kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Роль птиц в природе и в жизни человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект Урока на тему Роль птицв природе и жизни человека

Просмотр содержимого документа
««Роль птиц в природе и в жизни человека»»

«Роль птиц в природе и в жизни человека»

Тип урока: повторения и закрепления изученного.

Цели урока:

Образовательные:

-повторить и закрепить знания по теме «Роль птиц в природе и в жизни человека»;

- обосновать необходимости их охраны;

- продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с натуральными объектами, определять роль птиц в природных сообществах.

Развивающие:

- развивать умения учащихся находить нужную информацию в различных источниках, выделять главное, отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.

Воспитывающие:

- воспитывать умение видеть прекрасное в природе;

- воспитывать научное мировоззрение, заботливое отношение к природе.

Форма урока: устный журнал.

Оборудование:

- влажный препарат;

- скелет птицы;

- таблицы с изображением строения птиц;

- рисунки птиц из учебника и других книг;

- наглядность с изображениями птиц;

- репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели»;

- аудиозаписи «Голоса птиц в природе».

ХОД УРОКА

I этап. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.).

Приветствие учителя и учащихся. Проверка присутствующих на уроке и готовности учащихся к уроку. Учитель сообщает тему и цели урока.

Вступительное слово учителя

Птицы – один из важнейших природных компонентов, их роль значительна. Обусловлено это и большим видовым разнообразием птиц – около 9000 видов.

Сегодня у нас необычный урок. Это урок – устный журнал, каждая из страниц которого посвящена удивительным птицам, их внешнему виду, повадкам в природе, тому значению, которое они имеют для жизни человека и природы.

II этап. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ВОПРОСАМ (5 мин.).

1.Определите одним предложением значение птиц в природе. Учащиеся формулируют ответ на вопрос, учитель записывает правильные ответы на доске, а учащиеся – в тетрадях.

Примерная запись:

1)ограничивают рост растений

2)опыляют цветковые растения

3)распространяют семена

4) являются санитарами

2. Определите одним предложением роль птиц в жизни человека. Учащиеся формулируют ответ на вопрос, учитель записывает правильные ответы на доске, а учащиеся – в тетрадях.

Примерная запись:

1) дают человеку пищу: мясо, яйца, жир

2) удобряют почву

3) дают материал для одежды – пух (морская утка – гага дает теплейший пух для скафандров космонавтов, для костюмов полярников);

4) уничтожают вредителей (например, цесарки едят колорадских жуков) и разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных;

5) имеют эстетическое значение – являются украшением жизни, их окраска, пение, повадки помогают постигать прекрасное и удивительное в жизни человека.

Учитель подводит итог: как вы видите, роль птиц в природе и жизни человека огромна. Если бы птицы исчезли, то трудно сказать, сохранилась ли бы жизнь на Земле. А чтобы доказать эту мысль, давайте обратимся к устному журналу, в создании которого примут участие все присутствующие сегодня на уроке.

III этап. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (35 мин.)

Учитель. Итак, открываем первую страницу журнала. Она называется «Птичий хоровод».

Задание: послушайте сообщения учащихся и сделайте вывод, почему эта страница так называется?

1-ое сообщение.

В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Есть птицы, летающие выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не поднимаются в воз дух. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи, третьи – в пустыне или в горах. Однако все они имеют перьевой покров, за что их называют пернатыми!

Птицы заметно различаются по внешнему виду и размерам.

Самая крупная из современных птиц – африканский страус, его высота достигает 2,7 м, вес – около 70-90 кг.

Более двадцати миллионов лет назад предки сегодняшних страусов населяли территорию современных государств: от Испании на западе, включая Украину и Казахстан и до Китая на востоке. Упоминание о страусе было обнаружено в одной из древних китайских энциклопедий. Всего только миллион лет прошел с тех пор, как страусиная популяция переселилась в Африку и осела на севере, востоке и юге континента.

Вне опасности страус ведет себя мирно, все время находясь в поиске пищи. Очень любопытный к окружающему миру страус живет в стаде. Несмотря на свои большие размеры в случае опасности страус оказывается очень трусливым и пугливым. В панике страус мечется и может быть опасен. Самый первый рефлекс – убежать. Если же убежать невозможно, он защищается клювом, двумя костистыми шипами (шпорами) на крыльях и мощными когтями на пальцах. Страусы, как люди, всегда защищают своих детей. Если маленьким страусятам угрожает гиена или другой хищник, взрослый самец может устроить целый спектакль, притворившись раненым. Он бегает зигзагом и как раненый падает на землю. Заинтересованная гиена переключает внимание и устремляется за этой легкой добычей до тех пор, пока страус не поднимается с земли и не бежит он изумленного хищника со всех ног. Тем временем страусята бегут под крыло к другим взрослым страусам.

2-ое сообщение.

Самая маленькая птица на нашей планете – колибри – размером не больше шмеля. Существует около 340 видов колибри.

Клюв у колибри тонкий и длинный, иногда очень длинный, прямой, иногда изогнут книзу. Язык колибри представляет собой длинную тонкую трубочку с бахромкой на конце. Крылья у колибри не очень длинные. Основную поверхность их, как и у стрижей, составляют сильно развитые плотные маховые перья, у колибри их десять. Хвост у колибри имеет самую разнообразную форму и длину. Иногда он довольно короткий и прямо срезанный, иногда вырезанный, иной раз похож на раскрытые ножницы. Ножки у колибри четырехпалые, очень слабые. Оперение колибри самого разнообразного цвета, часто с металлическим блеском. Цвет оперения в очень сильной степени зависит от микроструктуры перьев, от отражения ими света. Поэтому при разном положении относительно света расцветка одной и той же птицы выглядит различно. Некоторые виды колибри имеют хорошо выраженный хохол, у других имеются удлиненные перья по бокам головы или шеи, образующие своеобразный воротник.

Колибри очень много едят, съедая за сутки корма по массе примерно в два раза больше, чем весят сами. Только таким образом они могут поддерживать усиленный обмен веществ и постоянную температуру тела. Питаются они растительной (нектар цветов) и животной (мелкие мягкие насекомые и паучки) пищей. Подлетев к цветку и остановившись перед ним в воздухе, колибри вводит в цветок клюв и, не открывая его, лишь слегка приподнимает вверх надклювье и высовывает сложенный трубочкой конец языка.

(Демонстрируются изображения африканского страуса и колибри (приложение 7).

3-ье сообщение.

Раздел зоологии, изучающий пернатых, называется орнитологией.

Уместно вспомнить, что многие выдающиеся биологи прошлого века, начиная с великого Дарвина, были по специальности орнитологами.

Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц. Не случайно некоторые их виды имели культовое значение. Уже в палеолите неизвестные ваятели изображали гусей, сов, рябчиков, уток, чаек. В неолите этот список пополнили беркуты, вороны, глухари, журавли. С незапамятных времен существует соколиная охота.

4-ое сообщение.

Прилет птиц всегда символизировал наступление весны, оживление природы. Многие художники запечатлели это момент на своих полотнах. Именно это время года – раннюю весну – изобразил на своем полотне русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов (демонстрация репродукции картины (приложение 8).

Русский художник И. Левитан так отозвался об этой картине: «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу».

Сюжет картины прост: на пустыре, огороженном забором, – совершается великое чудо тихого пробуждения природы от зимнего сна. Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший ее, чуть позолотил снежный бугор у забора и самый забор. Лужи растаявшего снега открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от молодых березок, озарилось розовато-золотистым светом плотное облако, а на обозримых далях обнажились проталины. Грачи устраиваю свои гнезда – здесь их дом.

Про выставку, на которой впервые демонстрировалась эта картина, художник И. Крамской сказал: «… были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, а душа есть только в «Грачах».

Прошло более ста лет с того дня, когда этот маленький холст был показан на первой Передвижной выставке в Москве. В зале Третьяковской галереи возле картины «Грачи прилетели» всегда людно. Подойдите ближе, и вы услышите, как она звучит. Слух уловит музыку весны, звон капели, журчание воды в проталинах, грачиный гомон, скрип сверкающего наста. Кричат грачи, вьется сизый дымок из трубы деревянного домика. Кажется, мы слышим пение весны, чувствуем колыхание голых веток березы. Художнику удалось передать зрителю дыхание раннего утра года – времени прилета грачей.

5-ое сообщение.

Ученые заметили, что пернатые прилетают как бы волнами. В одних волнах – мало птиц, в других – много. Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы.

Эти птички пользуются особой любовью в народе. Не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинки, зимовавшие в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков-листоедов, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200-300 раз в день и каждый раз приносят по 3-4 крупных насекомых, а мелких – гораздо больше. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Вот как описывает весеннюю песню скворца писатель А. Куприн: «Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники, которые всегда располагаются отверстием на восток. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голос малиновки, и музыкальное лепетание пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие звуки, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба».

(Аудиозапись пение скворца).

6-ое сообщение.

Отгадайте загадку:

Шило-вило-мотовило, по-немецки говорило,

Спереди шильце, сзади вильце,

На спине суконце, сисподу – белое полотенце.

Это ласточка!

Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки - прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, которых они ловят на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает» к земле, ласточки летают низко. Поэтому есть примета: ласточки летают низко – быть грозе.

Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:

Ласточка под кровлею – к счастью.

Ранняя ласточка – к счастливому году.

Одна ласточка весны не делает.

Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

6-ое сообщение.

Обыкновенный соловей – птичка невзрачная: коричневато-буро-сероватая с рыжинками птаха с большими темными умными глазками и длинными тонкими ногами. Поет соловей, сидя на веточке невысоко от земли, немного сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен.

(Аудиозапись пения соловья).

Ответы учащихся на вопрос: почему страница называется «Птичий хоровод»? (Примерные ответы: птиц очень много, они кружатся вокруг нас, как в хороводе; вождение хоровода (пение и пляска одновременно) приносит радость и птицы приносят радость; в хороводе люди держатся за руки, они вместе отдыхают, веселятся, так с птицами человек должен дружить, оберегать их).

Учитель: Открываем вторую страницу нашего журнала. Она называется «Удивительные легендарные птицы».

1-ое сообщение.

Задание: Угадайте, о какой птице пойдет речь.

Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Ответ учащихся: сова).

(Демонстрируется изображение совы – приложение 9).

Сова не случайно с давних времен привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни – все тревожило людское воображение. Били сов, уничтожали нещадно, пока за них не вступилась наука. Сова – единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперед. И в то же время, не поворачивая корпус, она может смотреть вбок и даже назад - голова совы поворачивается на 180°. Бесшумный полет объясняется устройством ее оперения и крыльев. Задние края крыльев этой птицы снабжены мягкой бахромой из перьев, которые уничтожают завихрения воздуха. Бесшумный полет совам необходим: их добычей служат такие чуткие зверьки, как мыши. Сейчас известно, что одна сова уничтожает за год в среднем от 1000 до 1200 мышей. А это значит, что она спасает минимум тонну зерна!

2-ое сообщение.

Задание: Послушайте предание и догадайтесь, о какой оно птице.

Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали? (Ответ учащихся: это клесты).

Демонстрируется изображение клеста (приложение 10)

Клюв у клестов крестообразный, приспособленный для вылущивания семян из шишек хвойных. Сосновые и еловые семена содержат большое количество смолистого вещества. Оно накапливается в организме птиц, и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это совершенно не вредит, а после смерти они сохраняются в неизменном виде довольно долго – иногда по 15-20 лет. И еще одна удивительная особенность есть у клестов; птенцы их могут появляться в любое время года - даже в декабре и январе, т.е. тогда, когда можно добыть больше корма для выкармливания. А кормят родители свое потомство семенами хвойных растений, размягченными в зобу.

3-ье сообщение.

Послушайте алтайскую легенду.

Демонстрируется изображение кукушки (приложение 10).

Давно это было… Тогда птиц алтайские народы боготворили. А старики до сих пор считают кукушку птицей-мученицей. Когда-то кукушка была женщиной. Жила она бедно, но ее спасало трудолюбие. Все силы она отдавала трем своим детям. А дети росли непослушными, мать свою не уважали. Однажды она тяжело заболела. Послала одного сына за дровами. Он не пошел. Послала другого – тот убежал. И третий не послушался мать, отмахнулся от ее просьбы. Заплакала мать и сказала: «Лучше бы я птицей стала, улетела бы от вас…». Сказала в отчаянии, без умысла, а вдруг и правда превратилась в кукушку…

Вспорхнула и полетела в дымоход – дыру юрты. Один сын успел, схватил ее за ногу. Но в руках его остался только обувок, а кукушка улетела. Так и живет теперь она без дома, одна нога ее черная – в «обувке», другая светлая – «разутая».

В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина, погубившая своего мужа, в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг.

Но к сведению успевших загрустить: кукушка – самка не умеет кричать никак. Она всегда молчит. «Ку-ку» – это призыв самца. И чем дольше раздается «Ку-ку, ку-ку», тем «привередливее» попалась невеста. Так что не грустите долго, если услышите его (не ее!) голос и улыбнитесь весне!

Учитель: Вы много нового узнали о птицах, а теперь проверим ваши знания. Новая страница нашего журнала называется «Хочу все знать!». Здесь вам предлагается разделиться на 2 команды и сыграть в игру «Всезнайка».

ИГРА «ВСЕЗНАЙКА»

Учащиеся делятся на 2 команды.

Правила игры. На доске нарисован «экран» с квадратами, в каждом из которых написаны цифры от 1 до 18. Команды по очереди выбирают цифру и отвечают на вопрос. Если одна команда дала неправильный ответ, то попытка ответа предоставляется другой команде. Выигрывает та команда, которая набрала больше очков.

Вопросы:

1. Благодаря какой птице мужская рубашка получила свое название (Сорочка от сорока).

2. Какая птица спасла Рим? (Гусь).

3. Эта птица – ближайшая родственница снегурочки? (Снегирь).

4. Как зовут сказочную птицу, которая при приближении смерти сгорает, а потом опять возрождается из пепла? (Феникс).

5. Какая птица служит талисманом КВНа? (Кивин).

6. Какую птицу по русской поговорке можно поймать, а «слово» нет? (Воробья).

7. Какая птица с давних времен символизирует мудрость? (Сова).

8. Какая птица имеет хвост в виде рожек? (Ласточка).

9. Птица, у которой клюв размером с тело (тукан)

10. Какая птица носит свое название в честь коренных жителей Америки? (Индейка).

11. Как зовут птицу-однофамилицу известного украинского писателя? (Гоголь).

12. Какой птицей называют обратную сторону монет? (Орлом).

13. Какая птица занималась доставкой почты? (Голубь).

14. Какая птица символизирует незыблемость британской короны? (Ворон).

15. Какая певчая птица называется в честь тех островов, где она обитает? (Канарейка; Канарские острова).

16. Какой птичке в Петербурге установлен памятник? (Чижику).

17. У какой птицы в русских народных сказках золотое оперение? (У жар-птицы).

18. Какая птица подсчитывает годы жизни человека? (Кукушка).

IV этап. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ(1 мин.). Составить рассказ о птицах, которых вы видели на экскурсиях и прогулках? Принести фотографии этих птиц или сделать слайд-шоу.

IV этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ(1 мин.). Учитель выставляет оценки, хвалит учащихся за активную работу.

VI этап. РЕФЛЕКСИЯ (1 мин.)

Учитель: У вас на столах есть два вида цветов. А на доске у меня – пустая ваза. Если вам на уроке было комфортно, вам урок понравился, то, выходя из кабинета, поставьте в вазу розовый цветок, если не понравился – синий. Так учащиеся развивают навык результатов оценки и самооценки учебно-познавательной деятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Роль птиц в природе и в жизни человека»

Автор: Сентябова ТатьянаАлександровна

Дата: 10.09.2019

Номер свидетельства: 519410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Роль леса в жизни человека"
    ["seo_title"] => string(30) "rol_liesa_v_zhizni_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "378660"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484244489"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Открытое  внеклассное мероприятие «День птиц» "
    ["seo_title"] => string(49) "otkrytoie-vnieklassnoie-mieropriiatiie-dien-ptits"
    ["file_id"] => string(6) "239290"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444752905"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему Роль растений в жизни животных"
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rol-rastienii-v-zhizni-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "305799"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457982582"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Лес и человек" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-po-tiemie-lies-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "140773"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418018862"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Интегрированный урок по литературе в 10 классе Тема: «Природа и человек» "
    ["seo_title"] => string(78) "intieghrirovannyi-urok-po-litieraturie-v-10-klassie-tiema-priroda-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "230454"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442148232"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства