«Витамины».
Цели урока:
Образовательная – создать условия для осознания и осмысления блока информации, для формирования прочных знаний, способствовать формированию представления о значении витаминов, их роли в сохранении здоровья человека.
Развивающая – создать условия для развития мышления: учить анализировать, выделять главное; речи, внимания, памяти.
Воспитательная – воспитание бережного отношения к своему здоровью; организация правильного питания на основе приобретённых знаний; учить работать в группе, толерантности.
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная, работа в группах.
Средства обучения:
Ход урока
I. Организационный этап. (1 мин)
II. Мотивационно - целевой этап (5 мин)
- Мы с вами говорили, что нормального роста и развития организма необходимы органические вещества. Назовите их. Они присутствуют в нашем рационе. Почему тогда мы зимой и весной начинаем себя чувствовать не совсем хорошо?
- Можете ли вы назвать мне эти ощущения?
Слайд 1
Понижение иммунитета, о чём свидетельствуют частые простуды
Тяжёлое пробуждение по утрам и ощущение, что не выспались.
Постоянная вялость, сонливость
Быстрая утомляемость
Рассеянность, плохая концентрация внимания, забывчивость
Раздражительность по любому поводу и без повода
Депрессивное состояние
Сухость и шелушение кожи, угри
Хрупкие ногти
Тусклые и безжизненные волосы.
- Давайте попытаемся выяснить – в чем- же здесь дело? А я попытаюсь вам в этом помочь.
«Проблемная ситуация»
В 1881г. русский учёный Н.И.Лунин провёл эксперимент. Он взял 2 группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по- разному: одних - натуральным молоком, других - искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причём в том же соотношении, что и в молоке.
Вскоре мыши 2-ой группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил учёный, существуют ещё какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь. Какие это вещества?
- Правильно, это витамины. Слайд 2
- Запишем тему урока.
- Как вы считаете, какие мы можем поставить задачи в рамках изучения данной темы?
Слайд 3
Ученики формулируют учебные задачи:
Узнать, что такое витамины.
Изучить их классификацию.
Выяснить, в каких продуктах содержатся.
Объяснить, какие функции выполняют
- Ребята, как вы считаете, если мы все это изучим, то сможете ли вы тогда объяснить мое сегодняшнее состояние и симптомы, которые наблюдаются у вас?
- Откуда мы будем добывать наши знания?
(Работать с книгой, фиксировать информационный материал в форме таблицы, схемы, презентации и др)
- Молодцы, ребята! Как вы считаете, а где вы сможете применить полученные на уроке знания о витаминах ?
(Для сохранения своего здоровья, для составления правильного рациона питания)
III. Организационно - деятельностный (познавательный)
В 1912г. Польский врач и биохимик К .Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери – так называли это заболевание люди Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом. Химический анализ выделенного К. Функом вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином. Слайд 4
- В области изучения витаминов сделано много открытий: известно их количество в отдельных продуктах, получены витамины химическим путем в чистом виде, определены потребности в витаминах для отдельных групп населения. Но многое еще не стало ясно до конца. Например, все ли витамины могут накапливаться в организме, каковы последствия избытка витамина (гипервитаминоз) и недостатка (гиповитаминоз) Эти проблемы изучает специальная наука – витаминология, над ними работают в научно-исследовательских институтах и лабораториях.
Слайд 5
(стр.153 учебника, найти в тексте и записать в словарь термины – ВИТАМИНЫ, ГИПОВИТАМИНОЗ, ГИПЕРВИТАМИНОЗ)
Слайд 6
- Каково значение витаминов? (стр.153, прочитать)
Слайд 7
Витамины имеют белковую природу – катализаторы. Какие еще вы знаете биологические катализаторы? (ферменты)
Слайд 8
Витамины – чудесные вещества. Для нормальной жизни человека нужно около 20 витаминов. Витамины принято обозначать буквами латинского алфавита.
- Для того, чтобы лучше познакомиться с витаминами, их значением для организма, мы попробуем стать химиками, медиками и учеными. Сегодня мы разделились на 3 группы, у каждой группы на столах вы видите таблички и задания. На выполнение задания вам отводится по 7 минут. После того, как каждая группа выполнит задание, мы обменяемся информацией.
Слово группе «Медиков - валеологов»
Слайд 9-11
- Дополню информацию медиков – при избытке витамина А в организме Слайд 12
- Значение витамина А Слайд 13
- Продукты, содержащие витамин А Слайд 14
Слайд 15-17
Дополню информацию медиков – при избытке витамина В в организме Слайд 18
- Значение витамина В Слайд 19
- Продукты, содержащие витамин В Слайд 20
Слайд 21-23
Дополню информацию медиков – при избытке витамина С в организме Слайд 24
- Значение витамина С Слайд 25
- Продукты, содержащие витамин С Слайд 26
Слайд 27-29
Дополню информацию медиков – (при избытке витамина D в организме) Слайд 30
- Значение витамина D Слайд 31
- Продукты, содержащие витамин D Слайд 32
Физ-пауза.
Вы, наверное, устали?
Дружно все тихонько встали
Повернулись, влево, вправо.
Наклонили корпус, браво
Друг на друга посмотрели, улыбнулись
Тихо сели!
Слово группе «Химиков»
Слайд №33 (классификация витаминов)
Слово группе «Ученых-исследователей»
Слайд №34-35
Для каждого из вас я приготовила таблицу с основными витаминами, вклейте ее в тетрадь и пользуйтесь для того, чтобы быть здоровыми!
IV. Закрепление изученного материала.
У вас на столах есть небольшой тест на определение содержания в организме основных витаминов. Поработайте с тестом, а потом мы заслушаем ваши ответы.
- А теперь давайте вернемся к задачам, которые мы с вами поставили в начале урока, мы их достигли? Слайд №36
V. Задание на дом: Слайд №37
Домашнее задание:
на «5» витаминная продукция «Эвалар», термины;
на «4» вопрос №7 стр.154 в тетрадь, термины;
на «3» читать §38.
VI. Рефлексия Слайд №38