kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Происхождение млекопитающих"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: « Происхождение Млекопитающих»

 Цели и задачи урока: создать условия для формирования универсальных  учебных действий (УУД)

Дидактические цели: заложить основы эволюционного мировоззрения, целостного восприятия органической природы млекопитающих; познакомить с основными группами доказательств происхождения млекопитающих;

Методические цели: сформировать умения: сравнивать млекопитающих с другими животными, работать с учебной, справочной, научной литературой;

Развивающие цели: поддерживать интерес к изучению биологии, формировать сознательное отношение к своему здоровью.

   Образовательная технология: технология работы в группах, технология критического мышления.

Требования к результатам освоения темы урока учащимися:

- предметные: овладение представлениями о млекопитающих животных, их разнообразии, общих признаках и особенностях внешнего строения; освоение доступных способов изучения животных типа Хордовых класса  Млекопитающих (наблюдение, запись, сравнение) через получение сведений от окружающих людей, из дополнительных информационных источников;

- метапредметные: готовность к коллективной работе; освоение способов решения задач поискового характера; использование знаково-символических средств представления информации для решения учебной проблемы; использование средств ИКТ для представления результатов работы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

- личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Оборудование и наглядность: интерактивная доска, презентация, учебник, карточки с названием животных, технологические карточки, картинки животных, видеофрагмент, таблицы о способах передвижения животных.

                    - коммуникативные:  организация работы в группах; социально-        трудовые, посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место; личностное самосовершенствование через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе по алгоритму: - Я; - Мы; - Дело.

Тип урока: изучение нового материала. Технология развития критического мышления.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Происхождение млекопитающих" »

Тема урока: « Происхождение Млекопитающих»

Цели и задачи урока: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД)

Дидактические цели: заложить основы эволюционного мировоззрения, целостного восприятия органической природы млекопитающих; познакомить с основными группами доказательств происхождения млекопитающих;

Методические цели: сформировать умения: сравнивать млекопитающих с другими животными, работать с учебной, справочной, научной литературой;

Развивающие цели: поддерживать интерес к изучению биологии, формировать сознательное отношение к своему здоровью.

Образовательная технология: технология работы в группах, технология критического мышления.

Требования к результатам освоения темы урока учащимися:

- предметные: овладение представлениями о млекопитающих животных, их разнообразии, общих признаках и особенностях внешнего строения; освоение доступных способов изучения животных типа Хордовых класса Млекопитающих (наблюдение, запись, сравнение) через получение сведений от окружающих людей, из дополнительных информационных источников;

- метапредметные: готовность к коллективной работе; освоение способов решения задач поискового характера; использование знаково-символических средств представления информации для решения учебной проблемы; использование средств ИКТ для представления результатов работы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

- личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Оборудование и наглядность: интерактивная доска, презентация, учебник, карточки с названием животных, технологические карточки, картинки животных, видеофрагмент, таблицы о способах передвижения животных.

- коммуникативные: организация работы в группах; социально- трудовые, посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место; личностное самосовершенствование через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе по алгоритму: - Я; - Мы; - Дело.

Тип урока: изучение нового материала. Технология развития критического мышления.

Ход урока:

1.Добрый день ребята. Поприветствуем друг друга. Спасибо, садитесь. С каким настроением вы сегодня пришли ко мне на урок? (Ученики поднимают карточки красного (тревожное), синего (плохое), зеленого (хорошее) цвета.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I


















II













































III































































































































































































IV






V







VI











VII





Актуализация опорных знаний.

Урок я хочу начать с пословицы:

В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой растерять.

Чему учат нас эти слова?

Мы продолжаем изучение раздела «Класс Млекопитающие». (слайд 1) Давайте вспомним материал предыдущих уроков. Работаем по технологии критического мышления.

У вас на столах имеются экспертные листы, в которых есть таблица. (слайд2)

Заполните первую колонку: что мы знаем о млекопитающих. Время для выполнения – 2 минуты, затем обсуждение.


Подведение к теме урока. Постановка проблемы.

О млекопитающих мы знаем немало, но достаточно ли?

В каком порядке мы изучаем позвоночных?


Можно ли нарушить этот порядок?

Почему?


Действительно, необходимо получить сведения о предках млекопитающих.

Может они произошли от птиц?

А с какими животными Млекопитающие имеют признаки сходства?


Перед нами проблема: (слайд3)

Почему какие - то «мыши» смогли одолеть гигантских рептилий?

Формулируем тему урока. Запись в листах. (слайд4)

Что необходимо узнать, чтобы решить проблему?

Заполните вторую колонку таблицы. Время: 1 минута.



( слайд5)

Задачи урока:- ознакомиться с основными группами доказательства происхождения млекопитающих, которыми располагает современная биологическая наука;

-выработать умение сравнивать млекопитающих с другими животными и делать выводы на основании этого сравнения;

-определить предков млекопитающих;

-определить прогрессивные черты, позволившие занять им все среды обитания.


Изучение материала.

Млекопитающие – высший класс позвоночных животных. Достоверно известно, что первые млекопитающие появились намного раньше птиц – в начале мезозоя. Но более 150 млн. лет они были на задворках эволюции.

Предками их были не обычные чешуйчатые пресмыкающиеся, а самостоятельная группа ящеров, которые не могли соперничать с динозаврами. Постепенно менялся климат. Крупные вымирали, остальные стали приспосабливаться к жизни в густых зарослях. Лучше выживали те, кто при сокращении размеров тела стал вырабатывать дополнительную энергию на согревание.

Что же пригодилось древним представителям?

Появились первые млекопитающие с настоящей теплокровностью. Но они были не крупнее крысы и в течение всего мезозоя оставались «на задворках эволюции».

Изучение материала. Работа в группах. (слайд 6)

Задание №1.Рассмотреть рисунки учебника и лежащие у вас на столах, прочитать текст. Заполнить таблицу, ответив на вопросы. Время: 2 м. на работу с текстом, 2-на обсуждение в группе. Ответы.

Промежуточный вывод. (слайд 7)

Комментарий учителя.

Млекопитающие возникли из отдельной группы пресмыкающихся – зверозубых ящеров. Зубы их не все одинаковы и на челюстях у них хорошо различаются резцы, клыки и коренные. Между чешуйками вырастали волоски. Ученые считают, что чешуя, росшая раньше по всему телу, была оттеснена волосяным покровом спереди назад и в наши дни сохранилась лишь на покровах хвоста низших зверей. Впрочем, чешуя сохранилась еще на концах в виде когтей и ногтей – у людей.

Кожные железы в процессе эволюции стали неодинаковыми: одни стали выделять только пот, другие – жир, третьи – по краям живота – раствор мелких капелек жира с другими питательными веществами. Эти железы становились больше, сильнее развивались. Такое дополнительное питание детенышей становилось главным и железы постепенно превращались в молочные (млечные).

Задает вопрос учащимся:

-Какие преимущества это дало зверозубым ящерам?


Предлагает рассмотреть изображения животных на экране. (слайд 8)

-Посмотрите на слайд. На нем вы видите разных животных, большинство которых вы знаете.

В процессе эволюции млекопитающие разделились на две ветви, одна из которых дала начало в конце триаса яйцекладущим млекопитающим, которых называют «живыми инкубаторами».

Работаем в экспертных листах. Слайд 9

Схему классификации заполняем поэтапно.

Класс млекопитающие




Подкласс

пепервозвери

Подкласс






Итак, следующее задание №2. Слайд 10

Работа в группах. Время – 2 мин. На прочтение текста и 2 мин., чтобы ответить на вопросы; 1 мин. На обсуждение в группе.

Промежуточный вывод. Слайд 11


Почему однопроходных относят к древним млекопитающим?

Почему однопроходных нельзя отнести к пресмыкающимся?

Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве однопроходных и пресмыкающихся?

Несмотря на большое количество примитивных черт, эти животные относятся к млекопитающим. Почему?


Ребята, а каких животных мы видели еще на слайде? Слайд 12


Что это за животные?

Тоже млекопитающие?

Все остальные млекопитающие рождают живых детенышей, но не у всех образуется тесная связь плода с материнским организмом через плаценту. Такое исключение составляют сумчатые млекопитающие, к которым относятся кенгуру, сумчатый волк и другие животные, населяющие Австралию и Южную Америку.

Заполним в экспертных листах схему Классификации. Слайд 13


Продолжаем работать в группах. Слайд 14

Задание №3.Время – 2 мин. На прочтение текста и 2 мин., чтобы ответить на вопросы; 1 мин. На обсуждение в группе.

Промежуточный вывод. Слайд 15







Мы выяснили строение и биологию яйцекладущих и сумчатых млекопитающих.

Почему первозвери и сумчатые обитают лишь в Австралии и на близ лежащих островах? Слайд 16-18





Но ведь существуют и другие млекопитающие. Слайд 19

К какой группе млекопитающих они относятся?

Действительно, это высшие плацентарные млекопитающие.

Заполняем схему Классификации. Слайд 20

Почему высшие, или Плацентарные, животные являются более высоко- организованными по сравнению с Низшими млекопитающими?





Итак, кто же является общим предком современных млекопитающих?

Почему?

А теперь вернемся к проблеме нашего урока.

Как же победили какие-то «мыши» гигантских рептилий?





Можно назвать это прогрессивными чертами?

Почему?


Мы решили с вами поставленные задачи?

Что хотели, узнали?

А теперь заполним третью колонку таблицы. Что я узнал на уроке. Время 1 минута.

Слайд 21 Кластер


Сравните свою таблицу с таблицей на экране.


Самостоятельное применение знаний. Тест. Самопроверка.

Проверьте выполненную работу, поставьте себе отметку.

Слайд 22


Рефлексия по алгоритму:

Я-

МЫ-

ДЕЛО-

Как вы работали индивидуально, совместно и выполняли дело, которое вас объединяло.

Домашнее задание. Слайд 23


- §60;

- творческое задание (по выбору):

Составить тестовые задания по данной теме и оформить их в электронном или печатном виде;

Составить кроссворд по данной теме (не менее 20 слов);

Подготовить мини-презентацию по теме, которая вас заинтересовала.

Подведение итогов.

Какое у вас настроение в конце урока?

Узнали вы что-то новое и интересное?

Как вы думаете, какой будет тема следующего урока?


Слайд 24

О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух

И Опыт, сын ошибок трудных,

И Гений, парадоксов друг,

И Случай, бог изобретатель.

А.С. Пушкин.










Ответы учеников.





Ученики находят таблицу

Знаю

Хочу узнать

Узнали (в конце урока)





Ответы учеников.





Нет


Рыбы – Земноводные – Пресмыкающиеся – Птицы – Млекопитающие.

Нет

Так как соблюдается эволюционный подход. Надо знать, кто от кого произошел.


нет



С пресмыкающимися (чешуйки на теле некоторых представителей и др.)



Ответ: Происхождение млекопитающих.

Ответы:

- от кого произошли млекопитающие?

- какими прогрессивными чертами обладали?







































Ответ: волосяной покров.










Выполняют задание в №1 в экспертных листах.

вопросы

ответы
































Ответы: сохранение тепла, поиск пищи, которой другим можно было не найти.












Ученики работают в экспертных листах.

























Ответы учеников: выкармливают детенышей молоком; имеют волосяной покров.




Ответы.












Ученики работают в экспертных листах.




Ученики выполняют задание.




- слабое развитие плаценты, детеныши рождаются недоразвитыми, самостоятельно сосать молоко не могут, мозг примитивен.





- мягкие условия климата, т.к. у них непостоянная температура тела, откладывают яйца или рождают недоразвитых детенышей. Не дошел ледник.



- высшие млекопитающие.


Ученики в экспертных листах.





Ответы: всегда развивается плацента, хорошо развита кора полушарий переднего мозга, соски млечных желез хорошо развиты, детеныши сами сосут молоко, температура тела высокая и постоянная.

-зверозубые ящеры.





Ответы:

Они приобрели: волосяной покров, живорождение или откладывание яиц, но с коротким сроком развития, млечные железы и т.д.


Да


Потому, что они помогли им выжить и занять все среды обитания.



Работа в экспертных листах.







Работа в экспертных листах.






Работа в экспертных листах.








Запись в дневниках.



















Задания по группам.

Задание №1: прочитайте текст, лежащий у вас на столе: «Первые млекопитающие», рассмотрите рисунки. Отметьте карандашом на полях информацию в тексте словами: “знаю”, “узнал”, “это противоречит моим первоначальным представлениям”. Ответьте на вопросы, записав ответы в таблицу. Две минуты на прочтение текста и две, чтобы ответить на вопросы, 1 минута-обсуждение в группе.

Первые млекопитающие

Первые черты млекопитающих появились в позднем карбоне у небольших, похожих на ящерицу рептилий. У них обнаружены зачатки дифференциации зубов (то есть для разных целей служили различные зубы), а строение черепа изменилось в сторону, близкую к млекопитающим. В середине триаса у родственников млекопитающих под названием цинодонты («собачьи зубы») рот был полон зубов с многочисленными режущими кромками. Кроме того, во рту у них появилось костное небо, которое позволяло им дышать во время пережевывания пищи. Такие изменения вели к увеличению объема мозга, а также способствовали развитию ушей, которые могли улавливать и различать звуки гораздо эффективнее, чем уши рептилий. Мелкие цинодонты умели рыть норы, и жизнь в темноте привела к развитию на морде длинных волосков — вибрисс. Они служили для того, чтобы находить дорогу в лабиринте нор. Размером и формой тела он напоминал землеройку и был так мал, что мог бы уместиться в спичечном коробке. Его тело было продолговатым, с гибким позвоночником и длинными конечностями, расположенными по бокам. Это означает, что при движении животного брюшко почти касалось земли, как и у некоторых современных нам мелких млекопитающих.

Для ночного образа жизни было необходимо, чтобы тело могло накапливать тепло внутри себя. Возможность основательно пережевывать калорийную белковую пищу позволяла оперативно использовать содержащуюся в ней энергию. Чтобы сохранить тепло тела по ночам, животным нужен был волосяной покров. Эти мелкие млекопитающие просуществовали в виде отдельной группы около 40 млн. лет. В целом же на протяжении мезозойской эры, когда на суше господствовали динозавры, в тени гигантских рептилий вели скрытое существование более 20 семейств млекопитающих.

Задание №2: прочитайте текст, лежащий у вас на столе: «Однопроходные», рассмотрите рисунки. Отметьте карандашом на полях информацию в тексте словами: “знаю”, “узнал”, “это противоречит моим первоначальным представлениям”. Ответьте на вопросы, записав ответы в таблицу. Две минуты на прочтение текста и две, чтобы ответить на вопросы, 1 минута-обсуждение в группе.

Однопроходные

Однопроходные не рождают живых детёнышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них как у Пресмыкающихся и Птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос и ехидна, обитающие в Австралии и на прилегающих островах. Однопроходные характеризуются очень примитивными чертами.

Размножаются посредством откладывания не крупных (около 20 мм в диаметре у утконоса), богатых питательным желтком яиц.

Кишечник и мочеполовой синус открываются наружу не самостоятельными отверстиями, а впадают в клоаку.

Соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюшной стороне тела на особом железистом поле, с которого молоко детёныши слизывают.

Плечевой пояс сходен с плечевым поясом пресмыкающихся.

Температура тела низкая и колеблется от 26 до 34. С

Только у ехидны имеется выводная сумка-складка кожи на брюхе, в которую открываются млечные железы и которая образуется только на время размножения.

Мягкие губы отсутствуют, челюсти покрыты роговым клювом.





Задание №3: прочитайте текст, лежащий у вас на столе: «Сумчатые», рассмотрите рисунки. Отметьте карандашом на полях информацию в тексте словами: “знаю”, “узнал”, “это противоречит моим первоначальным представлениям”. Ответьте на вопросы, записав ответы в таблицу. Две минуты на прочтение текста и две, чтобы ответить на вопросы, 1 минута-обсуждение в группе.

Сумчатые

Сумчатые – Млекопитающие, у которых детёныши рожаются очень маленькими, слабыми и беспомощными. Поэтому долгое время такого детёныша мать донашивает в сумке на брюхе. К Сумчатым относятся: опоссумы, кенгуру, сумчатый (тасманийский) волк, сумчатая куница – бандикут, коала, сумчатый летун, сумчатый муравьед и др. Сумчатые обладают рядом своеобразных черт.

Плацента у них, за редким исключением, отсутствует, детёныши рождаются недоразвитыми и очень мелкими. Сумка, в которой развивается довольно длительное время родившийся детёныш, расположена на брюшной стороне тела. В начале детёныши не могут сосать, и молоко впрыскивается им в рот благодаря сокращениям особой мышцы. Мозг очень примитивен.

У самок имеется две матки. Температура тела, хотя и выше, чем у однопороходных, но ниже, чем у плацентарных, и не постоянна. Распространены сумчатые в Австралии, на соседних с ней островах, в Южной и Центральной Америке. Один из видов опоссумов широко распространён в Северной Америке. Всего известно около 270 видов сумчатых.











Экспертный лист.

На уроке работает: ______________________________________________

Тема урока: «___________________________________________________»

I. Таблица заполняется в ходе урока.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ(А) (в конце урока)
















II. Работа в группах. Задание №1: прочитайте текст, лежащий у вас на столе: «Первые млекопитающие», рассмотрите рисунки. Ответьте на вопросы.

вопросы

Ответы

Кто является предками современных млекопитающих?


Признаками представителей, каких классов обладали предки современных млекопитающих?


Какие особенности строения позволили им выжить?








III. Составьте схему: «Классификация млекопитающих». Заполняется поэтапно.



КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ









IV. Работа в группах. Задание №2: прочитайте текст, лежащий у вас на столе: «Однопроходные», рассмотрите рисунки. Ответьте на вопросы.



вопросы

ответы

Внешний вид


Почему Однопроходных относят к древним Млекопитающим?




Почему Однопроходных нельзя отнести к Пресмыкающимся?



Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве Однопроходных и Пресмыкающихся.



V. Работа в группах. Задание №3: прочитайте текст, лежащий у вас на столе: «Сумчатые», рассмотрите рисунки. Ответьте на вопросы.



вопросы

ответы

Внешний вид


Почему Сумчатых относят к подклассу Настоящих зверей, а не к подклассу Первозверей?


Почему Сумчатые обитают в Южном полушарии земного шара?








VI. Выполните задание теста. Самопроверка(смотри ответы на экране).

1. Живорождение развито:

А) у всех млекопитающих;

Б) у всех млекопитающих за исключением однопроходных;

В) у всех млекопитающих за исключением сумчатых.



2.Млекопитающие произошли:

А) от птиц; Б) от пресмыкающихся;

В) от земноводных.

3.Примитивными млекопитающими являются:

А) Однопроходные; Б) Сумчатые;

В) Плацентарные.



4.Более развитые детеныши при рождении:

А) у Однопроходных; Б) у Сумчатых;

В) у Плацентарных.

5.У настоящих зверей хорошо развиты:

А) кора больших полушарий; Б) воздушные мешки;

Г) зоб.



1

2

3

4

5





Моя оценка _____

VII. Я – как чувствовал себя в процессе учения ___________________________________

Мы – насколько комфортно мне работалось в группе ___________________________

Дело – я достиг цели учения; мне этот материал интересен. Мне было трудно/легко. Мне помогали /я работал сам ______________________________________________________________






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Происхождение млекопитающих"

Автор: Уварова Татьяна Леонидовна

Дата: 24.06.2014

Номер свидетельства: 108206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока биологии 8 класс "Структура тела. Место человека в живой природе""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_biologii_8_klass_struktura_tela_mesto_cheloveka_v_zhivoi_prirode"
    ["file_id"] => string(6) "521377"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569832955"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока окружающего мира на тему "Домашние животные, их значение в жизни человека""
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomiranatiemudomashniiezhivotnyieikhznachieniievzhiznichielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "325796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463044189"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Влияние абиотических факторов на живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vliianiie-abiotichieskikh-faktorov-na-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "111954"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408097271"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему "Эволюция человека""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_na_tiemu_evoliutsiia_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "383120"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485242455"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "урок по биологии 11 класс "Положение человека в системе животного мира" "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-po-biologhii-11-klass-polozhieniie-chielovieka-v-sistiemie-zhivotnogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "134530"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416757401"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства