kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Строение органа зрения человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок полностью раскрывает тему "Строение органа зрения человека". Урок состален с использованием инновационных технологий обучения учащихся. Основная форма работы как групповая, так и парная, что позволяет учащимся самостоятельно добывать знания. 

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий.

Методы обучения: самостоятельная работа, эксперимент, работа с учебником, рассказ с элементами беседы.

Формы работы: индивидуальная работа, в группах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Строение органа зрения человека"»

Тема: «Строение зрительного анализатора и его функции»

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • продолжить формировать понятие анализатор;

    • познакомить с особенностями строения и функциями зрительного анализатора;

    • продолжить формировать навыки работы с учебником.

  • Развивающие:

    • развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, умение обобщать;

    • развивать навыки коммуникативного общения.

  • Воспитательные:

    • воспитывать самостоятельность мышления, бережного отношения к здоровью.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий.

Методы обучения: самостоятельная работа, эксперимент, работа с учебником, рассказ с элементами беседы.

Формы работы: индивидуальная работа, в группах.

Ход урока

– Дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке!

Сегодня на уроке нам предстоит:

  1. Выяснить значение зрения для человека.

  2. Познакомиться со строением и функцией глаза.

  3. Узнать, как работает зрительный анализатор.


1 Актуализация опорных знаний

Но сначала проверим вашу готовность воспринимать новую информацию.

  1. Соотнести отделы нервной системы и их функции (работа на интерактивной доске)

  1. Продолговатый мозг 1.координирует движения

  2. Промежуточный мозг 2. Оборонительные рефлексы

  3. Мозжечок 3. Реакция на свет и звук

  4. Средний мозг 4. Регулирует обмен веществ

II. Тренажёр с использованием разноуровневых заданий

III. Работа с рисунком. Правильно определить участки головного мозга. (работа на интерактивной доске)

IV. Тест

2. Этап активного усвоения нового материала

Сегодняшний урок посвящен зрению человека.
Издревле глаза занимали особое место среди органов чувств. Во все времена они символизировали суть и смысл жизни, их называли “зеркалом души”. Считалось, что глаза обладают мистической силой и способны влиять на судьбы людей. 
1. Какова роль зрения в жизни человека?

Предполагаемый ответ: благодаря зрению мы различаем предметы окружающего мира; получаем опыт от предыдущих поколений через книги; обучаемся трудовым навыкам.
Кроме того, как доказала современная наука, наше здоровье во многом определяется тем, что мы видим, т.е. визуальная среда является одним из важных экологических факторов, особенно если учесть, что 80% информации человек получает посредством зрения.

Мы с вами многое знаем о глазах человека и его функциях, но все ли мы знаем?



Отметьте на дереве знаний того человечка, который соответствует вашим имеющимся знаниям о глазах человека.


Просмотр видеоролика «Строение и функции глаза» (3 мин)

 Итак, вы посмотрели, как устроены глаза человека, как проходит луч света через зрачок и формируется нервный импульс, который идет в головной мозг, там обрабатывается, или узнается.

Теперь вам необходимо узнать более подробно о строении глаза человека, о нарушениях зрения и гигиене зрения.

Класс делится на три группы для изучения нового материала.


1 группа изучает вопросы

Дальтонизм – это ….

Дальнозоркость – это……

Близорукость – это…..

Аккомодация – это…


2 группа изучает вопросы

Строение глаза:

  • глазное яблоко,

  • белочная оболочка,

  • сосудистая оболочка


3 группа изучает вопросы

Гигиена зрения

Меры профилактики заболеваний органа зрения.

Выпустить брошюру.


Защита работы групп.


3 этап первичного закрепления знаний.

– Послушайте, как влияет цвет на здоровье человека.

Выступление учащегося. (влияние цвета)

Выполнение лабораторной работы.


Лабораторная работа №.

Определение остроты зрения.

Цель: определить остроту зрения.

Оборудование: таблица Сивцева, рисунок Мариотта.

Ход работы

Острота зрения — основной количественный показатель способности к зрительному анализу размера, формы, структуры и ориентации рассматриваемого объекта в пространстве.

Визометрия, т. е. определение остроты зрения, относится к обязательной методике функционального исследования органа зрения. Таблица Сивцева применяется для исследования остроты зрения вдаль. Исследование проводится в помещении с нормальным освещением. Таблица должна быть освещена лампой, дающей заливающий рассеянный свет, направленный на таблицу. Пациент, зрение которого исследуется, садится на расстоянии 5 метров от таблицы, и, поочередно смотря на таблицу левым и правым глазом, пытается прочитать буквы таблицы. Острота зрения определяется по обозначению справа от строки, буквы на которой пациент различает. Нормальному зрению соответствует десятая строка. 


1. Острота зрения правый глаз - …,

левый глаз - ….


Выступление ученика Исследования Э.Мариотта.


2. Обнаружение слепого пятна.


Запишите вывод оформите лабораторную работу


4 Применение полученных знаний

1 работа со схемой (подписать рисунок) самостоятельная работа

Взаимопроверка

2 Метод «Чистой доски»

Дальтонизм колбочки

Близорукость хрусталик

Дальнозоркость слепое пятно

Палочки зрачок

Адаптация аккомодация

Радужка желтое пятно

Глазное яблоко стекловидное тело


3. Тест: «Строение органа зрения»

1 Анализ внешних раздражителей происходит в:

A. Проводящих путях

Б. Коре головного мозга

B. Рецепторах


2. Назовите оптически прозрачные части глаза

А. роговица

Б.радужка

В. хрусталика.

Г. сетчатка

Д. стекловидное тело


3. Луч света проходит последовательно через

Роговица- радужная оболочка- хрусталик - стекловидное тело


4. Сопоставьте определения из левой части со структурами органа зрения из правой части.

преломляет и фокусирует в глазу - хрусталик

регулирует количество света, поступающего внутрь глаза. - зрачок

рецептор восприятия цвета - колбочки

окрашенная часть глаза - радужка

рецептор сумеречного света - палочки


5. Выберите верные утверждения


Когда мы смотрим на дальние предметы, мышцы окружающие хрусталик сокращаются (Нет)

На сетчатке образуется уменьшенное перевернутое изображение. (Да)

Врожденная близорукость возникает из-за удлинения глазного яблока.(Да)

Для того, чтобы исправить близорукость необходимо носить очки с собирающими линзами.(Нет)

Изображение видимых предметов формируется на сетчатке.(Да)


Рефлексия

Ученики записывают на листочках.




Прослушав урок, изменился ли уровень ваших знаний по теме Зрительный анализатор? Если изменился, закрасьте нужного человечка на дереве знаний.


Домашнее задание

Подготовить доклад о том, как связан цвет глаз и характер человека.


Выставление оценок





























Приложение 1.

Еще древние знали о влиянии цвета на человека.
Подобранная определенным образом раскраска одежды жрецов внушала благоговейный трепет, а раскраска тела воинов – смертельный ужас и страх.
Древние начали использовать цвет и в качестве лекарства.
В Египте в храмах строились цветные залы для лечения больных, в Китае целители разработали целую систему согласно которой каждый орган имеет свое цветовое выражение. Так легким – соответствует белый цвет, печени – синий, соответственно, действуя на больной орган определенным цветом, можно вернуть его в норму. Психологи считают, что по цветовым пристрастиям можно определить особенности характера человека. Так любители розового цвета – натуры энергичные и оптимистичные во всем. Поэтому выражение “видеть мир сквозь розовые очки” имеет вполне физиологическое объяснение. Чтобы человек находился в гармонии с самим собой и окружающим миром его должны окружать гармоничные цвета, какими являются цвета природы.
Правильно подобранные цвета повышают производительность труда на 25% и понижают на столько же травматизм.



























Приложение 2

Слепое пятно глаза открыто французским физиком Эдмом Мариоттом в 1668 г. Он использовал свое открытие для оригинальной забавы придворных короля Людовика XIV. Мариотт помещал двух зрителей на расстоянии двух метров друг напротив друга и просил их рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку, тогда каждому казалось, что у его визави нет головы. Голова попадала в сектор слепого пятна смотрящего глаза.

Известен рисунок Мариотта для нахождения слепого пятна. Если смотреть на крестик правым глазом (левый глаз должен быть закрыт), приближая или отдаляя рисунок от глаза, наступает момент, когда черный кружок не виден.

 

 

 

В центре глазного дна есть небольшое углубление – центральная ямка. Это место наилучшего видения. Главный луч зрения всегда направлен по оси: центральная ямка – центр хрусталика – рассматриваемый предмет. Вокруг центральной ямки расположилось желтое пятно. Это место дневного зрения и наилучшего цветового восприятия. Чем дальше от желтого пятна, тем меньше колбочек содержит сетчатка и все больше палочек. Палочки приспособлены для сумеречного зрения и для восприятия формы. На некотором расстоянии от желтого пятна находится так называемое слепое пятно. Здесь нет ни колбочек, ни палочек, этим местом глаз не видит. Это сосок зрительного нерва.

















Строение глаза

Системы

Придатки и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные

Брови

Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза

Отводят пот со лба

Веки

Кожные мышечные складки с ресницами

Защищают глаз от световых лучей, пыли, пересыхания

Слезный аппарат

Слезная железа и выводящие пути

Слезы смачивают, очищают, предохраняют от инфекции глаз

Оболочки глазного яблока

Белочная

Наружная, плотная оболочка.

Защита глаза от механического и химического воздействия.

Сосудистая

Срединная оболочка, пронизанная кровеносными сосудами

Питание глаза

Сетчатка

Внутренняя оболочка глаза, состоящая из фоторецепторов – палочек и колбочек

Восприятие света, преобразование в электрический импульс.

Оптическая

Роговица

Прозрачная передняя часть белочной оболочки

Преломляет лучи света

Водянистая влага

Прозрачная жидкость, находящаяся за роговицей

Пропускает лучи света

Радужная оболочка (радужка)

Передняя часть сосудистой оболочки

Содержит пигменты придающий цвет глазу

Зрачок

Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцей

Регулирует количество света, расширяясь и сужаясь

Хрусталик

Двояковыпуклая прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей

Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией

Стекловидное тело

Прозрачное тело в состоянии коллоида

Заполняет глазное яблоко ,пропускает лучи света

Световоспринимающая (зрительный анализатор)

Фоторецепторы (нейроны)

В сетчатке в форме палочек и колбочек

Палочки воспринимают сумеречный свет, колбочки – цвет (цветовое излучение)

Зрительный нерв

Нервные окончания начинаются от рецепторов сетчатки, соединяются в центростремительный нейрон, идущий в зрительную зону коры

Воспринимает возбуждение рецепторных клеток и пере дает в зрительную зону коры головного мозга, где происходит анализ возбуждения и формирования зрительных образов



































1 группа



Дальтонизм – это ….



Дальнозоркость – это……




Близорукость – это…..




Аккомодация – это…




Дополнительные средства защиты глаз:







2 группа


Строение глаза:



  • глазное яблоко,







  • белочная оболочка,







  • сосудистая оболочка







3 группа



Гигиена зрения






Меры профилактики заболеваний органа зрения.







Выпустить брошюру.









Тест: «Строение органа зрения»

1 Анализ внешних раздражителей происходит в:

A. Проводящих путях

Б. Коре головного мозга

B. Рецепторах

2. Назовите оптически прозрачные части глаза

А. роговица

Б.радужка

В. хрусталика.

Г. сетчатка

Д. стекловидное тело

3. Луч света проходит последовательно через

хрусталик - роговица- стекловидное тело - радужная оболочка

4. Сопоставьте определения из левой части со структурами органа зрения из правой части.

преломляет и фокусирует в глазу - палочки

регулирует количество света, поступающего внутрь глаза. радужка

рецептор восприятия цвета - колбочки

окрашенная часть глаза - зрачок

рецептор сумеречного света - хрусталик

5. Выберите верные утверждения

Когда мы смотрим на дальние предметы, мышцы окружающие хрусталик сокращаются

На сетчатке образуется уменьшенное перевернутое изображение.

Врожденная близорукость возникает из-за удлинения глазного яблока.

Для того, чтобы исправить близорукость необходимо носить очки с собирающими линзами.


Тест: «Строение органа зрения»

1 Анализ внешних раздражителей происходит в:

A. Проводящих путях

Б. Коре головного мозга

B. Рецепторах

2. Назовите оптически прозрачные части глаза

А. роговица

Б.радужка

В. хрусталика.

Г. сетчатка

Д. стекловидное тело

3. Луч света проходит последовательно через

хрусталик - роговица- стекловидное тело - радужная оболочка

4. Сопоставьте определения из левой части со структурами органа зрения из правой части.

преломляет и фокусирует в глазу - палочки

регулирует количество света, поступающего внутрь глаза. радужка

рецептор восприятия цвета - колбочки

окрашенная часть глаза - зрачок

рецептор сумеречного света - хрусталик

5. Выберите верные утверждения

Когда мы смотрим на дальние предметы, мышцы окружающие хрусталик сокращаются

На сетчатке образуется уменьшенное перевернутое изображение.

Врожденная близорукость возникает из-за удлинения глазного яблока.

Для того, чтобы исправить близорукость необходимо носить очки с собирающими линзами.




















------------------------------------------------------------------------------


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме "Строение органа зрения человека"

Автор: Топорова Юлия Алексеевна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267356

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Разработка урока  биологии 8 класс с мультимедийной презентацией "Орган слуха и равновесия. Их анализаторы." "
    ["seo_title"] => string(114) "razrabotka-uroka-biologhii-8-klass-s-mul-timiediinoi-priezientatsiiei-orghan-slukha-i-ravnoviesiia-ikh-analizatory"
    ["file_id"] => string(6) "112316"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408516552"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока "Табакокурение и его влияние на организм" "
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-tabakokurieniie-i-iegho-vliianiie-na-orghanizm"
    ["file_id"] => string(6) "139003"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417628677"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Разработка урока .Тема: "Свет. Источники света" "
    ["seo_title"] => string(46) "razrabotka-uroka-tiema-sviet-istochniki-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "189090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426801637"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Урок  по окружающему миру с интерактивными методами обучения "Роль витаминов в жизнедеятельности  организма". "
    ["seo_title"] => string(120) "urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-s-intieraktivnymi-mietodami-obuchieniia-rol-vitaminov-v-zhizniedieiatiel-nosti-orghanizma"
    ["file_id"] => string(6) "230345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442092932"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_na_osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "380234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484597644"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства