Иркутская область
Шелеховский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Методическая разработка урока по биологии
для обучающихся 8 класса по теме «Витамины»
Составитель: Лихачева Марина Юрьевна,
учитель биологии МКОУ «СОШ №7»
село Олха
Пояснительная записка
Аннотация к уроку:
Урок «Витамины» разработан для учащихся 8 класса. Ресурс содержит конспект урока, приложения и презентацию по теме: «Витамины». Это урок изучения нового материала. На уроке используются элементы технологии развивающего и интерактивного обучения, информационные технологи. Применяются следующие методы: беседа, объяснение, работа с учебником и дополнительной литературой, выпуск страниц для журнала «Витавести», приемы: «Кроссворд», «Ассоциативный куст», «Отсроченный ответ», «Метод группового исследования», «Ролевая игра». Мультимедийная презентация используется на всех этапах урока.
Предметная область: биология
Класс: 8
УМК: В.В.Пасечника
Тема урока: Витамины.
Место урока в рабочей программе: третий урок в разделе «Обмен веществ и энергии».
Цели:
Предметно-дидактическая: на основе межпредметных связей сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;
Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости и уважения к достижениям науки; способствовать формированию сознательного отношения учащихся к собственному здоровью; развивать культуру питания, прививать навыки здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
Выдвигают простейшие гипотезы;
Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
Работают с информацией и преобразуют её;
Находят причинно-следственные связи;
Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Имеют представление о витаминах;
Умеют классифицировать витамины, распределять их по группам;
Знают химические названия и буквенные обозначения витаминов;
Называют последствия нарушения сбалансированного поступлення витаминов в организм, приводят примеры;
Характеризуют витамины, выясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности в организме;
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
Дополнительные:
словесные (беседа, диалог);
наглядные (работа с рисунками, схемами, учебником);
практические (составление схем, таблиц, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);
дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение);
приемы: «Ассоциативный куст», «Отсроченный ответ», «Метод группового исследования», «Кроссворд».
Основные вопросы:
понятие о витаминах, их названия, классификация;
характеристика основних групп витаминов, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности в организме;
правила рационального питания.
Средства обучения:
Биология 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Д.В. Колесова, Р.Д.Маша , М.: Дрофа, 2012г.;
Рабочая тетрадь к учебнику;
ЦОР ДИСК «КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ», биология, 8 класс , урок № 37
Дополнительный текстовый материал;
Презентация «Витамины»;
Оценочный лист.
Список литературы
для учителя:
Резанова Е.А.,Антонова И.П.,Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах.-М. «Издат-школа 2000»,1999 г.-208с.
Пепеляева О. В. Поурочные разработки «Биология.Челов», Д.В. Колесова-М.:ВАКО,2005.- ;416с.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Витамины
http://www.otzovy.ru/tegi/vitaminy
http://narmed.ru/articles/pitanie/vitamins
для учащихся:
Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н Беляев – 13е- изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2012. – 332.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Витамины
http://www.otzovy.ru/tegi/vitaminy
http://narmed.ru/articles/pitanie/vitamins
Предметы интеграции: биология, история, химия.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, интерактивная доска, интерактивная система голосования, упаковки витаминных препаратов, овощи и фрукты.
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме «Витамины»
Этап | Содержание | Методы | Учебно-познавательные задачи урока | Формы контроля | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | | | Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Само- проверка | Регулятивные: |
Ориентировочно-мотивационный – стадия вызова | Из предыдущих уроков вы узнали, какие вещества, содержащиеся в продуктах питания, необходимы для жизнедеятельности организма. Назовите их (слайд 1). На качество жизни влияет еще одна группа органических веществ. Сегодня мы поговорим о веществах которые называют «пламень жизни». Эти вещества оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, без них невозможен обмен веществ. Посмотрите, что находится на ваших столах (яйцо, картофель, рис, хлеб, яблоко, лимон, веточка сосны). Что их объединяет, что содержится в них? (Слайд 2. ) Перед вами ряд латинских букв: А, В, С, Д, Е, К, Р, РР, и др. Что же это за ряд букв? (Слайд 3) Какие ассоциации у вас связаны со словом «витамины»? Кто озвучит тему урока? (Слайд 4.)О них наш сегодняшний разговор. (Слайд 5.)Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить ответы? | Словесный (беседа), наглядный
Прием «Ассоциативный куст»
| Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. |
Предполагаемый ответ: Узнать, что такое витамины. Изучить их многообразие. Выяснить, в каких продуктах содержатся. Узнать какие функции выполняют | Словесная оценка учителя | Регулятивные: |
Учебно-познавательная деятельность: Постановка проблемы Открытие нового через её решение Первичное закрепление Открытие нового Постановка и решение проблемы | (Слайд 6-7). Совершим путешествие в прошлое. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий». В конце урока вы должны определить, что же спасло моряков от гибели? Какой плод тропического растения, в большом изобилии произрастающий на острове Кюрасао, находится в ящике? | Дедуктивный (применение знаний) Прием «Отсроченный ответ» Проблемный, наглядный | Предлагает обучающимся проблемный вопрос и задания с целью выявления роли витаминов. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения. | | Словесная оценка учителя Самопро- верка по образцу Самопро-верка | Познавательные: Формулирование проблемы, поиск путей решения; Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение; Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование); Построение речевого высказывания. Регулятивные: Планирование; Контроль; Оценка и самооценка. Коммуникативные: Участие в совместной деятельности; Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию. Личностные: Ответственное отношение к выполнению учебных задач; Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; Уважительное отношение к другому человеку, его мнению. |
Итак, попробуйте сформулировать понятие «Витамины». (Слайд 8) Витамины - это органические соединения, которые в небольших количествах постоянно требуются для протекания биохимических реакций в организме. Находясь в продуктах питания в незначительных количествах (такие вещества называют биологически активными) они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма, так как являются компонентом молекул ферментов. Они принимают участие в сложных цепях химических превращений. Большинство витаминов в соединениях с белками образуют ферменты, которые являются непосредственными участниками обмена веществ в организме. -Скажите, пожайлуста , кто любит чай с лимоном? Это ни что иное, как водный раствор витамина С- аскорбиновой кислоты. Вы знакомы со свойствами этого витамина? - А кого мама или бабушка кормит тертой морковью с сахаром ,со сметаной или подсолнечным маслом, майонезом? Возможно ваши родители знают о свойствах витамина А, содержащегося в моркови . Чтобы ответить на эти и другие вопросы, откуда мы будем брать информацию?
| Дедуктивный (применение знаний) | Организует первичное закрепление материала. | Предполагаемый ответ: Работать с книгой, фиксировать информационный материал в форме таблиц, схем, презентации |
Можно ли обойтись без витаминов? Изучите дополнительный информацию. Предлагаю нам вместе сегодня написать страницы биологического журнала. Предложите название журнала и рубрики.(«Витавести», в котором 3 рубрики) (слайд 9) . Для этого вы предварительно объединились в группы: «Историки», «Витаминологи», «Кулинары». По страницам рубрик вам необходимо подготовить необходимую информацию согласно инструкции (Приложение 1,2). В конце урока вы сами оцените уровень своих учебных достижений по данной теме. (Учащиеся работают в группах). Начнем знакомство с витаминами с рубрики «Историческая справка». Первую страницу презентуют историки. (Слайд 10 -12) (Слайд 13) Дальнейшая работа будет построена следующим образом: в то время как витаминологи будут презентовать следующие страницы нашего журнала, вы заполняете таблицу, используя выступления товарищей . (Слайд 14- 20) Слово группе «Витаминологи». Итог работы наших витаминологов представлен на слайдах.(Слайд 21 -22) (Слайд 23) Слово нашим кулинарам. Вот и написаны все страницы нашего биологического журнала. | Проблемный, практический, индуктивный, наглядный Прием «Метод группового исследования» | Организует работу групп для ответа на проблемные вопросы. Во время выступления групп демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение. | Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе. Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку. Делают вывод о многообразии и роли витаминов. Выполняют задание в рабочей тетради (заполняют таблицу). Знакомятся с ЦОР «Витамины». Готовят информацию для страниц журнала (составляют опорный конспект по проблеме). Заполняют приложение 4 |
Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока | Давайте вспомним начало урока, историю про экспедицию Колумба. Как вы думаете, какой болезнью заболели моряки? (ученики доказывают, что моряки заболели цингой). Угадайте, что находится ящике (лимон). (Слайд 24) А теперь постараемся применить ваши знания на практике. Представим, что вы доктора. У вас на приеме несколько пациентов. Постарайтесь определить, чем вызван тот или иной недуг и предложите им диету. (Приложение 3). Сегодня мы познакомились с еще одной группой веществ - витаминами. (Слайд 25 ) Подведем итог. (Слайд 26) А теперь возьмем в руки пульты для голосования и ответим на несколько вопросов.(Приложение 5) Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке? (Слайд 27 -28) Оцените свою работу на уроке, проставьте отметку в оценочный лист. Подсчитайте сумму баллов. В заключении нашего урока еще раз хочу подчеркнуть роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма, повышении сопротивляемости его к инфекционным заболеваниям. Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей, фруктов и ягод.(Учитель угощает фруктами).
| Словесный (беседа), практический (работа с системой голосования) Ролевая игра | Выставляет оценки | | Самопро- верка | Регулятивные: |
Домашнее задание: § 37, вопросы на с. 192 (устно), составить кроссворд. По желанию подготовить сообщения о других группах витаминов. |
Приложения к плану-конспекту урока биологии в 8 классе по теме «Витамины»
Приложение 1
Инструктивная карточка для историков
Найдите материал об открытии витаминов в учебнике § 37 , книгах ( И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека (с. 133-135) и “Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье” (с. 139-146)).
Подготовьте рассказ об открытии Лунина, Функа и Эйкмана.
Установите, на какие группы можно разделить витамины по растворимости (учебник § 37).
Составьте опорный конспект для презентации страницы.
Инструктивная карточка для витаминологов
Изучите виды водорастворимых витаминов ( В, С ) и определите их роль в организме (Медицинская азбука с. 50-54 и словарик терминов, учебник § 37).
Определите суточную норму каждого витамина.
Определите, в каких продуктах содержатся данные витамины (учебник с. 137 § 37, журнал “Химия в школе” №6 1998 с. 21-24).
Выясните, какие заболевания возникают при недостатке витаминов.
Проделайте опыт «Определение витамина С в апельсиновом соке»:
20 мл сока разбавить водой до 100 мл и прилить к нему немного крахмального раствора. После этого к полученной смеси приливать по каплям с помощью пипетки раствор йода. Как только йод полностью окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая его капля окрасит раствор в синий цвет.
Занесите сведения в таблицу:
Витамины (название, обозначение, суточная норма) | Возможные заболевания | Продукты, содержащие витамины |
| | |
7.Составьте опорный конспект для презентации страницы.
Инструктивная карточка для витаминологов
1.Изучите виды жирорастворимых витаминов ( А,D) и определите их роль в организме (Медицинская азбука с. 50-54 и словарик терминов, учебник § 37).
2.Определите суточную норму каждого витамина.
3.Определите, в каких продуктах содержаться данные витамины (учебник с. 137 § 37, журнал “Химия в школе” №6 1998 с. 21-24).
4.Выясните, какие заболевания возникают при недостатке витаминов.
5.Проделайте опыт «Обнаружение витамина А»: в пробирку налить 1 мл подсолнечного масла и добавить 2-3 капли 1% раствора FеСl3. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.
6.Занесите сведения в таблицу:
Витамины (название, обозначение, суточная норма) | Возможные заболевания | Продукты, содержащие витамины |
| | |
7.Составьте опорный конспект для презентации страницы
Инструктивная карточка для кулинаров
1.Сформулируйте правила сохранения витаминов в пище (учебник биологии 8 класс Батуева с. 123, учебник Колесова с. 192).
2.Поделитесь своими открытиями с товарищами по классу. Составьте опорный конспект для презентации страницы.
К инструктивной карточке историков ( итоговый опорный конспект)
К инструктивной карточке витаминолов (итоговая таблица)
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИТАМИНОВ
витамины, суточная норма | Возможные заболевания | Продукты, содержащие витамины |
А-ретинол 1,5 мг | Замедление роста, повреждение роговицы глаза, развитие «куриной слепоты», поражение эпителия кожи | Животные жиры, рыба, яйца, молоко, печень, морковь, томаты |
Д-эргокальциферол 0,025 мг | Рахит,ухудшение обмена кальция и фосфора | Рыбий жир, мясо жирных рыб, печень, яичный желток |
С-аскорбиновая кислота 50-100 мг | Ослабление иммунитета, утомляемость, кровоточивость дёсен, цинга, поражения стенок кровеносных сосудов | Перец, лимоны, чёрная и красная смородина, плоды шиповника, зелёный лук , молоко, печень |
В1-тиамин 2-3 | Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы | Оболочки и зародышевая часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце |
В6-пиридоксин 1-2 мг | Дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость | Зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина, сыр , рыба;+синтезируется микрофлорой кишечника |
Приложение 2
Дополнительная информация для работы в группах
Историческая справка
Во второй половине XIX века считалось, что пищевая ценность продуктов определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Меж тем за века человечество накопило немалый опыт длительных морских путешествий, когда при достаточных запасах продовольствия люди гибли от цинги. Почему?
В 1881г. русский учёный Н.И.Лунин провёл эксперимент. Он взял 2 группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по- разному: одних - натуральным молоком, других - искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причём в том же соотношении, что и в молоке.
Вскоре мыши 2-ой группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил учёный, существуют ещё какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь. Какие это вещества?
На этот вопрос не было ответа до тех пор, пока в 1880 году русский ученый Николай Лунин, изучавший роль минеральных веществ в питании, не заметил, что мыши, поглощавшие искусственную пищу, составленную из всех известных частей молока (казеина, жира, сахара и солей), чахли и погибали. А мышки, получавшие натуральное молоко, были веселы и здоровы. "Из этого следует, что в молоке содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания", - сделал вывод ученый.
Еще через 16 лет нашли причину болезни "бери-бери", распространенной среди жителей Японии и Индонезии, питавшихся в основном очищенным рисом. Врачу Эйкману, работавшему в тюремном госпитале на острове Ява, помогли... куры, сидящие в клетках. Их кормили очищенным зерном, и птицы страдали заболеванием, напоминавшим "бери-бери". Стоило заменить его на рис неочищенный - болезнь проходила.
В 1912г. Польский врач и биохимик К.Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери – так называли это заболевание люди Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом. Химический анализ выделенного К. Функом вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов «вита» - «жизнь» и «амин» - «содержащий азот»).
Теперь мы с вами можем дать наиболее полное определение понятию «витамины». «Витамины – от лат. vita – жизнь и англ. amine – амин - это органические соединения, которые в очень малых количествах ежедневно необходимы для нормальной жизнедеятельности организма».
Витамины и их классификация.
В настоящее время ученые выделяют около 50 видов витаминов (вместе с витаминоподобными веществами – около 80) .
В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота – соответственно, буквами латинского алфавита – это: А, В1, С. Привычные нам буквенные обозначения А, В, С, Д, Е и т.д. – это дань традиции. Эта информация наглядно представлена в схеме:
Витамины
Жирорастворимые
А - ретинол
D - кальциферол
Е - токоферол
К - филлохинон
Водорастворимые
С - аскорбиновая кислота
В1 - тиамин
В2 - рибофлавин
В6 - пиридоксин
В12 - цианокобаламин
Большинство витаминов в организме не синтезируются в достаточном количестве и не откладываются про запас, а значит должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента.
Гиповитаминоз - вызывает болезни в результате длительного недостатка в организме витаминов.
Авитаминоз - вызывает болезни в результате отсутствия витаминов.
Гипервитаминоз – развивается при приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы.
Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация). Она очень часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом и нередко неумеренно употребляют пищевые добавки и витамины.
Витамин А (ретинол) принимает участие в ряде окислительно – восстановительных процессов; участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствует росту детей, благотворно влияет на состояние кожи, слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения. В организм человека витамин А в готовом виде поступает лишь с продуктами животного происхождения. Наиболее богата им печень рыбы и говяжья печень, в меньшем количестве в яичных желтках. В растительных же продуктах содержится провитамин А-каротин, который, попадая в организм человека, превращается в витамин А. Источником каротина являются овощи и зелень: морковь, абрикосы, помидоры, петрушка, зеленый лук, плоды шиповника и др. При его недостатке возникает «куриная слепота» - заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках.
Суточная потребность в витамине А составляет 800-1000 мкг.
Этот витамин жирорастворимый. Для более эффективного усвоения витамина А необходимо употреблять эти овощи и фрукты с маслом или сметаной.
Если ночью ты в пути –
Не найдешь куда идти,
Будешь карликом ходить ,
Очень в росте тормозить.
Витамины группы В имеют большое значение для человека.
В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, расстраивалась походка, наступал паралич конечностей. У больных, будто цепями, были скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы). Болезнь не поддавалась лечению, а её происхождение оставалось неизвестным.
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни как и у больных на «бери-бери» людей. Многие куры в конце концов погибали, а те, которые свободно разгуливали по двору были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Эйкман стал кормить курей в клетках неочищенным рисом и они выжили. Что находилось в рисовых отрубях он так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания был недостаток витамина В. Различают несколько видов данной группы: В1,В2,В6,В12.
Витамин В1 (тиамин) – тот самый открытый Функом тиамин. Он участвует в обмене углеводов, помогает нервам передавать импульсы к мышцам. Продолжай Функ свой опыт, еще немного – и он бы довел несчастных птичек до болезни бери-бери, которой раньше страдали жители Китая, питавшиеся лишь очищенным рисом. Признаки этой болезни – потеря сил, истончение и слабость мышц, боли и спазмы в конечностях. Прячется витамин В1 в оболочках и зародышах злаков, особенного много его в отрубях. Бактерии кишечника тоже способны образовывать витамин тиамин. Суточная потребность в витамине В1 составляет 2-3 мкг. Заболевание - Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы. Продукты -оболочки и зародышевая часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце.
Витамин В2 активно участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности центральной нервной системы. Его недостаток приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.
Витамин В6 (пиридоксин) участвует в белковом обмене, уменьшает отложение на стенках кровеносных сосудов особого вещества холестерина, ведущее к развитию атеросклероза, ожирению печени и появлению камней в желчном пузыре. Дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость. Продукты, содержащие витамин - зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина, сыр, рыба; синтезируется микрофлорой кишечника.
Витамин В12 регулирует образование клеток крови – эритроцитов и тромбоцитов; его недостаток приводит к развитию малокровия. Участвует витамин и в обмене белков.
Вы забыли про меня ?
Править миром буду я.
Будут нервы у вас не в порядке,
Будут судороги, припадки.
Витамин С (аскорбиновая кислота) регулирует обмен белков и углеводов, участвует в выведении холестерина из организма, помогая в борьбе с атеросклерозом, усиливает образование гемоглобина, повышает устойчивость к инфекциям, оказывает выраженное антитоксическое действие по отношению к ядовитым веществам. Полное отсутствие витамина С в пище приводит к тяжелому заболеванию – цинге. У человека на фоне общей слабости развиваются одышка, кровотечение из десен, кровоизлияния в коже и мышцах, выпадают зубы. Наиболее богатыми источниками аскорбиновой кислоты являются зеленые части растений, большинство овощей и фруктов. Особенно много витамина С в плодах шиповника, черноплодной рябине, черной смородины, лимонных, зрелом сладком перце, стручковом перце, свежей и квашенной капусте.
В одном из рассказов Дж. Лондона золотоискателей,
лишенных во время долгой полярной зимы свежих овощей и фруктов, спас от цинги мешок картошки – всего по одной картофелине на брата им хватило, чтобы вылечиться.
Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места. Моряки были лишены свежих овощей, фруктов и свежего мяса, которое обычно заменялась солониной. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497–1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа.
Такая же судьба постигла в 1741г. русского мореплавателя В. Беринга и многих участников его экспедиции.
18 марта 1914 г. погиб от цинги герой – полярник Г.Л.Седов. Цинга была зловещей спутницей так же и воинов сухопутных армий. История войн насчитывает немало поражений, проигранных кампаний, неудавшихся походов в результате массового поражения войск цингой.
Структура витамина С (антицинготного) была установлена только в 1938 г.: им оказалась аскорбиновая кислота (кислота, потому, что кислая на вкус), в просторечии аскорбинка.
Потребность в витамине С составляет в среднем 50-60 мг.
Буква эта – латинская простая,
Для врачей она святая.
Лечит витамин цингу,
Как лечить ее скажу:
Ешь лучок, капусту, клюкву,
Не забудь и про лимон,
И Цинга пройдет как сон .
Витамин Д (кальциферол) особенно необходим растущему организму, так как участвует в обмене кальция и фосфора. Кроме того витамин Д стимулирует правильный рост костей, влияет на функциональное состояние щитовидной, зобной, паращитовидной и половых желез. Его недостаток приводит к размягчению костей, их деформации – рахиту. Впервые это заболевание описал английский врач Глассон в 1650 г.
«Болезнью темных углов» называли рахит в Великобритании, и не случайно. Рахит – социальная болезнь. Им страдали главным образом дети бедняков, постоянно недоедавшие, жившие в сырых темных жилищах, куда редко проникал солнечный луч. Глассон, описав симптомы заболевания и условия, в которых оно возникло, не смог указать его причину и средства лечения. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже этого витамина.
Позже это средство было найдено чисто эмпирически. Им оказался рыбий жир. Он вылечил им больных людей от рахита, а заодно и многих врачей от скептического отношения к своему лекарству.
Каковы же первые симптомы рахита? Снижение аппетита, беспокойство, плаксивость, неправильное формирование скелета. У детей задерживается появление зубов, а размягчение костей нижних конечностей приводит к их искривлению. Развивается непропорционально большая голова, изменяется грудная клетка. Недостаток кальция вызывает изменение в мышцах, поэтому у больного ребенка живот отвислый. Большое количество витамина Д имеется в печени морских рыб, богаты витамином и дрожжи. В качестве источника витамина Д используется и витаминизированный рыбий жир.
Суточные дозы составляют в среднем 2,5-10 мг.
Современный рыбий жир опасен. Почему? (Жировая ткань морских животных в огромных количествах накапливает все то вредное, что сливает в Мировой океан промышленность).
Крепкими чтоб были ножки,
Зубки чтоб росли у крошки,
С солнцем, детки, вы дружите,
Этот витамин копите.
Витамин К ускоряет заживление ран, обладает болеутоляющим действием, участвует в образовании протромбина, необходимого для свертывания крови. Содержится в аппетитных овощах и зелени – капусте, шпинате, петрушке, а также в моркови, томатах, ягодах рябины, крапиве, подорожнике. Кроме того, его образуют бактерии, в том числе и те, что трудятся в человеческом кишечнике.
Витамин Е защищает человека от стрессов, сохраняя неприступность клеточных стенок для веществ, которые выбрасываются в кровоток в опасных для организма ситуациях, стимулирует мышечную деятельность. Содержится в зародышах пшеницы, особенно в нерафинированных растительных маслах
(подсолнечном, кукурузном и др.), листьях салата, мясе, печени, молоке и яичном желтке.
Витамин РР обеспечивает нормальное протекание в организме окислительно – восстановительных процессов; он участвует в образовании гормонов надпочечников. Если организм недополучает этот витамин, развивается болезнь пелагра у человека поражаются кожа и слизистые оболочки, а также возникают нервно-психические расстройства. Человек нуждается в 15-20 мг. витамина РР в сутки.
Советы кулинарам
При неправильном хранении или неправильной обработке продуктов питания витамины, имеющиеся в них, разрушаются. Так, мясо после варки теряет от 15 до 60% витамина группы В, а продукты растительного происхождения – около 1/5. Сохранить, как можно больше витаминов в продуктах при приготовлении пищи вам помогут наши советы.
Совет 1. Молоко кипятят в закрытой эмалированной посуде на сильном огне, а затем, не открывая крышки, охлаждают и ставят в холодное место. При приготовлении блюд с молоком крупу или овощи предварительно разваривают в небольшом количестве воды до полной готовности, только после этого добавляют сырое молоко и кипятят всего 1-2 мин.
Совет 2. Овощи богаты «витамином роста». Для того чтобы сохранить в овощах каротин, их следует хранить в темном прохладном месте. Необходимо помнить, что даже соприкосновение с воздухом снижает содержание витаминов в пищевых продуктах, поэтому чистить овощи лучше непосредственно перед приготовлением пищи, резать перед варкой, опускать их сразу в кипящую воду и варить в закрытой кастрюле. Не рекомендуется добавлять соду, т.к. щелочная среда способствует разрушению витамина С.
Совет 3. Сначала в кипящую воду кладут те овощи, которые дольше варятся (например, при варке борща рекомендуется опустить в бульон сначала свеклу, варить ее 30-40 мин., а затем добавить картофель и коренья). Как только овощи готовы, их надо снимать с огня. Воду, в которой варились овощи, желательно использовать для приготовления каш и других блюд.
Совет 4. В замороженных овощах (капуста, картофель, зеленый горошек и др.) и фруктах сохраняется много аскорбиновой кислоты, но после оттаивания она очень быстро разрушается. Поэтому размораживать овощи и фрукты надо только непосредственно перед употреблением их в пищу. Замороженные овощи и фрукты варятся быстрее свежих. Повторное разогревание пищи ведет к резкому сокращению в ней содержания аскорбиновой кислоты.
Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания.
Охлаждение предусматривает поддержание в толще продукта температуры в пределах 0...+4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме клеток кристаллов льда. Особенно ценным является метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание.
Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность витаминов вакуумная сушка. Она проводится в условиях разрежения при температуре не выше 50 °С.
Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.
Таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.
Приложение №3
Задания для ролевой игры
1.У меня часто болят глаза и появляются ячмени (недостаток витамина А).
2.Тыльная поверхность моих рук и ног не ощущает тепла, холода, укола, боли (недостаток витамина В1).
3.Отмечается сухость кожи с образованием сыпи на коленях и локтях (недостаток витамина А).
4.У меня появляются частые синяки, хотя я нигде не ударялся (недостаток витамина С).
Приложение №4
(для учащихся)
Маршрутный лист по теме «Витамины»
Витамины_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОДОРАСТВОРИМЫЕ
Характеристика витаминов ГИПОВИТАМИНОЗ
Витамины (название, обозначение, суточная норма) | Возможные заболевания | Продукты, содержащие витамины |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Таблица самооценивания знаний и умений
Вопросы | Баллы (1-3) |
1. Могу дать определение понятию «Витамины». | |
2.Умею классифицировать витамины, знаю их буквенные обозначения и химические названия. | |
3. Знаю виды витаминной недостаточности и могу привести примеры их проявлений. | |
4. Знаю о биологической роли витаминов в организме человека. | |
Всего баллов: | |
1-3 балла – низкий уровень
4-6 балла – средний уровень – «3»
7-9 балла – достаточный уровень –«4»
10-12 балла – высокий уровень –«5».
Оцени свое настроение на уроке (поставь галочку) | | |
| |
| |
Приложение №5
Тест
1.Какое заболевание возникает при недостатке в пище витамина Д?
А) Куриная слепота;
Б) Бери-бери;
В) Рахит;
Г) Цинга.
2.Какое заболевание возникает при недостатке в пище витамина А?
А) Куриная слепота;
Б) Бери-бери;
В) Рахит;
Г) Цинга.
3.Какой авитаминоз чаще всего возникал у мореплавателей и путешественников?
А) Куриная слепота;
Б) Бери-бери;
В) Рахит;
Г) Цинга.
4.В каких продуктах много витамина А?
А) Лимон, шиповник, капуста;
Б) Печень рыб, масло, молоко, яйца;
В) Хлеб из муки с отрубями, дрожжи;
Г) Рыбий жир, яичный желток, икра.
5.В каких продуктах много витамина С?
А) Лимон, шиповник, капуста;
Б) Печень рыб, масло, молоко, яйца;
В) Хлеб из муки с отрубями, дрожжи;
Г) Рыбий жир, яичный желток, икра.