Актуализация опорных знаний. Урок я хочу начать с пословицы: В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой растерять. Чему учат нас эти слова? Мы продолжаем изучение раздела «Класс Млекопитающие». (слайд 1) Давайте вспомним материал предыдущих уроков. Работаем по технологии критического мышления. У вас на столах имеются экспертные листы, в которых есть таблица. (слайд2) Заполните первую колонку: что мы знаем о млекопитающих. Время для выполнения – 2 минуты, затем обсуждение. Подведение к теме урока. Постановка проблемы. О млекопитающих мы знаем немало, но достаточно ли? В каком порядке мы изучаем позвоночных? Можно ли нарушить этот порядок? Почему? Действительно, необходимо получить сведения о предках млекопитающих. Может они произошли от птиц? А с какими животными Млекопитающие имеют признаки сходства? Перед нами проблема: (слайд3) Почему какие - то «мыши» смогли одолеть гигантских рептилий? Формулируем тему урока. Запись в листах. (слайд4) Что необходимо узнать, чтобы решить проблему? Заполните вторую колонку таблицы. Время: 1 минута. ( слайд5) Задачи урока:- ознакомиться с основными группами доказательства происхождения млекопитающих, которыми располагает современная биологическая наука; -выработать умение сравнивать млекопитающих с другими животными и делать выводы на основании этого сравнения; -определить предков млекопитающих; -определить прогрессивные черты, позволившие занять им все среды обитания. Изучение материала. Млекопитающие – высший класс позвоночных животных. Достоверно известно, что первые млекопитающие появились намного раньше птиц – в начале мезозоя. Но более 150 млн. лет они были на задворках эволюции. Предками их были не обычные чешуйчатые пресмыкающиеся, а самостоятельная группа ящеров, которые не могли соперничать с динозаврами. Постепенно менялся климат. Крупные вымирали, остальные стали приспосабливаться к жизни в густых зарослях. Лучше выживали те, кто при сокращении размеров тела стал вырабатывать дополнительную энергию на согревание. Что же пригодилось древним представителям? Появились первые млекопитающие с настоящей теплокровностью. Но они были не крупнее крысы и в течение всего мезозоя оставались «на задворках эволюции». Изучение материала. Работа в группах. (слайд 6) Задание №1.Рассмотреть рисунки учебника и лежащие у вас на столах, прочитать текст. Заполнить таблицу, ответив на вопросы. Время: 2 м. на работу с текстом, 2-на обсуждение в группе. Ответы. Промежуточный вывод. (слайд 7) Комментарий учителя. Млекопитающие возникли из отдельной группы пресмыкающихся – зверозубых ящеров. Зубы их не все одинаковы и на челюстях у них хорошо различаются резцы, клыки и коренные. Между чешуйками вырастали волоски. Ученые считают, что чешуя, росшая раньше по всему телу, была оттеснена волосяным покровом спереди назад и в наши дни сохранилась лишь на покровах хвоста низших зверей. Впрочем, чешуя сохранилась еще на концах в виде когтей и ногтей – у людей. Кожные железы в процессе эволюции стали неодинаковыми: одни стали выделять только пот, другие – жир, третьи – по краям живота – раствор мелких капелек жира с другими питательными веществами. Эти железы становились больше, сильнее развивались. Такое дополнительное питание детенышей становилось главным и железы постепенно превращались в молочные (млечные). Задает вопрос учащимся: -Какие преимущества это дало зверозубым ящерам? Предлагает рассмотреть изображения животных на экране. (слайд 8) -Посмотрите на слайд. На нем вы видите разных животных, большинство которых вы знаете. В процессе эволюции млекопитающие разделились на две ветви, одна из которых дала начало в конце триаса яйцекладущим млекопитающим, которых называют «живыми инкубаторами». Работаем в экспертных листах. Слайд 9 Схему классификации заполняем поэтапно. Класс млекопитающие Подкласс пепервозвери Подкласс Итак, следующее задание №2. Слайд 10 Работа в группах. Время – 2 мин. На прочтение текста и 2 мин., чтобы ответить на вопросы; 1 мин. На обсуждение в группе. Промежуточный вывод. Слайд 11 Почему однопроходных относят к древним млекопитающим? Почему однопроходных нельзя отнести к пресмыкающимся? Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве однопроходных и пресмыкающихся? Несмотря на большое количество примитивных черт, эти животные относятся к млекопитающим. Почему? Ребята, а каких животных мы видели еще на слайде? Слайд 12 Что это за животные? Тоже млекопитающие? Все остальные млекопитающие рождают живых детенышей, но не у всех образуется тесная связь плода с материнским организмом через плаценту. Такое исключение составляют сумчатые млекопитающие, к которым относятся кенгуру, сумчатый волк и другие животные, населяющие Австралию и Южную Америку. Заполним в экспертных листах схему Классификации. Слайд 13 Продолжаем работать в группах. Слайд 14 Задание №3.Время – 2 мин. На прочтение текста и 2 мин., чтобы ответить на вопросы; 1 мин. На обсуждение в группе. Промежуточный вывод. Слайд 15 Мы выяснили строение и биологию яйцекладущих и сумчатых млекопитающих. Почему первозвери и сумчатые обитают лишь в Австралии и на близ лежащих островах? Слайд 16-18 Но ведь существуют и другие млекопитающие. Слайд 19 К какой группе млекопитающих они относятся? Действительно, это высшие плацентарные млекопитающие. Заполняем схему Классификации. Слайд 20 Почему высшие, или Плацентарные, животные являются более высоко- организованными по сравнению с Низшими млекопитающими? Итак, кто же является общим предком современных млекопитающих? Почему? А теперь вернемся к проблеме нашего урока. Как же победили какие-то «мыши» гигантских рептилий? Можно назвать это прогрессивными чертами? Почему? Мы решили с вами поставленные задачи? Что хотели, узнали? А теперь заполним третью колонку таблицы. Что я узнал на уроке. Время 1 минута. Слайд 21 Кластер Сравните свою таблицу с таблицей на экране. Самостоятельное применение знаний. Тест. Самопроверка. Проверьте выполненную работу, поставьте себе отметку. Слайд 22 Рефлексия по алгоритму: Я- МЫ- ДЕЛО- Как вы работали индивидуально, совместно и выполняли дело, которое вас объединяло. Домашнее задание. Слайд 23 - §60; - творческое задание (по выбору): Составить тестовые задания по данной теме и оформить их в электронном или печатном виде; Составить кроссворд по данной теме (не менее 20 слов); Подготовить мини-презентацию по теме, которая вас заинтересовала. Подведение итогов. Какое у вас настроение в конце урока? Узнали вы что-то новое и интересное? Как вы думаете, какой будет тема следующего урока? Слайд 24 О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И Опыт, сын ошибок трудных, И Гений, парадоксов друг, И Случай, бог изобретатель. А.С. Пушкин. | Ответы учеников. Ученики находят таблицу Знаю | Хочу узнать | Узнали (в конце урока) | | | | Ответы учеников. Нет Рыбы – Земноводные – Пресмыкающиеся – Птицы – Млекопитающие. Нет Так как соблюдается эволюционный подход. Надо знать, кто от кого произошел. нет С пресмыкающимися (чешуйки на теле некоторых представителей и др.) Ответ: Происхождение млекопитающих. Ответы: - от кого произошли млекопитающие? - какими прогрессивными чертами обладали? Ответ: волосяной покров. Выполняют задание в №1 в экспертных листах. Ответы: сохранение тепла, поиск пищи, которой другим можно было не найти. Ученики работают в экспертных листах. Ответы учеников: выкармливают детенышей молоком; имеют волосяной покров. Ответы. Ученики работают в экспертных листах. Ученики выполняют задание. - слабое развитие плаценты, детеныши рождаются недоразвитыми, самостоятельно сосать молоко не могут, мозг примитивен. - мягкие условия климата, т.к. у них непостоянная температура тела, откладывают яйца или рождают недоразвитых детенышей. Не дошел ледник. - высшие млекопитающие. Ученики в экспертных листах. Ответы: всегда развивается плацента, хорошо развита кора полушарий переднего мозга, соски млечных желез хорошо развиты, детеныши сами сосут молоко, температура тела высокая и постоянная. -зверозубые ящеры. Ответы: Они приобрели: волосяной покров, живорождение или откладывание яиц, но с коротким сроком развития, млечные железы и т.д. Да Потому, что они помогли им выжить и занять все среды обитания. Работа в экспертных листах. Работа в экспертных листах. Работа в экспертных листах. Запись в дневниках. |