kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме «Особенности высшей нервной деятельности человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок представлен по естественнонаучному направлению. Тема урока: «Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности человека». В классе, в котором проводился урок, обучается 25 человек. По социальному уровню дети собраны с разных семей, но класс дружный, взаимоотношения доброжелательные. В ходе урока ребята были объединены в группы по желанию. Психологическая атмосфера в классе хорошая, ребята свободно высказывают свою точку зрения. Рабочая программа в 8 классе составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе авторской программы «Человек и его здоровье» для 8-го класса авторов Драгомилова А.Г., Маш Р.Д. // Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – с.64-72, отражающей содержание Примерной программы. Она ориентирована на использование учебника: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Биология. Человек: Учебник для учащихся 8 класса. – М.: Вентана-Граф, 2005. Он соответствует программе курса биологии, рассчитанной на изучение раздела "Человек " по 2 часа в неделю, 68 часов в год. Данный урок является центральным в разделе «Поведение и психика». Это четвёртый урок из семи. Он обобщает знания учащихся о рефлекторной теории поведения, определяет особенности высшей нервной деятельности человека; показывает значение речи в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов. Раскрывает значение эмоций, разницу между понятиями «эмоциональная реакция», «эмоциональное состояние», «эмоциональное отношение». При организации и планировании урока я учитывала возрастные особенности учащихся. Так, школьники 8 классов любознательны и наблюдательны, интересуются динамическими процессами, желают общаться, эмоционально возбудимы. Поэтому, учитывая их предметно-образное мышление, мы много работали на уроке с наглядностью (портретами, отрывками из художественных произведений). Всё это пробуждает интерес к учению, а о большом влиянии интереса, на развитие интеллекта говорил ещё известный советский психолог Леонтьев, подтверждая свою мысль словами Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны для разума». Урок получился интегрированный, в нём чётко прослеживаются межпредметные связи с литературой, искусством, живописью. В начале урока была проведена актуализация опорных знаний и умений учащихся. Затем поставлены цели учебно-познавательной деятельности в течение изучения нового материала. На уроке, в ходе усвоения темы, была проведена индивидуальная и групповая работа с учётом опоры на знания учащихся. Концентрировалось внимание учащихся на практической значимости изучаемого материала. В конце урока был проведено закрепление материала. В заключении ребята самостоятельно подвели итог и произвели самооценку, рефлексию. На уроке использовались активные методы: 1) словесные методы: метод дискуссии, самостоятельной работы с литературой, метод проблемного изложения, 2) метод самостоятельного решения логических задач, требующих применения знаний в знакомой и незнакомой ситуации, 3) биологический диктант, 4) информационно-коммуникационные технологии. На уроке были созданы учебно – материальные условия (карта деятельности ученика, карточки работы в группах, использовалась мультимедийная презентация); морально – психологические (был создан психологический комфорт на уроке, организована обратная связь), эстетические; временные. Осуществлялась экономия времени. Для этого соблюдался активный темп урока, сделаны были предварительные заготовки. Дети в ходе урока были активны. Выполнили все предложенные задания. Ответили верно, на поставленные вопросы в ходе закрепления. Соответственно, цели урока были достигнуты. В конце урока была произведена рефлексия, которая показала удовлетворение, полученное ребятами от урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Особенности высшей нервной деятельности человека» »

Урок по теме: «Особенности высшей нервной деятельности человека».

Цель урока: обобщить знания учащихся о рефлекторной теории поведения, определить особенности высшей нервной деятельности человека; показать значение речи в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов. Раскрыть значение эмоций, разницу между понятиями «эмоциональная реакция», «эмоциональное состояние», «эмоциональное отношение».

Оборудование: презентация к уроку, портреты великих художников: Леонардо да Винчи «Джоконда», К. Флавицкий «Княжна Тараканова», В. Тропинин «Золотошвейка», О. Неменский «Девушка в чёрном», Гойя «Портрет актрисы Антонии Сарате», О. Кипренский «Портрет Олимпиады Александровны Рюминой» .

Ход урока.

Вступительная беседа.

Этот урок является центральным во всей теме. Сегодня мы поговорим о высшей нерв­ной деятельности человека (ВНД). Мы попы­таемся выявить общие черты ВНД человека и животных и отметить специфические осо­бенности, связанные с биосоциальной сущ­ностью человека.

1 этап. Актуализация опорных знаний.

  1. Что такое рефлекс? Какие вы знае­те рефлексы?

  2. Приведите примеры безусловных рефлек­сов животных и человека. (Обратите внима­ние, что безусловные рефлексы на естествен­ные раздражители у высших животных и че­ловека одинаковы.)

  3. Приведите примеры условных рефлексов животных.

  4. Выберите правильный ответ. Что такое высшая нервная деятельность?

А) Возникновение нервных импульсов в рецепторах.

Б) Способность проводить нервные импульсы от чувствительных нейронов к вставочным.

В) Способность проводить нервные импульсы от рецепторов к центральной нервной системе.

Г) Передача нервных импульсов по белому веществу спинного мозга в головной мозг.

Д) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление организма к среде обитания.

5. Объясните следующие факты: ребёнку впервые показали лимон, он потянулся к этому жёлтому предмету ручками, но пищевой слюноотделительный реакции у него не наблюдалось. У взрослых людей даже упоминание о лимоне может вызвать обильное слюноотделение.

6. Служебная собака успешно прошла курс подготовки. Можно ли использовать приобретённый его опыт на занятиях с её щенками.

2 этап. Изучение нового материала.

  1. Сейчас давайте обратимся к примерам, описанным в литературе. Работа проводит­ся по группам. Каждая группа знакомится с предложенным текстом.

I группа.

Примерно в это же время мы впервые уз­нали о необыкновенных способностях Фигана. Число посетителей станции все возраста­ло, и прежняя система подкормки уже не удов­летворяла ни их, ни нас. Стальных крышек, из­готовлявшихся в Кигоме по нашему заказу, было явно недостаточно, кроме того, нас бес­покоило то обстоятельство, что самки и дете­ныши вообще не получали своей доли бана­нов. Поэтому мы стали прятать плоды в кроне деревьев. Однажды, уже после того, как груп­па закончила трапезу, Фиган увидел среди вет­вей никем не замеченный банан. Но сразу же схватить его он не мог, так как под этим дере­вом сидел Голиаф. Быстро взглянув на Голиа­фа, Фиган отошел в сторону и сел за палат­кой, откуда он не мог видеть банана. Минут через пятнадцать Голиаф поднялся и ушел, и тогда Фиган молниеносно бросился к дереву и схватил плод. Было совершенно очевидно, что Фиган оценил ситуацию: если бы он забрался на дерево раньше, Голиаф наверняка отнял бы у него плод. Оставаться на прежнем месте Фиган тоже не мог - он бы то и дело поглядывал на банан, и в конце концов место­нахождение лакомства было бы обнаружено другими шимпанзе, которые тотчас догадались бы об этом по движению его глаз. Поэтому Фиган не только воздержался от немедленно­го удовлетворения своего желания, но даже на время ретировался, как хороший игрок, который делает ложный ход чтобы не "поте­рять всю партию ", и таким образом оставляет последнее слово за собой. Мы с Гуго были по­трясены действиями Фиган и он еще не раз удивлял нас.

Д.Гудолл "В тени человека", с. 74.

II группа

Наше внимание привлекла афиша, на­писанная от руки. Она приглашала посе­тить зверинец. Нашли мы его легко, взяли билеты и пошли обозревать вагончики с животными. Их было немного, стояли они буквой "П". Пройдя половину вагончиков, мы очутились у клетки, где лежал лев. Жи­вотное было очень крупное, что-то знако­мое было во всей его фигуре, а особенно в его профиле со слегка вздернутым носом. Мне показалось, что я узнаю в нем своего льва Аракса, которого три года назад сдала в один из наших зверинцев. Я сказала об этом Саше, и он предложил мне попро­бовать посмотреть льва поближе. Я подлез­ла под барьер ограждения и только хоте­ла подойти поближе, как вдруг передо мной возникла девочка, которая повисла у меня на руке с криком: "Подходить к ре­шетке нельзя!" Тут вступился Саша Аранов и стал говорить девочке о том, кто я такая. Она недоверчиво посмотрела на нас, но все же немного успокоилась. Я тихо произ­несла: "Аракс" У льва вздрогнуло ухо. Я тогда обычным своим голосом, как когда-то в клетке, повторила его имя. Лев вздрог­нул, поднял голову и посмотрел куда-то вверх, как бы вслушиваясь в мой голос. Я продолжала повторять его кличку. Аракс резко встал на ноги и пошел ко мне. Подо­шел и уткнулся лбом в решетку. Это был его привычный жест. Потом он стал прохажи­ваться, тереться боками о решетку. Встре­ча была столь неожиданной, что я даже не помню своих слов. Не заметила, что возле нас стал собираться народ. Помню лишь то, что Аракс начал ходить все медленнее и, наконец, совсем остановился, потом отошел от меня, лег на то же самое место, где лежал, положил голову на лапы и застыл. Я стояла как зачарованная, не ощущая ра­дости встречи: слишком много возникло в памяти горьких и трудных дней, когда в Сочи он однажды взбунтовался, а за ним взволновалась вся группа.

"С Араксом после Вашего отъезда что-то случилось. Раньше он был спокойным и ле­нивым, все лежал в углу, а как Вы уехали, до сих пор волнуется, забыть Вас не может. То бегает по клетке, а то часами сидит грус­тный и смотрит сквозь решетку вдоль, будто кого-то ждет... приезжайте... Оксана".

И.Бугримова. "На арене цирка", с.131-132.

III группа

Я эту собаку запомнил, как человека...

Случилось такое в сорок четвёртом году.

.Зимой игрался спектакль

"Охота XX века "

перед шеренгой, застывшей от страха, немой.

У коменданта была привязанность к догам,

И был экземпляр - казался слоном среди всех,

Даже эсэсовцы боялись верзилу дога,

И вот этот зверь шагнул величаво на снег

И вывели жертву... Стоял мальчишка, продрогнув.

Куда тут бежать?

Он давно ослабел. Комендант наклонился,

подал команду догу,

И тот в два прыжка расстояние преодолел.

Обнюхав смертника, прошелся спокойно рядом.

Был он великолепен в размашистом, легком шагу.

Вернулся дог к коменданту,

И честным собачьим взглядом

Сказал человеку пес: "Ребенок ведь - не могу"...

Лагфюрер пожал плечами: ему-то разницы нету.

Раскрыл кобуру у пряжки с надписью "С нами бог".

Но, едва сверкнула вороненая сталь пистолета,

В эсэсовское горло впился красавец дог.

В.Калиниченко "Я вспоминаю, как человека".

Укладываются ли описанные ситуации в понятие условного рефлекса? По-види­мому, не укладываются. На это в свое время не раз указывал Иван Петрович Павлов. Анализируя опыты, проведенные на человекообразных обезьянах, он пи­сал: "Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то это условным реф­лексом назвать нельзя. Это есть случай об­разования знания, улавливания нормаль­ной связи вещей".

Способность животных улавливать зако­номерности, связывающие предметы и яв­ления окружающей среды, а также исполь­зовать знание этих закономерностей в но­вых условиях была названа рассудочной де­ятельностью.

В наши дни разработаны специальные методики, с помощью которых изучают эле­ментарную рассудочную деятельность жи­вотных разных видов в лабораторных и ес­тественных условиях. Л.В.Крушинский об­наружил, что чем более развита нервная система, тем выше уровень рассудочной деятельности. Высшего развития она достигает у человека и проявляется в виде мышления.

Рассудочная деятельность - это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспо­сабливается к быстро меняющимся услови­ям среды, но и может предвидеть эти изме­нения и учитывать их в своем поведении.

2. Речь и мышление человека

В процессе эволюции у человека появилась, как говорил И.П.Павлов, "чрезвычайная при­бавка к механизмам работы мозга" - речь.

Слова, произносимые, слышимые и види­мые, - это сигналы, символы конкретных предметов и явлений окружающей среды. Словом человек обозначает все, что воспри­нимает с помощью органов чувств. Но зна­чение слова для человека не ограничивает­ся функцией условного раздражителя. Для нас с вами слово:

  1. средство общения;

  2. средство обобщения;

  3. средство выражения понятий;

  4. основа мышления.

Речь человека тесно связана с абстракт­ным мышлением.

Ребята, ваши родители наверняка помнят первое слово, произнесенное вами. С года­ми вы овладели речью, сложными стали поня­тия, обозначаемые словами. Вместе с речью развивалось ваше мышление. Способностью обучаться речи человек наделен от рожде­ния. Но если ребенок изолирован от челове­ческого общества, эти способности не реа­лизуются.

Примером может служить такой факт.

В 1927 г. в Индии в логове волка были обнаружены две девочки: одна двухлетняя, другой было семь лет. Оказавшись снова среди людей, девочки первое время ходили и бегали на четвереньках. Старшая че­рез четыре года обучения знала всего шесть слов, а через семь лет - только 45. Все че­ловеческое у нас от людей, длительная изо­ляция приводит к утрате многих человечес­ких качеств.

Давайте обратимся к книге Ольги Форш "Одеты камнем". Главный ее герой Михаил Бейдеман - участник покушения на царя. Это он - таинственный узник Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Вот как описывается в книге встреча с ним его друзей через 26 лет.

«В большой, давно не беленой комнате, на больничной койке сидело существо. Я не знаю, кто... Ни одной черты Михаила. Как лунь белые волосы и борода. Глаза стеклян­ные, без признака мысли. Когда он увидел, что мы подходим, лицо его исказилось ужа­сом; он дернулся в постели, привстал, хотел было юркнуть под койку, но распухшие от колена ноги не пустили...

Сейчас я должен вспомнить, отчего Михаил стал таким. Да. Двадцать лет одиночного заключения в равелине. Увезен безумным в казанский сумасшедший дом, где еще шесть лет оди­ночества. Итого: двадцать шесть лет. Я считал, глядя на этого чужого мне человека, где не было ни одной черты вдохновенного, прекрасного юноши».

4.Эмоции

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, общаясь с друзьями, люди ощущают радость, грусть, воодушевление, огорчение.

Переживания, в которых проявляется от­ношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями. Эмоции могут проявляться на субъективном физиологическом и поведенческом уровнях. Очень часто наше эмоциональное состояние бывает "написано" на лице, т.е. отра­жено в мимике.

Только человек из всех живых существ открытым отличается лицом. Имеет нос, миниатюрный рот и очи с заостренными углами... И тайны изумительных пропорций. Лик может радовать, сулить блаженство, Дарить доверие, внушать надежды. В нем мысли волшебство и чувств запечатлённость. Лицо - природы дар и гордость человека. Это написал швейцарский священник, поэт и художник Иоганн Лафатер. Сейчас мы с вами попытаемся составить описание эмоционального состояния людей, изображенных на портретах, по их выраже­нию лица, т.е. по их мимике. Работа прово­дится по группам.

Задание. Вам даны репродукции пор­третов. Составьте устное описание эмоцио­нального состояния изображенных на них женщин. Используйте при этом описание глаз, губ, мимических мышц.

I группа - Ф.Гойя. "Портрет актрисы Ан­тонии Сарате".

II группа - О.Кипренский. "Портрет Олимпиады Александровны Рюминой".

III группа - Ленардо да Винчи. "Джоконда"
Вопрос. Что является самым вырази­тельным на нашем лице?

Ответ. Глаза.

Давайте убедимся в этом.

Задание. Определите по глазам эмо­циональное состояние человека.

Михаил Булгаков писал об этом так:

Вам задают внезапный вопрос. Вы даже не вздрагиваете, в одну секунду овладева­ете собой и знаете, что нужно сказать, что­бы укрыть истину... и ни одна складка на Вашем лице не шевельнется, но, увы, встрево­женная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все конечно. Она замечена.... По выражению глаз оценивается эмо­циональное состояние, читается уровень понимания происходящего. Неспособ­ность сосредоточить взгляд на чем-то кон­кретном специалисты расценивают как по­казатель эмоциональной неуравновешен­ности.

Вопрос. Какую же роль в выражении эмоций играют мимические мышцы?

Ответ. В мимических движениях лица в той или иной мере участвует около ста мышц. Среди них есть "мышца иронии" - она тянет угол рта вверх, "мышца траура" опускает углы рта. Задание. Рассмотрите рисунки и по ми­мическим мышцам определите, какое состо­яние передает эта схема:

  1. недовольство;

  2. отвращение (человек морщит нос и под­нимает верхнюю губу, прищуривает глаза);

  3. злость, ярость (прижатые к оскаленным зубам губы, пристальный взгляд, нахмурен­ное лицо);

  1. радость (выражается улыбкой, смехом);

  2. горе, печаль (брови изгибаются дугой, углы рта вытягиваются и опускаются вниз, мо­гут быть слезы);

  3. удивление (поднимаются брови, широ­ко открываются глаза, а часто и рот).

Вопрос. Какими бывают эмоции? Задание. Рассмотрите репродукции следующих картин:

IVгруппа - К.Флавицкий. "Княжна Тара­канова".

Vгруппа - В.Тропинин. "Золотошвейка".

VI группа - О.Неменский. "Девушка в черном".

Вопрос. Какие чувства вызвали у вас эти картины, какое настроение они у вас создали?

Задание. Приведите примеры положи­тельных и отрицательных эмоций.

Люди, подавленные горем, бездеятель­ны. Они выражают свое состояние повторе­нием одних и тех же слов, междометий. Вспомните Тараса Бульбу в повести Гоголя. После того как у него погиб сын, Тарас все время твердит одно и то же "Остап, Остап, сын мой…"

Эмоции требуют разрядки. Разрядка у разных людей может происходить по-раз­ному.

Вот как А.П.Чехов описывает в расска­зе "Тоска" состояние своего героя, у кото­рого умер единственный сын:

- Пойти лошадь поглядеть, - думает Иона. - Спать всегда успеешь... Небось, выспишься...

Он одевается и идет в конюшню, где сто­ит его лошадь."

Думает он об овсе, сене, о погоде...

Про сына, когда один, думать он не мо­жет... Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко...

- Жуешь? - спрашивает Иона свою ло­шадь, видя ее блестящие глаза. - Ну, жуй, жуй... Да... стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То настоящий извозчик был... Жить бы только.

Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина...

И он увлекается и рассказывает ей все.

Что произошло? Произошла разрядка на­копленной эмоции.

Отрицательные эмоции - это не что иное, как неудовлетворенные потребности, и ради их удовлетворения порою предпринимаются самые отчаянные действия.

В отдельных случаях отрицательные эмо­ции - не зло, а великое благо, так как иног­да неприятности и страдания могут превра­тить человека в сгусток энергии.

Вспомним Болдинскую осень... Поэт, бу­дучи разлученным со своей невестой Ната­льей Гончаровой, страдает от вынужденной разлуки. В невероятно короткий срок он со­здает целый ряд великолепных произведе­ний, одним из которых является стихотворе­ние "Мадонна".

Не множеством картин старинных мастеров украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный Спаситель -

Она с величием, Он с разумом в очах - взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец.

Какая сила чувств выражена в этом сти­хотворении!

Появление эмоциональных реакций свя­зано с работой больших полушарий и отде­лов промежуточного мозга. Большое значе­ние для формирования эмоции имеют височ­ные и лобные доли.

Любая эмоция сопровождается актива­цией нервной системы и появлением в кро­ви биологически активных веществ (гормо­нов), изменяющих деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Человек может сдержать внешние про­явления эмоций, но внутренние компонен­ты эмоционального состояния при этом не исчезают, а даже усиливаются. Сдержива­емые проявления отрицательных эмоций, а также стрессовые ситуации ведут к серьез­ным нарушениям деятельности внутренних органов (язва желудка, гипертония, гипертиреоз). Зато положительные эмоции в высшей степени благотворно влияют на орга­низм. Врачи говорят: "Оптимисты быстрее выздоравливают".

Может быть, вы помните мультфильм про Крошку Енота?

Мать посылает малыша собрать камыши, но он никак не может это сделать, потому что Тот, Кто Сидит В Пруду, корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка Енот не понимает, что видит в воде собственное отражение.

Так и мы, глядя на грустные, усталые лица на улице, не осознаем, что видим себя. И в этой атмосфере еще больше напрягаемся, каменеем лицом. Но попробуйте рассла­бить его, разгладить - вы почувствуете, что даже физически становится легче. Сам вид улыбающегося лица - уже положительная эмоция. Почаще улыбайтесь. И тогда "тот, кто сидит в пруду", обязательно тоже вам улыбнется.

3 этап. Закрепление.

Отметьте формы высшей нервной деятельности, общие для человека и жи­вотных (см. § 60).

O Условные рефлексы O Условное торможение

O Безусловные рефлексы O Безусловное торможение

O Инстинкты O Закон взаимной индукции

O Запечатление O Доминанта

O Динамический стереотип O Сознание

O Рассудочная деятельность O Речь

O Трудовая деятельность O Владение культурными ценностями




Домашнее задание. Параграф 60 (стр. 224-226), 61 (стр.228-229).

Учебник «Биология, Человек, 8 класс, Сонин Н.И., Сапин М.Р.», 2012.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по теме «Особенности высшей нервной деятельности человека»

Автор: Шестакова Елена Евгеньевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока по теме "Память" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pamiat"
    ["file_id"] => string(6) "238031"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444468270"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "План- конспект урока на тему: " Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_na_temu_otriad_mlekopitaiushchikh_primaty_obshchaia_kharakte"
    ["file_id"] => string(6) "530556"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575627485"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Психические процессы" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-psikhichieskiie-protsiessy"
    ["file_id"] => string(6) "245719"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446199264"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Память. Виды памяти "
    ["seo_title"] => string(19) "pamiat-vidy-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "236510"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444075080"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства