Просмотр содержимого документа
«Рефлекс - основа нервной деятельности»
Тема урока: «Рефлекс – основа нервной регуляции».
Цель урока: сформировать у учащихся представления о рефлексах и принципах их действия.
Ход урока:
Организационный момент.
Повторение пройденного материала.
Ответить на вопросы: Что такое нервная система? Из чего состоит нервная система? Какие отделы выделяют в нервной системе (и из чего они состоят)? Что такое нейрон?
Актуализация знаний.
Окружающая среда постоянно воздействует на наш организм и на организм животных. Между различными животными происходят различного типа взаимодействия. Приведите примеры воздействия, окружающей среды на наш организм или какое – либо животное. Приведите примеры взаимодействия различных животных. В чем это проявляется? Как Вы думаете, какую роль играет нервная система?
Изучение нового материала.
Ответную реакцию организма на раздражение, осуществляемую с помощью нервной системы, называют рефлексомслайд 1 (учащиеся записали определение в тетради).
Как работает рефлекс? При раздражении чувствительного окончания в нейроне возникает сигнал – нервный импульс. По короткому отростку нервный импульс движется к телу нейрона. Затем по длинному отростку он передается другим нервным клеткам. Так от одного нейрона к другому сигнал движется в мозг. Здесь полученная информация перерабатывается. Затем ответный сигнал из мозга по другим нейронам передается к рабочему органу, и его работа изменяется.
Схема работы рефлекса – просмотр ролика (учащиеся зарисовали схему себе в тетрадь).
Характер взаимоотношений животных с окружающей средой и другими живыми организмами определяется уровнем развития нервной системы. Например, у пресноводной гидры самая простая по строению нервная система (сетчатая или диффузная). Она представлена распределенной по телу сетью нервных клеток слайд 2 (просмотр ролика рефлекс у пресноводной гидры).
У животных с более сложной нервной системой есть скопления нервных клеток – нервные узлы с отходящими от них нервами. Такую нервную систему имеет моллюск прудовик слайд 3.
Наиболее развита нервная система у позвоночных животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих (зверей) слайд 4.
Большая часть длинных отростков нейронов у позвоночных покрыта специальной оболочкой, благодаря которой нервные импульсы передаются намного быстрее, чем у других животных.
Главным координирующим центром у позвоночных животных является головной мозг. Головной мозг позвоночных животных состоит из пяти отделов: продолговатого мозга, мозжечка, среднего мозга, промежуточного мозга и переднего мозга, состоящего из двух полушарий слайд 5. Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «Строение и функции отделов головного мозга позвоночных животных»:
Отделы головного мозга
Функции
С нервной системой тесно связаны все органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. В состав органов входят клетки, способные воспринимать прикосновения, действие звука, света, химических веществ.
Сигналы, поступающие из органов чувств или других органов, суммируются и перерабатываются в нервных узлах или в спинном и головном мозге. После этого к органам поступают ответные сигналы, регулирующие деятельность органов.
Жизнедеятельность многоклеточных животных координируется за счет совместного действия гуморальной и нервной регуляции, которую называют нейрогуморальной регуляцией.
Закрепление изученной темы.
Что такое рефлекс? Приведите примеры рефлексов. Что такое нейрогуморальная регуляция?
Рефлексия.
- Больше всего мне понравилось …
- Самым интересным сегодня на уроке было …
- Самым сложным для меня сегодня было …
- Сегодня я понял …
- Сегодня я научился …
- На будущее мне надо иметь в виду …
Домашнее задание: параграф 38, подготовить сообщение и/ или презентацию по теме: «Как разные животные ориентируются в пространстве».