план - конспект урока "Этапы дыхания. Легочные объемы" 8 класс
План - конспект урока "Этапы дыхания. Легочные объемы" 8 класс
Цели урока:
Образовательные
· повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных, выявить взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
· сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха
Развивающие
· формировать у учащихся умение сравнивать,
· продолжить формирование навыков самостоятельной работы
Воспитательные
· расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету
· развитие коммуникативных способностей.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: видеоролик «Дыхательные движения», схема органов дыхания человека, дидактические карточки, схема «Положение диафрагмы при вдохе и выдохе», сантиметровая лента, секундомер.
Выполнение Л.Р. № 8
Тема: Функциональные возможности дыхательной системы.
Цель: определить функциональные возможности дыхательной системы.
Оборудование: секундомер, сантиметровая лента.
Ход работы:
Определите частоту дыхания (ЧД). Полученный результат сравните с данными таблицы «Частота дыхания у разных возрастных групп». Оцените свой результат.
Проведите пробу Генчи. Полученный результат сравните с данными таблицы «Результаты пробы Генчи». Оцените свой результат.
Оцените разницу окружности грудной клетки между вдохом и выдохом. Полученный результат сравните с данными таблицы и оцените свой результат.
Сделайте общий вывод о функциональном состоянии собственной дыхательной системы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«план - конспект урока "Этапы дыхания. Легочные объемы" 8 класс »
План – конспект урока по теме: «Этапы дыхания. Легочные объемы»
Цели урока:
Образовательные
повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных, выявить взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха
Развивающие
формировать у учащихся умение сравнивать,
продолжить формирование навыков самостоятельной работы
Воспитательные
расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету
развитие коммуникативных способностей.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: видеоролик «Дыхательные движения», схема органов дыхания человека, дидактические карточки, схема «Положение диафрагмы при вдохе и выдохе», сантиметровая лента, секундомер.
Ход урока:
Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Настаиваемся на продуктивную работу и приступаем.
Для начала вспомните, какую тему вы изучали на предыдущем уроке, с какими понятиями познакомились? (Ответы учащихся)
Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, о взаимосвязи строения органов дыхания и их функций и продолжим изучение темы: «Дыхание». А тему сегодняшнего урока вы узнаете чуть позже.
Актуализация опорных знаний.
1)Фронтальный опрос (Работа с терминами):
Дыхание (процесс обмена газами между организмом и окружающей средой)
Гемоглобин (белковое вещество, входящее в состав эритроцита).
2) Подпишите названия органов дыхательной системы (самостоятельная работа учащихся в тетради)
3) Вставьте пропущенные слова (работа в тетради):
Дышать нужно через нос (1). Носовая полость выстлана слизистой оболочкой (2), покрыта многочисленными ресничками (3), которые задерживают пыль и микроорганизмы (4). Клетки носовой полости выделяют слизь (5), которая задерживают частички пыли и микробы. В задней части носовой полости находятся рецепторы (6), воспринимающие запахи. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (7), а затем в глотку, с которой сообщается гортань и пищевод (8).
Мотивация учебной деятельности.
В древности и в средние века врачи полагали, что воздух, который разносится в теле по воздушным трубочкам, как бы облегчает наше тело, и мы становимся близкими Богу.
Теперь мы знаем, что из воздуха нашему организму нужен только кислород, что в нашем теле нет никаких воздушных трубочек, и что воздух попадает только в легкие.
Как вы думаете, а как происходит вдох и выдох? Давайте вместе разберемся, как протекают эти процессы.
Изучение нового материала.
Мы почти никогда не задумываемся над тем, как мы дышим, хотя за сутки делаем не менее 20 тысяч вдохов и выдохов.
Газообмен в легких тканях
Различают дыхание:
Легочное (внешнее)
Тканевое (клеточное)
– газообмен между воздухом и кровью
– газообмен между кровью и клетками тканей
Газообмен в легких:
По артериям малого круга кровообращения в лёгкие поступает венозная кровь, которая обогащается здесь кислородом и становится артериальной.
Одновременно венозная кровь освобождается от углекислого газа, который проникает в лёгочные пузырьки и во время выдоха выводится из организма. Этот процесс осуществляется с помощью диффузии. Её сущность состоит в том, что молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся через оболочку проникнуть туда, где их мало. Диффузия продолжается до тех пор, пока концентрация молекул по обе стороны оболочки не станет одинаковой.
Газообмен в тканях:
Далее уже артериальная кровь по сосудам большого круга кровообращения движется по направлению к органам тела и обогащает их ткани кислородом.
Кислород необходим для процессов жизнедеятельности клетки. При этом образуется углекислый газ, поступающий из клеток тканей в кровь, в результате чего кровь из артериальной становится венозной.
Задание: используя рассказ учителя и текст учебника, заполните таблицу:
Сравнение лёгочного и дыхательного дыхания
Газообмен
Где происходит?
Что проникает в кровь?
Что выходит из крови?
Физическая причина
В каком круге кровообращения?
Превращение крови
Лёгочный
В лёгких
Кислород
Углекислый газ
Диффузия
Малый
Венозная в артериальную
Тканевой
В тканях
Углекислый газ
Кислород
Диффузия
Большой
Артериальная в венозную
Механизм вдоха и выдоха
Лёгкие находятся в герметически замкнутой плевральной полости, в которой поддерживается пониженное давление. В спокойном состоянии человек совершает 16 – 20 дыхательных движений в 1 минуту. При таком темпе дыхания вдох осуществляется за счет сокращения межрёберных мышц и мышц диафрагмы. Сокращаясь, диафрагма оттесняет органы брюшной полости вниз, межрёберные мышцы поднимают рёбра, объём грудной и плевральной полости увеличивается. Давление в плевральной полости понижается. Это вызывает расширение лёгкого, лёгочных пузырьков и бронхов. Давление в них становится ниже атмосферного. Воздух засасывается в лёгкие через воздухоносные пути. Таким образом плевральные полости работают как насосы, обеспечивая поступление в лёгкие необходимого количества воздуха.
Выдох в спокойном состоянии осуществляется пассивно. Под действием собственной тяжести рёбра опускаются, мышцы диафрагмы расслабляются, она принимает первоначальное положение, грудная полость уменьшается до обычных размеров. Лёгочные пузырьки и бронхи уменьшаются в объёме за счет сокращения эластичных стенок и выталкивают наружу находящийся в них воздух. Усиленный выдох обеспечивается сокращением мышц брюшной стенки и туловища. Это позволяет удалить из лёгких воздух, поступивший в них во время глубокого вдоха.
Теперь давайте все это только в виде таблицы запишем в тетрадь.
Дыхательные движения
Диафрагма
Межрёберные мышцы
Рёбра
Объём грудной полости
Давление в грудной полости
Воздух
Лёгкие
Вдох
Опускается
Сокращаются
Поднимаются
Увеличивается
Падает
Поступает
в лёгкие
Расширяются
Выдох
Поднимается
Расслабляются
Опускаются
Уменьшается
Возрастает
Выходит
из лёгких
Сжимаются
Легочные объемы.
Глубина дыхания определяется объемом вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. В спокойном состоянии к легким во время вдоха поступает около 0,5 л воздуха и столько же выходит наружу при выдохе – это дыхательный объем воздуха. После спокойного вдоха при максимальном усилии можно вдохнуть еще около 1,5 л воздуха – это дополнительный объем воздуха, а при наиболее глубоком выдохе можно выдохнуть еще 1,5 л - это резервный объем воздуха. Дыхательный, дополнительный и резервный объемы воздуха составляют ЖЕЛ.
Таким образом, ЖЕЛ – наибольшее количество воздуха, которое можно выдохнуть после наиболее глубокого вдоха. Она зависит от возраста, пола, развития дыхательных мышц, которые особенно развиты у людей, занимающихся разными видами спорта. ЖЕЛ – один из основных показателей физического развития человека. Ее показатели колеблются от 3,5 л – 4,8 л у мужчин и 3,0 – 3,5 л у женщин. У физически тренированных людей она может достигать 6,0 – 7,0 л. ЖЕЛ определяют с помощью спирометра.
Минутный объем дыхания – это количество воздуха, который человек вдыхает и выдыхает за одну минуту. МОД= ЧД*ДО=16*0,5 л= 8л/мин
ЧД – частота дыхания (в покое 16-20 в 1 мин.)
ДО – дыхательный объем (0,5 л)
Даже при самом глубоком выдохе человек не может выдохнуть весь воздух из легких. Объем воздуха, который остается в легких после максимального выхода – это остаточный объем, его величина – 1 – 1,5 л. ЖЕЛ вместе с остаточным объмом составляют общую емкость легких.
Закрепление изученного материала.
Выполнение Л.Р. № 8
Тема: Функциональные возможности дыхательной системы.
Цель: определить функциональные возможности дыхательной системы.
Оборудование: секундомер, сантиметровая лента.
Ход работы:
Определите частоту дыхания (ЧД). Полученный результат сравните с данными таблицы «Частота дыхания у разных возрастных групп». Оцените свой результат.
Проведите пробу Генчи. Полученный результат сравните с данными таблицы «Результаты пробы Генчи». Оцените свой результат.
Оцените разницу окружности грудной клетки между вдохом и выдохом. Полученный результат сравните с данными таблицы и оцените свой результат.
Сделайте общий вывод о функциональном состоянии собственной дыхательной системы.
А теперь, подводя итоги сегодняшнего урока, ответим на вопросы:
Как происходит вдох и выдох?
Как происходит газообмен?
Что такое ЖЕЛ? От чего она зависит?
Итог и рефлексия.
Итак, сегодня мы с вами рассмотрели как протекает вдох и выдох, узнали как происходит газообмен к легких и тканях. Что вас удивило на уроке? О чем вы знали раньше? Какие моменты урока показались трудными?
Домашнее задание: § 29, с. 74 – 75. Подготовить сообщение на тему «Особенности дыхания в горах», «Особенности дыхания под водой», «Болезни органов дыхания», «Профилактика». Принести аннотации к лекарственным препаратам от кашля.