kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Плоды и семена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии 6 класс на тему «Плоды и семена». Учитель Тришневская Н.З.
Цели урока:
1.Создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний о типах плодов, их классификации и значении.
2.Продолжить формирование умений в работе с натуральными объектами и наглядными пособиями, развивать исследовательские навыки, умения обобщать, делать выводы, объективно оценивать свои знания.
3.Способствовать  формированию современной, поликультурной  личности школьника, воспитанной на основе общенациональной идеи «Мәнгілік Ел».
Оборудование: интерактивная доска, видеоклип «Мой Казахстан»,презентации «Сухие плоды», « Сочные плоды», коллекции плодов и семян, инструктивные карточки для работы в группах.
Формы организации  деятельности: фронтальная и групповая.
                                                           Структура урока
содержание    Что делают    время
    ученики    учитель    
1.Орг.момент. Приветствие.  Целеполагание.    Смотрят видеофрагмент, участвуют в диалоге, формулируют тему урока, определяют цели урока.    Демонстрация видеофрагмента «Мой Казахстан». Диалог.      6 мин
2.Изучение нового материала.
    Выступление учащихся-консультантов. Просмотр презентаций «Сухие плоды», «Сочные плоды».    Беседует с учащимися о строении и роли плодов. Слушает выступления учащихся    14мин
3. Закрепление изученного материала.
    Работают в группах с использованием инструктивных карточек. Самооценка работы с использованием  критериев оценки.    Организует групповую работу учащихся. Слушает выступление спикеров каждой группы.    15 мин
4. Рефлексия.
Д/З : мини-рассказ «Мой любимый плод»    Прием «Незаконченное предложение»    Подводит итоги урока    5 мин

1.Организационный момент.
1)Приветствие.   Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок с просмотра видеоклипа. Демонстрация видеоклипа «Мой Казахстан».
Диалог с учащимися по вопросу: Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеофрагмента? ( учащиеся высказывают свое мнение)
Природные условия нашей страны позволяют заниматься сельским хозяйством. Сельское хозяйство является важным сектором экономики Казахстана, а его устойчивое развитие - основа продовольственной безопасности и социальной стабильности государства. Развитию  сельского хозяйства способствует наличие огромного земельного фонда с обширными площадями сельскохозяйственных угодий.   Зерновое хозяйство - главная отрасль земледелия Казахстана. Оно обеспечивает население хлебопродуктами, а животноводство кормами. Казахстан производит много высококачественного товарного зерна. В последние годы общие посевы зерновых культур занимали свыше 80% посевной площади сельскохозяйственных культур. В Казахстане производится ежегодно 27 млн. тонн зерна. Помимо зерновых культур в Казахстане выращивают картофель, овощи, фрукты.
2). Определение темы  и целей урока.                                                                                    Чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадки.
 «Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко»  (Яблоко)
« Он совсем не хрупкий, а спрятался в скорлупке, заглянешь в серединку – увидишь сердцевинку»  (Орех)
« Сижу на дереве,  кругла  как шар, красна, как кровь, сладка, как мед»  (Вишня)
Ребята, скажите что же мы будем изучать  сегодня на уроке? ( ответ учащихся: плоды и семена).
А что бы вы хотели узнать о плодах?
Ответы учащихся:  узнать строение плодов, из чего они образуются, их классификацию.
Особенности организации учебной деятельности на уроке. Формирование трех групп по принципу «картинка плода».Группы:  «Лимон», «Клубника», «Яблоко»
 2. Изучение нового материала.
 Итак тема нашего урока « Плоды и семена».                                                                     Плоды являются конечным этапом развития цветка, как генеративного органа. По образному выражению американского ботаника А.Имса, плод-это зрелый цветок. На нашей планете огромное разнообразие плодов и они являются результатом длительной эволюции.  Растения ежегодно образуют огромное количество плодов и семян. Это дает возможность растениям оставить потомство. С помощью плодов и семян растения размножаются. Например редька полевая ежегодно образует 160 семян, незабудка средняя – 700 семян, фиалка трехцветная – 2500 семян, одуванчик лекарственный – 5 000 семян, мак самосейка – 20000 семян, тополь черный – 28000000 семян. Давайте посмотрим презентацию о строении и классификации плодов.
Выступления учащихся-консультантов с использованием презентаций.

3. Закрепление изученного материала.  Организация групповой работы.
Задание №1 Работа по инструктивной карточке.
Высказывание Цицерона “Практика – лучший учитель” будет вам напутствием перед выполнением этой работы.
Учащиеся внимательно читают инструктивную карточку и приступают к исследованию. Группам предоставляются натуральные плоды и семена. Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.                          

   Задание№2  Биологические  задачи.
                                   Биологическая задача
1)Два крестьянских  хозяйства выращивали пшеницу.  В одном хозяйстве произвели запоздалую, в другом – преждевременную уборку урожая  пшеницы. Окажут ли влияние сроки уборки пшеницы на количество и качество семян ?
Ответ. При запоздалой уборке полновесные семена осыпаются, колосья обламываются и опадают, питательные вещества семян вымываются дождями и росами; семена могут прорастать и загнивать в колосьях. Недозревшие семена щуплые,влажные, плохо вымолачиваются, легко травмируются, содержат мало питательных веществ. Уборку пшеницы  целесообразно начинать, когда зерновка  достигнет высокой степени спелости.
                                     Биологическая задача
2) Растения ежегодно образуют огромное количество плодов и семян. Известно, что в одной коробочке мака созревает около 20 тысяч семян, а внутри плода абрикоса или персика только одно семя. Чем можно обьяснить такую большую разницу?
Ответ. Плод абрикоса или персика костянка имеет сочный околоплодник, который содержит много питательных веществ, а семя скрыто твердой оболочкой- косточкой, которая защищает семя от внешних воздействий, переохлаждения или перегрева.
                                                
                                   Биологическая задача
3) Плоды некоторых растений имеют пленчатые выросты ( например крылатки клена), а семянки одуванчика окружены легким пухом.  Как вы думаете какое значение имеют эти приспособления для растений?
Ответ. Все эти приспособления позволяют плодам и семенам стать легче и распространяться с помощью ветра, заселять новые территории.

5. Подведение итогов урока. Достигнута ли цель урока?
6. Рефлексия. Прием « Незаконченное  предложение»
В конце урока учащимся  предлагается  закончить следующие предложения.
На сегодняшнем уроке  я   узнал ( узнала)      …….
На уроке я понял ( поняла)  ……….
7.Задание на дом : написать  мини-рассказ «Мой любимый плод».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Плоды и семена"»

Урок биологии 6 класс на тему «Плоды и семена». Учитель Тришневская Н.З.

Цели урока:

1.Создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний о типах плодов, их классификации и значении.

2.Продолжить формирование умений в работе с натуральными объектами и наглядными пособиями, развивать исследовательские навыки, умения обобщать, делать выводы, объективно оценивать свои знания.

3.Способствовать формированию современной, поликультурной личности школьника, воспитанной на основе общенациональной идеи «Мәнгілік Ел».

Оборудование: интерактивная доска, видеоклип «Мой Казахстан» ,презентации «Сухие плоды», « Сочные плоды», коллекции плодов и семян , инструктивные карточки для работы в группах.

Формы организации деятельности: фронтальная и групповая.

Структура урока

содержание

Что делают

время

ученики

учитель

1.Орг.момент. Приветствие. Целеполагание.

Смотрят видеофрагмент, участвуют в диалоге, формулируют тему урока, определяют цели урока.

Демонстрация видеофрагмента «Мой Казахстан». Диалог.

6 мин

2.Изучение нового материала.


Выступление учащихся-консультантов. Просмотр презентаций «Сухие плоды», «Сочные плоды».

Беседует с учащимися о строении и роли плодов. Слушает выступления учащихся

14мин

3. Закрепление изученного материала.


Работают в группах с использованием инструктивных карточек. Самооценка работы с использованием критериев оценки.

Организует групповую работу учащихся. Слушает выступление спикеров каждой группы.

15 мин

4. Рефлексия.

Д/З : мини-рассказ «Мой любимый плод»

Прием «Незаконченное предложение»

Подводит итоги урока

5 мин



1.Организационный момент.

1)Приветствие. Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок с просмотра видеоклипа. Демонстрация видеоклипа «Мой Казахстан».

Диалог с учащимися по вопросу: Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеофрагмента? ( учащиеся высказывают свое мнение)

Природные условия нашей страны позволяют заниматься сельским хозяйством. Сельское хозяйство является важным сектором экономики Казахстана, а его устойчивое развитие - основа продовольственной безопасности и социальной стабильности государства. Развитию сельского хозяйства способствует наличие огромного земельного фонда с обширными площадями сельскохозяйственных угодий. Зерновое хозяйство - главная отрасль земледелия Казахстана. Оно обеспечивает население хлебопродуктами, а животноводство кормами. Казахстан производит много высококачественного товарного зерна. В последние годы общие посевы зерновых культур занимали свыше 80% посевной площади сельскохозяйственных культур. В Казахстане производится ежегодно 27 млн. тонн зерна. Помимо зерновых культур в Казахстане выращивают картофель, овощи, фрукты.

2). Определение темы и целей урока . Чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадки.

«Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко»  (Яблоко)

« Он совсем не хрупкий, а спрятался в скорлупке, заглянешь в серединку – увидишь сердцевинку» (Орех)

« Сижу на дереве,  кругла как шар, красна, как кровь, сладка, как мед»  (Вишня)

Ребята, скажите что же мы будем изучать сегодня на уроке? ( ответ учащихся: плоды и семена).

А что бы вы хотели узнать о плодах?

Ответы учащихся: узнать строение плодов, из чего они образуются, их классификацию.

Особенности организации учебной деятельности на уроке. Формирование трех групп по принципу «картинка плода» .Группы: «Лимон», «Клубника», «Яблоко»

 2. Изучение нового материала .

Итак тема нашего урока « Плоды и семена» . Плоды являются конечным этапом развития цветка, как генеративного органа. По образному выражению американского ботаника А.Имса, плод-это зрелый цветок. На нашей планете огромное разнообразие плодов и они являются результатом длительной эволюции. Растения ежегодно образуют огромное количество плодов и семян. Это дает возможность растениям оставить потомство. С помощью плодов и семян растения размножаются. Например редька полевая ежегодно образует 160 семян, незабудка средняя – 700 семян, фиалка трехцветная – 2500 семян, одуванчик лекарственный – 5 000 семян, мак самосейка – 20000 семян, тополь черный – 28000000 семян . Давайте посмотрим презентацию о строении и классификации плодов.

Выступления учащихся-консультантов с использованием презентаций.



3. Закрепление изученного материала. Организация групповой работы.

Задание №1 Работа по инструктивной карточке.

Высказывание Цицерона “Практика – лучший учитель” будет вам напутствием перед выполнением этой работы.

Учащиеся внимательно читают инструктивную карточку и приступают к исследованию. Группам предоставляются натуральные плоды и семена. Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.

Инструктивная карточка группе «Лимон»

  1. Рассмотрите предложенные вам плоды. Определите названия растений и плодов.

  2. Заполните таблицу.

Название растения

Плод сухой или сочный?

Название плода

Односемянный или многосемянный?


























За каждый верный ответ 1 балл. Всего баллов:

Критерии оценивания:

19-20 баллов—«5», 14- 18 баллов – «4» , 9- 13 баллов – «3»

Название растения

Плод сухой или сочный

Название плода

Односемянный или многосемянный

Пшеница 1

Сухой 1

Зерновка 1

Односемянный 1

Апельсин 1

Сочный 1

Померанец 1

Многосемянный 1

Виноград 1

Сочный 1

Ягода 1

Многосемянный 1

Яблоня 1

Сочный 1

Яблоко 1

Многосемянный 1

Подсолнечник 1

Сухой 1

Семянка 1

Односемянный 1



Инструктивная карточка группе «Клубника»

  1. Рассмотрите предложенные вам плоды. Определите названия растений и плодов.

  2. Заполните таблицу.

Название растения

Плод сухой или сочный?

Название плода

Односемянный или многосемянный?


























За каждый верный ответ 1 балл . Всего баллов:

Критерии оценивания:

19-20 баллов—«5», 14- 18 баллов – «4», 9- 13 баллов – «3» .

Таблица верных ответов

Название растения

Плод сухой или сочный

Название плода

Односемянный или многосемянный

подсолнечник 1

Сухой 1

Семянка 1

Односемянный 1

тыква 1

Сочный 1

Тыквина 1

Многосемянный 1

лимон 1

Сочный 1

Померанец. 1

Многосемянный 1

виноград 1

Сочный 1

Ягода 1

Многосемянный 1

ячмень 1

Сухой 1

Зерновка 1

Односемянный 1



Инструктивная карточка группе «Яблоко»

  1. Рассмотрите предложенные вам плоды. Определите названия растений и плодов.

  2. Заполните таблицу.

Название растения

Плод сухой или сочный?

Название плода

Односемянный или многосемянный?


























За каждый верный ответ 1 балл . Всего баллов:

Критерии оценивания:

19-20 баллов—«5», 14- 18 баллов – «4» , 9- 13 баллов – «3»

Таблица верных ответов

Название растения

Плод сухой или сочный

Название плода

Односемянный или многосемянный

мандарин 1

сочный 1

померанец 1

многосемянный 1

груша 1

сочный 1

яблоня 1

многосемянный 1

смородина 1

сочный 1

ягода. 1

многосемянный 1

рис 1

сухой 1

зерновка 1

одноосемянный 1

земляной орех1

сухой 1

орех 1

многосемянный 1



Задание№2 Биологические задачи.

Биологическая задача

1)Два крестьянских хозяйства выращивали пшеницу. В одном хозяйстве произвели запоздалую, в другом – преждевременную уборку урожая пшеницы. Окажут ли влияние сроки уборки пшеницы на количество и качество семян ?

Ответ. При запоздалой уборке полновесные семена осыпаются, колосья обламываются и опадают, питательные вещества семян вымываются дождями и росами; семена могут прорастать и загнивать в колосьях. Недозревшие семена щуплые,влажные, плохо вымолачиваются, легко травмируются, содержат мало питательных веществ. Уборку пшеницы целесообразно начинать, когда зерновка достигнет высокой степени спелости.

Биологическая задача

2) Растения ежегодно образуют огромное количество плодов и семян. Известно, что в одной коробочке мака созревает около 20 тысяч семян, а внутри плода абрикоса или персика только одно семя. Чем можно обьяснить такую большую разницу?

Ответ. Плод абрикоса или персика костянка имеет сочный околоплодник, который содержит много питательных веществ, а семя скрыто твердой оболочкой- косточкой, которая защищает семя от внешних воздействий, переохлаждения или перегрева.

Биологическая задача

3) Плоды некоторых растений имеют пленчатые выросты ( например крылатки клена), а семянки одуванчика окружены легким пухом. Как вы думаете какое значение имеют эти приспособления для растений?

Ответ. Все эти приспособления позволяют плодам и семенам стать легче и распространяться с помощью ветра, заселять новые территории.



5. Подведение итогов урока. Достигнута ли цель урока?

6. Рефлексия. Прием « Незаконченное предложение»

В конце урока учащимся предлагается закончить следующие предложения.

На сегодняшнем уроке я узнал ( узнала) …….

На уроке я понял ( поняла) ……….

7.Задание на дом : написать мини-рассказ «Мой любимый плод».










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока "Плоды и семена"

Автор: Тришневская Наталья Зинидовна

Дата: 31.10.2018

Номер свидетельства: 483011

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "конспект  урока на тему : Плоды. Семена. Овощи."
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekturokanatiemuplodysiemienaovoshchi"
    ["file_id"] => string(6) "271423"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451493195"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по окружающему миру "Размножение и развитие растений" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-razmnozhieniie-i-razvitiie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "153958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421082671"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока  "Плоды и семена" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-plody-i-siemiena"
    ["file_id"] => string(6) "232133"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442757704"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "План-конспект урока "Цветковые растения", 6 класс "
    ["seo_title"] => string(52) "plan-konspiekt-uroka-tsvietkovyie-rastieniia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "185187"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426156670"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Открытый интегрированный урок по познанию мира на тему “Плоды. Семена. Овощи” "
    ["seo_title"] => string(82) "otkrytyi-intieghrirovannyi-urok-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-plody-siemiena-ovoshchi"
    ["file_id"] => string(6) "211017"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431530358"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства