kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Плоды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок:  Плоды

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

Сформировать понятие о плоде как важном генеративном органе растения.

Познакомить с разнообразием плодов и семян.

.

Средства обучения:

таблица "Многообразие плодов и семян",

коллекция плодов и семян,

натуральные плоды (яблоко, костянка, многоорешек),

фрагмент фильма о способах распространения плодов и семян,

презентация

Начало урока :Вносит один ученик в класс чёрный ящик внутри которого лежит неизвестный плод и даёт подсказки:1 Какой плод раздора послужил причиной Троянской войны.

                                  2 Какой запретный плод вкусили библейские Адам и Ева.

                                  3 Французский  учёный Исаак Ньютон с помощью этого плода открыл закон 

                                     Всемирного тяготения.

О каком плоде идёт речь?   (Яблоко)

  Вопросы детям:- О чём мы с вами будем вести речь? (о плодах)

                                 - Какие тайны плода должны раскрыть? (Строение и значение, функции)

А чтобы определить тему урока, послушайте ещё одно стихотворение.

Цветок всю ночь готовит мед,
Пчелу – сластёну в гости ждет.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту 
Перенеси соседу ….
Пчела несет её, и вот – 
Цветок увял, и зреет.......  ПЛОД».               

           О  чём пойдёт речь на уроке? ( О плодах)                                            

Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении

Записывается тема урока учителем на доске и детьми в тетрадях.

Тема урока – плоды

 

 

Решение проблемной ситуации:

Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласени говорит ,что это почка.  Как Вы думаете, кто из них прав? – ученики высказывают свои предположения.

 Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. он образовался до цветения растения, а плод образуется только после появления цветка, и оплодотворении.  Кочан – это почка.

   Итак, весной цветут яблони, вишни, а затем на месте цветка  что образуется-  плод

Плоды образуются только у цветковых растений или покрытосеменных, после появления цветка.

Какие процессы, необходимые для образования плода?

  • Образование цветка
  • Опыление
  • Оплодотворение
  • Образование плода

Из какой части цветка образуется плод?

Запись в тетради:

Запомни!!!! После оплодотворения из семязачатков пестика развиваются семена, а из стенок завязи околоплодник.

Плод- важнейший генеративный орган цветкового растения

   Плод состоит из околоплодника и семян.

  Околоплодник - наружная часть плода, он образуется из стенок завязи пестика

По способу образования плоды классифицируются.

Простые .Сложные. Соплодия.

 Если в цветке только один пестик из него образуется простой плод. Пример: пшеница, горох, вишня.

Сложный. Из цветка имеющего несколько пестиков формируется сложный плод. Пример: клубника, малина.

Соплодие. Образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое. Пример: ананас, инжир, шелковица,


По характеру околоплодника плоды бывают: . Сочные. Имеют в составе околоплодника сочную мякоть. Пример: яблоко, ягода, костянка Сухие. Имеют одревесневший и жёсткий околоплодник. Пример: коробочка, орех, боб.

 

По количеству семян в одном плоде выделяют односемянные ( слива, персик), многосемянные ( горох, тыква).

Односемянные сочные плоды

Костянкапростой сочный односемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника древеснеет.(персик.слива ,абрикос,вишня)

 

 

Многосемянные сочные плоды

 

Яблокопростой сочный многосемянный плод, в образовании которого принимает участие цветоложе, нижние части тычинок и лепестков, семена лежат в сухих пленчатых камерах.(яблоко, груша,рябина)

Ягода –сочный многосемянный  плод, покрытый тонкой кожицей, с сочной мякотью.

Черника,брусника,смородина,малина,земляника,перец,баклажан,томат

Тыквина– простой сочный многосемянный плод, имеющий деревянистый наружный слой околоплодника.(тыква,дыня,арбуз,огурец)

Померанец - простой сочный многосемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника имеет вид соковых мешочков.(лимон,апельсин…)

 

Односемянные сухие плоды

 

Семянка- сухой односемянный плод,околоплодник плотно прилегает к семени,но не срастается с ним

Орех – простой сухой односемянный плод, у которого древеснеет околоплодник. 

 Желудь – простой сухой односемянный плод, покрытый кожистым околоплодником.

Зерновка- сухой односемянный плод, пленчатый околоплодник которого срастается с семенной кожурой.

 

Многосемянные сухие плоды

 

Боб – простой сухой многосемянный плод, у которого семена расположены на двух створках.

Стручок – простой сухой многосемянный плод, у которого семена лежат на центральной перегородке(капуста,горчица,репа)

Коробочка – простой сухой многосемянный, самовскрывающийся после созревания, плод.

 


Решение проблемной ситуации

Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским  растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

 

 Изучение способов  распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.

 

Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

 

Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.

 

 

Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

                   (Одуванчик)

 

Пролетают вереницы –

Новосёлы – птицы;

Прилетят домой –

И крылья долой.

                                (Клён)

 

Ветром – лёгкие, имеются крылышки.

 

На сучке -  арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Всё развалилось

              (созревшие семена гороха)

 

 

Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля слева, пуля справа…

На кого идёт облава

                (саморазбрасывание семян у акации)

 

Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.

 

Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

Далеко очутится.

                (Кокос)

 

Водой – лёгкие, маленькая  плотность.

 

Выпускает он листы

Широченной  широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь!

                  (Лопух)

 Человеком – крючки, липучки.

Способы распространения  семян

  • Животными
  • Ветром
  • Самораспространение
  • Водой

Человеком ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ

                   В ПРИРОДЕ                                                          В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

                  Развитие семени                                                                         Продукты питания

                 Созревание семян                                                                                Корм скоту

               Расселение растений                                                                              Лекарство

               Пища для животных                                                                 Сырьё в    пром-ти                  

          Освоение новых территорий

 

Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.

  • «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
  • «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
  • «Конёк -  горбунок» - зерновка (П. Ершов)
  • «Золушка» - тыквина (Ш Перо)
  • «Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).

 

Задание №1: соберите в корзину сочные односемянные плоды

(костянка: абрикос, вишня, слива, персик….)

Задание №2: соберите в корзину сухие односемянные плоды.

(орех, жёлудь, зерновка (пшеница, кукуруза, рожь), семянка (подсолнечник)…)

Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Плоды »

Плоды . Классификация плодов.

Плоды . Классификация плодов.

Цели урока

Цели урока

  • Дать определение плода
  • Изучить строение плода, как важного генеративного органа покрытосеменных растений
  • Создать их классификацию
После опыления и оплодотворения из завязи цветков образуются плоды.  Плод - важнейший генеративный орган цветкового растения.

После опыления и оплодотворения из завязи цветков образуются плоды. Плод - важнейший генеративный орган цветкового растения.

СТРОЕНИЕ ПЛОДА  Плод состоит из околоплодника и семян.  Околоплодник - наружная часть плода, он образуется из стенок завязи пестика.

СТРОЕНИЕ ПЛОДА

Плод состоит из околоплодника и семян.

Околоплодник - наружная часть плода, он образуется из стенок завязи пестика.

Классификация плодов I .Простые III .Соплодия II .Сложные

Классификация

плодов

I .Простые

III .Соплодия

II .Сложные

Если в цветке только один пестик, то плод развившийся из него, простой . Горох Вишня Пшеница

Если в цветке только один пестик, то плод развившийся из него, простой .

Горох Вишня Пшеница

Из цветка имеющего несколько пестиков формируется сложный плод. Клубника Малина

Из цветка имеющего несколько пестиков формируется сложный плод.

Клубника Малина

Соплодия инжир шелковица

Соплодия

инжир

шелковица

Плоды  (по типу околоплодника)  Сухие.

Плоды (по типу околоплодника)

  • Сухие.

  • Сочные.
Классификация плодов Односемянные Многосемянные

Классификация плодов

Односемянные

Многосемянные

Сочные плоды односемянные  многосемянные костянка многокостянка  яблоко  ягода  тыквина  померанец

Сочные плоды

односемянные многосемянные

костянка многокостянка

яблоко

ягода

тыквина

померанец

Односемянные сочные плоды
  • Односемянные сочные плоды
1.Простые сочные плоды.  д) Костянка  – простой сочный односемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника древеснеет.

1.Простые сочные плоды.

д) Костянкапростой сочный односемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника древеснеет.

Многосемянные сочные плоды
  • Многосемянные сочные плоды
1.Простые сочные плоды.  б) Яблоко  – простой сочный многосемянный плод, в образовании которого принимает участие цветоложе, нижние части тычинок и лепестков, семена лежат в сухих пленчатых камерах.

1.Простые сочные плоды.

б) Яблокопростой сочный многосемянный плод, в образовании которого принимает участие цветоложе, нижние части тычинок и лепестков, семена лежат в сухих пленчатых камерах.

а)  Ягода –сочный многосемянный плод, покрытый тонкой кожицей, с сочной мякотью.

а) Ягода –сочный многосемянный плод, покрытый тонкой кожицей, с сочной мякотью.

ЯГОДА брусника костяника томат

ЯГОДА

брусника

костяника

томат

1.Простые сочные плоды.  г)  Тыквина  – простой сочный многосемянный плод, имеющий деревянистый наружный слой околоплодника.

1.Простые сочные плоды.

г) Тыквина – простой сочный многосемянный плод, имеющий деревянистый наружный слой околоплодника.

1.Простые сочные плоды.  в ) Померанец  - простой сочный многосемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника имеет вид соковых мешочков.

1.Простые сочные плоды.

в ) Померанец - простой сочный многосемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника имеет вид соковых мешочков.

Сухие плоды Односемянные  многосемянные Орех коробочка Желудь боб Семянка стручок зерновка

Сухие плоды

Односемянные многосемянные

Орех коробочка

Желудь боб

Семянка стручок

зерновка

Односемянные сухие плоды
  • Односемянные сухие плоды
2.Простые сухие плоды.  г) Орех – простой сухой односемянный плод, у которого древеснеет околоплодник.

2.Простые сухие плоды.

г) Орех – простой сухой односемянный плод, у которого древеснеет околоплодник.

2.Простые сухие плоды.  д) Желудь – простой сухой односемянный плод, покрытый кожистым околоплодником.

2.Простые сухие плоды.

д) Желудь – простой сухой односемянный плод, покрытый кожистым околоплодником.

Многосемянные сухие плоды
  • Многосемянные сухие плоды
2.Простые сухие плоды.  а)  Боб  – простой сухой многосемянный плод, у которого семена расположены на двух створках.

2.Простые сухие плоды.

а) Боб – простой сухой многосемянный плод, у которого семена расположены на двух створках.

боб соя боб чечевица

боб

соя

боб

чечевица

2.Простые сухие плоды. б) Стручок – простой сухой многосемянный плод, у которого семена лежат на центральной перегородке.   Стручки  горчицы белой

2.Простые сухие плоды.

б) Стручок – простой сухой многосемянный плод, у которого семена лежат на центральной перегородке.

Стручки

горчицы белой

СУХИЕ СТРУЧОЧЕК КОРОБОЧКА

СУХИЕ

СТРУЧОЧЕК

КОРОБОЧКА

СТРУЧОЧЕК пастушья сумка ярутка

СТРУЧОЧЕК

пастушья

сумка

ярутка

2.Простые сухие плоды.  в)  Коробочка  – простой сухой многосемянный, самовскрывающийся после созревания, плод.  Коробочка хлопчатника Коробочка мака

2.Простые сухие плоды.

в) Коробочка – простой сухой многосемянный, самовскрывающийся после созревания, плод.

Коробочка хлопчатника

Коробочка мака

Найди лишнее:  1. 2. 3.

Найди лишнее:

1. 2. 3.

Найди лишнее:  1. 2. 3.

Найди лишнее:

1. 2. 3.

Найди лишнее:  1. 2. 3.

Найди лишнее:

1. 2. 3.

Сравните:  1.стручок 2. боб

Сравните:

1.стручок 2. боб

Кто лишний? Костянка Померанец  Ягода Орех

Кто лишний?

Костянка Померанец

Ягода Орех

Кто лишний?  Ягода Боб  Орех Коробочка

Кто лишний?

Ягода Боб

Орех Коробочка

Выберите из перечисленных плодов только односемянные.  Яблоко Ягода  Костянка

Выберите из перечисленных плодов только односемянные.

Яблоко Ягода

Костянка

Дом.Зад параграф Спасибо за внимание!

Дом.Зад параграф

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Плоды

Автор: Довмат Наталия Александровна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103028

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "ПЛОДЫ. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН. "
    ["seo_title"] => string(40) "plody-rasprostranieniie-plodov-i-siemian"
    ["file_id"] => string(6) "148855"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419866842"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "конспект  урока на тему : Плоды. Семена. Овощи."
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekturokanatiemuplodysiemienaovoshchi"
    ["file_id"] => string(6) "271423"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451493195"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок по теме "Плоды. Разнообразие и значение плодов." 6 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-po-tiemie-plody-raznoobraziie-i-znachieniie-plodov-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "119893"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413548825"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока  "Плоды и семена" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-plody-i-siemiena"
    ["file_id"] => string(6) "232133"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442757704"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока "Плоды и семена""
    ["seo_title"] => string(29) "konspekt_uroka_plody_i_semena"
    ["file_id"] => string(6) "483011"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541005426"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства