kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлекс - основа нервной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по учебнику "Биология 5-6 класс" В.В. Пасечник.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рефлекс - основа нервной деятельности»

Тема урока: «Рефлекс – основа нервной регуляции».

Цель урока: сформировать у учащихся представления о рефлексах и принципах их действия.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного материала.

Ответить на вопросы: Что такое нервная система? Из чего состоит нервная система? Какие отделы выделяют в нервной системе (и из чего они состоят)? Что такое нейрон?

  1. Актуализация знаний.

Окружающая среда постоянно воздействует на наш организм и на организм животных. Между различными животными происходят различного типа взаимодействия. Приведите примеры воздействия, окружающей среды на наш организм или какое – либо животное. Приведите примеры взаимодействия различных животных. В чем это проявляется? Как Вы думаете, какую роль играет нервная система?

  1. Изучение нового материала.

Ответную реакцию организма на раздражение, осуществляемую с помощью нервной системы, называют рефлексом слайд 1 (учащиеся записали определение в тетради).

Как работает рефлекс? При раздражении чувствительного окончания в нейроне возникает сигнал – нервный импульс. По короткому отростку нервный импульс движется к телу нейрона. Затем по длинному отростку он передается другим нервным клеткам. Так от одного нейрона к другому сигнал движется в мозг. Здесь полученная информация перерабатывается. Затем ответный сигнал из мозга по другим нейронам передается к рабочему органу, и его работа изменяется.

Схема работы рефлекса – просмотр ролика (учащиеся зарисовали схему себе в тетрадь).

Характер взаимоотношений животных с окружающей средой и другими живыми организмами определяется уровнем развития нервной системы. Например, у пресноводной гидры самая простая по строению нервная система (сетчатая или диффузная). Она представлена распределенной по телу сетью нервных клеток слайд 2 (просмотр ролика рефлекс у пресноводной гидры).

У животных с более сложной нервной системой есть скопления нервных клеток – нервные узлы с отходящими от них нервами. Такую нервную систему имеет моллюск прудовик слайд 3.

Наиболее развита нервная система у позвоночных животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих (зверей) слайд 4.

Большая часть длинных отростков нейронов у позвоночных покрыта специальной оболочкой, благодаря которой нервные импульсы передаются намного быстрее, чем у других животных.

Главным координирующим центром у позвоночных животных является головной мозг. Головной мозг позвоночных животных состоит из пяти отделов: продолговатого мозга, мозжечка, среднего мозга, промежуточного мозга и переднего мозга, состоящего из двух полушарий слайд 5. Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «Строение и функции отделов головного мозга позвоночных животных»:

Отделы головного мозга

Функции







С нервной системой тесно связаны все органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. В состав органов входят клетки, способные воспринимать прикосновения, действие звука, света, химических веществ.

Сигналы, поступающие из органов чувств или других органов, суммируются и перерабатываются в нервных узлах или в спинном и головном мозге. После этого к органам поступают ответные сигналы, регулирующие деятельность органов.

Жизнедеятельность многоклеточных животных координируется за счет совместного действия гуморальной и нервной регуляции, которую называют нейрогуморальной регуляцией.

  1. Закрепление изученной темы.

Что такое рефлекс? Приведите примеры рефлексов. Что такое нейрогуморальная регуляция?

  1. Рефлексия.

- Больше всего мне понравилось …

- Самым интересным сегодня на уроке было …

- Самым сложным для меня сегодня было …

- Сегодня я понял …

- Сегодня я научился …

- На будущее мне надо иметь в виду …

  1. Домашнее задание: параграф 38, подготовить сообщение и/ или презентацию по теме: «Как разные животные ориентируются в пространстве».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рефлекс - основа нервной деятельности

Автор: Ворошилова Евгения Николаевна

Дата: 30.08.2016

Номер свидетельства: 341467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Особенности высшей нервной деятельности человека "
    ["seo_title"] => string(58) "osobiennosti-vysshiei-niervnoi-dieiatiel-nosti-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "163251"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422459190"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по теме «Особенности высшей нервной деятельности человека» "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-tiemie-osobiennosti-vysshiei-niervnoi-dieiatiel-nosti-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "101774"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402437748"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "урок по биологии  8 класс на тему "Значение нервной системы, её строение и функции. Строение нейрона. Рефлекс и рефлекторная дуга" "
    ["seo_title"] => string(145) "urok-po-biologhii-8-klass-na-tiemu-znachieniie-niervnoi-sistiemy-ieio-stroieniie-i-funktsii-stroieniie-nieirona-rieflieks-i-riefliektornaia-dugha"
    ["file_id"] => string(6) "135557"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416934400"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) ""Контрольная работа по биологии 8 класс за первое полугодие" "
    ["seo_title"] => string(64) "kontrol-naia-rabota-po-biologhii-8-klass-za-piervoie-polughodiie"
    ["file_id"] => string(6) "193633"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1427657059"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Технологическая карта урока "Значение, строение и функционирование нервной системы"."
    ["seo_title"] => string(87) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaznachieniiestroieniieifunktsionirovaniieniervnoisistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "268962"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450718856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства