kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по биологии по теме "Витамины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к уроку:

Урок «Витамины» разработан для учащихся 8 класса. Ресурс содержит конспект урока, приложения и презентацию по теме: «Витамины». Это урок изучения нового материала. На уроке используются элементы технологии развивающего и интерактивного обучения, информационные технологи. Применяются следующие методы: беседа, объяснение, работа с учебником и дополнительной литературой, выпуск страниц для журнала «Витавести», приемы: «Кроссворд», «Ассоциативный куст», «Отсроченный ответ», «Метод группового исследования», «Ролевая игра». Мультимедийная презентация используется на всех этапах урока.

         Предметная область: биология

         Класс: 8

УМК:  В.В.Пасечника

Тема урока: Витамины.

Место урока в рабочей программе: третий урок в разделе «Обмен веществ и энергии».

Цели:

  •  на основе межпредметных связей сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;< > создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.Воспитательная: воспитывать чувство гордости и уважения к достижениям  науки; способствовать формированию  сознательного отношения учащихся к собственному здоровью; развивать культуру питания, прививать навыки здорового образа жизни.

     

    Ожидаемые результаты:

    • бучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, ксаморазвитиюи самообразованию;

    • Ответственно относятсяк выполнению учебных задач;

    • Демонстрируют коммуникативную компетентность,уважительное отношение к мнению другого человека.

    • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

    • Выдвигают простейшие гипотезы;

    • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,высказывают суждения, аргументируют их;

    • Работают с информацией и преобразуют её;

    • Находят причинно-следственные связи;

    • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

    • Имеют представление о витаминах;

    • Умеют классифицировать витамины, распределять их по группам;

    • Знают химические названия и буквенные обозначения витаминов;

    • Называют последствия нарушения сбалансированного поступлення витаминов в организм,приводят примеры;

    • Характеризуют витамины, выясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности в организме;

      • Знают правила рационального питания.

         

    • Тип урока:

    • По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;

    • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

    • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

    •  проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

      словесные (беседа, диалог);

    • наглядные (работа с рисунками, схемами, учебником);

    • практические (составление схем, таблиц, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);

    • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение);

    • приемы: «Ассоциативный куст», «Отсроченный ответ», «Метод группового исследования», «Кроссворд».

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка витамины»

Иркутская область

Шелеховский район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»


























Методическая разработка урока по биологии

для обучающихся 8 класса по теме «Витамины»





Составитель: Лихачева Марина Юрьевна,

учитель биологии МКОУ «СОШ №7»









село Олха




Пояснительная записка

Аннотация к уроку:

Урок «Витамины» разработан для учащихся 8 класса. Ресурс содержит конспект урока, приложения и презентацию по теме: «Витамины». Это урок изучения нового материала. На уроке используются элементы технологии развивающего и интерактивного обучения, информационные технологи. Применяются следующие методы: беседа, объяснение, работа с учебником и дополнительной литературой, выпуск страниц для журнала «Витавести», приемы: «Кроссворд», «Ассоциативный куст», «Отсроченный ответ», «Метод группового исследования», «Ролевая игра». Мультимедийная презентация используется на всех этапах урока.

Предметная область: биология

Класс: 8

УМК: В.В.Пасечника

Тема урока: Витамины.

Место урока в рабочей программе: третий урок в разделе «Обмен веществ и энергии».

Цели:

  • Предметно-дидактическая: на основе межпредметных связей сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;

  • Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Воспитательная: воспитывать чувство гордости и уважения к достижениям науки; способствовать формированию сознательного отношения учащихся к собственному здоровью; развивать культуру питания, прививать навыки здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные:

  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

  • Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

  • Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

  • Метапредметные:

  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

  • Выдвигают простейшие гипотезы;

  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

  • Работают с информацией и преобразуют её;

  • Находят причинно-следственные связи;

  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

  • Предметные:

  • Имеют представление о витаминах;

  • Умеют классифицировать витамины, распределять их по группам;

  • Знают химические названия и буквенные обозначения витаминов;

  • Называют последствия нарушения сбалансированного поступлення витаминов в организм, приводят примеры;

  • Характеризуют витамины, выясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности в организме;

    • Знают правила рационального питания.


  • Тип урока:

  • По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

  • Методы:

  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

  • Дополнительные:

  • словесные (беседа, диалог);

  • наглядные (работа с рисунками, схемами, учебником);

  • практические (составление схем, таблиц, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);

  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение);

  • приемы: «Ассоциативный куст», «Отсроченный ответ», «Метод группового исследования», «Кроссворд».

  • Основные вопросы:

  • понятие о витаминах, их названия, классификация;

  • характеристика основних групп витаминов, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности в организме;

  • правила рационального питания.

  • Средства обучения:

      • Биология 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Д.В. Колесова, Р.Д.Маша , М.: Дрофа, 2012г.;

  • Рабочая тетрадь к учебнику;

  • ЦОР ДИСК «КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ», биология, 8 класс , урок № 37

  • Дополнительный текстовый материал;

  • Презентация «Витамины»;

  • Оценочный лист.

Список литературы

для учителя:

  • Резанова Е.А.,Антонова И.П.,Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах.-М. «Издат-школа 2000»,1999 г.-208с.

  • Пепеляева О. В. Поурочные разработки «Биология.Челов», Д.В. Колесова-М.:ВАКО,2005.- ;416с.

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Витамины

http://www.otzovy.ru/tegi/vitaminy

http://narmed.ru/articles/pitanie/vitamins

  • http://www.otzovy.ru/tegi/vitaminy

для учащихся:

Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н Беляев – 13е- изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2012. – 332.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Витамины

http://www.otzovy.ru/tegi/vitaminy

http://narmed.ru/articles/pitanie/vitamins


Предметы интеграции: биология, история, химия.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, интерактивная доска, интерактивная система голосования, упаковки витаминных препаратов, овощи и фрукты.

  • Ход урока (см. технологическую карту).

Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме «Витамины»

Этап

Содержание

Методы

Учебно-познавательные задачи урока

Формы контроля

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный




Приветствует обу­чающихся, просит их проверить готов­ность к уроку.

Осуществляют само­проверку готовности к уроку.

Само-

проверка

Регулятивные:

  • Самоконтроль учебной деятель­ности

Ориентировочно-мотивационный – стадия вызова


Из предыдущих уроков вы узнали, какие вещества, содержащиеся в продуктах питания, необходимы для жизнедеятельности организма. Назовите их (слайд 1).

На качество жизни влияет еще одна группа органических веществ.

Сегодня мы поговорим о веществах которые называют «пламень жизни». Эти вещества оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, без них невозможен обмен веществ. Посмотрите, что находится на ваших столах (яйцо, картофель, рис, хлеб, яблоко, лимон, веточка сосны).
Что их объединяет, что содержится в них?

(Слайд 2. ) Перед вами ряд латинских букв: А, В, С, Д, Е, К, Р, РР, и др. Что же это за ряд букв?

(Слайд 3) Какие ассоциации у вас связаны со словом «витамины»?

Кто озвучит тему урока?

(Слайд 4.)О них наш сегодняшний разговор.

(Слайд 5.)Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить от­веты?



Словесный

(бе­седа), наглядный





















Прием «Ассоциативный куст»






Мотивирует обу­чающихся к опреде­лению темы и к по­становке познава­тельной цели урока.

  • Определяют тему урока;

  • Участвуют в поста­новке познавательной цели урока.

























Предполагаемый ответ:

Узнать, что такое витамины.

Изучить их многообразие.

Выяснить, в каких продуктах содержатся.

Узнать какие функции выполняют


Словесная оценка учителя

Регулятивные:

  • Целеполагание

Учебно-познавательная деятельность:

  1. Постановка проблемы

  2. Открытие но­вого через её решение























  1. Первичное закрепление
























  1. Открытие нового





















  1. Постановка и решение проблемы

(Слайд 6-7). Совершим путешествие в прошлое. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий».

В конце урока вы должны определить, что же спасло моряков от гибели? Какой плод тропического растения, в большом изобилии произрастающий на острове Кюрасао, находится в ящике?

Дедуктивный (применение знаний)



Прием «Отсроченный ответ»


Проблемный,

наглядный







  • Предлагает обу­чающимся про­блемный вопрос и задания с целью выявления роли витаминов.

  • Направляет дея­тельность обуча­ющихся, связан­ную с постанов­кой проблемы, поиском путей её решения.


  • Делают вывод о роли витаминов в организме.


Словесная оценка учителя






























Самопро-

верка по образцу
















Самопро-верка











Познавательные:

  • Формулирование проблемы, поиск путей решения;

  • Информационный поиск;

  • Анализ с выявле­нием существен­ных и несуще­ственных призна­ков, сравнение, установление причинно-след­ственных связей, обобщение;

  • Знаково-символи­ческие действия (кодирование/ декодирование);

  • Построение рече­вого высказыва­ния.

Регулятивные:

  • Планирование;

  • Контроль;

  • Оценка и само­оценка.

Коммуникативные:

  • Участие в сов­местной деятель­ности;

  • Изложение соб­ственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

Личностные:

  • Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач;

  • Готовность к вос­приятию научной картины мира, осознание ценно­сти каждого жи­вого организма;

  • Уважительное отношение к дру­гому человеку, его мне­нию.















Итак, попробуйте сформулировать понятие «Витамины».

(Слайд 8) Витамины - это органические соединения, которые в небольших количествах постоянно требуются для протекания биохимических реакций в организме. Находясь в продуктах питания в незначительных количествах (такие вещества называют биологически активными) они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма, так как являются компонентом молекул ферментов. Они принимают участие в сложных цепях химических превращений. Большинство витаминов в соединениях с белками образуют ферменты, которые являются непосредственными участниками обмена веществ в организме.

-Скажите, пожайлуста , кто любит чай с лимоном? Это ни что иное, как водный раствор витамина С- аскорбиновой кислоты. Вы знакомы со свойствами этого витамина?

- А кого мама или бабушка кормит тертой морковью с сахаром ,со сметаной или подсолнечным маслом, майонезом? Возможно ваши родители знают о свойствах витамина А, содержащегося в моркови .

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, откуда мы будем брать информацию?





Дедуктивный (применение знаний)



Организует первич­ное закрепление материала.







  • Выполняют задания в рабочей тетради.

  • Осуществляют про­верку.





























Предполагаемый ответ:

Работать с книгой, фиксировать информационный материал в форме таблиц, схем, презентации




Можно ли обойтись без витаминов? Изучите дополнительный информацию.

Предлагаю нам вместе сегодня написать страницы биологического журнала. Предложите название журнала и рубрики.(«Витавести», в котором 3 рубрики) (слайд 9) . Для этого вы предварительно объединились в группы: «Историки», «Витаминологи», «Кулинары». По страницам рубрик вам необходимо подготовить необходимую информацию согласно инструкции (Приложение 1,2).

В конце урока вы сами оцените уровень своих учебных достижений по данной теме.

(Учащиеся работают в группах).

Начнем знакомство с витаминами с рубрики «Историческая справка». Первую страницу презентуют историки. (Слайд 10 -12)

(Слайд 13) Дальнейшая работа будет построена следующим образом: в то время как витаминологи будут презентовать следующие страницы нашего журнала, вы заполняете таблицу, используя выступления товарищей .

(Слайд 14- 20) Слово группе «Витаминологи».

Итог работы наших витаминологов представлен на слайдах.(Слайд 21 -22)

(Слайд 23) Слово нашим кулинарам.

Вот и написаны все страницы нашего биологического журнала.


Проблемный,

практический,

индуктивный,

наглядный



Прием «Метод группового исследования»


  • Организует ра­боту групп для от­вета на проблем­ные вопросы.

  • Во время выступ­ления групп де­монстрирует слайды, иллю­стрирующие при­меры.

  • Осуществляет коррекцию, организует обсуждение.

  • Осуществляют поиск информации, необхо­димой для решения вопроса, обсуждают её в группе.

  • Выслушивают мнение других групп, допол­няют ответы, осу­ществляют оценку.

  • Делают вывод о многообразии и роли витаминов.

  • Выполняют задание в рабочей тетради (заполняют таблицу).

  • Знакомятся с ЦОР «Витамины».

  • Готовят информацию для страниц журнала (составляют опорный конспект по проблеме).

  • Заполняют приложение 4

Закрепление, ре­флексия, подведе­ние итогов урока

Давайте вспомним начало урока, историю про экспедицию Колумба. Как вы думаете, какой болезнью заболели моряки? (ученики доказывают, что моряки заболели цингой). Угадайте, что находится ящике (лимон).

(Слайд 24) А теперь постараемся применить ваши знания на практике. Представим, что вы доктора. У вас на приеме несколько пациентов. Постарайтесь определить, чем вызван тот или иной недуг и предложите им диету. (Приложение 3).

Сегодня мы познакомились с еще одной группой веществ - витаминами.

(Слайд 25 ) Подведем итог.

(Слайд 26) А теперь возьмем в руки пульты для голосования и ответим на не­сколько вопросов.(Приложение 5)

Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов?

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

(Слайд 27 -28) Оцените свою работу на уроке, проставьте отметку в оценочный лист. Подсчитайте сумму баллов.

В заключении нашего урока еще раз хочу подчеркнуть роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма, повышении сопротивляемости его к инфекционным заболеваниям. Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей, фруктов и ягод.(Учитель угощает фруктами).




Словесный

(бе­седа),

практический

(работа с систе­мой голосова­ния)





Ролевая игра

  • Организует за­крепление мате­риала и рефлек­сию.




























Выставляет оценки

  • Работают с интерак­тивной системой го­лосования.

  • Осуществляют рефлек­сию.



Самопро-

верка

Регулятивные:

  • Участие в подве­дении итогов урока;

  • Самооценка.

Домашнее задание: § 37, вопросы на с. 192 (устно), составить кроссворд. По желанию подготовить сообщения о других группах витаминов.



Приложения к плану-конспекту урока биологии в 8 классе по теме «Витамины»

Приложение 1



Инструктивная карточка для историков

  1. Найдите материал об открытии витаминов в учебнике § 37 , книгах ( И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека (с. 133-135) и “Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье” (с. 139-146)).

  2. Подготовьте рассказ об открытии Лунина, Функа и Эйкмана.

  3. Установите, на какие группы можно разделить витамины по растворимости (учебник § 37).

  4. Составьте опорный конспект для презентации страницы.

Инструктивная карточка для витаминологов

  1. Изучите виды водорастворимых витаминов ( В, С ) и определите их роль в организме (Медицинская азбука с. 50-54 и словарик терминов, учебник § 37).

  2. Определите суточную норму каждого витамина.

  3. Определите, в каких продуктах содержатся данные витамины (учебник с. 137 § 37, журнал “Химия в школе” №6 1998 с. 21-24).

  4. Выясните, какие заболевания возникают при недостатке витаминов.

  5. Проделайте опыт «Определение витамина С в апельсиновом соке»:

20 мл сока разбавить водой до 100 мл и прилить к нему немного крахмального раствора. После этого к полученной смеси приливать по каплям с помощью пипетки раствор йода. Как только йод полностью окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая его капля окрасит раствор в синий цвет.

  1. Занесите сведения в таблицу:

Витамины (название, обозначение, суточная норма)

Возможные заболевания

Продукты, содержащие витамины





7.Составьте опорный конспект для презентации страницы.

Инструктивная карточка для витаминологов

1.Изучите виды жирорастворимых витаминов ( А,D) и определите их роль в организме (Медицинская азбука с. 50-54 и словарик терминов, учебник § 37).

2.Определите суточную норму каждого витамина.

3.Определите, в каких продуктах содержаться данные витамины (учебник с. 137 § 37, журнал “Химия в школе” №6 1998 с. 21-24).

4.Выясните, какие заболевания возникают при недостатке витаминов.

5.Проделайте опыт «Обнаружение витамина А»: в пробирку налить 1 мл подсолнечного масла и добавить 2-3 капли 1% раствора FеСl3. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

6.Занесите сведения в таблицу:

Витамины (название, обозначение, суточная норма)

Возможные заболевания

Продукты, содержащие витамины





7.Составьте опорный конспект для презентации страницы

Инструктивная карточка для кулинаров

1.Сформулируйте правила сохранения витаминов в пище (учебник биологии 8 класс Батуева с. 123, учебник Колесова с. 192).

2.Поделитесь своими открытиями с товарищами по классу. Составьте опорный конспект для презентации страницы.


К инструктивной карточке историков ( итоговый опорный конспект)



К инструктивной карточке витаминолов (итоговая таблица)


ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИТАМИНОВ

витамины, суточная норма

Возможные заболевания

Продукты, содержащие витамины


А-ретинол

1,5 мг

Замедление роста, повреждение роговицы глаза, развитие «куриной слепоты», поражение эпителия кожи

Животные жиры, рыба, яйца, молоко, печень, морковь, томаты

Д-эргокальциферол

0,025 мг

Рахит,ухудшение обмена кальция и фосфора

Рыбий жир, мясо жирных рыб, печень, яичный желток

С-аскорбиновая кислота

50-100 мг

Ослабление иммунитета, утомляемость, кровоточивость дёсен, цинга, поражения стенок кровеносных сосудов

Перец, лимоны, чёрная и красная смородина, плоды шиповника, зелёный лук , молоко, печень

В1-тиамин

2-3

Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы

Оболочки и зародышевая часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце

В6-пиридоксин

1-2 мг

Дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость

Зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина, сыр , рыба;+синтезируется микрофлорой кишечника



Приложение 2

Дополнительная информация для работы в группах



Историческая справка

Во второй половине XIX века считалось, что пищевая ценность продуктов определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Меж тем за века человечество накопило немалый опыт длительных морских путешествий, когда при достаточных запасах продовольствия люди гибли от цинги. Почему?

В 1881г. русский учёный Н.И.Лунин провёл эксперимент. Он взял 2 группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по- разному: одних - натуральным молоком, других - искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причём в том же соотношении, что и в молоке.

Вскоре мыши 2-ой группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил учёный, существуют ещё какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь. Какие это вещества?

На этот вопрос не было ответа до тех пор, пока в 1880 году русский ученый Николай Лунин, изучавший роль минеральных веществ в питании, не заметил, что мыши, поглощавшие искусственную пищу, составленную из всех известных частей молока (казеина, жира, сахара и солей), чахли и погибали. А мышки, получавшие натуральное молоко, были веселы и здоровы. "Из этого следует, что в молоке содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания", - сделал вывод ученый.

Еще через 16 лет нашли причину болезни "бери-бери", распространенной среди жителей Японии и Индонезии, питавшихся в основном очищенным рисом. Врачу Эйкману, работавшему в тюремном госпитале на острове Ява, помогли... куры, сидящие в клетках. Их кормили очищенным зерном, и птицы страдали заболеванием, напоминавшим "бери-бери". Стоило заменить его на рис неочищенный - болезнь проходила.

В 1912г. Польский врач и биохимик К.Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери – так называли это заболевание люди Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом. Химический анализ выделенного    К. Функом вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов «вита» - «жизнь» и «амин» - «содержащий азот»).

Теперь мы с вами можем дать наиболее полное определение понятию «витамины». «Витамины – от лат. vita – жизнь и англ. amine – амин - это органические соединения, которые в очень малых количествах ежедневно необходимы для нормальной жизнедеятельности организма».

Витамины и их классификация.

В настоящее время ученые выделяют около 50 видов витаминов (вместе с витаминоподобными веществами – около 80) .

В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота – соответственно, буквами латинского алфавита – это: А, В1, С. Привычные нам буквенные обозначения А, В, С, Д, Е и т.д. – это дань традиции. Эта информация наглядно представлена в схеме:

Витамины







Жирорастворимые

А - ретинол

D - кальциферол

Е - токоферол

К - филлохинон


Водорастворимые

С - аскорбиновая кислота

В1 - тиамин

В2 - рибофлавин

В6 - пиридоксин

В12 - цианокобаламин







Большинство витаминов в организме не синтезируются в достаточном количестве и не откладываются про запас, а значит должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента.

Гиповитаминоз - вызывает болезни в результате длительного недостатка в организме витаминов.

Авитаминоз - вызывает болезни в результате отсутствия витаминов.

Гипервитаминоз – развивается при приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы.

Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация). Она очень часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом и нередко неумеренно употребляют пищевые добавки и витамины.

Витамин А (ретинол) принимает участие в ряде окислительно – восстановительных процессов; участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствует росту детей, благотворно влияет на состояние кожи, слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения. В организм человека витамин А в готовом виде поступает лишь с продуктами животного происхождения. Наиболее богата им печень рыбы и говяжья печень, в меньшем количестве в яичных желтках. В растительных же продуктах содержится провитамин А-каротин, который, попадая в организм человека, превращается в витамин А. Источником каротина являются овощи и зелень: морковь, абрикосы, помидоры, петрушка, зеленый лук, плоды шиповника и др. При его недостатке возникает «куриная слепота» - заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках.
Суточная потребность в витамине А составляет 800-1000 мкг.

Этот витамин жирорастворимый. Для более эффективного усвоения витамина А необходимо употреблять эти овощи и фрукты с маслом или сметаной.

Если ночью ты в пути –

Не найдешь куда идти,

Будешь карликом ходить ,

Очень в росте тормозить.


Витамины группы В имеют большое значение для человека.

В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, расстраивалась походка, наступал паралич конечностей. У больных, будто цепями, были скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы). Болезнь не поддавалась лечению, а её происхождение оставалось неизвестным.

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни как и у больных на «бери-бери» людей. Многие куры в конце концов погибали, а те, которые свободно разгуливали по двору были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Эйкман стал кормить курей в клетках неочищенным рисом и они выжили. Что находилось в рисовых отрубях он так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания был недостаток витамина В. Различают несколько видов данной группы: В1,В2,В6,В12.

Витамин В1 (тиамин)тот самый открытый Функом тиамин. Он участвует в обмене углеводов, помогает нервам передавать импульсы к мышцам. Продолжай Функ свой опыт, еще немного – и он бы довел несчастных птичек до болезни бери-бери, которой раньше страдали жители Китая, питавшиеся лишь очищенным рисом. Признаки этой болезни – потеря сил, истончение и слабость мышц, боли и спазмы в конечностях. Прячется витамин В1 в оболочках и зародышах злаков, особенного много его в отрубях. Бактерии кишечника тоже способны образовывать витамин тиамин. Суточная потребность в витамине В1 составляет 2-3 мкг. Заболевание - Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы. Продукты -оболочки и зародышевая часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце.

Витамин В2 активно участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности центральной нервной системы. Его недостаток приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.

Витамин В6 (пиридоксин) участвует в белковом обмене, уменьшает отложение на стенках кровеносных сосудов особого вещества холестерина, ведущее к развитию атеросклероза, ожирению печени и появлению камней в желчном пузыре. Дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость. Продукты, содержащие витамин - зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина, сыр, рыба; синтезируется микрофлорой кишечника.

Витамин В12 регулирует образование клеток крови – эритроцитов и тромбоцитов; его недостаток приводит к развитию малокровия. Участвует витамин и в обмене белков.
Вы забыли про меня ?

Править миром буду я.

Будут нервы у вас не в порядке,

Будут судороги, припадки.



Витамин С (аскорбиновая кислота) регулирует обмен белков и углеводов, участвует в выведении холестерина из организма, помогая в борьбе с атеросклерозом, усиливает образование гемоглобина, повышает устойчивость к инфекциям, оказывает выраженное антитоксическое действие по отношению к ядовитым веществам. Полное отсутствие витамина С в пище приводит к тяжелому заболеванию – цинге. У человека на фоне общей слабости развиваются одышка, кровотечение из десен, кровоизлияния в коже и мышцах, выпадают зубы. Наиболее богатыми источниками аскорбиновой кислоты являются зеленые части растений, большинство овощей и фруктов. Особенно много витамина С в плодах шиповника, черноплодной рябине, черной смородины, лимонных, зрелом сладком перце, стручковом перце, свежей и квашенной капусте.
В одном из рассказов Дж. Лондона золотоискателей,
лишенных во время долгой полярной зимы свежих овощей и фруктов, спас от цинги мешок картошки – всего по одной картофелине на брата им хватило, чтобы вылечиться.

Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места. Моряки были лишены свежих овощей, фруктов и свежего мяса, которое обычно заменялась солониной. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497–1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа.

Такая же судьба постигла в 1741г. русского мореплавателя В. Беринга и многих участников его экспедиции.

18 марта 1914 г. погиб от цинги герой – полярник Г.Л.Седов. Цинга была зловещей спутницей так же и воинов сухопутных армий. История войн насчитывает немало поражений, проигранных кампаний, неудавшихся походов в результате массового поражения войск цингой.

Структура витамина С (антицинготного) была установлена только в 1938 г.: им оказалась аскорбиновая кислота (кислота, потому, что кислая на вкус), в просторечии аскорбинка.

Потребность в витамине С составляет в среднем 50-60 мг.

Буква эта – латинская простая,

Для врачей она святая.

Лечит витамин цингу,

Как лечить ее скажу:

Ешь лучок, капусту, клюкву,

Не забудь и про лимон,

И Цинга пройдет как сон .


Витамин Д (кальциферол) особенно необходим растущему организму, так как участвует в обмене кальция и фосфора. Кроме того витамин Д стимулирует правильный рост костей, влияет на функциональное состояние щитовидной, зобной, паращитовидной и половых желез. Его недостаток приводит к размягчению костей, их деформации – рахиту. Впервые это заболевание описал английский врач Глассон в 1650 г.

«Болезнью темных углов» называли рахит в Великобритании, и не случайно. Рахит – социальная болезнь. Им страдали главным образом дети бедняков, постоянно недоедавшие, жившие в сырых темных жилищах, куда редко проникал солнечный луч. Глассон, описав симптомы заболевания и условия, в которых оно возникло, не смог указать его причину и средства лечения. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже этого витамина.
Позже это средство было найдено чисто эмпирически. Им оказался рыбий жир. Он вылечил им больных людей от рахита, а заодно и многих врачей от скептического отношения к своему лекарству.

Каковы же первые симптомы рахита? Снижение аппетита, беспокойство, плаксивость, неправильное формирование скелета. У детей задерживается появление зубов, а размягчение костей нижних конечностей приводит к их искривлению. Развивается непропорционально большая голова, изменяется грудная клетка. Недостаток кальция вызывает изменение в мышцах, поэтому у больного ребенка живот отвислый. Большое количество витамина Д имеется в печени морских рыб, богаты витамином и дрожжи. В качестве источника витамина Д используется и витаминизированный рыбий жир.
Суточные дозы составляют в среднем 2,5-10 мг.

Современный рыбий жир опасен. Почему? (Жировая ткань морских животных в огромных количествах накапливает все то вредное, что сливает в Мировой океан промышленность).

Крепкими чтоб были ножки,

Зубки чтоб росли у крошки,

С солнцем, детки, вы дружите,

Этот витамин копите.

Витамин К ускоряет заживление ран, обладает болеутоляющим действием, участвует в образовании протромбина, необходимого для свертывания крови. Содержится в аппетитных овощах и зелени – капусте, шпинате, петрушке, а также в моркови, томатах, ягодах рябины, крапиве, подорожнике. Кроме того, его образуют бактерии, в том числе и те, что трудятся в человеческом кишечнике.

Витамин Е защищает человека от стрессов, сохраняя неприступность клеточных стенок для веществ, которые выбрасываются в кровоток в опасных для организма ситуациях, стимулирует мышечную деятельность. Содержится в зародышах пшеницы, особенно в нерафинированных растительных маслах
(подсолнечном, кукурузном и др.), листьях салата, мясе, печени, молоке и яичном желтке.


Витамин РР обеспечивает нормальное протекание в организме окислительно – восстановительных процессов; он участвует в образовании гормонов надпочечников. Если организм недополучает этот витамин, развивается болезнь пелагра у человека поражаются кожа и слизистые оболочки, а также возникают нервно-психические расстройства. Человек нуждается в 15-20 мг. витамина РР в сутки.



Советы кулинарам

При неправильном хранении или неправильной обработке продуктов питания витамины, имеющиеся в них, разрушаются. Так, мясо после варки теряет от 15 до 60% витамина группы В, а продукты растительного происхождения – около 1/5. Сохранить, как можно больше витаминов в продуктах при приготовлении пищи вам помогут наши советы.

Совет 1. Молоко кипятят в закрытой эмалированной посуде на сильном огне, а затем, не открывая крышки, охлаждают и ставят в холодное место. При приготовлении блюд с молоком крупу или овощи предварительно разваривают в небольшом количестве воды до полной готовности, только после этого добавляют сырое молоко и кипятят всего 1-2 мин.

Совет 2. Овощи богаты «витамином роста». Для того чтобы сохранить в овощах каротин, их следует хранить в темном прохладном месте. Необходимо помнить, что даже соприкосновение с воздухом снижает содержание витаминов в пищевых продуктах, поэтому чистить овощи лучше непосредственно перед приготовлением пищи, резать перед варкой, опускать их сразу в кипящую воду и варить в закрытой кастрюле. Не рекомендуется добавлять соду, т.к. щелочная среда способствует разрушению витамина С.

Совет 3. Сначала в кипящую воду кладут те овощи, которые дольше варятся (например, при варке борща рекомендуется опустить в бульон сначала свеклу, варить ее 30-40 мин., а затем добавить картофель и коренья). Как только овощи готовы, их надо снимать с огня. Воду, в которой варились овощи, желательно использовать для приготовления каш и других блюд.

Совет 4. В замороженных овощах (капуста, картофель, зеленый горошек и др.) и фруктах сохраняется много аскорбиновой кислоты, но после оттаивания она очень быстро разрушается. Поэтому размораживать овощи и фрукты надо только непосредственно перед употреблением их в пищу. Замороженные овощи и фрукты варятся быстрее свежих. Повторное разогревание пищи ведет к резкому сокращению в ней содержания аскорбиновой кислоты.


Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания.

Охлаждение предусматривает поддержание в толще продукта температуры в пределах 0...+4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме клеток кристаллов льда. Особенно ценным является метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание.

Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность витаминов вакуумная сушка. Она проводится в условиях разрежения при температуре не выше 50 °С.

Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.

Таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.

Приложение №3

Задания для ролевой игры

1.У меня часто болят глаза и появляются ячмени (недостаток витамина А).

2.Тыльная поверхность моих рук и ног не ощущает тепла, холода, укола, боли (недостаток витамина В1).


3.Отмечается сухость кожи с образованием сыпи на коленях и локтях (недостаток витамина А).

4.У меня появляются частые синяки, хотя я нигде не ударялся (недостаток витамина С).













Приложение №4

(для учащихся)

Маршрутный лист по теме «Витамины»

Витамины_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ВОДОРАСТВОРИМЫЕ

Характеристика витаминов

ГИПОВИТАМИНОЗ

Витамины (название, обозначение, суточная норма)

Возможные заболевания

Продукты, содержащие витамины








































Таблица самооценивания знаний и умений

Вопросы

Баллы (1-3)

1. Могу дать определение понятию «Витамины».


2.Умею классифицировать витамины, знаю их буквенные обозначения и химические названия.


3. Знаю виды витаминной недостаточности и могу привести примеры их проявлений.



4. Знаю о биологической роли витаминов в организме человека.


Всего баллов:


1-3 балла – низкий уровень

4-6 балла – средний уровень – «3»

7-9 балла – достаточный уровень –«4»

10-12 балла – высокий уровень –«5».


Оцени свое настроение на уроке

(поставь галочку)





Приложение №5

Тест

1.Какое заболевание возникает при недостатке в пище витамина Д?

А) Куриная слепота;

Б) Бери-бери;

В) Рахит;

Г) Цинга.



2.Какое заболевание возникает при недостатке в пище витамина А?

А) Куриная слепота;

Б) Бери-бери;

В) Рахит;

Г) Цинга.



3.Какой авитаминоз чаще всего возникал у мореплавателей и путешественников?

А) Куриная слепота;

Б) Бери-бери;

В) Рахит;

Г) Цинга.



4.В каких продуктах много витамина А?

А) Лимон, шиповник, капуста;

Б) Печень рыб, масло, молоко, яйца;

В) Хлеб из муки с отрубями, дрожжи;

Г) Рыбий жир, яичный желток, икра.


5.В каких продуктах много витамина С?

А) Лимон, шиповник, капуста;

Б) Печень рыб, масло, молоко, яйца;

В) Хлеб из муки с отрубями, дрожжи;

Г) Рыбий жир, яичный желток, икра.

Просмотр содержимого презентации
«витамины»

ВЕЩЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА ВЕЩЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА органические неорганические  ? жиры вода минеральные соли белки углеводы белки

ВЕЩЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА

ВЕЩЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА

органические

неорганические

?

жиры

вода

минеральные

соли

белки

углеводы

белки

А, В,  С,  Д,  Е,  К,  РР

А, В, С, Д, Е, К, РР

ВИТАМИНЫ

ВИТАМИНЫ

ВИТАМИНЫ

ВИТАМИНЫ

На уроке должны научиться:

На уроке должны научиться:

  • Давать определение понятию витамины;
  • Уметь классифицировать витамины;
  • Знать химические названия и буквенные обозначения;
  • Характеризовать витамины;
  • Называть последствия нарушения сбалансированного поступлення витаминов в организм, приводить примеры.
Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай.

Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай.

А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий».  Определите, что же спасло моряков от гибели? Какой плод тропического растения, в большом изобилии произрастающий на острове Кюрасао, находится в ящике?

А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий».

Определите, что же спасло моряков от гибели? Какой плод тропического растения, в большом изобилии произрастающий на острове Кюрасао, находится в ящике?

Витамины Низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме

Витамины

Низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме

Биологический журнал «Витавести»  Содержание I страница . Историческая справка. II-III страница . Витамины , их классификация, роль в организме. 1. Жирорастворимые витамины: Витамин А - ретинол. Витамин D – кальциферол. 2. Водорастворимые витамины: Витамин С – аскорбиновая кислота  Витамин В1 – тиамин. Витамин В6 – пиридоксин. IV.страница . Советы кулинаров

Биологический журнал «Витавести» Содержание

I страница . Историческая справка.

II-III страница . Витамины , их классификация, роль в организме.

1. Жирорастворимые витамины:

  • Витамин А - ретинол.
  • Витамин D – кальциферол.

2. Водорастворимые витамины:

  • Витамин С – аскорбиновая кислота
  • Витамин В1 – тиамин.
  • Витамин В6 – пиридоксин.

IV.страница . Советы кулинаров

Немного Истории… Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского

Немного Истории…

  • Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь".

  • Витамины открыты Н. И. Луниным в 1880 году.

  • Сейчас известно около 50 видов витаминов.

Классификация витаминов ВОДОРАСТВОРИМЫЕ ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ С - аскорбиновая кислота А -ретинол В 1 - тиамин D - кальциферол В 2 - рибофлавин Е - токоферол К - филлохинон В 6 - пиридоксин В 12 - цианокобаламин

Классификация витаминов

ВОДОРАСТВОРИМЫЕ

ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ

С - аскорбиновая кислота

А -ретинол

В 1 - тиамин

D - кальциферол

В 2 - рибофлавин

Е - токоферол

К - филлохинон

В 6 - пиридоксин

В 12 - цианокобаламин

Виды витаминной недостаточности АВИТАМИНОЗ ГИПОВИТАМИНОЗ Частичная недостаточность витамина Отсутствие в организме какого-либо витамина Быстрая утомляемость, пониженная работоспособность снижение сопротивляемости к инфекциям Цинга, рахит, куриная слепота, пеллагра, бери-бери

Виды витаминной недостаточности

АВИТАМИНОЗ

ГИПОВИТАМИНОЗ

Частичная недостаточность витамина

Отсутствие в организме какого-либо витамина

Быстрая утомляемость, пониженная работоспособность снижение сопротивляемости к инфекциям

Цинга, рахит, куриная слепота, пеллагра, бери-бери

Характеристика витаминов Витамины (название, обозначение, суточная норма) Возможные заболевания   Продукты, содержащие витамины            

Характеристика витаминов

Витамины (название, обозначение, суточная норма)

Возможные заболевания

 

Продукты, содержащие витамины

 

 

 

 

 

 

РЕТИНОЛ A ВИТАМИН  При недостатке: куриная слепота, замедляется рост, повреждаются слизистые оболочки .  Необходим для нормального роста  человека и развития эпителиальной ткани. Входит в состав зрительного пигмента. Регулирует белковый обмен Суточная потребность : 800-1000 мкг Содержится: в молоке,  рыбе, яйцах, масле, моркови, петрушке, абрикосах.

РЕТИНОЛ

A

ВИТАМИН

При недостатке: куриная слепота, замедляется рост,

повреждаются слизистые оболочки .

Необходим для нормального роста

человека и развития эпителиальной

ткани. Входит в состав зрительного

пигмента. Регулирует белковый обмен

Суточная потребность : 800-1000 мкг

Содержится:

в молоке,

рыбе, яйцах,

масле, моркови,

петрушке,

абрикосах.

КАЛЬЦИФЕРОЛ ВИТАМИН  D При недостатке: рахит Регулирует обмен фосфора и кальция, способствует формированию скелета Суточная потребность  2,5 - 10 мкг Вырабатывается в коже под действием УФО, им богаты : яичный желток, сливочное масло, рыбий жир, икра

КАЛЬЦИФЕРОЛ

ВИТАМИН

D

При недостатке: рахит

Регулирует обмен

фосфора и кальция, способствует

формированию скелета

Суточная потребность

2,5 - 10 мкг

Вырабатывается

в коже

под действием УФО,

им богаты :

яичный желток,

сливочное масло,

рыбий жир, икра

Признаки рахита:  деформация костей, нарушения нервной системы, слабость, раздражительность

Признаки рахита:

деформация костей, нарушения

нервной системы, слабость,

раздражительность

АСКОРБИНОВАЯ К-ТА ВИТАМИН  C Помогает организму бороться с инфекциями, обеспечивает прочность тканей, стимулирует обновление клеток, нормальное продуцирование гормонов. При недостатке заболевание цинга Суточная потребность : 50-60 мг Содержится : в цитрусовых, шиповнике,облепихе, сладком перце,капусте, ягодах, зелени.

АСКОРБИНОВАЯ К-ТА

ВИТАМИН

C

Помогает организму бороться с

инфекциями,

обеспечивает прочность тканей,

стимулирует обновление клеток,

нормальное продуцирование гормонов.

При недостатке заболевание

цинга

Суточная потребность : 50-60 мг

Содержится :

в цитрусовых,

шиповнике,облепихе,

сладком перце,капусте,

ягодах, зелени.

Признаки цинги : набухают и кровоточат десны, выпадают зубы,  слабость, вялость, утомляемость, головокружение

Признаки цинги :

набухают и кровоточат десны, выпадают зубы,

слабость, вялость, утомляемость, головокружение

тиамин B 1 ВИТАМИН  Участвует в углеводном обмене, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, работу гладкой мускулатуры, активизирует работу мозга. При недостатке: заболевание бери-бери: поражение нервной системы, мышечное истощение, отставание в росте, слабость и паралич конечностей. Суточная потребность : 1,1-1,5 мг  Содержится : в дрожжах, хлебном квасе, хлебе грубого помола, зерновых и бобовых культурах, яичном желтке, мясе птицы, высевках пшеницы, ржи, риса.

тиамин

B 1

ВИТАМИН

Участвует в углеводном обмене,

регулирует циркуляцию крови

и кроветворение, работу гладкой

мускулатуры, активизирует работу

мозга.

При недостатке: заболевание

бери-бери: поражение нервной системы, мышечное истощение, отставание в росте,

слабость и паралич конечностей.

Суточная потребность : 1,1-1,5 мг

Содержится :

в дрожжах,

хлебном квасе,

хлебе грубого помола,

зерновых и бобовых культурах,

яичном желтке,

мясе птицы,

высевках пшеницы,

ржи, риса.

ВИТАМИН  пиридоксин B 6 Участие в обмене белков, жиров, работе нервной системы, снижает уровень холестерина.  При недостатке: малокровие, дерматит, судороги, расстройство пищеварения, раздражительность бессонница . Суточная потребность : 1,4-2,0 мг Содержится : в кукурузе, орехах, ячмене, горохе, картофеле, свёкле, говядине, яйцах, молоке.

ВИТАМИН

пиридоксин

B 6

Участие в обмене белков, жиров,

работе нервной системы,

снижает уровень холестерина.

При недостатке: малокровие, дерматит, судороги,

расстройство пищеварения,

раздражительность

бессонница .

Суточная потребность : 1,4-2,0 мг

Содержится :

в кукурузе, орехах,

ячмене, горохе,

картофеле, свёкле,

говядине, яйцах,

молоке.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИТАМИНОВ витамины, суточная норма Возможные заболевания А-ретинол Продукты, содержащие витамины 1,5 мг Замедление роста, развитие «куриной слепоты», поражение эпителия кожи Д-эргокальциферол   Животные жиры, рыба, яйца, молоко, печень, морковь, томаты 0,025 мг Рахит, ухудшение обмена кальция и фосфора Рыбий жир, мясо жирных рыб, печень, яичный желток

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИТАМИНОВ

витамины, суточная норма

Возможные заболевания

А-ретинол

Продукты, содержащие витамины

1,5 мг

Замедление роста, развитие «куриной слепоты», поражение эпителия кожи

Д-эргокальциферол

 

Животные жиры, рыба, яйца, молоко, печень, морковь, томаты

0,025 мг

Рахит, ухудшение обмена кальция и фосфора

Рыбий жир, мясо жирных рыб, печень, яичный желток

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИТАМИНОВ витамины, суточная норма Возможные заболевания С-аскорбиновая кислота Продукты, содержащие витамины 50-100 мг Ослабление иммунитета, утомляемость, кровоточивость дёсен, цинга, поражения стенок кровеносных сосудов В1-тиамин   Перец, лимоны, чёрная и красная смородина, плоды шиповника, зелёный лук , молоко, печень 2-3 Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы В6-пиридоксин Оболочки и зародышевая часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце 1-2 мг Дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость Зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина,сыр, рыба;+синтезируется микрофлорой кишечника

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИТАМИНОВ

витамины, суточная норма

Возможные заболевания

С-аскорбиновая кислота

Продукты, содержащие витамины

50-100 мг

Ослабление иммунитета, утомляемость, кровоточивость дёсен, цинга, поражения стенок кровеносных сосудов

В1-тиамин

 

Перец, лимоны, чёрная и красная смородина, плоды шиповника, зелёный лук , молоко, печень

2-3

Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы

В6-пиридоксин

Оболочки и зародышевая часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце

1-2 мг

Дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость

Зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина,сыр, рыба;+синтезируется микрофлорой кишечника

Советы  кулинаров Это нужно знать :           Сохранение витаминов:

Советы кулинаров

Это нужно знать :

Сохранение витаминов:

  • Витамины В и С разрушаются при высокой температуре и соприкосновения с металлом;
  • Витамин С окисляется кислородом воздуха;
  • Потеря витаминов происходит при длительном хранении;
  • Чтобы сохранить в овощах каротин, их следует хранить в темном прохладном месте.
  • чистить овощи перед приготовлением пищи, резать перед варкой, опускать сразу в кипящую воду и варить в закрытой кастрюле;
  • размораживать только перед употреблением их в пищу;
  • лучшие методы сохранения витаминов :
  • консервирование с помощью низкой температуры (замораживание;
  • вакуумная сушка;
  • квашение.
Игра «Вы доктора»  У вас на приеме несколько пациентов. Постарайтесь определить, чем вызван тот или иной недуг и предложите им диету.  Задания: 1.У меня часто болят глаза и появляются ячмени (недостаток витамина А).   2.Тыльная поверхность моих рук и ног не ощущает тепла, холода, укола, боли (недостаток витамина В1).  3.Отмечается сухость кожи с образованием сыпи на коленях и локтях (недостаток витамина А).   4.У меня появляются частые синяки, хотя я нигде не ударялся (недостаток витамина С).

Игра «Вы доктора»

У вас на приеме несколько пациентов. Постарайтесь определить, чем вызван тот или иной недуг и предложите им диету.

Задания:

1.У меня часто болят глаза и появляются ячмени

(недостаток витамина А). 2.Тыльная поверхность моих рук и ног не ощущает тепла, холода, укола, боли

(недостаток витамина В1).

3.Отмечается сухость кожи с образованием сыпи на коленях и локтях

(недостаток витамина А). 4.У меня появляются частые синяки, хотя я нигде не ударялся

(недостаток витамина С).

Подведем итоги: Витамины – органические вещества, которые в очень малых количествах ежедневно необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н.И. Луниным . Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1912 году, он же ввел название . Известно около 50 витаминов. Классификация витаминов : - водорастворимые (С, В1, В2, В6, В12) ; - жирорастворимые ( А, Д, Е, К ) .

Подведем итоги:

  • Витамины – органические вещества, которые в очень малых количествах ежедневно необходимы для нормальной жизнедеятельности организма.
  • Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н.И. Луниным . Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1912 году, он же ввел название .
  • Известно около 50 витаминов.
  • Классификация витаминов :

- водорастворимые (С, В1, В2, В6, В12) ;

- жирорастворимые ( А, Д, Е, К ) .

  • Виды витаминной недостаточности:
  • Авитаминоз;
  • Гиповитаминоз;
  • Гипервитаминоз.
  • Необходимо правильно сохранять и перерабатывать продукты питания.
Тест 1.Какое заболевание возникает при недостатке в пище витамина Д? 4.В каких продуктах много витамина А? А) «Куриная слепота»; А) Лимон, шиповник, капуста. Б) Бери-бери; Б) Печень рыб, масло, молоко, яйца. В) Хлеб из муки с отрубями, дрожжи. В) Рахит; Г) Цинга. Г) Рыбий жир, яичный желток, икра.  2.Какое заболевание возникает при недостатке в пище витамина А? А) «Куриная слепота»; 5.В каких продуктах много витамина С? Б) Бери-бери; А) Лимон, шиповник, капуста. В) Рахит; Б) Печень рыб, масло, молоко, яйца. В) Хлеб из муки с отрубями, дрожжи. Г) Цинга. Г) Рыбий жир, яичный желток, икра. 3.Какой авитаминоз чаще всего возникал у мореплавателей и путешественников? А) «Куриная слепота»; Б) Бери-бери; В) Рахит; Г) Цинга.

Тест

1.Какое заболевание возникает при недостатке в пище витамина Д?

4.В каких продуктах много витамина А?

А) «Куриная слепота»;

А) Лимон, шиповник, капуста.

Б) Бери-бери;

Б) Печень рыб, масло, молоко, яйца.

В) Хлеб из муки с отрубями, дрожжи.

В) Рахит;

Г) Цинга.

Г) Рыбий жир, яичный желток, икра.

2.Какое заболевание возникает при недостатке в пище витамина А?

А) «Куриная слепота»;

5.В каких продуктах много витамина С?

Б) Бери-бери;

А) Лимон, шиповник, капуста.

В) Рахит;

Б) Печень рыб, масло, молоко, яйца.

В) Хлеб из муки с отрубями, дрожжи.

Г) Цинга.

Г) Рыбий жир, яичный желток, икра.

3.Какой авитаминоз чаще всего возникал у мореплавателей и путешественников?

А) «Куриная слепота»;

Б) Бери-бери;

В) Рахит;

Г) Цинга.

Оцени себя Вопросы Баллы (1-3) 1. Могу дать определение понятию «Витамины».   2.Умею классифицировать витамины, знаю их буквенные обозначения и химические названия.   3. Знаю виды витаминной недостаточности и могу привести примеры их проявлений.   4. Знаю о биологической роли витаминов в организме человека.     Всего баллов:  

Оцени себя

Вопросы

Баллы (1-3)

1. Могу дать определение понятию «Витамины».

 

2.Умею классифицировать витамины, знаю их буквенные обозначения и химические названия.

 

3. Знаю виды витаминной недостаточности и могу привести примеры их проявлений.

 

4. Знаю о биологической роли витаминов в организме человека.

 

 

Всего баллов:

 

Оцени свое настроение

Оцени свое настроение


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методическая разработка урока по биологии по теме "Витамины"

Автор: Лихачева Марина Юрьевна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 160188

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Методическая разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" "
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-pishchievarieniie-v-rotovoi-polosti"
    ["file_id"] => string(6) "139869"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417805098"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока  по биологии "Значение витаминов в жизни человека""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokapobiologhiiznachieniievitaminovvzhiznichielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "327115"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463393560"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Технологическая карта урока биологии по теме "Витамины""
    ["seo_title"] => string(62) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-po-tiemie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "283560"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453837110"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя  по теме: ”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”. "
    ["seo_title"] => string(141) "mietodichieskaia-razrabotka-tieorietichieskogho-zaniatiia-dlia-priepodavatielia-po-tiemie-nuklieinovyie-kisloty-dnk-rnk-atf-ghormony-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "238068"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444475128"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Методическая разработка урока по биологии по теме "Витамины" "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii-po-tiemie-vitaminy-1"
    ["file_id"] => string(6) "230224"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442049385"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства