Урок биологии 6 класс на тему «Плоды и семена». Учитель Тришневская Н.З.
 Цели урока:
 1.Создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний о типах плодов, их классификации и значении.
 2.Продолжить формирование умений в работе с натуральными объектами и наглядными пособиями, развивать исследовательские навыки, умения обобщать, делать выводы, объективно оценивать свои знания.
 3.Способствовать  формированию современной, поликультурной  личности школьника, воспитанной на основе общенациональной идеи «Мәнгілік Ел».
 Оборудование: интерактивная доска, видеоклип «Мой Казахстан»,презентации «Сухие плоды», « Сочные плоды», коллекции плодов и семян, инструктивные карточки для работы в группах.
 Формы организации  деятельности: фронтальная и групповая.
                                                            Структура урока
 содержание    Что делают    время
     ученики    учитель    
 1.Орг.момент. Приветствие.  Целеполагание.    Смотрят видеофрагмент, участвуют в диалоге, формулируют тему урока, определяют цели урока.    Демонстрация видеофрагмента «Мой Казахстан». Диалог.      6 мин
 2.Изучение нового материала.
     Выступление учащихся-консультантов. Просмотр презентаций «Сухие плоды», «Сочные плоды».    Беседует с учащимися о строении и роли плодов. Слушает выступления учащихся    14мин
 3. Закрепление изученного материала.
     Работают в группах с использованием инструктивных карточек. Самооценка работы с использованием  критериев оценки.    Организует групповую работу учащихся. Слушает выступление спикеров каждой группы.    15 мин
 4. Рефлексия.
 Д/З : мини-рассказ «Мой любимый плод»    Прием «Незаконченное предложение»    Подводит итоги урока    5 мин
1.Организационный момент.
 1)Приветствие.   Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок с просмотра видеоклипа. Демонстрация видеоклипа «Мой Казахстан».
 Диалог с учащимися по вопросу: Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеофрагмента? ( учащиеся высказывают свое мнение)
 Природные условия нашей страны позволяют заниматься сельским хозяйством. Сельское хозяйство является важным сектором экономики Казахстана, а его устойчивое развитие - основа продовольственной безопасности и социальной стабильности государства. Развитию  сельского хозяйства способствует наличие огромного земельного фонда с обширными площадями сельскохозяйственных угодий.   Зерновое хозяйство - главная отрасль земледелия Казахстана. Оно обеспечивает население хлебопродуктами, а животноводство кормами. Казахстан производит много высококачественного товарного зерна. В последние годы общие посевы зерновых культур занимали свыше 80% посевной площади сельскохозяйственных культур. В Казахстане производится ежегодно 27 млн. тонн зерна. Помимо зерновых культур в Казахстане выращивают картофель, овощи, фрукты.
 2). Определение темы  и целей урока.                                                                                    Чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадки.
  «Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко»  (Яблоко)
 « Он совсем не хрупкий, а спрятался в скорлупке, заглянешь в серединку – увидишь сердцевинку»  (Орех)
 « Сижу на дереве,  кругла  как шар, красна, как кровь, сладка, как мед»  (Вишня)
 Ребята, скажите что же мы будем изучать  сегодня на уроке? ( ответ учащихся: плоды и семена).
 А что бы вы хотели узнать о плодах?
 Ответы учащихся:  узнать строение плодов, из чего они образуются, их классификацию.
 Особенности организации учебной деятельности на уроке. Формирование трех групп по принципу «картинка плода».Группы:  «Лимон», «Клубника», «Яблоко»
  2. Изучение нового материала.
  Итак тема нашего урока « Плоды и семена».                                                                     Плоды являются конечным этапом развития цветка, как генеративного органа. По образному выражению американского ботаника А.Имса, плод-это зрелый цветок. На нашей планете огромное разнообразие плодов и они являются результатом длительной эволюции.  Растения ежегодно образуют огромное количество плодов и семян. Это дает возможность растениям оставить потомство. С помощью плодов и семян растения размножаются. Например редька полевая ежегодно образует 160 семян, незабудка средняя – 700 семян, фиалка трехцветная – 2500 семян, одуванчик лекарственный – 5 000 семян, мак самосейка – 20000 семян, тополь черный – 28000000 семян. Давайте посмотрим презентацию о строении и классификации плодов.
 Выступления учащихся-консультантов с использованием презентаций.
3. Закрепление изученного материала.  Организация групповой работы.
 Задание №1 Работа по инструктивной карточке.
 Высказывание Цицерона “Практика – лучший учитель” будет вам напутствием перед выполнением этой работы.
 Учащиеся внимательно читают инструктивную карточку и приступают к исследованию. Группам предоставляются натуральные плоды и семена. Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.                          
   Задание№2  Биологические  задачи.
                                    Биологическая задача
 1)Два крестьянских  хозяйства выращивали пшеницу.  В одном хозяйстве произвели запоздалую, в другом – преждевременную уборку урожая  пшеницы. Окажут ли влияние сроки уборки пшеницы на количество и качество семян ?
 Ответ. При запоздалой уборке полновесные семена осыпаются, колосья обламываются и опадают, питательные вещества семян вымываются дождями и росами; семена могут прорастать и загнивать в колосьях. Недозревшие семена щуплые,влажные, плохо вымолачиваются, легко травмируются, содержат мало питательных веществ. Уборку пшеницы  целесообразно начинать, когда зерновка  достигнет высокой степени спелости.
                                      Биологическая задача
 2) Растения ежегодно образуют огромное количество плодов и семян. Известно, что в одной коробочке мака созревает около 20 тысяч семян, а внутри плода абрикоса или персика только одно семя. Чем можно обьяснить такую большую разницу?
 Ответ. Плод абрикоса или персика костянка имеет сочный околоплодник, который содержит много питательных веществ, а семя скрыто твердой оболочкой- косточкой, которая защищает семя от внешних воздействий, переохлаждения или перегрева.
                                                 
                                    Биологическая задача
 3) Плоды некоторых растений имеют пленчатые выросты ( например крылатки клена), а семянки одуванчика окружены легким пухом.  Как вы думаете какое значение имеют эти приспособления для растений?
 Ответ. Все эти приспособления позволяют плодам и семенам стать легче и распространяться с помощью ветра, заселять новые территории.
5. Подведение итогов урока. Достигнута ли цель урока?
 6. Рефлексия. Прием « Незаконченное  предложение»
 В конце урока учащимся  предлагается  закончить следующие предложения.
 На сегодняшнем уроке  я   узнал ( узнала)      …….
 На уроке я понял ( поняла)  ……….
 7.Задание на дом : написать  мини-рассказ «Мой любимый плод».






 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    