kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру с интерактивными методами обучения "Роль витаминов в жизнедеятельности организма".

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

 С ИНТЕРАКТИВНЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ

 В 3 КЛАССЕ

ТЕМА : РОЛЬ ВИТАМИНОВ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА.

Автор разработки: Панарьина Ольга Алексеевна, учитель высшей квалификационной категории, Тульская обл., г. Узловая

ЦЕЛИ: а) ознакомление уч-ся с ролью витаминов в жизни человека.

б)развитие логического мышления и коммуникативных навыков при работе в группах, монологической речи при ответе на

            поставленный вопрос.

            в)формирование здорового образа жизни

ЗАДА ЧИ: а) умение соотносить влияние витаминов на

                 определенный орган, умение правильно составлять меню.

                б)совершенствовать умения вести диалог и монолог, обосновывать свои выводы.

    в)воспитание желания участвовать в коллективно творческом деле, использование в жизни знаний о     здоровом питание.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с продуктами, плакат с изображением внутреннего строения человека и ролью витаминов на эти органы, карты-схемы недостатка витаминов А, В, С, Д., карточки с заданиями, продукты, подносы, магниты, 4 карточки с изображением витамина А, В, С, Д.

ХОД УРОКА.

1.            ОРГ. МОМЕНТ.

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Прошу тихо сесть. На сегодняшнем уроке вы как обычно узнаете много нового и интересного. А именно о РОЛи ВИТАМИНОВ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА. Класс разбит на четыре группы.

2.            ПРОВЕРКА         Д/3.

А сейчас проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока. Поиграем в игру «Витаминка»

Правила игры. Каждая группа отвечает за свой витамин. Раздаю карточки с продуктами. Детям нужно отобрать только те продукты, в которых содержится их витамин и прикрепить эти карточки виде «ромашки» у доски.

Проверка правильности выполнения задания идет детьми. Группа А проверяет В, а группа Д группу С.

-Ребята, встретились ли вам такие продукты, которые содержат несколько витаминов?

-Какой вывод можно сделать из сказанного?

З.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

А сейчас мы с вами совершим экскурс в прошлое. Начнем с витамина С,

Его называют витамином жизни. Как вы думаете почему?(Ответы уч-ся) Если его нет в пище, люди болели цингой. До недавнего времени цинга была бичом путешественников, если они были лишены свежих овощей и фруктов. Малейший ушиб вызывал у них на коже кровоизлияние, зубы шатались и выпадали, десны кровоточили, люди быстро теряли вес и в конце концов, совершенно истощенные умирали. Только фрукты и овощи могли их спасти от смерти. А наши известные мореплаватели Челюскин, Лаптев обязательно брали с собой лук. Египтяне считали лук божественным растением. Его приносили в жертву богам, клали в гробницы фараонов, считая, что даже в загробной жизни лук помогает человеку.

Итак, витамин С повышает сопротивляемость организма заболеваниям и способствует укреплению зубов.

Витамин А. Дошедшие до нас древнейшие источники медицины говорят о том, что у некоторых людей еще в те времена наблюдалась странная болезнь: днем, при ярком свете, эти люди видели хорошо, а с наступлением сумерек почти совсем теряли зрение. Эту болезнь назвали ночной или «куриной» слепотой. Показываю иллюстрации Еще за 1500 лет до н. э. древние китайские врачи рекомендовали больным употреблять в пигцу печень. Многим это помогало, но только в 30-х годах нашего века было установлено, что в печени и в жирах содержится специальное вещество названное витамином А. Многочисленные исследования подтвердили, что витамин А очень важен для большинства жизненных функций организма. Он участвует в окислительно восстановительных реакциях, в обмене белков, углеводов и минеральных солей, воздействует на деятельность желез внутренней секреции. Но самую главную роль витамин А выполняет в жировом обмене, в формировании костного скелета, в стимуляции процессов роста организма, в повышении защитных свойств кожи и слизистых оболочек различных органов человека, в том числе и глаз.

Витамин А содержится главным образом в жире печени трески, морского окуня, в сливочном масле, яичном желтке, молоке, сливках, сметане.

В продуктах растительного происхождения витамин А находится в виде каротина — желтого пигмента, которому морковь обязана своим цветом. Каротин, попадая в организм человека, превращается там в витамин А.

Особенно много каротина в моркови, тыкве, шпинате, салате, томатах, абрикосах, персиках. Суточная потребность организма в витамине А—1,5—2,5 мг.

Витамин D. В 1650 г. английский врач Глиссон описал болезнь, наблюдавшуюся у детей в графствах Дорсет и Сомерсет. Он назвал ее рахитом.

При рахите происходит искривление костей ног и грудной клетки, дети отстают в развитии и часто болеют инфекционными болезнями. Показываю иллюстрации

Теперь мы знаем, что рахит развивается при недостатке в организме витамина D. Он регулирует обмен кальция и фосфора. Если этого витамина не хватает, из организма выводится большое количество солей кальция и фосфора. Костная ткань, которая является почти единственным местом их накопления, быстро начинает терять кальций и фосфор. Кости от этого становятся мягкими, искривляются и легко ломаются. Витамин D повышает всасывание кальция и фосфора из кишечника и предупреждает, таким образом, расход этих солей из костной системы.

Человек получает витамин D двумя путями: с пищей и из собственной кожи, где он образуется под действием ультрафиолетовых лучей. Вот почему, если дети растут без солнца, у них, как правило, развивается рахит. Наиболее богаты витамином D рыбий жир, печень трески, камбалы и других рыб. Много его в икре, желтках яиц, печени, молочных продуктах.

Витамин Вх, или тиамин,— первое вещество, с которого началось изучение витаминов. История этого витамина связана с изучением болезни бери-бери.

Впервые эту болезнь подробно описал японский военно-морской врач Такаки. Он высказал предположение, что бери-бери появляется от недостатка в пище какого-то вещества. Это его предположение подтвердили Эйкман и Функ, который и выделил из рисовых отрубей витамин В* или тиамин.

Сейчас Bj— один из наиболее изученных витаминов. Влияние его на организм очень разносторонне. Тиамин необходим нам для нормальной функции нервной системы, регулирования тканевого дыхания и всех видов обмена веществ — белкового, углеводного, жирового и минерального. При его недостатке страдают сердечно-сосудистая система и железы внутренней секреции, повышается восприимчивость к инфекции и понижается сопротивляемость организма. Такое широкое действие тиамина позволяет с успехом применять его при лечении многих болезней.

Витамин Вх в большом количестве содержится в дрожжах, в неочищенных зернах риса, ржи и пшеницы, а также в бобовых растениях и в продуктах животного происхождения — мясе, печени, мозге, яичном желтке.

Ржаной и пшеничный хлеб из муки грубого помола—очень хороший источник витамина Вх. Суточная потребность в нем организма—2—Змг.

Витамин В2, или рибофлавин, содержится главным образом в дрожжах, печени, почках, яйцах, а также в некоторых плодах и овощах (хотя содержание его в овощах и плодах невелико).

Относительно богаты витамином В2 такие напитки, как чай, кофе, какао.

От недостатка в пище рибофлавина нарушаются окислительно-восстановительные процессы, происходит неполноценный обмен белков, жиров и углеводов, появляются расстройства центральной нервной системы, нарушается обмен веществ в роговице и сетчатке глаза, от чего страдает зрение, возникают болезни кожи и слизистых оболочек. Суточная потребность в рибофлавине — 3—5 мг.

Наша повседневная пища содержит достаточное количество рибофлавина, и только при некоторых заболеваниях потребность в нем организма повышается.

4.            ФИЗ. МИНУТКА.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Влево, вправо наклонись

 Окончательно проснись

 Сбрось с себя ночную лень-

 Впереди рабочий день.

Надо к вечеру успеть-

 Помидорам — покраснеть,

Баклажанам — посинеть,

Дыне с тыквой — пожелтеть.

Надо к ужину поспеть.

5.3АКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

А) Итак, дети уже разделены по группам, где каждый ученик играет свою роль(спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, подведение итогов, назначение докладчика. Секретарь ведет записи и одновременно высказывает свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.

Проверку глубины знаний, с одновременным активным участием учащихся в дискуссионном обсуждении вопросов, очень эффективным будет метод карусели. Детям раздаются карточки с вопросами. Каждой группе свой вопрос (см. приложение).Затем происходит перемещение всех групп по кругу. Ученики активно обсуждают вопросы, соглашаясь или нет с ответами предыдущих групп.

Б)СОСТАВЛЕНИЕ МЕНЮ ЗДОРОВЬЯ, (творческая работа)

Дети принесли продукты: овощи, фрукты, крупы. Составляют экибану здоровья. Затем происходит презентация от каждой группы.

6.            ИТОГ УРОКА.

Подведем теперь итог:

Чтоб расти — нужен белок.

Для защиты и тепла

Жир природа создала.

Как будильник без завода

 Не пойдет ни тик, ни так.

Так и мы без углеводов

 Не обходимся никак.

Витамины — просто чудо!

Столько радости несут:

Все болезни и простуды

 Перед ними отвернут.

Вот поэтому всегда

 Для вашего здоровья

Полноценная еда —

Важнейшее условие.

-Что же вы понимаете под словом «полноценная еда» ?

7.            Д/ЗАДАНИЕ.

Составить меню — здоровья для родителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру с интерактивными методами обучения "Роль витаминов в жизнедеятельности организма". »

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

С ИНТЕРАКТИВНЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ

В 3 КЛАССЕ

ТЕМА : РОЛЬ ВИТАМИНОВ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА.

Автор разработки: Панарьина Ольга Алексеевна, учитель высшей квалификационной категории, Тульская обл., г. Узловая

ЦЕЛИ: а) ознакомление уч-ся с ролью витаминов в жизни человека.

б)развитие логического мышления и коммуникативных навыков при работе в группах, монологической речи при ответе на

поставленный вопрос.

в)формирование здорового образа жизни

ЗАДА ЧИ: а) умение соотносить влияние витаминов на

определенный орган, умение правильно составлять меню.

б)совершенствовать умения вести диалог и монолог, обосновывать свои выводы.

в)воспитание желания участвовать в коллективно творческом деле, использование в жизни знаний о здоровом питание.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с продуктами, плакат с изображением внутреннего строения человека и ролью витаминов на эти органы, карты-схемы недостатка витаминов А, В, С, Д., карточки с заданиями, продукты, подносы, магниты, 4 карточки с изображением витамина А, В, С, Д.

ХОД УРОКА.

1. ОРГ. МОМЕНТ.

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Прошу тихо сесть. На сегодняшнем уроке вы как обычно узнаете много нового и интересного. А именно о РОЛи ВИТАМИНОВ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА. Класс разбит на четыре группы.

2. ПРОВЕРКА Д/3.

А сейчас проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока. Поиграем в игру «Витаминка»

Правила игры. Каждая группа отвечает за свой витамин. Раздаю карточки с продуктами. Детям нужно отобрать только те продукты , в которых содержится их витамин и прикрепить эти карточки виде «ромашки» у доски.

Проверка правильности выполнения задания идет детьми. Группа А проверяет В, а группа Д группу С.

-Ребята, встретились ли вам такие продукты , которые содержат несколько витаминов?

-Какой вывод можно сделать из сказанного?

З.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

А сейчас мы с вами совершим экскурс в прошлое. Начнем с витамина С,

Его называют витамином жизни. Как вы думаете почему?(Ответы уч-ся) Если его нет в пище, люди болели цингой. До недавнего времени цинга была бичом путешественников, если они были лишены свежих овощей и фруктов. Малейший ушиб вызывал у них на коже кровоизлияние, зубы шатались и выпадали, десны кровоточили, люди быстро теряли вес и в конце концов, совершенно истощенные умирали. Только фрукты и овощи могли их спасти от смерти. А наши известные мореплаватели Челюскин, Лаптев обязательно брали с собой лук. Египтяне считали лук божественным растением. Его приносили в жертву богам, клали в гробницы фараонов, считая, что даже в загробной жизни лук помогает человеку.

Итак, витамин С повышает сопротивляемость организма заболеваниям и способствует укреплению зубов.

Витамин А. Дошедшие до нас древнейшие источники медицины говорят о том, что у некоторых людей еще в те времена наблюдалась странная болезнь: днем, при ярком свете, эти люди видели хорошо, а с наступлением сумерек почти совсем теряли зрение. Эту болезнь назвали ночной или «куриной» слепотой. Показываю иллюстрации Еще за 1500 лет до н. э. древние китайские врачи рекомендовали больным употреблять в пигцу печень. Многим это помогало, но только в 30-х годах нашего века было установлено, что в печени и в жирах содержится специальное вещество названное витамином А. Многочисленные исследования подтвердили, что витамин А очень важен для большинства жизненных функций организма. Он участвует в окислительно восстановительных реакциях, в обмене белков, углеводов и минеральных солей, воздействует на деятельность желез внутренней секреции. Но самую главную роль витамин А выполняет в жировом обмене, в формировании костного скелета, в стимуляции процессов роста организма, в повышении защитных свойств кожи и слизистых оболочек различных органов человека, в том числе и глаз.

Витамин А содержится главным образом в жире печени трески, морского окуня, в сливочном масле, яичном желтке, молоке, сливках, сметане.

В продуктах растительного происхождения витамин А находится в виде каротина — желтого пигмента, которому морковь обязана своим цветом. Каротин, попадая в организм человека, превращается там в витамин А.

Особенно много каротина в моркови, тыкве, шпинате, салате, томатах, абрикосах, персиках. Суточная потребность организма в витамине А—1,5—2,5 мг.

Витамин D. В 1650 г. английский врач Глиссон описал болезнь, наблюдавшуюся у детей в графствах Дорсет и Сомерсет. Он назвал ее рахитом.

При рахите происходит искривление костей ног и грудной клетки, дети отстают в развитии и часто болеют инфекционными болезнями. Показываю иллюстрации

Теперь мы знаем, что рахит развивается при недостатке в организме витамина D. Он регулирует обмен кальция и фосфора. Если этого витамина не хватает, из организма выводится большое количество солей кальция и фосфора. Костная ткань, которая является почти единственным местом их накопления, быстро начинает терять кальций и фосфор. Кости от этого становятся мягкими, искривляются и легко ломаются. Витамин D повышает всасывание кальция и фосфора из кишечника и предупреждает, таким образом, расход этих солей из костной системы.

Человек получает витамин D двумя путями: с пищей и из собственной кожи, где он образуется под действием ультрафиолетовых лучей. Вот почему, если дети растут без солнца, у них, как правило, развивается рахит. Наиболее богаты витамином D рыбий жир, печень трески, камбалы и других рыб. Много его в икре, желтках яиц, печени, молочных продуктах.

Витамин Вх, или тиамин,— первое вещество, с которого началось изучение витаминов. История этого витамина связана с изучением болезни бери-бери.

Впервые эту болезнь подробно описал японский военно-морской врач Такаки. Он высказал предположение, что бери-бери появляется от недостатка в пище какого-то вещества. Это его предположение подтвердили Эйкман и Функ, который и выделил из рисовых отрубей витамин В* или тиамин.

Сейчас Bj— один из наиболее изученных витаминов. Влияние его на организм очень разносторонне. Тиамин необходим нам для нормальной функции нервной системы, регулирования тканевого дыхания и всех видов обмена веществ — белкового, углеводного, жирового и минерального. При его недостатке страдают сердечно-сосудистая система и железы внутренней секреции, повышается восприимчивость к инфекции и понижается сопротивляемость организма. Такое широкое действие тиамина позволяет с успехом применять его при лечении многих болезней.

Витамин Вх в большом количестве содержится в дрожжах, в неочищенных зернах риса, ржи и пшеницы, а также в бобовых растениях и в продуктах животного происхождения — мясе, печени, мозге, яичном желтке.

Ржаной и пшеничный хлеб из муки грубого помола—очень хороший источник витамина Вх. Суточная потребность в нем организма—2—Змг.

Витамин В2, или рибофлавин, содержится главным образом в дрожжах, печени, почках, яйцах, а также в некоторых плодах и овощах (хотя содержание его в овощах и плодах невелико).

Относительно богаты витамином В2 такие напитки, как чай, кофе, какао.

От недостатка в пище рибофлавина нарушаются окислительно-восстановительные процессы, происходит неполноценный обмен белков, жиров и углеводов, появляются расстройства центральной нервной системы, нарушается обмен веществ в роговице и сетчатке глаза, от чего страдает зрение, возникают болезни кожи и слизистых оболочек. Суточная потребность в рибофлавине — 3—5 мг.

Наша повседневная пища содержит достаточное количество рибофлавина, и только при некоторых заболеваниях потребность в нем организма повышается.

4. ФИЗ. МИНУТКА.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Влево, вправо наклонись

Окончательно проснись

Сбрось с себя ночную лень-

Впереди рабочий день.

Надо к вечеру успеть-

Помидорам — покраснеть,

Баклажанам — посинеть,

Дыне с тыквой — пожелтеть.

Надо к ужину поспеть.

5.3АКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

А) Итак, дети уже разделены по группам, где каждый ученик играет свою роль(спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, подведение итогов, назначение докладчика. Секретарь ведет записи и одновременно высказывает свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.

Проверку глубины знаний, с одновременным активным участием учащихся в дискуссионном обсуждении вопросов, очень эффективным будет метод карусели. Детям раздаются карточки с вопросами. Каждой группе свой вопрос (см. приложение).Затем происходит перемещение всех групп по кругу. Ученики активно обсуждают вопросы, соглашаясь или нет с ответами предыдущих групп.

Б)СОСТАВЛЕНИЕ МЕНЮ ЗДОРОВЬЯ, (творческая работа)

Дети принесли продукты: овощи, фрукты, крупы. Составляют экибану здоровья. Затем происходит презентация от каждой группы.

6. ИТОГ УРОКА.

Подведем теперь итог:

Чтоб расти — нужен белок.

Для защиты и тепла

Жир природа создала.

Как будильник без завода

Не пойдет ни тик, ни так.

Так и мы без углеводов

Не обходимся никак.

Витамины — просто чудо!

Столько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед ними отвернут.

Вот поэтому всегда

Для вашего здоровья

Полноценная еда —

Важнейшее условие.



-Что же вы понимаете под словом «полноценная еда» ?

7. Д/ЗАДАНИЕ.

Составить меню — здоровья для родителей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Панарьина Ольга Алексеевна

Дата: 13.09.2015

Номер свидетельства: 230345


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства