Цели:
- расширять знания учащихся о жизни растений. Дать учащимся представление о сухих и сочных плодах. Научить различать семена различных растений.
- Развивать наблюдательность, внимание, умение применять теоретические знания на практике, познавательный интерес.
- Воспитывать интерес к предмету, используя наглядный и занимательный материал.
Оборудование: муляжи плодов, картинки с изображением плодов, схема развития растения, конверты с изображением плодов и семян, образцы сухих семян.
- Орг.момент
- Сообщение темы урока
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня на уроке мы с вами будем путешествовать. В огромном мире растений есть очень интересная страна по названием «Плоды». Эту страну населяют плоды и семена. Сегодня мы будем путешествовать по стране Плодов, посетим города, в которых живут сухие и сочные плоды, узнаем как семена распространяются.
3. Проверка домашнего задания.
- Какие группы растений вы знаете?
- Назовите деревья, кустарники, травы.
- Какие растения растут рядом с вашим домом?
- Как же появляются растения? (по схеме)
- Что появляется на месте цветка?
- Что созревает внутри плода?
- Работа по новой теме.
- Молодцы. В путь. Наша первая станция «Узнавай-ка»
Ребята, сегодня на урок к вам я принесла корзинку, а что там лежит вам нужно узнать:
Он зеленый, полосатый
Как воздушный шар пузатый
А разрезали – смотри:
Мякоть красная внутри,
До чего хорош на вкус!
Называется…. (арбуз)
Всех круглее и краснее,
Он в салате всех вкуснее,
И ребята, с давних пор
Очень любят …. (помидор)
Вырос в поле дом, полон дом зерном
Стены заколочены, ставни позолочены (пшеница)
Он совсем, совсем зеленый
И овальный, удлиненный
Помидора верный брат
Тоже просится в салат
Догадались? Молодцы!
Ну, конечно…. (огурцы)
Выросли на дереве вкусные сережки
Круглые и красные кислые немножко.
Чтобы слов не тратить лишних
Скажем сразу: это…. (вишня)
Он совсем не хрупкий
Спрятался в скорлупке
Заглянешь в середину
Увидишь сердцевину
Из плодов он тверже всех
Называется … (орех)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (желудь)
Раскололся тесный домик
на две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки – дробинки (фасоль, горох, сурепка)
Само с кулачек
Красный бочек
Тронешь – гладко
Откусишь – сладко (яблоко)
Стоит Егорка
В красной ермолке
Кто ни пройдет
Всяк поклонится (земляника)
Этот плод аптека наша
Из него полезна каша
Семечки – деликатес,
И глистам противовес.
Диетическое блюдо
От болезней всех, как чудо! (тыква)
Золотое решето
Черных домиков полно! (подсолнух)
- Посмотрите внимательно. Все это плоды и семена. Похожи ли между собой все эти плоды и семена?
- когда вы надкусываете вишню. Огурец. яблоко что выделяется?
- Плоды бывают сухие и сочные. Как вы думаете, какие из этих плодов можно отнести к сочным? К сухим?
- Почему арбуз, помидор, огурец вы отнесли к сочным? (вы правы, эти плоды вы едите с удовольствием, в них много сока, который содержит витамины)
- Почему грох, пшеницу, орех вы отнесли к сухим?
Вот мы с вами подъехали к следующей станции «Практической»
- Перед вами на партах лежат образцы семян. Рассмотрите их.
- Семена каких растений вы узнали?
- К какой группе плодов их можно отнести? Почему?
- Какие из этих растений выращивают в окрестностях вашего поселка? На даче? Огороде?
- С какой целью выращивают культурные растения?
- Многие растения человек специально выращивает. В плодах и семенах многих растений есть питательные вещества, которые необходимы человеку. Как вы думаете. Что готовят из:
Гречихи –
Овса –
Пшеницы –
Риса –
- Для того что бы вырастить растения, дающие вкусные и сочные плоды отбирают семена лучших растений и затем высаживают. Для чего отбирают лучшие семена, крупные. Не помятые?
- Поэтому и говорят в народе «От плохого семени не жди хорошего племени».
- Семена попадая в почву начинают прорастать. Все семена имеют разную способность к прорастанию. Вот семена
Гороха и тыквы сохраняют способность к прорастанию – 4 – 6 лет,
Рожь – 10 лет
Пшеница – 10 – 15 лет
Клевер – 160 лет
Индийский лотос – 200 – 250лет
Через такое количество лет семена этих растений могут расти и давать новые семена.
- А почему при хранении семена не прорастают?
Давайте сделаем остановку и немного отдохнем:
Я называю плод, если он относится к группе сочных плодов вы хлопаете в ладоши, а если к группе сухих плодов – топаете.
Подсолнечник, вишня, пшеница, гречиха, тыква, абрикос, фасоль, горох, груша, рис, рожь, малина, кукуруза
- Мы подъехали с вами к городам Сухих и Сочных плодов. В каждом городе живут свои жильцы. У вас в конвертах лежат картинки этих жильцов. Вам необходимо расселить этих жителей.
- Почему вы так расселили?
Наше путешествие заканчивается. На пути у нас осталась еще одна станция «Необычная».
Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.
- Рассмотрите плоды с семенами клена, одуванчика, березы. Как они путешествуют?
- А теперь плоды репейника? Как вы помогаете распространять эти семена?
- А у некоторых растений семена распространяются саморазбрызгиванием. Например, у бешеного огурца.
- На одном растении плодов созревает очень много. Если бы все они упали около растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы. Им не хватило бы света, места, питания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных, человека.
4. Итог.
- Наше путешествие закончилось. Что нового узнали ?
- Как распространяются семена?
- Какие виды плодов вы знаете?
- Какая станция понравилась больше всего?
5.Домашнее задание.
Подобрать загадки, где отгадки будут плоды.