, ландыш.
5. Вишня, морковь, петрушка. 
6. Морковь, подсолнечник, астра.
^ VI. Проверка усвоения знаний и умений
Ребята, мы изучили все вопросы урока, проверим, как вы усвоили материал урока с помощью тестовых заданий. 
Возьмите листики бумаги, подпишите свою фамилию. Не удивляйтесь, что листики маленькие, экономя бумагу, мы сохраняем жизнь деревьям.
Тестовые задания 
^ 1. Соцветие – это:
а) группы цветков, расположенных близко один к другому в определенной последовательности
б) видоизмененный побег
в) видоизмененный цветок
^ 2. Простым называется соцветие, у которого:
а) цветки располагаются непосредственно на главной оси
б) цветки располагаются на боковых побегах
в) цветки располагаются на верхушках побегов
^ 3. Сложный колос у:
а) ромашки
б) вишни
в) пшеницы
4. Соцветие корзинка у:
а) вишни
б) астры
в) сирени
^ 5. Соцветие сложная кисть или метелка у:
а) сирени и вишни
б) ландыша и черемухи
в) сирени и винограда.

Взаимопроверка в парах. Проверьте работу свого товарища с помощью кода правильных ответов, который вы видите на доске. Оценка соответствует количеству правильных ответов в тесте.

^ VII. Домашнее задание
Если вы плохо усвоили материал, то проработайте текст параграфа "Соцветия" и задания в печатных тетрадях.
Если вы хорошо усвоили материал, то повторите параграф.
Если вы отлично усвоили материал, то подготовьте для одноклассников сообщения о тех соцветиях, которые мы не изучали на уроке.
По желанию - составте  кроссворд «Соцветия».
^ VIII. Рефлексия
Ребята, у меня на столе клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите засадить клумбу. У каждого из вас лежат цветки. Если вам понравился урок, то посадите на клумбе красный цветок, если не очень понравился – белый цветок, если совсем не понравился – синий. Ребята, вы замечательно работали на уроке. Как эти ростки ландыша тянутся к свету, так вы стремились к знаниям.
Урок окончен, спасибо всем за работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Соцветия. Биологическая роль соцветий" »

Соцветия

Соцветия

Что спрятано под табличками ?

Что спрятано под табличками ?

Выберите правильные утверждения 1. Венчик и тычинки - главные части цветка. 2. Чашечка состоит из лепестков. В пыльниках тычинок созревает пыльца. 3. У яблони и вишни цветок неправильный. 4. 5. У тюльпана околоцветник простой. 3,5 Правильные ответы :

Выберите правильные утверждения

1.

Венчик и тычинки - главные части цветка.

2.

Чашечка состоит из лепестков.

В пыльниках тычинок созревает пыльца.

3.

У яблони и вишни цветок неправильный.

4.

5.

У тюльпана околоцветник простой.

3,5

Правильные ответы :

Чем отличаются эти цветки ? Тюльпан Правильный ответ: У дурмана околоцветник двойной, а у тюльпана – простой.

Чем отличаются эти цветки ?

Тюльпан

Правильный ответ:

У дурмана околоцветник двойной, а у тюльпана – простой.

Чем отличаются эти цветки ? Огурец Вишня Правильный ответ: У вишни цветки обоеполые, а у огурца - раздельнополые.

Чем отличаются эти цветки ?

Огурец

Вишня

Правильный ответ:

У вишни цветки обоеполые, а у огурца - раздельнополые.

Чем отличаются эти растения ? Какие растения называются однодомными?   растения , у которых однополые цветки мужские (тычиночные) и женские (пестичные) находятся на одном  растении .   Какие называются двудомными ?   растения , у которых однополые цветки мужские (тычиночные) находятся на одном растении, а женские (пестичные) находятся на другом растении одного вида.

Чем отличаются эти растения ?

Какие растения называются однодомными?

  растения , у которых однополые цветки мужские (тычиночные) и женские (пестичные) находятся на одном  растении .

Какие называются двудомными ?

  растения , у которых однополые цветки мужские (тычиночные) находятся на одном растении, а женские (пестичные) находятся на другом растении одного вида.

Чем отличаются цветки данных растений?

Чем отличаются цветки данных растений?

- Соцветия это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Биологическое значение соцветий заключается в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают наибольшее количество пыльцы и лучше привлекают насекомых опылителей.

-

Соцветия

это группы цветков,

расположенных близко один к другому

в определенном порядке.

Биологическое значение

соцветий

заключается в том, что

мелкие, часто невзрачные цветки,

собранные вместе, становятся

заметными, дают наибольшее

количество пыльцы и лучше

привлекают насекомых опылителей.

Простые соцветия Соцветие кисть Отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках, отходящих от длинной общей оси.

Простые соцветия

Соцветие кисть

Отдельные цветки расположены один

за другим на хорошо заметных

цветоножках, отходящих от длинной

общей оси.

Простые соцветия Соцветие колос Отдельные цветки не имеющие цветоножек расположены на общей оси соцветия. Ятрышник Подорожник

Простые соцветия

Соцветие колос

Отдельные цветки не имеющие

цветоножек расположены на общей

оси соцветия.

Ятрышник

Подорожник

Простые соцветия Соцветие зонтик Цветы на цветоножках выходят из вершины оси соцветия. Первоцвет Чистотел

Простые соцветия

Соцветие зонтик

Цветы на цветоножках выходят из

вершины оси соцветия.

Первоцвет

Чистотел

Простые соцветия Соцветие початок На толстой, обычно мясистой оси соцветия располагаются цветки не имеющие цветоножек. Белокрыльник Аир Антуриум

Простые соцветия

Соцветие початок

На толстой, обычно мясистой оси

соцветия располагаются цветки

не имеющие цветоножек.

Белокрыльник

Аир

Антуриум

Простые соцветия Соцветие головка На укороченном (часто утолщенном) общем цветоносном побеге располагаются сидячие цветки. Мордовник Клевер

Простые соцветия

Соцветие головка

На укороченном (часто утолщенном)

общем цветоносном побеге

располагаются сидячие цветки.

Мордовник

Клевер

Простые соцветия Соцветие корзинка На утолщенном и расширенном ложе соцветия располагаются мелкие сидячие цветки. Снаружи это соцветие защищено зелеными листьями - оберткой. Подсолнечник Одуванчик Астра

Простые соцветия

Соцветие корзинка

На утолщенном и расширенном

ложе соцветия располагаются

мелкие сидячие цветки. Снаружи

это соцветие защищено зелеными

листьями - оберткой.

Подсолнечник

Одуванчик

Астра

Простые соцветия Соцветие щиток На удлиненном общем цветоносном побеге располагаются цветки на цветоножках разной длины - нижние более длинные, а верхние - короче. Боярышник Садовая груша

Простые соцветия

Соцветие щиток

На удлиненном общем цветоносном

побеге располагаются цветки на

цветоножках разной длины - нижние

более длинные, а верхние - короче.

Боярышник

Садовая груша

Простые соцветия Соцветие завиток От главной оси несущей один цветок, ниже отходит другая одноцветковая ось, затем третья, а далее более молодая часть с нераспустившимися цветками. Незабудка Окопник

Простые соцветия

Соцветие завиток

От главной оси несущей один

цветок, ниже отходит другая

одноцветковая ось, затем третья, а

далее более молодая часть с

нераспустившимися цветками.

Незабудка

Окопник

Сложные соцветия Соцветие сложный зонтик От верхушки общего цветоносного побега отходят простые зонтики. Укроп Морковь

Сложные соцветия

Соцветие сложный зонтик

От верхушки общего

цветоносного побега отходят

простые зонтики.

Укроп

Морковь

Сложные соцветия Соцветие сложный колос На длинном, тонком общем цветоносном побеге располагаются простые колоски, состоящие из 2-3-х сидячих цветков. Ячмень Пшеница

Сложные соцветия

Соцветие сложный колос

На длинном, тонком общем

цветоносном побеге

располагаются простые колоски,

состоящие из 2-3-х сидячих

цветков.

Ячмень

Пшеница

Сложные соцветия Соцветие метелка На длинном, тонком общем цветоносном побеге располагаются простые кисти. Сирень Виноград

Сложные соцветия

Соцветие метелка

На длинном, тонком общем

цветоносном побеге

располагаются простые кисти.

Сирень

Виноград

Лабораторная работа 1. Рассмотрите соцветия на гербарном материале или картинках. 2. Определите, как расположены цветки у рассмотренных растений. Пользуясь схемами в учебнике и тетради, выясните, как называются эти соцветия. 3. Заполните таблицу. 4. Сделайте вывод по итогам лабораторной работы.

Лабораторная работа

1. Рассмотрите соцветия на гербарном

материале или картинках.

2. Определите, как расположены

цветки у рассмотренных растений.

Пользуясь схемами в учебнике и

тетради, выясните, как называются

эти соцветия.

3. Заполните таблицу.

4. Сделайте вывод по итогам

лабораторной работы.

Заполните таблицу к лабораторной работе Простое или Название Схема Название сложное растения соцветия соцветия соцветие

Заполните таблицу к лабораторной

работе

Простое или

Название

Схема

Название

сложное

растения

соцветия

соцветия

соцветие

Раздаточный материал(картинки)

Раздаточный материал(картинки)

Вопросы к выводу: 1. Что называется соцветием ? 2. Каково биологическое значение соцветий ?

Вопросы к выводу:

1. Что называется соцветием

?

2. Каково биологическое значение

соцветий

?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Соцветия. Биологическая роль соцветий"

Автор: Казанцева Рита Федоровна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138358

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Урок по биологии. Тема : Соцветия "
    ["seo_title"] => string(35) "urok-po-biologhii-tiema-sotsvietiia"
    ["file_id"] => string(6) "225417"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439639876"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Биологическая роль соцветия."
    ["seo_title"] => string(33) "biologhichieskaia_rol_sotsvietiia"
    ["file_id"] => string(6) "450296"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516102149"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока по биологии на тему семейство Пасленовые"
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekturokapobiologhiinatiemusiemieistvopaslienovyie"
    ["file_id"] => string(6) "320331"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461063220"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока по биологии на тему семейство Пасленовые"
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokapobiologhiinatiemusiemieistvopaslienovyie1"
    ["file_id"] => string(6) "320332"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461063227"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Открытый урок на тему семейство Пасленовые"
    ["seo_title"] => string(42) "otkrytyiuroknatiemusiemieistvopaslienovyie"
    ["file_id"] => string(6) "320337"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461064632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства