Цель: обучение, воспитание и развитие учащихся с использованием материала о соцветиях растений
Задачи:
Образовательные:
создавать условия для активного повторения строения цветка;
формировать знания о соцветии, его биологической роли;
познакомить с видами соцветий и признаками, отличающими одно соцветие от другого;
научить определять соцветия у растений по фотографиям и гербарным материалам.
Воспитательные:
воспитывать культуру общения в разных видах коллективного взаимодействия;
воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть красоту природы.
Развивающие:
развивать память, внимание;
развивать у учащихся интерес к изучению биологии;
способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
развивать умения видеть проблему и находить пути её решения, искать ответы на поставленные вопросы;
развивать умение быстро, грамотно и точно выражать свои мысли, получать информацию из разных источников и анализировать ее.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать что такое соцветие и какова его биологическая роль;
- иметь представление о разнообразии соцветий;
- уметь работать со схемами соцветий;
- уметь определять вид соцветия по фотографиям и гербарным материалам.
Метапредметные УУД:
регулятивные:
- принимать решения в проблемной ситуации;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им во время практической работы;
- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
коммуникативные:
- уметь получать информацию от одноклассников;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
- познавательные:
- уметь получать информацию из учебника;
- уметь составлять определения;
- уметь читать схемы;
- осуществлять сравнение разных соцветий на основе анализа их строения;
- осуществлять классификацию соцветий;
- сопоставлять гербарные образцы со схемами соцветий.
ИКТ - компетентности: уметь получать информацию из презентации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- формирование адекватной позитивной самооценки;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация с материалом урока, гербарные материалы, модель цветка капусты, инструкции к практической работе.
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, работа в группах.
Основные термины и понятия: соцветие, простые и сложные соцветия. Технология построения урока: развивающее обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, технология групповой деятельности.
Учебник: Биология. « Бактерии. Грибы. Растения », В.В.Пасечник, Дрофа, 2007 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии. Тема : Соцветия »
План - конспект открытого урока биологии в 6 классе Мустафиной Зульфии Ягфаровны
Дата проведения:
Тема урока: Соцветия.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: обучение, воспитание и развитие учащихся с использованием материала о соцветиях растений
Задачи:
Образовательные:
создавать условия для активного повторения строения цветка;
формировать знания о соцветии, его биологической роли;
познакомить с видами соцветий и признаками, отличающими одно соцветие от другого;
научить определять соцветия у растений по фотографиям и гербарным материалам.
Воспитательные:
воспитывать культуру общения в разных видах коллективного взаимодействия;
воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть красоту природы.
Развивающие:
развивать память, внимание;
развивать у учащихся интерес к изучению биологии;
способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
развивать умения видеть проблему и находить пути её решения, искать ответы на поставленные вопросы;
развивать умение быстро, грамотно и точно выражать свои мысли, получать информацию из разных источников и анализировать ее.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать что такое соцветие и какова его биологическая роль;
- иметь представление о разнообразии соцветий;
- уметь работать со схемами соцветий;
- уметь определять вид соцветия по фотографиям и гербарным материалам.
Метапредметные УУД:
регулятивные:
- принимать решения в проблемной ситуации;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им во время практической работы;
- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
коммуникативные:
- уметь получать информацию от одноклассников;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
- познавательные:
-уметь получать информацию из учебника;
- уметь составлять определения;
- уметь читать схемы;
- осуществлять сравнение разных соцветий на основе анализа их строения;
- осуществлять классификацию соцветий;
- сопоставлять гербарные образцы со схемами соцветий.
ИКТ - компетентности: уметь получать информацию из презентации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- формирование адекватной позитивной самооценки;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы:индивидуальная,фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация с материалом урока, гербарные материалы, модель цветка капусты, инструкции к практической работе.
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, работа в группах.
Основные термины и понятия: соцветие, простые и сложные соцветия. Технология построения урока: развивающее обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, технология групповой деятельности.
Учебник: Биология. « Бактерии. Грибы. Растения », В.В.Пасечник, Дрофа, 2007 г.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I. Организационный момент (1-2 мин)
Учитель проверяет готовность к уроку.
Р: уметь организовать себя для работы на уроке
II. Повторение пройденного; (4-5 мин)
Дает задание на (+),
фронтальная проверка задания; самопроверка
Выполняют задание, проверяют себя, сдают те, кто сделал правильно.
Р: уметь самостоятельно контролировать свое время;
К: уметь понять поставленную задачу;
П: уметь воспроизводить полученные знания;
Л: формирование адекватной позитивной самооценки.
III. Постановка учебной задачи (4-5 мин)
Подводит учащихся к формулированию темы урока "Соцветие"
Через ответы на проблемные вопросы и анализ фотографий презентации учащиеся формулируют тему урока
Р: уметь принимать решение в проблемной ситуации;
К: уметь получать информацию от одноклассников;
П: уметь воспроизводить самостоятельно приобретенные знания;
Л: осознавать неполноту знаний.
IV. Открытие нового знания (10 мин)
Организует знакомство с соцветиями через сравнение схем.
Читают схемы соцветий, сравнивают, классифицируют
К: уметь точно и грамотно отвечать на вопросы;
П: уметь сравнивать, обобщать, делать выводы;
Л: осознавать неполноту знаний.
V. Первичное закрепление (5 – 8 мин)
Показ фотографий соцветий через презентацию
Сопоставление фотографий и схем соцветий и определение типа соцветия
П: уметь сопоставлять и применять полученные знания в новой деятельности;
Л: развивать мотивацию к познавательной деятельности
VI. Практическая работа (8-10 мин)
Организует выполнение практической работы в группах
Соотносят по схемам виды соцветий и гербарный материал, характеризуют соцветия
Р: уметь самостоятельно контролировать свое время;
К: уметь понять поставленную задачу;
П: уметь применять полученные знания в новых условиях;
Л: формирование адекватной позитивной самооценки.
VII. Домашнее задание (2 мин)
Объяснение домашнего задания
Запись в дневник
Р: уметь самостоятельно контролировать свое время;
VIII. Итог урока, рефлексия деятельности
(3 мин)
Создает условия для осуществления учащимися рефлексии своей деятельности на уроке
Осознают, чему научились, что узнали на уроке
П: осознание тог, насколько расширились знания на уроке
К: уметь выразить свои чувства;
Л: осознание значимости полученных знаний для себя.
Подробный конспект урока
I. Организационный момент. Презентация включена на 1 слайде.
II. Повторение пройденного.
- Модель цветка какого растения перед вами? (капусты)
На листочках, лежащих на столе, запишите свою фамилию и формулу цветка. Положите ручки.
Проверка по слайду 2.
Сдайте те, кто написал правильно.
- Что обозначает символ * в начале формулы?
- Какие главные части цветка?
- Что относится к околоцветнику?
- Какой здесь околоцветник, простой или двойной?
III. Постановка учебной задачи.
- Сейчас проверю вашу наблюдательность. Что было изображено на 1 слайде? (обычно говорят ромашка, а орган растения – цветок). Оба ответа неверны. Здесь не ромашка и не цветок. Сегодня на уроке мы узнаем, в чем мы ошиблись.
- Что за растение изображено на слайде? ( (слайд 3)
- Чем удивительно это растение? Почему я выбрала фото, где рядом человек? (для сравнения размеров цветка)
У этого растения самый крупный цветок, его масса доходит до 10 кг.
- В чем преимущества такого цветка для растения? (хорошо заметен насекомым опылителям – мухам).
- Есть ли недостатки такого цветка?
(1. бутон развивается до 1,5 лет, поэтому может расти только там, где всегда тепло и влажно,
2. нужно потратить очень много органических веществ на развитие цветка)
Большинство современных растений имеют мелкие цветки. Это оказалось более выгодно (быстрее развиваются, меньше затрат органических веществ)
Но возникает проблема, маленький цветок плохо заметен.
- Предположите, как растения могли решить эту проблему?
Группы цветков, расположенные близко, образуют соцветие.
Откройте с. 64 и запишите тему сегодняшнего урока.
IV. Открытие нового знания.
1. Прочитайте определение соцветия, о чем мы еще не сказали? (в определенном порядке)
- Кто готов дать определение соцветия?
Запишите определение соцветия, стараясь не заглядывать в учебник.
2. У разных растений свои правила расположения цветков. Поэтому существуют разные соцветия. Посмотрите на с. 65 на схему соцветий.
- Что изображено красными кружочками?
Самое распространенное соцветие в природе, это – кисть. Достаточно редкое – колос.
- Что общего у этих соцветий? Чем отличаются? Цветки, у которых цветоножки не выражены, называются сидячие.
- Когда мы еще в ботанике встречали слово сидячий? (сидячий лист – без черешка)
- У каких еще соцветий сидячие цветки?
3. Соцветия бывают простые и сложные.
- Какие сложные соцветия здесь изображены? (сложный зонтик, сложный колос)
- Какое еще сложное соцветие есть, но не подписано, что оно сложное? (метелка)
- На какое простое соцветие оно похоже? Метелка по-другому называется – сложная кисть.
Попробуйте объяснить, чем простое соцветие отличается от сложного.
V. Первичное закрепление
Фронтальное определение соцветий по презентации (3 – 10 слайд, на 10 слайде одиночный цветок)
- В начале урока мы сделали 2 ошибки, говоря про это растение (слайд 11). Кто исправит одну? (это не цветок, а соцветие).
А сейчас вы узнаете вторую ошибку, посмотрите на следующий слайд (12 слайд) (это не ромашка, а нивяник)
VI. Практическая работа
Определение соцветий у гербарных экземпляров растений.
Объединитесь в группы.
Практическая работа
Виды соцветий.
Цель: научиться определять соцветия
Оборудование: гербарные экземпляры
Ход работы:
Рассмотрите гербарные экземпляры и, используя учебник, определите тип соцветий.
Начертите и заполните таблицу.
Название соцветия
Простое или сложное
соцветие
Цветок сидячий или с цветоножкой
Примеры растений (2)
VII. Домашнее задание
с. 66 (1 – 3 вопросы устно), по желанию: нарисовать на альбомном листе схему соцветия и с обратной стороны растение, имеющее данное растение.