Основной задачей урока биологии по теме "Витамины" является раскрытие их значения в живой природе и в частности в обмене веществ человека, способствовать формированию умений определять группы витаминов по их функциям, содержанию, признакам авитаминоза, необходимости консультации с специалистами в случае подозрения на заболевания, которые могут возникать при недостатке какого либо витамина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Витамины" »
Урок №
Тема: Витамины
Задачи:
объяснить роль витаминов в обмене веществ, их связь с ферментами, раскрыть значение основных витаминов, рационального их использования; описать основные авитаминозы, способы их предупреждения;
развивать навыки самостоятельности и творческого мышления при проведении урока, умение слушать, проводить самооценку и взаимооценку;
воспитывать уверенность в себе при презентации своих знаний, умений и навыков; способствовать развитию творческих способностей учащихся, необходимости соблюдения правил приготовления пищи с целью сохранения витаминов, увеличение двигательной активности у обучающихся на уроке;
тренировка зрительного восприятия; предупреждение нарушений осанки у обучающихся.
Что называют обменом веществ? Пластический обмен? Энергетический обмен?
Какие вещества и через какие органы поступают в организм?
Какие вещества удаляются и через какие органы?
Где образуется гликоген? Что такое микроэлементы? Макроэлементы?
При опросе ученики встают и отвечают стоя, при неудачном ответе ученик не садится, до тех пор, пока не услышит от другого ученика правильный ответ, учитель просит повторить первого ученика ответ и только тогда ученик садится.
3. Изучение нового материала:
“Я люблю жизнь и хочу жить!” Эти слова выражают заветное желание каждого из нас. “Жизнь сама по себе является чудом. И это чудо находиться в наших руках, жизнь восхитительна, это сокровище из сокровищ” (Поль Брег). Чтобы жизнь человека была долгой и счастливой, необходимо быть здоровым. А для этого нужно вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Русский народ всегда славился своей мудростью. Доказательством этого служат русские народные пословицы:
Будь не красен, да здоров.
Здоровье дороже золота.
Болен - лечись, а здоров - берегись.
Где здоровье, там и красота.
Проблема. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана всадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Что же спасло моряков от гибели?
План урока: Слайд 1-2
Понятие о витаминах.
Значение витаминов.
Классификация витаминов.
Заболевания, связанные с недостатком, избытком витаминов и их отсутствием.
Суточная потребность в витаминах.
Почему витамины являются обязательной частью пищи? Рассказ сопровождается показом презентации. Слайд 3-4
Открытие витаминов Луниным Н.И.(1881 год) и К.Функом (1912 г).Слайд 6-10
Витамины – регуляторы обмена веществ. Растения и животные – основные источники витаминов.
Участвуют в образовании ферментов.
Влияют на обмен веществ.
Влияют на рост и развитие организма.
Оказывают влияние на сопротивляемость организма к заболеваниям.
Витамины Слайд 11-12
Водорастворимые
В, С Жирорастворимые
А, Д, Е, К
Заболевания:
Гиповитаминоз – болезненное состояние, связанное с пониженным содержание витаминов.
2. Авитаминоз – полное отсутствие в организме каких-либо витаминов.
3. Гипервитаминоз – чрезмерное употребление витаминов в виде таблеток или лекарственных препаратов
Затем проводится презентация групп витаминов по заранее подготовленным группам, а учащиеся заполняют таблицу:
Название витамина
Функции
Суточная потребность
Симптомы авитаминоза
Источники витаминов
Группа 1. Витамин А. Слайд 14 - 15
Группа 2. Витамины группы В. Слайд 20-23
Группа 3. Витамин С. Слайд18-19
Группа 4. Витамин Д. Слайд 16 -17
Витамин Еи К Слайд 24-25
Затем проводится “подвижная пауза.
4. Закрепление нового материала.
Учитель предлагает проанализировать следующий эпизод из книги Ю.Никулина “Почти серьезно”. Он произошел с автором во время блокады Ленинграда. “Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял вечером этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться”.
(Ответ: у бойцов батареи возникла куриная слепота из-за недостатка витамина А. Отвар сосновых игл содержит большое количество витамина С. Он не мог заменить витамин А. В рыбьем жире этот витамин присутствовал. Витамин А – жирорастворимый витамин, и он особенно легко усваивается вместе с жирной пищей.)
Для закрепления нового материала используется вторая сторона доски, на которой написан следующий перечень веществ:
1.Куриная слепота.
2.Паралич нервной системы.
3.Рахит.
4.Цинга.
5.Тиф.
6.Отставание в росте.
7.Бери-бери.
8.Глухота.
А.Овощи, фрукты.
В.Лук, чеснок.
С.Черная смородина, лимон.
Д.Рыбий жир.
Е.Яичный желток.
Ж.Плоды шиповника.
З.Горох, фасоль.
И.Хлеб из муки с отрубями.
Ответьте на вопросы:
Что возникает при недостатке в пище витамина Д?
Что возникает при недостатке в пище витамина А?
Какой авитаминоз чаще возникал у мореплавателей и путешественников?
Что возникает при отсутствии витамина В?
Что возникает при недостатке витамина С?
Какие продукты содержат много витамина А?
Какие продукты содержат много витамина В?
Какие продукты содержат много витамина С?
Какие продукты содержат много витамина Д?
При каком авитаминозе нарушается развитие скелета?
Затем ученики обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку попарно. В тетради соседа выставляют оценки за ответы и ставят свою подпись.
5.Выводы и подведение итогов.
Влияние некоторых факторов на витамины:
1. При действии высокой температуры в мясе теряется до 60% витаминов группы В.
2. При варке овощей разрушаются до 20% витаминов группы В и до 50% витамина С.
3. Витамин С разрушается и при соприкосновении с воздухом
В конверте стихотворение:
Нельзя жить на консервах, Без свежих овощей. А лучше сок лимонный и апельсиновый пей. И зубы будут крепче, И зоркими глаза, Тогда болеть не будет Никто и никогда. И не забудь – проблема,
У витаминов есть. Их жизнь недолговечна, Они способны разрушаться. Высокая температура И воздух при хранении Разрушат витамин До употребления.
Никогда не следует забывать, что витамины не действуют по отдельности. Основа нормального метаболизма - хорошо сбалансированный, индивидуально подобранный витаминный комплекс. Витамин Е ускоряет синтез провитаминов D, витамин РР тормозит действие холина, аскорбиновая кислота уменьшает проницаемость сосудистой стенки, витамин А уменьшает токсичность витамина D.
Давайте вспомним начало урока, когда я вам рассказала историю про экспедицию Колумба. Как вы думаете, какой болезнью заболели моряки?
А вот теперь угадайте что находится у меня в черном ящике. Это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао. В нем содержится много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа (лимон).
В Британском морском флоте Служили моряки Когда-то называли их По-странному - “Лими”. А от чего “лими” они? От слова же “лимон” Необходим матросам На кораблях был он.
Проверим как усвоили вы характеристику групп витаминов: Слайд 27-30
Подведем итог - слайд 32
На этом этапе урока проводится взаимооценка учащихся (в начале урока каждому школьнику выдается жетон, который в конце урока он должен отдать тому, кто был самым лучшим, по его мнению, на уроке). Рефлексия.
5. Домашнее задание: параграф 37, отвечать на вопросы, дозаполнить таблицу
Ребята! Вы сегодня узнали на уроке много нового и интересного, знания о витаминах пригодятся вам на всю жизнь. Вы сегодня прекрасно работали на уроке, поэтому многие заработали очень хорошие отметки.
Я вам желаю творческих успехов! Урок завершен, спасибо!