kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Происхождение млекопитающих

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить происхождение млекопитающих.

Задачи урока:

1. Образовательная: содействовать формированию знаний о происхождении млекопитающих.

2. Развивающая: способствовать развитию представления о происхождении млекопитающих, изучить представителей подкласса  первозвери и настоящие звери, отряд грызуны и хищные

3. Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся желания познавать мир и интерес к млекопитающим.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения: объяснение, фронтальный опрос, беседа, рассказ, работа с книгой, работа с доской.

Структура урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания (10 мин.)

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (2 мин.)

4 Этап усвоения новых знаний (15 мин.)

5. Физкультминутка (2 мин.)

6.Этап проверки понимания учащимися нового материала (5 мин.)

7. Этап закрепления нового материала (5 мин.)

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании (2 мин.)

9. Этап подведения итогов занятия (2 мин)

19 рефлексия(2 мин)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Происхождение млекопитающих »

8



Тема урока: Происхождение млекопитающих.

Цель: изучить происхождение млекопитающих.


Задачи урока:

1. Образовательная: содействовать формированию знаний о происхождении млекопитающих.

2. Развивающая: способствовать развитию представления о происхождении млекопитающих, изучить представителей подкласса первозвери и настоящие звери, отряд грызуны и хищные

3. Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся желания познавать мир и интерес к млекопитающим.


Тип урока: комбинированный.


Методы проведения: объяснение, фронтальный опрос, беседа, рассказ, работа с книгой, работа с доской.



Структура урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания (10 мин.)

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (2 мин.)

4 Этап усвоения новых знаний (15 мин.)

5. Физкультминутка (2 мин.)

6 .Этап проверки понимания учащимися нового материала (5 мин.)

7. Этап закрепления нового материала (5 мин.)

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании (2 мин.)

9. Этап подведения итогов занятия (2 мин)

19 рефлексия(2 мин)


Ход урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

Вхожу в класс, здороваюсь с учащимися, проверяю присутствующих, проверяю готовность учеников к уроку. Замечательно, все сегодня присутствуют, значит, можем приступать к нашей работе.


2. Этап всесторонней проверки домашнего задания (10 мин.)


С учениками класса провожу фронтальный опрос, который включает следующие вопросы:


  1. Кто такие млекопитающие?

Ответ: млекопитающие -это наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных

  1. Какие среды занимают млекопитающие?

Ответ: наземно-воздушную, водную, почвенную.

  1. Почему млекопитающих считают активно передвигающимися животными?ответ связать со строением скелета

Ответ: туловище преподнято над землей, благодаря расположению передних и задних конечностей под туловищем

  1. Из каких отделов состоит скелет млекопитающих?

Ответ: 3 отдела. Череп, позвоночник, плечевой и тазовый пояс и скелет передних и задних конечностей

  1. Сколько позвонков в шейном, грудном, поясничном и кресцовом?

Ответ: 7, 12, 2-9, от 3 до 49

  1. Как вы думаете, у всех ли млекопитающих есть ключицы?

Ответ: НЕТ, у псовых и копытных, ноги которых ьперемещаются вдоль продольной оси тела

  1. Перечислить отделы пищеварительной системы

Ответ рот, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник,анальное отверстие

  1. Опишите особенности строения дыхательной системы млекопитающих.

Ответ: развиты воздухоносные пути:носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.

Дышат легкими.

  1. Почему млекопитающих относят к теплокровным животным?

Ответ: способны сохранять постоянную температуру тела, независимо от температуры окружающей среды.

  1. Что наиболее выгодно для животного: иметь постоянную или переменную температуру тела?

Ответ: Теплокровность считается более выгодным свойством организма с точки зрения эволюции, так как позволяет существовать в самых различных климатических условиях и сохранять активность и в холодное, и в жаркое время года. Обеспечивается теплокровность механизмами терморегуляции.

  1. Какими органами представлена выделительная система?

Ответ:парные тазовые почки

  1. Из каких отделов состоит нервная система млекопитающих?

Ответ: головной и спинной

  1. Каковы особенности строения головного мозга млекопитающих?

Ответ: сильно развит по массе в 3-15 раз больше спинного. 5 отделов, развиты передний мозг и мозжечок.

  1. Есть ли среди млекопитающих животные, которые откладывают яйца?

Ответ: да, ехидна и утконос

  1. Как называются женская половая железа?

Мужская половая железа , каковы ее функции?

Ответ: яичник, семенник

  1. Назовите основной продукт выделения

Ответ: мочевина, вспомогательный мочевая кислота


3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (1 мин.)

Открываем тетради и записываем дату и тему. Тема нашего занятия звучит следующим образом: Происхождение млекопитающих. Подклассы первозвери и настоящие звери.


4. Этап усвоения новых знаний (15 мин.)


Происхождение млекопитающих


Сходства млекопитающих и пресмыкающихся:


  1. Шерсть – видоизмененные чешуи (состоит из рогового вещества).

  1. У некоторых млекопитающих (у крыс) на хвосте роговые чешуи.

  1. На конечностях – когти.

  1. План строения скелета и систем органов сходен.

  1. В желудочке сердца имеется перегородка

(у большинства пресмыкающихся неполная, но у крокодилов она полная).

  1. Ячеистые легкие.

  2. Сходное развитие и наличие переходных форм


Предками млекопитающих (около 200 млн. лет назад) были небольшие (размером с крысу или норку) длинные, большеголовые и сравнительно коротконогие животные из зверозубых ящеров. Такая форма тела удобна при околоводной жизни. Если у предков птиц первым и главным было появление перьев, то у предков млекопитающих ту же роль сыграло усовершенствование зубов и вскармливание детенышей молоком. Судя по немногим находкам, которые известны науке, одним из первых млекопитающих мог быть меланодон. Энергичная, разнообразная жизнь в сложной среде обитания требовала увеличения коры больших полушарий.

Ископаемые предки млекопитающих (зверозубые ящеры) жили 250–180 млн. лет назад. Ноги у них находились под туловищем, что свидетельствует об очень подвижном образе жизни. Сильные челюсти были вооружены зубами с корнями, как у млекопитающих. Зубы подразделялись на резцы, клыки и коренные. Среди зверозубых ящеров были не только мелкие хищники, но всеядные, и растительноядные.

Подкласс первозвери

Первозвери – подкласс примитивных млекопитающих, соединяющих в себе черты млекопитающих, рептилий и птиц. По ряду признаков подкласс первозвери считается наиболее архаичным и примитивным среди инфраклассов млекопитающих. В отличие от других млекопитающих первозвери размножаются, откладывая яйца, однако свыше половины периода развития зародыша проходит в половых путях самки. Таким образом, отложенные яйца содержат уже достаточно развитый эмбрион и можно говорить не только о яйцекладности, но и незавершённом живорождении. Имеется шерстяной покров, однако гомойотермия (поддержание температуры тела на постоянном уровне) незавершённая, темература тела изменяется в пределах 22–37oС.

Ехидна

Поведение и образ жизни


Бо́льшую часть года, за исключением брачного сезона зимой, ехидны живут в одиночку. Каждая особь охраняет свою территорию, на которой она охотится. Ехидны не имеют постоянного убежища. Несмотря на своё толстое и неуклюжее тело, ехидны хорошо плавают и пересекают крупные водоёмы.

Утконос

Утконос — единственное млекопитающее, имеющее развитую электрорецепцию. Электрорецепторы обнаружены также у ехидны [2], но использование ею электрорецепции вряд ли играет важную роль в поисках добычи. Утконос — одно из немногих ядовитых млекопитающих (наряду с некоторыми землеройками и щелезубами, обладающими токсичной слюной).


У молодых утконосов обоих полов на задних ногах находятся зачатки роговых шпор. У самок к годовалому возрасту они отваливаются, а у самцов продолжают расти, достигая к моменту полового созревания 1,2—1,5 см длины. Каждая шпора связана протоком с бедренной железой, которая во время брачного сезона вырабатывает сложный «коктейль» из ядов. Самцы используют шпоры во время брачных поединков. Яд утконоса может убить динго или иное некрупное животное. Для человека он в целом не смертелен, однако вызывает очень сильную боль, а на месте укола развивается отёк, который постепенно распространяется на всю конечность. Болевые ощущения (гипералгезия) могут продолжаться много дней или даже месяцев.


У других яйцекладущих — ехидн — на задних лапах также имеются зачаточные шпоры, однако они не развиты и не ядовиты.


5. Физкультминутка (2 мин.)


Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.


Подкласс настоящие звери

Отряд сумчатые

Сумчатый, или тасманийский волк или тилацин [1] (Thylacinus cynocephalus) — вымершее сумчатое млекопитающее, единственный представитель семейства сумчатых волков. Впервые его описание было опубликовано в трудах лондонского Линнеевского общества в 1808 г. натуралистом-любителем Харрисом. Научное название вида в переводе означает «сумчатое с собачьей головой». Специалисты называют тилацина самым крупным сумчатым хищником на всей планете. Ростом он был порядка шестидесяти сантиметров, длиной тела – метра полтора, весил 20 – 25 кг. На спине и боках имел отчетливые поперечные полосы черно-бурого цвета. И еще у этого зверя была весьма характерная пасть: она открывалась аж на 120 градусов, по количеству зубов превосходила волка, и славилась недюжинной силой, потому как способна была перегрызать кости добычи. Питался тилацин, в основном, мелкими кенгуру-валлаби, опоссумами, птицами и мелкими пресмыкающимися.

Увы, еще в XIX веке основную часть популяции попросту перебили, поскольку фермеры сочли хищника истребителем их любимых овец и присвоителем права на добычу, оказавшуюся в охотничьих капканах. Как потом выяснилось, во многом это мнение было ошибочным. А еще вспыхнула мода на мех диковинного зверя… сами понимаете, к чему это привело.

Оставшиеся тилацины предпочли скрыться в труднодоступных горных районах, выбираясь оттуда время от времени к местам прежнего обитания, ясное дело – для охоты. И тут в начале прошлого столетия их настигла эпидемия собачьей чумы, перекинувшаяся на диких животных с домашних.

Выжили, как считается, единицы. Тем не менее, при принятии государственного закона об охране фауны в 1928 году сумчатый волк не удостоился быть включенным в перечень животных, взятых под защиту человека, и в 1930-м было зарегистрировано убийство якобы последнего из пребывавших на свободе, а в 1936-м вышло сообщение о том, что в одном из частных тасманийских зоопарков умер от старости последний известный экземпляр зверя.

Карликовая сумчатая летяга или сахарный летающий поссум обитает в лесах Австралии, Тасмании и Индонезии,

Сахарный летающий поссум имеет длину тела от 27,5 до 40 см, при этом на пушистый хвост приходится 15-20 см этой длины. По внешнему виду да и по размеру сахарный летающий поссум похож на на нашу обыкновенную белку, хотя благодаря летательной перепонке, оно кажется необыкновенно широким.

Сумчатая крыса - это кенгуровая крыса, обитающая в Новой Гвинее и Австралии. Принадлежит она (а всего выделено 4 рода таких сумчатых грызунов) к семейству сумчатых млекопитающих.

Первый род сумчатых зверьков – это крупные крысы с шерстью голубовато-серого цвета и с интересной кисточкой на кончике хвоста. По этой кисточке эти грызуны и получили своё название – кистехвостые крысы. К этому роду относятся древесная крыса тафа – хищник, которого нельзя приручить, и малая сумчатая крыса – редкое животное, находящееся под охраной.

К следующему роду относятся крысы с лапами без большого пальца. Называются они гребнехвостыми крысами


Отряд насекомоядные

Характеристика, представители.

Отряд рукокрылые

Характеристика, представители.

Отряд грызуны

Характеристика, представители.

Отряд хищные

Характеристика, представители.



6. Этап проверки понимания учащимися нового материала (5 мин.)

Проверяю усвоение нового материала. Предлагаю ответить на несколько вопросов.

1.кто является ископаемым предком млекопитающих?

(зверозубые ящеры)

2. кто такие первозвери, привести примеры.

(Первозвери – подкласс примитивных млекопитающих, соединяющих в себе черты млекопитающих, рептилий и птиц)

3. перечислите представителей отряда сумчатые с которыми вы познакомились.

4. перечислите представителей отряда рукокрылые, которые обитают на территории Беларуси


7. Этап закрепления нового материала (7 мин.)

Самостоятельная работа

Раздаю карточки


8. Этап информирования учащихся о домашнем задании (2 мин.)


9. Этап подведения итогов занятия (2 мин.)

Таким образом, мы с вами познакомились с предсавителями млекопитающих, их эволюцией. Выставляю отметки ученикам. Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы!


10 Этап рефлексии




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Происхождение млекопитающих

Автор: Никитина Наталья Ивановна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему "Происхождение млекопитающих" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-proiskhozhdieniie-mliekopitaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "108206"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403611858"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Презентация на  тему "Происхождение млекопитающих" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-na-tiemu-proiskhozhdieniie-mliekopitaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "108211"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403612480"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок по теме: "Значение млекопитающих для человека" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-po-tiemie-znachieniie-mliekopitaiushchikh-dlia-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "100549"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402383912"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация "Происхождение и многообразие млекопитающих" "
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsiia-proiskhozhdieniie-i-mnoghoobraziie-mliekopitaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "112660"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408809299"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Урок на тему "Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих как высокоорганизованных животных" "
    ["seo_title"] => string(120) "urok-na-tiemu-osobiennosti-stroieniia-i-zhizniedieiatiel-nosti-mliekopitaiushchikh-kak-vysokoorghanizovannykh-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "106281"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402990394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства