Биология 6 класс
Учебник В. В. Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс
Тема: Плоды. Распространение плодов и семян.
Цели:
- Формирование представлений о строении плодов, их разнообразии, классификации и функциях.
- Совершенствование умений сравнивать, классифицировать, обобщать, работать в заданном темпе.
- Воспитание бережного отношения к растениям, стремления к получению знаний.
Оборудование: Плоды сухие и сочные, чашки Петри, бланки для выполнения лабораторной работы, карточки для индивидуальных заданий, иллюстрации с изображением различных плодов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Учащиеся организованы в группы по 5 человек.
Слова учителя: ребята, о чем идет речь в стихотворении?
Вы проходите мимо него.
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же черного цвета земли
Он- то красный, то- синий, то- сиреневый, то- золотой!
Речь идет о цветке. На прошлом уроке мы рассмотрели строение и функции цветка, а теперь вспомним изученное.
1 группе учащихся я предлагаю выполнить тестовые задания по вариантам. (Приложение 1). 2, 3 и 4 группа учащихся обдумывают биологические задачи. (Приложение 2). С 5 группой проводится фронтальная беседа.
- Что такое цветок?
- Чем представлена стеблевая часть цветка?
- Из чего состоит околоцветник?
- Что входит в состав чашечки?
- Чем образован венчик?
- Какой околоцветник называют простым?
- Чем двойной околоцветник отличается от простого?
- Каково строение тычинки?
- Каково строение пестика?
Затем ученики 1 группы сдают тестовые задания, учащиеся 2, 3 и 4 групп отчитываются в выполнении своих заданий.
Далее проецируем на экран изображение цветка и предлагаем ученикам рассказать о строении цветка. (1 ученик отвечает у экрана).
III. Изучение нового материала.
Скажите, что же происходит после завершения цветения? Верно образуются плоды, а в них семена.
Плоды- это те органы растения, ради которых человек выращивает многие культурные растения. Плодам издавна приписывались чудесные, волшебные свойства. Все мы знаем сказку о молодильных яблоках, в которой отражается заветная мечта человека о вечной молодости. Плоды и в самом деле способны творить чудеса. Ежедневное употребление плодов в пищу- залог здоровья и долголения человека. Плоды содержат в разных количествах множество необходимых человеку веществ: сахаров, органических кислот, микроэлементов, витаминов. Однако плоды некоторых растений- ядовиты.
Сегодня на уроке мы должны расширить наши знания о плодах, разобраться в их многообразии, научиться классифицировать плоды. Кроме того, мы должны выяснить, каково значение плодов в жизни растений.
Тема нашего урока: Плоды. Распространение плодов и семян.
Изучать новый материал мы будем по плану.
План урока:
- Строение плодов.
- Классификация плодов. Лабораторная работа «. Ознакомление с сухими и сочными плодами». Рис. 107, 108 (стр133),Рис. 110, 111(стр134)
- Распространение плодов и семян.
- Функции плодов.
Посмотрите на экран (демонстрируются изображения различных плодов), плоды так не похожи друг на друга размерами, формой, окраской, но все они являются органами семенного размножения цветковых растений. Все плоды имеют единый план строения:
Плод
Околоплодник Семена
(образуется из стенок завязи пестика ) (образуются из семезачатков )
При классификации плодов на группы, рассматривают характер околоплодника и количество семян. Если околоплодник содержит много воды, он называется сочным, если мало- сухим. По количеству семян плоды делятся на одно и многосемянные. Чтобы лучше разобраться с классификацией плодов, мы выполним лабораторную работу «Ознакомление с сухими и сочными плодами.»
Оборудование: чашки Петри, плоды киви, огурца, яблока, желтой акации, ясеня, лещины, подсолнечника, пшеницы. Учащимся предлагается рассмотреть предложенные плоды и сделать соответствующие отметки, характеризующие плод в соответствующей графе таблицы.