Урок биологии 6 класс на тему «Плоды и семена». Учитель Тришневская Н.З.
Цели урока:
1.Создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний о типах плодов, их классификации и значении.
2.Продолжить формирование умений в работе с натуральными объектами и наглядными пособиями, развивать исследовательские навыки, умения обобщать, делать выводы, объективно оценивать свои знания.
3.Способствовать формированию современной, поликультурной личности школьника, воспитанной на основе общенациональной идеи «Мәнгілік Ел».
Оборудование: интерактивная доска, видеоклип «Мой Казахстан»,презентации «Сухие плоды», « Сочные плоды», коллекции плодов и семян, инструктивные карточки для работы в группах.
Формы организации деятельности: фронтальная и групповая.
Структура урока
содержание Что делают время
ученики учитель
1.Орг.момент. Приветствие. Целеполагание. Смотрят видеофрагмент, участвуют в диалоге, формулируют тему урока, определяют цели урока. Демонстрация видеофрагмента «Мой Казахстан». Диалог. 6 мин
2.Изучение нового материала.
Выступление учащихся-консультантов. Просмотр презентаций «Сухие плоды», «Сочные плоды». Беседует с учащимися о строении и роли плодов. Слушает выступления учащихся 14мин
3. Закрепление изученного материала.
Работают в группах с использованием инструктивных карточек. Самооценка работы с использованием критериев оценки. Организует групповую работу учащихся. Слушает выступление спикеров каждой группы. 15 мин
4. Рефлексия.
Д/З : мини-рассказ «Мой любимый плод» Прием «Незаконченное предложение» Подводит итоги урока 5 мин
1.Организационный момент.
1)Приветствие. Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок с просмотра видеоклипа. Демонстрация видеоклипа «Мой Казахстан».
Диалог с учащимися по вопросу: Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеофрагмента? ( учащиеся высказывают свое мнение)
Природные условия нашей страны позволяют заниматься сельским хозяйством. Сельское хозяйство является важным сектором экономики Казахстана, а его устойчивое развитие - основа продовольственной безопасности и социальной стабильности государства. Развитию сельского хозяйства способствует наличие огромного земельного фонда с обширными площадями сельскохозяйственных угодий. Зерновое хозяйство - главная отрасль земледелия Казахстана. Оно обеспечивает население хлебопродуктами, а животноводство кормами. Казахстан производит много высококачественного товарного зерна. В последние годы общие посевы зерновых культур занимали свыше 80% посевной площади сельскохозяйственных культур. В Казахстане производится ежегодно 27 млн. тонн зерна. Помимо зерновых культур в Казахстане выращивают картофель, овощи, фрукты.
2). Определение темы и целей урока. Чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадки.
«Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко» (Яблоко)
« Он совсем не хрупкий, а спрятался в скорлупке, заглянешь в серединку – увидишь сердцевинку» (Орех)
« Сижу на дереве, кругла как шар, красна, как кровь, сладка, как мед» (Вишня)
Ребята, скажите что же мы будем изучать сегодня на уроке? ( ответ учащихся: плоды и семена).
А что бы вы хотели узнать о плодах?
Ответы учащихся: узнать строение плодов, из чего они образуются, их классификацию.
Особенности организации учебной деятельности на уроке. Формирование трех групп по принципу «картинка плода».Группы: «Лимон», «Клубника», «Яблоко»
2. Изучение нового материала.
Итак тема нашего урока « Плоды и семена». Плоды являются конечным этапом развития цветка, как генеративного органа. По образному выражению американского ботаника А.Имса, плод-это зрелый цветок. На нашей планете огромное разнообразие плодов и они являются результатом длительной эволюции. Растения ежегодно образуют огромное количество плодов и семян. Это дает возможность растениям оставить потомство. С помощью плодов и семян растения размножаются. Например редька полевая ежегодно образует 160 семян, незабудка средняя – 700 семян, фиалка трехцветная – 2500 семян, одуванчик лекарственный – 5 000 семян, мак самосейка – 20000 семян, тополь черный – 28000000 семян. Давайте посмотрим презентацию о строении и классификации плодов.
Выступления учащихся-консультантов с использованием презентаций.
3. Закрепление изученного материала. Организация групповой работы.
Задание №1 Работа по инструктивной карточке.
Высказывание Цицерона “Практика – лучший учитель” будет вам напутствием перед выполнением этой работы.
Учащиеся внимательно читают инструктивную карточку и приступают к исследованию. Группам предоставляются натуральные плоды и семена. Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.
Задание№2 Биологические задачи.
Биологическая задача
1)Два крестьянских хозяйства выращивали пшеницу. В одном хозяйстве произвели запоздалую, в другом – преждевременную уборку урожая пшеницы. Окажут ли влияние сроки уборки пшеницы на количество и качество семян ?
Ответ. При запоздалой уборке полновесные семена осыпаются, колосья обламываются и опадают, питательные вещества семян вымываются дождями и росами; семена могут прорастать и загнивать в колосьях. Недозревшие семена щуплые,влажные, плохо вымолачиваются, легко травмируются, содержат мало питательных веществ. Уборку пшеницы целесообразно начинать, когда зерновка достигнет высокой степени спелости.
Биологическая задача
2) Растения ежегодно образуют огромное количество плодов и семян. Известно, что в одной коробочке мака созревает около 20 тысяч семян, а внутри плода абрикоса или персика только одно семя. Чем можно обьяснить такую большую разницу?
Ответ. Плод абрикоса или персика костянка имеет сочный околоплодник, который содержит много питательных веществ, а семя скрыто твердой оболочкой- косточкой, которая защищает семя от внешних воздействий, переохлаждения или перегрева.
Биологическая задача
3) Плоды некоторых растений имеют пленчатые выросты ( например крылатки клена), а семянки одуванчика окружены легким пухом. Как вы думаете какое значение имеют эти приспособления для растений?
Ответ. Все эти приспособления позволяют плодам и семенам стать легче и распространяться с помощью ветра, заселять новые территории.
5. Подведение итогов урока. Достигнута ли цель урока?
6. Рефлексия. Прием « Незаконченное предложение»
В конце урока учащимся предлагается закончить следующие предложения.
На сегодняшнем уроке я узнал ( узнала) …….
На уроке я понял ( поняла) ……….
7.Задание на дом : написать мини-рассказ «Мой любимый плод».