kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока биологии 8 класс с мультимедийной презентацией "Орган слуха и равновесия. Их анализаторы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы»

Оборудование: раздаточный материал для проверки знаний, череп; модель уха; мультимедийная презентация, проектор, интерактивная доска.

Задачи урока: повторить материал по гигиене зрения, первой помощи при травмах глаз, зрительном экологическом комфорте; показать единство строения зрительного и слухового анализаторов; познакомить учащихся со строением и функциями наружно¬го, среднего и внутреннего уха; показать преобразование воз¬душных звуковых волн сначала в механические колебания, а за¬тем в нервные импульсы, несущие информацию в кору больших полушарий; дать понятие о гигиене слуха, профилактике ушных заболеваний и экологических факторах, влияющих на слух.

Методические рекомендации
Несмотря на то, что органы слуха и равновесия рассмат¬риваются в одной теме, их анализ целесообразно разделить, по¬тому что слух по значению является вторым органом чувств после зрения и с ним связана звуковая речь. Важно еще и то, что совместное рас-смотрение органов слуха и равновесия иногда приводит к путанице: мешочки и полу-кружные каналы школь¬ники относят к органам слуха, что неверно, хотя органы равно-весия действительно находятся по соседству с улиткой, в полос¬ти пирамид височных ко-стей.
Перед объяснением на доске полезно составить следую¬щую таблицу и заполнять ее по ходу объяснения:

Отдел уха    Среда    Структура    Функция
Наружное
ухо    Воздушная    Ушная раковина, слу-ховой проход, барабан-ная перепонка    Направление ушной раковиной звуковых колебаний в слуховой проход и превращение колебаний звуковой волны в механи-ческие колебания барабанной перепонки
Среднее
ухо    Воздушная    Слуховые
косточки:
молоточек,
наковальня,
стремечко

Слуховая труба    С помощью костных ры¬чагов усиливаются ме¬ханические ко-лебания и передаются перепон-ке овального окна


Уравнивает давление
воздуха в среднем ухе с давле-нием наружно¬го воздуха
Внутреннее ухо    Жидкая    Перепонки
овального
и круглого окон

Улитка
со слуховыми рецепто-рами    Способствуют переда¬че меха-нических коле¬баний жидкости внутреннего уха

Улавливает механиче¬ские коле-бания жидко¬сти рецепторами органов слуха и получен¬ную информацию в фор¬ме нервных импульсов направляет в мозг

После заполнения таблицы можно перейти к рассмотрению слухового анализатора, заболеваний уха. Полезно рассказать, как следует делать компресс на область среднего уха, подчерк¬нув, что ушную раковину при этом закрывать не надо.
Закончить изложение можно  разъяснив вред шума и способы экологической защи-ты от него: насаждение деревьев и кустарников, использо¬вание материалов, ослабляющих шум. Полезно показать на опыте значение слуховой тени. Для этого достаточно открыть дверь класса в шумный коридор, а затем закрыть ее — шум уменьшится. Комфорт в по-мещении может создать негромкая музыка, которая заглушает разговоры соседей.

Ход урока

I. Проверка знаний (10 минут)
Тестирование по теме: Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анали-затор. Заболевания и повреждения глаз.
(смотри приложение 1)
(Время, отведенное на работу, контролируется часами на слайде 1.)

II. Изучение нового материала (20-25 минут)
1.    Объявление темы урока. Значение звуков в жизни человека. (Вводное слово учите-ля, иллюстрация рассказа с помощью слайдов 2,3)
2.    Демонстрация отделов уха на презентации; де¬монстрация внутренней части череп-ной коробки с пирамидами височных костей, где находится среднее и внутреннее ухо. Выполнить работу 169 в рабочей тетради № 2.
3.    Рассказ учителя о строении и функции каждого отдела уха с за¬полнением таблицы, (слайды 4-15).
4.    Строение слухового анализатора, работа слухового анализатора, рассмотрение схемы передачи звуковых волн (слайд 16, 17,18)
5.    Разъяснение правил гигиенического ухода за ушной ра¬ковиной и слуховым прохо-дом. Разбор причин, приводящих к заболеванию среднего уха, сведения об эколо-гическом слуховом комфорте, вреде шума и необходимости борьбы с ним,
(слайды 19-21).
6.    Заболевания уха – отит, тугоухость, глухота, (слайд 22). Основные принципы про-филактики  заболеваний органов слуха (слайд 23).

III. Закрепление знаний (5-10 минут) проводится с помощью интерактивной игры-лабиринта «Орган слуха». На слайде 24 представлена игра - лабиринт «Орган слуха». Предполагается, что в игре принимают участие два обучающихся, ответы которых могут быть оценены учителем.
Задача: пройти лабиринт, получив как можно меньше красных карточек. Лабиринт можно пройти двумя путями, для выбора пути игрок делает щелчок по кнопке «I» или «II».
Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней, нажав кнопку «Да» или «Нет». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник. Затем количество пра-вильных ответов суммируется и ответ оценивается (на усмотрение учителя).

IV. Домашнее задание
Изучить § 54 до статьи «Орган равновесия». Выполнить работу 162 в рабочей тет-ради № 2.

 

Приложение 1
Тест. Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболе-вания и повреждения глаз. Вариант 1

А1. Как называется оболочка, покрывающая снаружи глазное яблоко?
1) плевра
2) склера
3) радужная оболочка
4) эпителий

А2. Что расположено в центре радужной оболочки?
1) зрачок
2) хрусталик
3) носослезный проток
4) зрительный нерв

А3. Что защищает глаза от пыли и яркого света?
1) сетчатка
2) радужная оболочка
3) склера
4) веки и ресницы

А4. Что воспринимает световое изображение, прошедшее через зрачок?
1) сосудистая оболочка
2) радужная оболочка
3) клетки сетчатки
4) хрусталик

В1. Как называется состояние зрения, при котором чело¬век лучше видит предметы на уда-лении, потому что изоб¬ражение фокусируется за сетчат-кой?________________________________________________

В2. Какой процент информации человек получает с по¬мощью зрения?
___________________________________________________________
С1. Перечислите пять основных органов чувств. _________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Тест. Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболе-вания и повреждения глаз. Вариант 2

А1. Что фокусирует лучи на сетчатку глаза?
1) зрачок
2) хрусталик
3) роговица
4) радужная оболочка

А2. Как называют место, откуда выходит зрительный нерв?
1) слепое пятно
2) глазницы
3) зрительный центр
4) глазное яблоко

А3. Благодаря чему осуществляется движение глазного яблока?
1) хрусталику
2) зрачку
3) радужной оболочке
4) мышцам

А4. Как называется оболочка, цвет которой определяет цвет глаз?
1) сосудистая оболочка
2) склера
3) радужная оболочка
4) сетчатка

В1. Можно ли при проникающем ранении глаза извлекать инородное тело самостоятель-но?_________________________________________

В2. Как называется прозрачная полужидкая масса, запол¬няющая внутреннее пространство глазного яблока?
____________________________________________________________
С1. Что такое «анализатор»?____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Использованные ресурсы:
Источники материалов презентации
http://didaktor.ru/animirovannye-chasy-na-multimedijnom-uroke/ анимированные часы А. Ба-женова
http://105plus.files.wordpress.com/2012/07/section-ear.jpg  строение внутреннего уха
http://www.liveinternet.ru/users/3152136/post125069255/ природа
http://volgograd.3dn.ru/ город Волгоград
http://totalday.ru/191.html разговор людей
http://www.braintools.ru/article/9761 наружное, среднее, внутреннее ухо
http://www.medclub.ru/disease/furuncle_ear.html/tab/photo наружный слуховой проход
http://www.hifinews.ru/advices/details/99.htm строение слухового анализатора
http://www.medical-enc.ru/2/barabannaya_pereponka.shtml барабанная перепонка http://infodoctor.ru/shpoint.php?p=22 улитка внутреннего уха http://mnogobayanov.ru/post/6522 волосковые клетки
http://www.med2.ru/story.php?id=7620 использование ватных палочек http://popdoc.ru/publication/525//отит
http://allmake.ru/topic/Hobbi-i-razvlecheniya/Hobbi/Kak-nauchitsya-pet.html пение
http://cavespirit.com/urok_39 ухо
http://www.hip-hop.ru/forum/id173854-concretteone-touch/albums/1-1965-picturefon-15451/ наушники
http://dom.pln24.ru/house/sovpror/82852.html воздействие шума
http://www.surdocenter1.ru/profilaktika основные способы профилактики заболеваний орга-нов слуха
http://vam-polezno.ru/nasmork-profilaktika-nasmorka/ насморк
http://www.intim-news.ru/dieta/razdelnoe-pitanie-24814.html рациональное питание
http://www.gazeta.ru/health/2013/07/10_a_5421617.shtml ухо
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81755/?interface=catalog&class=50&subject=29 работа слухового анализатора ( флэш-ролик)
http:/Kontren.narod.ru  Шаблон интерактивной презентации игры Можаева Г.М.

Литература

Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Биология. 8 класс: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. - М.: «Вентана – Граф» 2008;

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учите-ля. - М.: Вентана-Граф, 2011;

Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 2.— М.: Вентана-Граф, 2006;

Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс. / Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2011.

Просмотр содержимого документа
«ПоцелуйкоЕН-сценарий.doc»

Тема: «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы.»


Оборудование: раздаточный материал для проверки знаний, череп; модель уха; мультимедийная презентация, проектор, интерактивная доска.


Задачи урока: повторить материал по гигиене зрения, первой помощи при травмах глаз, зрительном экологическом комфорте; показать единство строения зрительного и слухового анализаторов; познакомить учащихся со строением и функциями наружно­го, среднего и внутреннего уха; показать преобразование воз­душных звуковых волн сначала в механические колебания, а за­тем в нервные импульсы, несущие информацию в кору больших полушарий; дать понятие о гигиене слуха, профилактике ушных заболеваний и экологических факторах, влияющих на слух.


Методические рекомендации

Несмотря на то, что органы слуха и равновесия рассмат­риваются в одной теме, их анализ целесообразно разделить, по­тому что слух по значению является вторым органом чувств после зрения и с ним связана звуковая речь. Важно еще и то, что совместное рассмотрение органов слуха и равновесия иногда приводит к путанице: мешочки и полукружные каналы школь­ники относят к органам слуха, что неверно, хотя органы равно­весия действительно находятся по соседству с улиткой, в полос­ти пирамид височных костей.

Перед объяснением на доске полезно составить следую­щую таблицу и заполнять ее по ходу объяснения:


Отдел уха

Среда

Структура

Функция

Наружное

ухо

Воздушная

Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка

Направление ушной раковиной звуковых колебаний в слуховой проход и превращение колебаний звуковой волны в механические колебания барабанной перепонки

Среднее

ухо

Воздушная

Слуховые

косточки:

молоточек,

наковальня,

стремечко


Слуховая труба

С помощью костных ры­чагов усиливаются ме­ханические колебания и передаются перепон­ке овального окна



Уравнивает давление

воздуха в среднем ухе с давлением наружно­го воздуха

Внутреннее ухо

Жидкая

Перепонки

овального

и круглого окон


Улитка

со слуховыми рецепторами

Способствуют переда­че механических коле­баний жидкости внутреннего уха


Улавливает механиче­ские колебания жидко­сти рецепторами органов слуха и получен­ную информацию в фор­ме нервных импульсов направляет в мозг



После заполнения таблицы можно перейти к рассмотрению слухового анализатора, заболеваний уха. Полезно рассказать, как следует делать компресс на область среднего уха, подчерк­нув, что ушную раковину при этом закрывать не надо.

Закончить изложение можно разъяснив вред шума и способы экологической защиты от него: насаждение деревьев и кустарников, использо­вание материалов, ослабляющих шум. Полезно показать на опыте значение слуховой тени. Для этого достаточно открыть дверь класса в шумный коридор, а затем закрыть ее — шум уменьшится. Комфорт в помещении может создать негромкая музыка, которая заглушает разговоры соседей.


Ход урока


I. Проверка знаний (10 минут)

Тестирование по теме: Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз.

(смотри приложение 1)

(Время, отведенное на работу, контролируется часами на слайде 1.)


II. Изучение нового материала (20-25 минут)

  1. Объявление темы урока. Значение звуков в жизни человека. (Вводное слово учителя, иллюстрация рассказа с помощью слайдов 2,3)

  2. Демонстрация отделов уха на презентации; де­монстрация внутренней части черепной коробки с пирамидами височных костей, где находится среднее и внутреннее ухо. Выполнить работу 169 в рабочей тетради № 2.

  3. Рассказ учителя о строении и функции каждого отдела уха с за­полнением таблицы, (слайды 4-15).

  4. Строение слухового анализатора, работа слухового анализатора, рассмотрение схемы передачи звуковых волн (слайд 16, 17,18)

  5. Разъяснение правил гигиенического ухода за ушной ра­ковиной и слуховым проходом. Разбор причин, приводящих к заболеванию среднего уха, сведения об экологическом слуховом комфорте, вреде шума и необходимости борьбы с ним,

(слайды 19-21).

  1. Заболевания уха – отит, тугоухость, глухота, (слайд 22). Основные принципы профилактики заболеваний органов слуха (слайд 23).


III. Закрепление знаний (5-10 минут) проводится с помощью интерактивной игры-лабиринта «Орган слуха». На слайде 24 представлена игра - лабиринт «Орган слуха». Предполагается, что в игре принимают участие два обучающихся, ответы которых могут быть оценены учителем.

Задача: пройти лабиринт, получив как можно меньше красных карточек. Лабиринт можно пройти двумя путями, для выбора пути игрок делает щелчок по кнопке «I» или «II».

Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней, нажав кнопку «Да» или «Нет». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник. Затем количество правильных ответов суммируется и ответ оценивается (на усмотрение учителя).


IV. Домашнее задание

Изучить § 54 до статьи «Орган равновесия». Выполнить работу 162 в рабочей тетради № 2.





Приложение 1

Тест. Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Вариант 1


А1. Как называется оболочка, покрывающая снаружи глазное яблоко?

1) плевра

2) склера

3) радужная оболочка

4) эпителий


А2. Что расположено в центре радужной оболочки?

1) зрачок

2) хрусталик

3) носослезный проток

4) зрительный нерв


А3. Что защищает глаза от пыли и яркого света?

1) сетчатка

2) радужная оболочка

3) склера

4) веки и ресницы


А4. Что воспринимает световое изображение, прошедшее через зрачок?

1) сосудистая оболочка

2) радужная оболочка

3) клетки сетчатки

4) хрусталик


В1. Как называется состояние зрения, при котором чело­век лучше видит предметы на удалении, потому что изоб­ражение фокусируется за сетчаткой?________________________________________________


В2. Какой процент информации человек получает с по­мощью зрения?

___________________________________________________________

С1. Перечислите пять основных органов чувств. _________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________














Тест. Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Вариант 2


А1. Что фокусирует лучи на сетчатку глаза?

1) зрачок

2) хрусталик

3) роговица

4) радужная оболочка


А2. Как называют место, откуда выходит зрительный нерв?

1) слепое пятно

2) глазницы

3) зрительный центр

4) глазное яблоко


А3. Благодаря чему осуществляется движение глазного яблока?

1) хрусталику

2) зрачку

3) радужной оболочке

4) мышцам


А4. Как называется оболочка, цвет которой определяет цвет глаз?

1) сосудистая оболочка

2) склера

3) радужная оболочка

4) сетчатка


В1. Можно ли при проникающем ранении глаза извлекать инородное тело самостоятельно?_________________________________________


В2. Как называется прозрачная полужидкая масса, запол­няющая внутреннее пространство глазного яблока?

____________________________________________________________

С1. Что такое «анализатор»?____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________






















Использованные ресурсы:

Источники материалов презентации

http://didaktor.ru/animirovannye-chasy-na-multimedijnom-uroke/ анимированные часы А. Баженова

http://105plus.files.wordpress.com/2012/07/section-ear.jpg строение внутреннего уха

http://www.liveinternet.ru/users/3152136/post125069255/ природа

http://volgograd.3dn.ru/ город Волгоград

http://totalday.ru/191.html разговор людей

http://www.braintools.ru/article/9761 наружное, среднее, внутреннее ухо

http://www.medclub.ru/disease/furuncle_ear.html/tab/photo наружный слуховой проход

http://www.hifinews.ru/advices/details/99.htm строение слухового анализатора

http://www.medical-enc.ru/2/barabannaya_pereponka.shtml барабанная перепонка http://infodoctor.ru/shpoint.php?p=22 улитка внутреннего уха http://mnogobayanov.ru/post/6522 волосковые клетки

http://www.med2.ru/story.php?id=7620 использование ватных палочек http://popdoc.ru/publication/525//отит

http://allmake.ru/topic/Hobbi-i-razvlecheniya/Hobbi/Kak-nauchitsya-pet.html пение

http://cavespirit.com/urok_39 ухо

http://www.hip-hop.ru/forum/id173854-concretteone-touch/albums/1-1965-picturefon-15451/ наушники

http://dom.pln24.ru/house/sovpror/82852.html воздействие шума

http://www.surdocenter1.ru/profilaktika основные способы профилактики заболеваний органов слуха

http://vam-polezno.ru/nasmork-profilaktika-nasmorka/ насморк

http://www.intim-news.ru/dieta/razdelnoe-pitanie-24814.html рациональное питание

http://www.gazeta.ru/health/2013/07/10_a_5421617.shtml ухо

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81755/?interface=catalog&class=50&subject=29 работа слухового анализатора ( флэш-ролик)

http:/Kontren.narod.ru Шаблон интерактивной презентации игры Можаева Г.М.



Литература



Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Биология. 8 класс: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. - М.: «Вентана – Граф» 2008;



Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2011;



Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 2.— М.: Вентана-Граф, 2006;


Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс. / Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2011.

Просмотр содержимого презентации
«ПоцелуйкоЕН.ppt»

Время на выполнение теста  Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз.   10-15 минут ☺ 12  3 9 6

Время на выполнение теста Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. 10-15 минут

12

3

9

6

Органы слуха и равновесия.    Их анализаторы .

Органы слуха и равновесия.

Их анализаторы .

Вторым по значимости органом чувств является орган слуха, дающий возможность общения с внешним миром. Благодаря органу слуха человек может слышать самые разнообразные звуки окружающей нас природы, городской шум,музыку, голос другого человека.  С помощью слуха можно воспринимать информацию на значительном расстоянии.   Для человека со слуховым анализатором связана членораздельная речь.

Вторым по значимости органом чувств является орган слуха, дающий возможность общения с внешним миром. Благодаря органу слуха человек может слышать самые разнообразные звуки окружающей нас природы, городской шум,музыку, голос другого человека.

С помощью слуха можно воспринимать информацию на значительном расстоянии.

Для человека со слуховым анализатором связана членораздельная речь.

Строение органа слуха Отдел уха Среда Структура Функция

Строение органа слуха

Отдел уха

Среда

Структура

Функция

Строение органа слуха Внутреннее ухо Среднее Наружное ухо  ухо

Строение органа слуха

Внутреннее

ухо

Среднее

Наружное

ухо

ухо

Наружное ухо Ушная  раковина Слуховой Барабанная проход перепонка

Наружное ухо

Ушная

раковина

Слуховой

Барабанная

проход

перепонка

Строение органа слуха Отдел уха Среда Наружное Структура  ухо Воздушная Функция Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка Направление ушной раковиной звуковых колебаний в слуховой проход и превращение колебаний звуковой волны в механические колебания барабанной перепонки

Строение органа слуха

Отдел уха

Среда

Наружное

Структура

ухо

Воздушная

Функция

Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка

Направление ушной раковиной звуковых колебаний в слуховой проход и превращение колебаний звуковой волны в механические колебания барабанной перепонки

Ушная раковина и наружный слуховой проход предназначены для улавливания и проведения звуковых колебаний.  Слуховой проход изогнут и имеет неправильную форму. Его длина около 2,5 см, а диаметр около 8 мм. Слуховой проход поддерживает постоянную температуру и влажность барабанной перепонки. В стенках слухового прохода находятся железы, выделяющие ушную серу.  Барабанная перепонка — тонкая, непроницаемая для воздуха и жидкости мембрана. Служит для передачи звуковых колебаний во внутреннее ухо, а также препятствует попаданию в барабанную полость инородных тел.

Ушная раковина и наружный слуховой проход предназначены для улавливания и проведения звуковых колебаний.

Слуховой проход изогнут и имеет неправильную форму. Его длина около 2,5 см, а диаметр около 8 мм. Слуховой проход поддерживает постоянную температуру и влажность барабанной перепонки. В стенках слухового прохода находятся железы, выделяющие ушную серу.

Барабанная перепонка — тонкая, непроницаемая для воздуха и жидкости мембрана. Служит для передачи звуковых колебаний во внутреннее ухо, а также препятствует попаданию в барабанную полость инородных тел.

Среднее ухо Слуховые косточки Слуховая труба

Среднее ухо

Слуховые косточки

Слуховая

труба

Слуховые косточки наковальня молоточек стремечко Система костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивает силу воздействия колебаний барабанной перепонки.

Слуховые косточки

наковальня

молоточек

стремечко

Система костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивает силу воздействия колебаний барабанной перепонки.

Строение органа слуха Отдел уха Среда Среднее Структура ухо Воздушная Функция Слуховые С помощью костных рычагов усиливаются механические колебания и передаются перепонке овального окна косточки: Уравнивает давление молоточек, воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха наковальня, стремечко Слуховая труба

Строение органа слуха

Отдел уха

Среда

Среднее

Структура

ухо

Воздушная

Функция

Слуховые

С помощью костных рычагов усиливаются механические колебания и передаются перепонке овального окна

косточки:

Уравнивает давление

молоточек,

воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха

наковальня,

стремечко

Слуховая труба

Внутреннее ухо Вестибулярный аппарат Слуховой  нерв Улитка

Внутреннее ухо

Вестибулярный

аппарат

Слуховой

нерв

Улитка

Улитка внутреннего уха Каналы улитки Нервное волокно Покровная пластинка Волосковые клетки Слуховой нерв Спиральный орган улитки

Улитка внутреннего уха

Каналы улитки

Нервное

волокно

Покровная

пластинка

Волосковые

клетки

Слуховой

нерв

Спиральный орган

улитки

Волосковые клетки внутреннего уха  Каждая волосковая клетка настроена на определенную звуковую частоту, причем клетки, настроенные на низкие частоты, располагаются в верхней части улитки, а высокие частоты улавливаются клетками нижней части улитки. Когда волосковые клетки от возраста или по другим причинам гибнут, человек теряет способность воспринимать звуки соответствующих частот.

Волосковые клетки внутреннего уха

Каждая волосковая клетка настроена на определенную звуковую частоту, причем клетки, настроенные на низкие частоты, располагаются в верхней части улитки, а высокие частоты улавливаются клетками нижней части улитки. Когда волосковые клетки от возраста или по другим причинам гибнут, человек теряет способность воспринимать звуки соответствующих частот.

Строение органа слуха Отдел уха Среда Внутреннее Структура ухо Жидкая Функция Перепонки овального Способствуют передаче механических колебаний жидкости внутреннего уха и круглого окон Улавливает механиче­ские колебания жидкости рецепторами органов слуха и полученную информацию в фор­ме нервных импульсов направляет в мозг Улитка со слуховыми рецепторами

Строение органа слуха

Отдел уха

Среда

Внутреннее

Структура

ухо

Жидкая

Функция

Перепонки

овального

Способствуют передаче механических колебаний жидкости внутреннего уха

и круглого окон

Улавливает механиче­ские колебания жидкости рецепторами органов слуха и полученную информацию в фор­ме нервных импульсов направляет в мозг

Улитка

со слуховыми рецепторами

Строение слухового анализатора

Строение слухового анализатора

Схема передачи звуковых волн Колебания барабанной перепонки Звуковая волна Колебания перепонки овального окна Колебания слуховых косточек Колебания жидкости в улитке Раздражение слуховых рецепторов Формирование нервных импульсов

Схема передачи звуковых волн

Колебания

барабанной перепонки

Звуковая волна

Колебания перепонки

овального окна

Колебания

слуховых косточек

Колебания

жидкости в улитке

Раздражение

слуховых

рецепторов

Формирование

нервных импульсов

Гигиена органа слуха Среди наиболее частых причин образования серной пробки следует выделить неправильный гигиенический уход за наружным ухом. В первую очередь это касается неоправданно частого и неверного использования ватных палочек и других подручных средств (спички, шпильки и др.) в профилактических целях.   Удаление ушной серы при туалете уха необходимо проводить только вокруг входа в слуховой проход, не проникая вглубь (рис. 1) 

Гигиена органа слуха

Среди наиболее частых причин образования серной пробки следует выделить неправильный гигиенический уход за наружным ухом.

В первую очередь это касается неоправданно частого и неверного использования ватных палочек и других подручных средств (спички, шпильки и др.) в профилактических целях.  Удаление ушной серы при туалете уха необходимо проводить только вокруг входа в слуховой проход, не проникая вглубь (рис. 1) 

Если ватная палочка вводится глубже, нарушается естественный механизм самоочищения слухового прохода. Результатом такой «гигиенической» процедуры может быть раздражение и травмирование кожи слухового прохода, смещение серы к барабанной перепонке, откуда она уже не может удалиться при жевательных движениях, ее уплотнение и образование пробки (рис. 2а) У детей применение ватных палочек нередко приводит к травмированию барабанной перепонки (рис. 2б), что связано с их подвижностью и отсутствием контроля процедуры, проводимой родителями. По статистике около 70% случаев перфорации барабанной перепонки в детском возрасте вызвано неправильным применением ватных палочек. 

Если ватная палочка вводится глубже, нарушается естественный механизм самоочищения слухового прохода. Результатом такой «гигиенической» процедуры может быть раздражение и травмирование кожи слухового прохода, смещение серы к барабанной перепонке, откуда она уже не может удалиться при жевательных движениях, ее уплотнение и образование пробки (рис. 2а) У детей применение ватных палочек нередко приводит к травмированию барабанной перепонки (рис. 2б), что связано с их подвижностью и отсутствием контроля процедуры, проводимой родителями. По статистике около 70% случаев перфорации барабанной перепонки в детском возрасте вызвано неправильным применением ватных палочек. 

Шум вредно действует на орган слуха и психику человека, вызывая  эмоциональный стресс. Длительное действие звуков большой силы приводит к снижению эластичности барабанной перепонки, подвижности слуховых косточек, и как следствие развивается тугоухость. По существующим санитарным нормам предъявляются резко ограничения на силу звуков в жилых помещениях, больницах и других местах.

Шум вредно действует на орган слуха и психику человека, вызывая  эмоциональный стресс. Длительное действие звуков большой силы приводит к снижению эластичности барабанной перепонки, подвижности слуховых косточек, и как следствие развивается тугоухость. По существующим санитарным нормам предъявляются резко ограничения на силу звуков в жилых помещениях, больницах и других местах.

Отит В связи с тем, что полость среднего уха связана евстахиевой трубой с носоглоткой, в нее могут проникать различные бактерии, вызывающие воспаление среднего уха- отит. Поэтому своевременное лечение воспалений носоглотки позволяет избежать воспалительных процессов в ухе. Следствием отита может стать тугоухость, и даже глухота.

Отит

В связи с тем, что полость среднего уха связана евстахиевой трубой с носоглоткой, в нее могут проникать различные бактерии, вызывающие воспаление среднего уха- отит. Поэтому своевременное лечение воспалений носоглотки позволяет избежать воспалительных процессов в ухе. Следствием отита может стать тугоухость, и даже глухота.

Основные принципы профилактики заболеваний органов слуха • Личная гигиена - при насморке старайтесь освобождать носовые ходы попеременно, осторожно прижимая каждое крыло носа к перегородке. • Закаливание организма и физическая активность  (утренняя гимнастика, бег, плавание, пешие прогулки).    • Предупреждение охлаждения, травм.  • Своевременное лечение инфекционных заболеваний. • Исключение громкой музыки и других шумов.  • Рациональное питание, богатое витаминами и минеральными веществами.  • Отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики).

Основные принципы профилактики

заболеваний органов слуха

• Личная гигиена - при насморке старайтесь освобождать носовые ходы попеременно, осторожно прижимая каждое крыло носа к перегородке.

• Закаливание организма и физическая активность 

(утренняя гимнастика, бег, плавание, пешие прогулки).

• Предупреждение охлаждения, травм.

• Своевременное лечение инфекционных заболеваний.

• Исключение громкой музыки и других шумов.

• Рациональное питание, богатое витаминами и минеральными веществами.

• Отказ от вредных привычек

(курение, алкоголь, наркотики).

II

I

р

а

н

г

О

Наружное ухо

улавливает и

передает

звуковые волны

Косточки

Слуховой проход

Слуховой

Полость

анализатор

заканчивается

среднего

внутреннего

уха заполнена

состоит из

уха срастаются

барабанной

перепонкой

жидкостью

двух звеньев

друг с другом

ДА

НЕТ

НЕТ

ДА

НЕТ

ДА

НЕТ

ДА

ДА

НЕТ

а

с

х

у

л

Слуховая

Полукружные

Боль в ушах

Рецепторы

слуха

можно

каналы

зона находится

образуют

в височной

находятся в

вылечить

рецепторы слуха

доле коры БП

среднем ухе

самостоятельно

Рецепторы

слуха

находятся в

барабанной

перепонке

ДА

НЕТ

ДА

НЕТ

ДА

ДА

НЕТ

НЕТ

ДА

НЕТ

Рецепторы

Среднее ухо с

Внутреннее ухо

Шум не сильно

находится

глоткой

слуха

влияет

на слух

Слуховая труба

соединяет

– волосковые

внутри

височной кости

выравнивает

клетки в улитке

улитка

давление в

среднем ухе

ДА

НЕТ

НЕТ

ДА

ДА

НЕТ

НЕТ

ДА

ДА

НЕТ

ВЫ ДОШЛИ

ВЫ ДОШЛИ

ДО ФИНИША!

ДО ФИНИША!

МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!

Растения

поглощают

Слуховые

косточки

шум

находятся в

среднем ухе

Абсолютная

Улитка

Овальное окно

разделена на

тишина вредна

разделяет

среднее и

для человека

две части

внутреннее ухо

ДА

НЕТ

ДА

НЕТ

НЕТ

ДА

НЕТ

ДА

НЕТ

ДА

24


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Поцелуйко Екатерина Николаевна

Дата: 20.08.2014

Номер свидетельства: 112316

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства