1.Урок биологии по теме: «Значение млекопитающих для человека»
2.Краткая аннотация
Современная педагогика, ориентированная на развитие личности ребенка, актуализирует интерес к осмыслению природы и механизмов развития личности. Понимание исследователями развития личности как «смыслообразование» переводит решение этого вопроса в контекст личностно-смыслового развития школьников.
В разработанной модели Осадченко Н.Г. «эмоциональный образ» предстает как феномен сознания, способствующий открытию человеком собственного личностного смысла в той или иной деятельности.
Как показали экспериментальные исследования, эмоциональный образ может служить эффективным средством развития личности учащихся. Его применение в процессе обучения, адаптируя учебный материал для понимания и усвоения школьников, делает изучаемый материал личностно значимым для них и тем самым, мотивирует их на более качественный уровень учебной деятельности, позволяет организовать психологически сообразный детской природе процесс обучения. Актуализация эмоционального образа на уроке, усиливая смысловой резонанс между учителем и учащимися, создает условия для перехода их на уровень эмпатии и диалога, что значительно расширяет взаимодействие между ними. Обращение к эмоциональному образу способствует развитию воссоздающего и творческого воображения, а также образного дивергентного мышления, которое в отличие от «левополушарного» знакового мышления, однозначно воспринимающего мир, преодолевает эту логическую категоричность и способствует творческому разрешению внутренних конфликтов, переживаемых школьником. Направленный к образно-эмоциональной сфере учащихся, учебный процесс заметно увеличивает ресурс смыслового развития детей.
Целевое назначение технологии: образно-эмоциональное развитие личности школьника; раскрытие личностных смыслов учащихся в обучении; мотивация их на выполнение успешной учебной деятельности; создание системы ценностных ориентаций учащихся.
Инвариантные этапы, составляющих данную технологию на предлагаемом уроке:
- предъявление учащимся образа (художественного, литературного, музыкального, когнитивного и др.) посредством образно-эмоциональной психолого-дидактической ситуации;
- введение теоретических знаний, представленных в схематических образах;
- создание проблемной ситуации с использованием предъявленных образов;
- организация исследовательской деятельности учащихся, направленной на анализ и взаимодействие этих образов;
- обсуждение результатов деятельности учащихся, выдвижение ими собственных образов.
Возможно вариативное расположение этапов в зависимости от конкретных задач урока.
3.Биология.
4.Общеобразовательный 7 «Г» класс.
5.Форма учебной работы: проектная.
6.Описание разработки:
Приобретаемые ЗУН детей:
Так как урок является заключительным после изучения темы «Класс Млекопитающие, или Звери», то учащимся следует
называть:
- черты приспособленности представителей различных отрядов к средам обитания;
характеризовать:
- общие черты класса Млекопитающие; особенности строения, жизнедеятельности, обмена веществ, поведения млекопитающих как одного из наиболее высокоорганизованных классов позвоночных животных;
обосновывать:
- значение млекопитающих в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека; необходимость сохранения численности и охраны млекопитающих;
распознавать:
- изученные виды млекопитающих в природе и на иллюстрациях; системы органов млекопитающих на таблицах, фотографиях и рисунках;
выявлять:
- черты сходства и различия у млекопитающих и представителей других классов позвоночных животных;
делать выводы:
- о происхождении млекопитающих от древних зверозубых пресмыкающихся.
Особенности роли учителя:
- организатор познавательной деятельности учащихся;
- направляет познавательный процесс, обеспечивая самостоятельную деятельность учащихся в рамках социального взаимодействия;
- обеспечивает доминанту демократического стиля отношений (в основе – сотрудничество, кооперация), методов самостоятельной работы, мозгового штурма;
- обеспечивает мотивационное обучение;
- использует рефлексивное управление познавательной деятельностью учащихся;
- разделяет ответственность за результаты образовательного процесса с учащимися.
Технологические особенности:
- наличие локальной сети;
- наличие у каждой группы учащихся компьютера;
- выход в Интернет;
- наличие интерактивной доски (либо мультимедиапроектора и сопровождающих смартовских программ).
Организация работы
Этапы работы:
1.Вводный. Энергизатор. Создание образно-эмоциональной ситуации.
2.Диагностический. Учащиеся высказывают своё мнение, краткие фразы записываются на интерактивной доске. В итоге по большинству высказываний коллектив приходит к мнению, что человек должен быть разумной частью природы, заботливым сыном планеты Земля.
3.Информационный. Введение теоретического материала.
4.Мотивационный. Группы (по странам происхождения животных) получают задания. Члены команды (группы) выбирают себе идейного организатора, оператора (работа с ноутбуком), лектора, хронометриста, оформителя (если оформляется плакат).
5.Проективный. Организация исследовательской деятельности учащихся. Применение навыков на практике. Создание проектов, презентаций, плакатов, художественной галереи.
Защита проектов.
6.Заключительный. Поведение итогов, обмен мнениями. Самооценка учащихся. Группа получает оценку за защиту работы, затем самостоятельно оценивает деятельность каждого члена команды по его активности и результативности вклада в общий проект.
Домашнее задание: &59, задания рабочей тетради, составить кроссворд по изученной теме (2 вариант – тексты-перевертыши).
Рабочая тетрадь (под редакцией проф. В.М.Константинова)