Открытый урок: Плоды
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока:
Сформировать понятие о плоде как важном генеративном органе растения.
Познакомить с разнообразием плодов и семян.
.
Средства обучения:
таблица "Многообразие плодов и семян",
коллекция плодов и семян,
натуральные плоды (яблоко, костянка, многоорешек),
фрагмент фильма о способах распространения плодов и семян,
презентация
Начало урока :Вносит один ученик в класс чёрный ящик внутри которого лежит неизвестный плод и даёт подсказки:1 Какой плод раздора послужил причиной Троянской войны.
2 Какой запретный плод вкусили библейские Адам и Ева.
3 Французский учёный Исаак Ньютон с помощью этого плода открыл закон
Всемирного тяготения.
О каком плоде идёт речь? (Яблоко)
Вопросы детям:- О чём мы с вами будем вести речь? (о плодах)
- Какие тайны плода должны раскрыть? (Строение и значение, функции)
А чтобы определить тему урока, послушайте ещё одно стихотворение.
Цветок всю ночь готовит мед,
Пчелу – сластёну в гости ждет.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу ….
Пчела несет её, и вот –
Цветок увял, и зреет....... ПЛОД».
О чём пойдёт речь на уроке? ( О плодах)
Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении
Записывается тема урока учителем на доске и детьми в тетрадях.
Тема урока – плоды
Решение проблемной ситуации:
Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласени говорит ,что это почка. Как Вы думаете, кто из них прав? – ученики высказывают свои предположения.
Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. он образовался до цветения растения, а плод образуется только после появления цветка, и оплодотворении. Кочан – это почка.
Итак, весной цветут яблони, вишни, а затем на месте цветка что образуется- плод
Плоды образуются только у цветковых растений или покрытосеменных, после появления цветка.
Какие процессы, необходимые для образования плода?
- Образование цветка
- Опыление
- Оплодотворение
- Образование плода
Из какой части цветка образуется плод?
Запись в тетради:
Запомни!!!! После оплодотворения из семязачатков пестика развиваются семена, а из стенок завязи околоплодник.
Плод- важнейший генеративный орган цветкового растения
Плод состоит из околоплодника и семян.
Околоплодник - наружная часть плода, он образуется из стенок завязи пестика
По способу образования плоды классифицируются.
Простые .Сложные. Соплодия.
Если в цветке только один пестик из него образуется простой плод. Пример: пшеница, горох, вишня.
Сложный. Из цветка имеющего несколько пестиков формируется сложный плод. Пример: клубника, малина.
Соплодие. Образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое. Пример: ананас, инжир, шелковица,
По характеру околоплодника плоды бывают: . Сочные. Имеют в составе околоплодника сочную мякоть. Пример: яблоко, ягода, костянка Сухие. Имеют одревесневший и жёсткий околоплодник. Пример: коробочка, орех, боб.
По количеству семян в одном плоде выделяют односемянные ( слива, персик), многосемянные ( горох, тыква).
Односемянные сочные плоды
Костянка – простой сочный односемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника древеснеет.(персик.слива ,абрикос,вишня)
Многосемянные сочные плоды
Яблоко – простой сочный многосемянный плод, в образовании которого принимает участие цветоложе, нижние части тычинок и лепестков, семена лежат в сухих пленчатых камерах.(яблоко, груша,рябина)
Ягода –сочный многосемянный плод, покрытый тонкой кожицей, с сочной мякотью.
Черника,брусника,смородина,малина,земляника,перец,баклажан,томат
Тыквина– простой сочный многосемянный плод, имеющий деревянистый наружный слой околоплодника.(тыква,дыня,арбуз,огурец)
Померанец - простой сочный многосемянный плод, у которого внутренняя часть околоплодника имеет вид соковых мешочков.(лимон,апельсин…)
Односемянные сухие плоды
Семянка- сухой односемянный плод,околоплодник плотно прилегает к семени,но не срастается с ним
Орех – простой сухой односемянный плод, у которого древеснеет околоплодник.
Желудь – простой сухой односемянный плод, покрытый кожистым околоплодником.
Зерновка- сухой односемянный плод, пленчатый околоплодник которого срастается с семенной кожурой.
Многосемянные сухие плоды
Боб – простой сухой многосемянный плод, у которого семена расположены на двух створках.
Стручок – простой сухой многосемянный плод, у которого семена лежат на центральной перегородке(капуста,горчица,репа)
Коробочка – простой сухой многосемянный, самовскрывающийся после созревания, плод.
Решение проблемной ситуации
Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).
Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик)
Пролетают вереницы –
Новосёлы – птицы;
Прилетят домой –
И крылья долой.
(Клён)
Ветром – лёгкие, имеются крылышки.
На сучке - арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось
(созревшие семена гороха)
Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля слева, пуля справа…
На кого идёт облава
(саморазбрасывание семян у акации)
Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.
Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится.
(Кокос)
Водой – лёгкие, маленькая плотность.
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь!
(Лопух)
Человеком – крючки, липучки.
Способы распространения семян
- Животными
- Ветром
- Самораспространение
- Водой
Человеком ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ
В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Развитие семени Продукты питания
Созревание семян Корм скоту
Расселение растений Лекарство
Пища для животных Сырьё в пром-ти
Освоение новых территорий
Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.
- «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
- «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
- «Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)
- «Золушка» - тыквина (Ш Перо)
- «Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).
Задание №1: соберите в корзину сочные односемянные плоды
(костянка: абрикос, вишня, слива, персик….)
Задание №2: соберите в корзину сухие односемянные плоды.
(орех, жёлудь, зерновка (пшеница, кукуруза, рожь), семянка (подсолнечник)…)
Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.