Урок по теме "Плоды. Разнообразие и значение плодов." 6 класс
Урок по теме "Плоды. Разнообразие и значение плодов." 6 класс
Урок разработан учителем биологии МБОУ СОШ №3. Цель урока посформировать понятие о плоде как важном генеративном органе растения. Познакомить учащихся с разнообразием плодов и семян; показать различные приспособления плодов и семян, возникшие в процессе эволюции, к их распространению.
- развивающие: продолжить формирование умения работать с учебной литературой.
- воспитательные: воспитание бережного отношения к живой природе, своему здоровью.
Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления
Средства обучения:
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. Проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф, 2011.
Презентация, таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды», коллекции семян и плодов.
Методы обучения: словесно- наглядные, частично-поисковые.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний:
1) фронтальный опрос по теме: "Цветок. Опыление"
а) Что такое цветок?
б) Какую функцию выполняет цветок?
в) Назовите основные части цветка?
г) Чем у цветковых растений представлен околоцветник?
д) Какие части цветка участвуют в опылении и оплодотворении?
е) Назовите женский орган растения? Назовите женский орган растения?
ж) Что происходит в завязи пестика?
з) Какие растения называют однодомными и двудомными?
е) Что такое опыление? Каково биологическое значение перекрестного и самоопыления у растений?
2) Работа по карточкам (приложение 1)
Выставление оценок.
3. Изучение нового материала: Объявляется тема урока (слайд 1)
Целеполагание и мотивация:
1: Определите значимость темы урока для вас. Зачем вам нужны эти знания?
2: Какие ассоциации у вас возникают при слове «плоды»? (все, что учащиеся называют записывается кратко на доске)
Первичное усвоение материала и осмысление учебной информации
Задание 1: Прочитайте первые три абзаца в §25 стр. 94. найдите и запишите в тетрадь,
- что такое плод.
- из чего образуется плод;
- из чего состоит плод;
- какие еще кроме завязи части цветка могут участвовать
в образовании плода;
- какую роль играет околоплодник;
- почему растения называют покрытосеменными.(слайды 2- 4)
Задание 2: Прочитайте текст со слов: «плоды обеспечивают…» до слов « очень редко семена прорастают», найдите,
-на какие типы и виды делят плоды по особенностям околоплодника, заполните схему(слайд 5)
Типы плодов
сухие
сочные
зерновка
Ягода
Боб
Яблоко
Коробочка
Тыквина
Стручок
Костянка
орех
Многокостянка
Желудь
померанец
семянка
листовка
(слайды 7-14)
- на какие группы делят плоды по количеству семян, заполните схему (слайд 6)
по количеству семян плоды
односемянные
многосемянные
- на какие группы делят плоды по способу рассыпания, заполните схему
По способу рассыпания плоды (слайд 7)
вскрывающиеся
невскрывающиеся
Задание 3: Прочитайте текст на странице 95, найдите способы распространения семян (слайд 18)
Способы распространения семян
водой
саморазбрасывание
ветром
Животными, человеком
Соплодия- соплодие, состоящее из множества орешков, окруженных разросшимся мясистым цветоложем.(слайды 15-17)
Задание 4: Прочитайте текст на стр. 96, выпишите в тетрадь значение семян.
Значение семян:
1. Выступают основным органом полового размножения растений, обеспечивают развитие, созревание семян;
2. Участвуют в расселении растений на новые площади;
3. Служат ценным (высококалорийным) продуктом питания всему живому населению на нашей планете.
Вывод по теме:
Итак, плод - это важный орган цветкового растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Плоды служат пищей животным и человеку. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян.
4. Первичное закрепление: работа с классом (беседа)
-Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Плоды. Разнообразие и значение плодов." 6 класс »
Урок биологии 6 класс
по теме: "Плоды. Разнообразие и значение плодов."
Разработан учителем биологии МБОУ СОШ №3 г.Салехард Тарановой Еленой Анатольевной
Задачи:
- обучающие: сформировать понятие о плоде как важном генеративном органе растения. Познакомить учащихся с разнообразием плодов и семян; показать различные приспособления плодов и семян, возникшие в процессе эволюции, к их распространению.
- развивающие: продолжить формирование умения работать с учебной литературой.
- воспитательные: воспитание бережного отношения к живой природе, своему здоровью.
Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления
Средства обучения:
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. Проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф, 2011.
Презентация, таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды», коллекции семян и плодов.
Методы обучения: словесно- наглядные, частично-поисковые.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний:
1) фронтальный опрос по теме: "Цветок. Опыление"
а) Что такое цветок?
б) Какую функцию выполняет цветок?
в) Назовите основные части цветка?
г) Чем у цветковых растений представлен околоцветник?
д) Какие части цветка участвуют в опылении и оплодотворении?
е) Назовите женский орган растения? Назовите женский орган растения?
ж) Что происходит в завязи пестика?
з) Какие растения называют однодомными и двудомными?
е) Что такое опыление? Каково биологическое значение перекрестного и самоопыления у растений?
2) Работа по карточкам (приложение 1)
Выставление оценок.
3. Изучение нового материала: Объявляется тема урока (слайд 1)
Целеполагание и мотивация:
1: Определите значимость темы урока для вас. Зачем вам нужны эти знания?
2: Какие ассоциации у вас возникают при слове «плоды»? (все, что учащиеся называют записывается кратко на доске)
Первичное усвоение материала и осмысление учебной информации
Задание 1: Прочитайте первые три абзаца в §25 стр. 94. найдите и запишите в тетрадь,
- что такое плод.
- из чего образуется плод;
- из чего состоит плод;
- какие еще кроме завязи части цветка могут участвовать
в образовании плода;
- какую роль играет околоплодник;
- почему растения называют покрытосеменными.(слайды 2- 4)
Задание 2: Прочитайте текст со слов: «плоды обеспечивают…» до слов « очень редко семена прорастают», найдите,
-на какие типы и виды делят плоды по особенностям околоплодника, заполните схему(слайд 5)
Типы плодов
сухие
сочные
зерновка
Ягода
Боб
Яблоко
Коробочка
Тыквина
Стручок
Костянка
орех
Многокостянка
Желудь
померанец
семянка
листовка
(слайды 7-14)
- на какие группы делят плоды по количеству семян, заполните схему (слайд 6)
по количеству семян плоды
односемянные
многосемянные
- на какие группы делят плоды по способу рассыпания, заполните схему
По способу рассыпания плоды (слайд 7)
вскрывающиеся
невскрывающиеся
Задание 3: Прочитайте текст на странице 95, найдите способы распространения семян (слайд 18)
Способы распространения семян
водой
саморазбрасывание
ветром
Животными, человеком
Соплодия- соплодие, состоящее из множества орешков, окруженных разросшимся мясистым цветоложем.(слайды 15-17)
Задание 4: Прочитайте текст на стр. 96, выпишите в тетрадь значение семян.
Значение семян:
1. Выступают основным органом полового размножения растений, обеспечивают развитие, созревание семян;
2. Участвуют в расселении растений на новые площади;
3. Служат ценным (высококалорийным) продуктом питания всему живому населению на нашей планете.
Вывод по теме:
Итак, плод - это важный орган цветкового растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Плоды служат пищей животным и человеку. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян.
4. Первичное закрепление: работа с классом (беседа)
-Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?