Конспект урока по теме «Особенности высшей нервной деятельности человека»
Конспект урока по теме «Особенности высшей нервной деятельности человека»
Урок представлен по естественнонаучному направлению.
Тема урока: «Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности человека».
В классе, в котором проводился урок, обучается 25 человек. По социальному уровню дети собраны с разных семей, но класс дружный, взаимоотношения доброжелательные. В ходе урока ребята были объединены в группы по желанию. Психологическая атмосфера в классе хорошая, ребята свободно высказывают свою точку зрения.
Рабочая программа в 8 классе составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе авторской программы «Человек и его здоровье» для 8-го класса авторов Драгомилова А.Г., Маш Р.Д. // Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – с.64-72, отражающей содержание Примерной программы. Она ориентирована на использование учебника: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Биология. Человек: Учебник для учащихся 8 класса. – М.: Вентана-Граф, 2005. Он соответствует программе курса биологии, рассчитанной на изучение раздела "Человек " по 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Данный урок является центральным в разделе «Поведение и психика». Это четвёртый урок из семи. Он обобщает знания учащихся о рефлекторной теории поведения, определяет особенности высшей нервной деятельности человека; показывает значение речи в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов. Раскрывает значение эмоций, разницу между понятиями «эмоциональная реакция», «эмоциональное состояние», «эмоциональное отношение».
При организации и планировании урока я учитывала возрастные особенности учащихся. Так, школьники 8 классов любознательны и наблюдательны, интересуются динамическими процессами, желают общаться, эмоционально возбудимы. Поэтому, учитывая их предметно-образное мышление, мы много работали на уроке с наглядностью (портретами, отрывками из художественных произведений). Всё это пробуждает интерес к учению, а о большом влиянии интереса, на развитие интеллекта говорил ещё известный советский психолог Леонтьев, подтверждая свою мысль словами Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны для разума».
Урок получился интегрированный, в нём чётко прослеживаются межпредметные связи с литературой, искусством, живописью.
В начале урока была проведена актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Затем поставлены цели учебно-познавательной деятельности в течение изучения нового материала. На уроке, в ходе усвоения темы, была проведена индивидуальная и групповая работа с учётом опоры на знания учащихся. Концентрировалось внимание учащихся на практической значимости изучаемого материала.
В конце урока был проведено закрепление материала. В заключении ребята самостоятельно подвели итог и произвели самооценку, рефлексию.
На уроке использовались активные методы:
1) словесные методы: метод дискуссии, самостоятельной работы с литературой, метод проблемного изложения,
2) метод самостоятельного решения логических задач, требующих применения знаний в знакомой и незнакомой ситуации,
3) биологический диктант,
4) информационно-коммуникационные технологии.
На уроке были созданы учебно – материальные условия (карта деятельности ученика, карточки работы в группах, использовалась мультимедийная презентация); морально – психологические (был создан психологический комфорт на уроке, организована обратная связь), эстетические; временные. Осуществлялась экономия времени. Для этого соблюдался активный темп урока, сделаны были предварительные заготовки.
Дети в ходе урока были активны. Выполнили все предложенные задания. Ответили верно, на поставленные вопросы в ходе закрепления. Соответственно, цели урока были достигнуты.
В конце урока была произведена рефлексия, которая показала удовлетворение, полученное ребятами от урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Особенности высшей нервной деятельности человека» »
Урок по теме: «Особенности высшей нервной деятельности человека».
Цель урока: обобщить знания учащихся о рефлекторной теории поведения, определить особенности высшей нервной деятельности человека; показать значение речи в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов. Раскрыть значение эмоций, разницу между понятиями «эмоциональная реакция», «эмоциональное состояние», «эмоциональное отношение».
Оборудование:презентация к уроку, портреты великих художников: Леонардо да Винчи «Джоконда», К. Флавицкий «Княжна Тараканова», В. Тропинин «Золотошвейка», О. Неменский «Девушка в чёрном», Гойя «Портрет актрисы Антонии Сарате», О. Кипренский «Портрет Олимпиады Александровны Рюминой» .
Ход урока.
Вступительная беседа.
Этот урок является центральным во всей теме. Сегодня мы поговорим о высшей нервной деятельности человека (ВНД). Мы попытаемся выявить общие черты ВНД человека и животных и отметить специфические особенности, связанные с биосоциальной сущностью человека.
1 этап. Актуализация опорных знаний.
Что такое рефлекс? Какие вы знаете рефлексы?
Приведите примеры безусловных рефлексов животных и человека. (Обратите внимание, что безусловные рефлексы на естественные раздражители у высших животных и человека одинаковы.)
Приведите примеры условных рефлексов животных.
Выберите правильный ответ. Что такое высшая нервная деятельность?
А) Возникновение нервных импульсов в рецепторах.
Б) Способность проводить нервные импульсы от чувствительных нейронов к вставочным.
В) Способность проводить нервные импульсы от рецепторов к центральной нервной системе.
Г) Передача нервных импульсов по белому веществу спинного мозга в головной мозг.
Д) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление организма к среде обитания.
5. Объясните следующие факты: ребёнку впервые показали лимон, он потянулся к этому жёлтому предмету ручками, но пищевой слюноотделительный реакции у него не наблюдалось. У взрослых людей даже упоминание о лимоне может вызвать обильное слюноотделение.
6. Служебная собака успешно прошла курс подготовки. Можно ли использовать приобретённый его опыт на занятиях с её щенками.
2 этап. Изучение нового материала.
Сейчас давайте обратимся к примерам, описанным в литературе. Работа проводится по группам. Каждая группа знакомится с предложенным текстом.
Iгруппа.
Примерно в это же время мы впервые узнали о необыкновенных способностях Фигана. Число посетителей станции все возрастало, и прежняя система подкормки уже не удовлетворяла ни их, ни нас. Стальных крышек, изготовлявшихся в Кигоме по нашему заказу, было явно недостаточно, кроме того, нас беспокоило то обстоятельство, что самки и детеныши вообще не получали своей доли бананов. Поэтому мы стали прятать плоды в кроне деревьев. Однажды, уже после того, как группа закончила трапезу, Фиган увидел среди ветвей никем не замеченный банан. Но сразу же схватить его он не мог, так как под этим деревом сидел Голиаф. Быстро взглянув на Голиафа, Фиган отошел в сторону и сел за палаткой, откуда он не мог видеть банана. Минут через пятнадцать Голиаф поднялся и ушел, и тогда Фиган молниеносно бросился к дереву и схватил плод. Было совершенно очевидно, что Фиган оценил ситуацию: если бы он забрался на дерево раньше, Голиаф наверняка отнял бы у него плод. Оставаться на прежнем месте Фиган тоже не мог - он бы то и дело поглядывал на банан, и в конце концов местонахождение лакомства было бы обнаружено другими шимпанзе, которые тотчас догадались бы об этом по движению его глаз. Поэтому Фиган не только воздержался от немедленного удовлетворения своего желания, но даже на время ретировался, как хороший игрок, который делает ложный ход чтобы не "потерять всю партию ", и таким образом оставляет последнее слово за собой. Мы с Гуго были потрясены действиями Фиган и он еще не раз удивлял нас.
Д.Гудолл "В тени человека", с. 74.
IIгруппа
Наше внимание привлекла афиша, написанная от руки. Она приглашала посетить зверинец. Нашли мы его легко, взяли билеты и пошли обозревать вагончики с животными. Их было немного, стояли они буквой "П". Пройдя половину вагончиков, мы очутились у клетки, где лежал лев. Животное было очень крупное, что-то знакомое было во всей его фигуре, а особенно в его профиле со слегка вздернутым носом. Мне показалось, что я узнаю в нем своего льва Аракса, которого три года назад сдала в один из наших зверинцев. Я сказала об этом Саше, и он предложил мне попробовать посмотреть льва поближе. Я подлезла под барьер ограждения и только хотела подойти поближе, как вдруг передо мной возникла девочка, которая повисла у меня на руке с криком: "Подходить к решетке нельзя!" Тут вступился Саша Аранов и стал говорить девочке о том, кто я такая. Она недоверчиво посмотрела на нас, но все же немного успокоилась. Я тихо произнесла: "Аракс" У льва вздрогнуло ухо. Я тогда обычным своим голосом, как когда-то в клетке, повторила его имя. Лев вздрогнул, поднял голову и посмотрел куда-то вверх, как бы вслушиваясь в мой голос. Я продолжала повторять его кличку. Аракс резко встал на ноги и пошел ко мне. Подошел и уткнулся лбом в решетку. Это был его привычный жест. Потом он стал прохаживаться, тереться боками о решетку. Встреча была столь неожиданной, что я даже не помню своих слов. Не заметила, что возле нас стал собираться народ. Помню лишь то, что Аракс начал ходить все медленнее и, наконец, совсем остановился, потом отошел от меня, лег на то же самое место, где лежал, положил голову на лапы и застыл. Я стояла как зачарованная, не ощущая радости встречи: слишком много возникло в памяти горьких и трудных дней, когда в Сочи он однажды взбунтовался, а за ним взволновалась вся группа.
"С Араксом после Вашего отъезда что-то случилось. Раньше он был спокойным и ленивым, все лежал в углу, а как Вы уехали, до сих пор волнуется, забыть Вас не может. То бегает по клетке, а то часами сидит грустный и смотрит сквозь решетку вдоль, будто кого-то ждет... приезжайте... Оксана".
И.Бугримова. "На арене цирка", с.131-132.
IIIгруппа
Я эту собаку запомнил, как человека...
Случилось такое в сорок четвёртом году.
.Зимой игрался спектакль
"Охота XX века "
перед шеренгой, застывшей от страха, немой.
У коменданта была привязанность к догам,
И был экземпляр - казался слоном среди всех,
Даже эсэсовцы боялись верзилу дога,
И вот этот зверь шагнул величаво на снег
И вывели жертву... Стоял мальчишка, продрогнув.
Куда тут бежать?
Он давно ослабел. Комендант наклонился,
подал команду догу,
И тот в два прыжка расстояние преодолел.
Обнюхав смертника, прошелся спокойно рядом.
Был он великолепен в размашистом, легком шагу.
Вернулся дог к коменданту,
И честным собачьим взглядом
Сказал человеку пес: "Ребенок ведь - не могу"...
Лагфюрер пожал плечами: ему-то разницы нету.
Раскрыл кобуру у пряжки с надписью "С нами бог".
Но, едва сверкнула вороненая сталь пистолета,
В эсэсовское горло впился красавец дог.
В.Калиниченко "Я вспоминаю, как человека".
Укладываются ли описанные ситуации в понятие условного рефлекса? По-видимому, не укладываются. На это в свое время не раз указывал Иван Петрович Павлов. Анализируя опыты, проведенные на человекообразных обезьянах, он писал: "Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то это условным рефлексом назвать нельзя. Это есть случай образования знания, улавливания нормальной связи вещей".
Способность животных улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях была названа рассудочной деятельностью.
В наши дни разработаны специальные методики, с помощью которых изучают элементарную рассудочную деятельность животных разных видов в лабораторных и естественных условиях. Л.В.Крушинский обнаружил, что чем более развита нервная система, тем выше уровень рассудочной деятельности. Высшего развития она достигает у человека и проявляется в виде мышления.
Рассудочная деятельность - это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но и может предвидеть эти изменения и учитывать их в своем поведении.
2. Речь и мышление человека
В процессе эволюции у человека появилась, как говорил И.П.Павлов, "чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга" - речь.
Слова, произносимые, слышимые и видимые, - это сигналы, символы конкретных предметов и явлений окружающей среды. Словом человек обозначает все, что воспринимает с помощью органов чувств. Но значение слова для человека не ограничивается функцией условного раздражителя. Для нас с вами слово:
средство общения;
средство обобщения;
средство выражения понятий;
основа мышления.
Речь человека тесно связана с абстрактным мышлением.
Ребята, ваши родители наверняка помнят первое слово, произнесенное вами. С годами вы овладели речью, сложными стали понятия, обозначаемые словами. Вместе с речью развивалось ваше мышление. Способностью обучаться речи человек наделен от рождения. Но если ребенок изолирован от человеческого общества, эти способности не реализуются.
Примером может служить такой факт.
В 1927 г. в Индии в логове волка были обнаружены две девочки: одна двухлетняя, другой было семь лет. Оказавшись снова среди людей, девочки первое время ходили и бегали на четвереньках. Старшая через четыре года обучения знала всего шесть слов, а через семь лет - только 45. Все человеческое у нас от людей, длительная изоляция приводит к утрате многих человеческих качеств.
Давайте обратимся к книге Ольги Форш "Одеты камнем". Главный ее герой Михаил Бейдеман - участник покушения на царя. Это он - таинственный узник Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Вот как описывается в книге встреча с ним его друзей через 26 лет.
«В большой, давно не беленой комнате, на больничной койке сидело существо. Я не знаю, кто... Ни одной черты Михаила. Как лунь белые волосы и борода. Глаза стеклянные, без признака мысли. Когда он увидел, что мы подходим, лицо его исказилось ужасом; он дернулся в постели, привстал, хотел было юркнуть под койку, но распухшие от колена ноги не пустили...
Сейчас я должен вспомнить, отчего Михаил стал таким.Да. Двадцать лет одиночного заключения в равелине. Увезен безумным в казанский сумасшедший дом, где еще шесть лет одиночества. Итого: двадцать шесть лет. Я считал, глядя на этого чужого мне человека, где не было ни одной черты вдохновенного, прекрасного юноши».
4.Эмоции
Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, общаясь с друзьями, люди ощущают радость, грусть, воодушевление, огорчение.
Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями. Эмоции могут проявляться на субъективном физиологическом и поведенческом уровнях. Очень часто наше эмоциональное состояние бывает "написано" на лице, т.е. отражено вмимике.
… Только человек из всех живых существ открытым отличается лицом. Имеет нос, миниатюрный рот и очи с заостренными углами... И тайны изумительных пропорций. Лик может радовать, сулить блаженство, Дарить доверие, внушать надежды. В нем мысли волшебство и чувств запечатлённость. Лицо - природы дар и гордость человека. Это написал швейцарский священник, поэт и художник Иоганн Лафатер.Сейчас мы с вами попытаемся составить описание эмоционального состояния людей, изображенных на портретах, по их выражению лица, т.е. по их мимике. Работа проводится по группам.
Задание. Вам даны репродукции портретов. Составьте устное описание эмоционального состояния изображенных на них женщин. Используйте при этом описание глаз, губ, мимических мышц.
I группа - Ф.Гойя. "Портрет актрисы Антонии Сарате".
II группа - О.Кипренский. "Портрет Олимпиады Александровны Рюминой".
III группа - Ленардо да Винчи. "Джоконда" Вопрос. Что является самым выразительным на нашем лице?
Ответ. Глаза.
Давайте убедимся в этом.
Задание. Определите по глазам эмоциональное состояние человека.
Михаил Булгаков писал об этом так:
Вам задают внезапный вопрос. Вы даже не вздрагиваете, в одну секунду овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину... и ни одна складка на Вашем лиценешевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все конечно. Она замечена.... По выражению глаз оценивается эмоциональное состояние, читается уровень понимания происходящего. Неспособность сосредоточить взгляд на чем-то конкретном специалисты расценивают как показатель эмоциональной неуравновешенности.
Вопрос.Какую же роль в выражении эмоций играют мимические мышцы?
Ответ. В мимических движениях лица в той или иной мере участвует около ста мышц. Среди них есть "мышца иронии" - она тянет угол рта вверх, "мышца траура" опускает углы рта. Задание. Рассмотрите рисунки и по мимическим мышцам определите, какое состояние передает эта схема:
недовольство;
отвращение (человек морщит нос и поднимает верхнюю губу, прищуривает глаза);
горе, печаль (брови изгибаются дугой, углы рта вытягиваются и опускаются вниз, могут быть слезы);
удивление (поднимаются брови, широко открываются глаза, а часто и рот).
Вопрос. Какими бывают эмоции? Задание. Рассмотрите репродукции следующих картин:
IVгруппа - К.Флавицкий. "Княжна Тараканова".
Vгруппа - В.Тропинин. "Золотошвейка".
VI группа - О.Неменский. "Девушка в черном".
Вопрос. Какие чувства вызвали у вас эти картины, какое настроение они у вас создали?
Задание. Приведите примеры положительных и отрицательных эмоций.
Люди, подавленные горем, бездеятельны. Они выражают свое состояние повторением одних и тех же слов, междометий. Вспомните Тараса Бульбу в повести Гоголя. После того как у него погиб сын, Тарас все время твердит одно и то же "Остап, Остап, сын мой…"
Эмоции требуют разрядки. Разрядка у разных людей может происходить по-разному.
Вот как А.П.Чехов описывает в рассказе "Тоска" состояние своего героя, у которого умер единственный сын:
Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь."
Думает он об овсе, сене, о погоде...
Про сына, когда один, думать он не может... Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко...
- Жуешь? - спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. - Ну, жуй, жуй... Да... стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То настоящий извозчик был... Жить бы только.
Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина...
И он увлекается и рассказывает ей все.
Что произошло? Произошла разрядка накопленной эмоции.
Отрицательные эмоции - это не что иное, как неудовлетворенные потребности, и ради их удовлетворения порою предпринимаются самые отчаянные действия.
В отдельных случаях отрицательные эмоции - не зло, а великое благо, так как иногда неприятности и страдания могут превратить человека в сгусток энергии.
Вспомним Болдинскую осень... Поэт, будучи разлученным со своей невестой Натальей Гончаровой, страдает от вынужденной разлуки. В невероятно короткий срок он создает целый ряд великолепных произведений, одним из которых является стихотворение "Мадонна".
Не множеством картин старинных мастеров украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленныхтрудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный Спаситель -
Она с величием, Он с разумом в очах - взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.Исполнились мои желания. Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец.
Какая сила чувств выражена в этом стихотворении!
Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоции имеют височные и лобные доли.
Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ (гормонов), изменяющих деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Человек может сдержать внешние проявления эмоций, но внутренние компоненты эмоционального состояния при этом не исчезают, а даже усиливаются. Сдерживаемые проявления отрицательных эмоций, а также стрессовые ситуации ведут к серьезным нарушениям деятельности внутренних органов (язва желудка, гипертония, гипертиреоз). Зато положительные эмоции в высшей степени благотворно влияют на организм. Врачи говорят: "Оптимисты быстрее выздоравливают".
Может быть, вы помните мультфильм про Крошку Енота?
Мать посылает малыша собрать камыши, но он никак не может это сделать, потому что Тот, Кто Сидит В Пруду, корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка Енот не понимает, что видит в воде собственное отражение.
Так и мы, глядя на грустные, усталые лица на улице, не осознаем, что видим себя. И в этой атмосфере еще больше напрягаемся, каменеем лицом. Но попробуйте расслабить его, разгладить - вы почувствуете, что даже физически становится легче. Сам вид улыбающегося лица - уже положительная эмоция. Почаще улыбайтесь. И тогда "тот, кто сидит в пруду", обязательно тоже вам улыбнется.
3 этап. Закрепление.
Отметьте формы высшей нервной деятельности, общие для человека и животных (см. § 60).
O Условные рефлексы O Условное торможение
O Безусловные рефлексы O Безусловное торможение
O Инстинкты O Закон взаимной индукции
O Запечатление O Доминанта
O Динамический стереотип O Сознание
O Рассудочная деятельность O Речь
O Трудовая деятельность O Владение культурными ценностями