kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока "Цветковые растения", 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии Серовой Натальи Александровны

Тема:  Органы цветковых растений

Цель урока:  ознакомиться с органами цветковых растений на примере портулака крупноцветкового

Задачи:                                                                                                               

  1. Образовательные: ознакомиться с органами цветковых растений и с функциями, которые они выполняют.
  2. Воспитательные: воспитать в детях бережное отношение к природе.
  3. Развивающие: развить в детях умение работать с учебником, текстом; умение обобщать и делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и методические приемы:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение);
  • наглядные (учебная литература, рисунки, таблицы).

Оборудование: таблицы, учебник, рисунки учебника, компьютер, проектор, презентация.

Литература:

Н. И. Сонин. Биология. 6 кл. Живой организм: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2000.

Пасечник В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2002.

М. Б. Беркинблит. Биология. 6 кл. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Звенит звонок.

 Дети садятся за парты. Жду, когда они успокоятся. Потом произношу «Здравствуйте! Садитесь».

  1. Проверка домашнего задания.

Цель: выяснение качества знаний учащихся по теме: «Ткани растений и животных».

Учитель:

  • На прошлом уроке  мы изучили тему: «Ткани растений и животных». Чтобы выяснить, как вы усвоили тему, я проведу устную проверку.

III.     Изучение нового материала.

Учитель:

  • Теперь открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему «Органы цветковых растений».

Потом начинаю свой рассказ:

  • Растение это целостный организм. У растений как и у животных имеются органы. Все органы растения имеют клеточное строение и связаны между собой. Нарушение строения и жизнедеятельности отражается на других. Например, повреждение корневой системы приведет к нарушению минерального питания растений.  Растение не может жить, если его органы не работают. Сегодня мы изучим тему «Органы цветковых растений».
  • Ребята, какие органы вы знаете у растений?
  •  
  •  цветок, стебель, листья, корни.
  •  
  • Молодцы, ребята. Сейчас запишем определение «орган». Орган – это часть тела растения, состоящая из нескольких типов клеток выполняющая определенные функции. Рассмотрим особенности строения цветкового растения – портулака крупноцветкового. К цветковым – а это самая многочисленная и распространенная на Земле группа зеленых растений (250 тыс. видов) – относятся растения, имеющие цветок, из которого после отцветания образуется плод с семенами. 
  • Я немного расскажу вам об этом растении. Портулак крупноцветковый родом из Южной Америки, часто выращивают как декоративное растение, большей частью на откосах и каменистых участках; имеются сорта с крупными, нередко махровыми цветками разной окраски (красные, желтые и др.), но без запаха.  Растение крепиться к почве с помощью корня. Он, как якорь, прочно удерживает его, и редкой буре удается повалить растение, а тем более вырвать с корнем. Многочисленные разветвления корня образуют корневую систему. В ней различают главные, придаточные и боковые корни. Корневые системы бывают стрежневыми – с хорошо развитым главным корнем и мочковатыми – с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем. Мощная корневая система не только удерживает растение в почве,  но и поглощает из нее воду и растворенные в ней питательные вещества.
  • Некоторые растения, живущие на бедном кислородом почвах (например, тропические мангровые деревья), образуют дыхательные корни, которые развиваются из подземных боковых корней, поднимаются над водой или почвой вертикально вверх и снабжают подземные части растения воздухом. У других растений (например, тропического баньяна) корни – подпорки. Растения со слабым стеблем с помощью корней – прицепок поднимаются вверх по стенам, стволам растений – соседей.
  •  
  • Ребята, какую функцию выполняет корневая система растения?

Ученики:

  • Корневая система  удерживает растение в почве и поглощает из нее воду и растворенные в ней питательные вещества.
  •  
  • Другим важным органом растения является побег. Он состоит из стебля, листьев и почек. Стебель выносит листья к свету, на нем располагаются почки, развивающиеся побеги, цветки и плоды. Стебли у портулака сочные, светло-зеленого окраса, к которому примешивается красноватый оттенок. Они стелются по земле, укрывая ее, словно коврик. Листья, как и стебли, сочные, зеленовато-серые, очередные, мелкие. Лист занимает на стебле боковое положение и обычно состоит из листовой пластинки, которая крепиться к стеблю с помощью черешка.
  • У многих растений  листья лишены выраженного черешка – такие листья называются сидячими.  Нижняя часть называется его основанием, а выросты черешка – прилистниками. Однако не все растения имеют прилистники (сирень, ландыш) и черешки (лён, элодея, гвоздика). Различаются листья и количеством листовых пластинок на черешке. Так, листья березы, липы имеют по одной листовой пластинке – это простые листья. У листьев рябины, акации, шиповника на черешке по нескольку листовых пластинок – это сложные листья. В листе происходят сложные процессы дыхания, образование питательных веществ, испарение воды. У некоторых растений листья видоизменяются и выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса – защитную, усики гороха – опорную: они удерживают тонкий стебель растения в вертикальном положении.
  •  
  • Ребята, какие функции выполняют  листья?

Ученики:

  • В листьях происходят сложные процессы дыхания, образование питательных веществ, испарение воды.
  •  
  • Почка – это зачаточный побег. Различают листовые и цветочные почки. В листовых заключены зачатки  будущего стебля и листьев, а в цветочных еще зачатки цветка или цветков. Цветок у большинства растений – самая яркая и заметная его часть. Обычно он состоит из венчика, образованного лепестками – сросшимися или раздельными. У большинства растений венчик окружен чашелистиками, образующих чашечку. Она так же может быть сростнолистной или раздельнолистной. Цветки у портулака мелкие, обоеполые, насекомоопыляемые (иногда самоопыляющиеся), одиночные или в пазушных пучках.
  •  Цветки выполняют функцию полового размножения. Главная часть цветка – пестики окружающие ее тычинки. Они располагаются в центре цветка. Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. Из завязи после опыления и оплодотворения развиваются плод и семена. В тычинках образуется пыльца.  Количество пестиков и тычинок в цветках разных растений различно, но тычинок всегда больше.  Все части цветка располагаются на цветоложе, которое у большинства растений является расширенной частью цветоножки. Цветки на побеге редко расположены поодиночке, как, например, у тюльпана или нарцисса. Обычно они собраны в группы, как у клевера, груши, астры, кукурузы. Такую группу цветков  называют соцветием.
  •  
  • Ребята, какие функции выполняют цветки?
  •  
  • Цветки выполняют функцию полового размножения.
  •  
  • Молодцы, ребята! Плоды у растений, как и их цветки, очень разнообразны, как по форме и размерам, так и по окраске, количеству семян и многим другим признакам. Стенка плода – околоплодник образованна разросшимися и видоизменными стенками завязи. Семена, заключенные внутри плода, развиваются из семязачатков, расположены в завязи. Основная функция плода – это защита семян и их распространение.  Снаружи семя покрыто толстой семенной кожурой. Она защищает внутренние части семени от высыхания и механических повреждений. Под кожурой находиться зародыш – маленькое растеньице. Он состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей. Семядоли – это первые листья зародыша.
  •  
  • Ребята, какие функцию выполняет плод ?
  •  
  • Плод выполняет питательную и защитную функции.
  •  
  • Теперь открывайте учебник на странице 41 и выпишите, какие растения называются однодольными, а какие двудольные с примерами.
  • Молодцы ребята! Органы цветковых растений делятся на: вегетативные (от латинского «вегетативус» - растительный) и репродуктивные (от латинского «репродуктио» - воспроизведение). К вегетативным органам цветкового растения относятся: корни и побеги, а к репродуктивным органам: цветы и плоды.

IV.    Закрепление изученного материала.

  • Мы изучили тему «Органы цветковых растений». А теперь повторим пройденную тему. Открываем на учебник на странице 44.Укажите  какие утверждения верны.
  • Выберите один правильный ответ из предложенных:
  • Цветковые растения имеют:

а) корень и побег;

б) корень, побег, цветки, плоды с семенами;

в) побег, цветки, плоды с семенами.

 Корневая система:

а) удерживает растение в почве;

б) удерживает растение в почве и обеспечивает поступление в него воды и             питательных веществ;

в) удерживает растение в почве и обеспечивает поступление в него воды и  питательных веществ, служит местом запасания питательных веществ.

Главной частью цветка являются:

а) пестик и лепестки;

б) венчик и тычинки;

в) тычинки и пестик.

Зародыш растения состоит из:

а) почечки и семядолей;

б) зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей;

в) зародышевого корешка, стебелька и почечки.

V. Домашнее задание.

После подвожу итоги урока. И задаю домашнее задание.

  • Все молодцы, все хорошо поработали! Домашнее задание на доске - § 6 на пересказ и ответить на вопросы на странице 45.
  • На этом всё. Урок окончен. До свидания.

Звенит звонок. 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Цветковые растения", 6 класс »

Конспект урока по биологии Серовой Натальи Александровны

Тема: Органы цветковых растений

Цель урока: ознакомиться с органами цветковых растений на примере портулака крупноцветкового

Задачи:

  1. Образовательные: ознакомиться с органами цветковых растений и с функциями, которые они выполняют.

  2. Воспитательные: воспитать в детях бережное отношение к природе.

  3. Развивающие: развить в детях умение работать с учебником, текстом; умение обобщать и делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и методические приемы:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение);

  • наглядные (учебная литература, рисунки, таблицы).



Оборудование: таблицы, учебник, рисунки учебника, компьютер, проектор, презентация.

Литература:

Н. И. Сонин. Биология. 6 кл. Живой организм: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2000.



Пасечник В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2002.

М. Б. Беркинблит. Биология. 6 кл. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Звенит звонок.

Дети садятся за парты. Жду, когда они успокоятся. Потом произношу «Здравствуйте! Садитесь».

  1. Проверка домашнего задания.

Цель: выяснение качества знаний учащихся по теме: «Ткани растений и животных».

Учитель:

  • На прошлом уроке мы изучили тему: «Ткани растений и животных». Чтобы выяснить, как вы усвоили тему, я проведу устную проверку.

III. Изучение нового материала.

Учитель:

  • Теперь открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему «Органы цветковых растений».

Потом начинаю свой рассказ:

  • Растение это целостный организм. У растений как и у животных имеются органы. Все органы растения имеют клеточное строение и связаны между собой. Нарушение строения и жизнедеятельности отражается на других. Например, повреждение корневой системы приведет к нарушению минерального питания растений. Растение не может жить, если его органы не работают. Сегодня мы изучим тему «Органы цветковых растений».

  • Ребята, какие органы вы знаете у растений?

Ученики:

  • цветок, стебель, листья, корни.

Учитель:

  • Молодцы, ребята. Сейчас запишем определение «орган». Орган – это часть тела растения, состоящая из нескольких типов клеток выполняющая определенные функции. Рассмотрим особенности строения цветкового растения – портулака крупноцветкового. К цветковым – а это самая многочисленная и распространенная на Земле группа зеленых растений (250 тыс. видов) – относятся растения, имеющие цветок, из которого после отцветания образуется плод с семенами.

  • Я немного расскажу вам об этом растении. Портулак крупноцветковый родом из Южной Америки, часто выращивают как декоративное растение, большей частью на откосах и каменистых участках; имеются сорта с крупными, нередко махровыми цветками разной окраски (красные, желтые и др.), но без запаха. Растение крепиться к почве с помощью корня. Он, как якорь, прочно удерживает его, и редкой буре удается повалить растение, а тем более вырвать с корнем. Многочисленные разветвления корня образуют корневую систему. В ней различают главные, придаточные и боковые корни. Корневые системы бывают стрежневыми – с хорошо развитым главным корнем и мочковатыми – с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем. Мощная корневая система не только удерживает растение в почве, но и поглощает из нее воду и растворенные в ней питательные вещества.

  • Некоторые растения, живущие на бедном кислородом почвах (например, тропические мангровые деревья), образуют дыхательные корни, которые развиваются из подземных боковых корней, поднимаются над водой или почвой вертикально вверх и снабжают подземные части растения воздухом. У других растений (например, тропического баньяна) корни – подпорки. Растения со слабым стеблем с помощью корней – прицепок поднимаются вверх по стенам, стволам растений – соседей.

Учитель:

  • Ребята, какую функцию выполняет корневая система растения?

Ученики:

  • Корневая система удерживает растение в почве и поглощает из нее воду и растворенные в ней питательные вещества.



Учитель:



  • Другим важным органом растения является побег. Он состоит из стебля, листьев и почек. Стебель выносит листья к свету, на нем располагаются почки, развивающиеся побеги, цветки и плоды. Стебли у портулака сочные, светло-зеленого окраса, к которому примешивается красноватый оттенок. Они стелются по земле, укрывая ее, словно коврик. Листья, как и стебли, сочные, зеленовато-серые, очередные, мелкие. Лист занимает на стебле боковое положение и обычно состоит из листовой пластинки, которая крепиться к стеблю с помощью черешка.

  • У многих растений листья лишены выраженного черешка – такие листья называются сидячими. Нижняя часть называется его основанием, а выросты черешка – прилистниками. Однако не все растения имеют прилистники (сирень, ландыш) и черешки (лён, элодея, гвоздика). Различаются листья и количеством листовых пластинок на черешке. Так, листья березы, липы имеют по одной листовой пластинке – это простые листья. У листьев рябины, акации, шиповника на черешке по нескольку листовых пластинок – это сложные листья. В листе происходят сложные процессы дыхания, образование питательных веществ, испарение воды. У некоторых растений листья видоизменяются и выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса – защитную, усики гороха – опорную: они удерживают тонкий стебель растения в вертикальном положении.

Учитель:

  • Ребята, какие функции выполняют листья?

Ученики:

  • В листьях происходят сложные процессы дыхания, образование питательных веществ, испарение воды.

Учитель:

  • Почка – это зачаточный побег. Различают листовые и цветочные почки. В листовых заключены зачатки будущего стебля и листьев, а в цветочных еще зачатки цветка или цветков. Цветок у большинства растений – самая яркая и заметная его часть. Обычно он состоит из венчика, образованного лепестками – сросшимися или раздельными. У большинства растений венчик окружен чашелистиками, образующих чашечку. Она так же может быть сростнолистной или раздельнолистной. Цветки у портулака мелкие, обоеполые, насекомоопыляемые (иногда самоопыляющиеся), одиночные или в пазушных пучках.

  • Цветки выполняют функцию полового размножения. Главная часть цветка – пестики окружающие ее тычинки. Они располагаются в центре цветка. Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. Из завязи после опыления и оплодотворения развиваются плод и семена. В тычинках образуется пыльца. Количество пестиков и тычинок в цветках разных растений различно, но тычинок всегда больше. Все части цветка располагаются на цветоложе, которое у большинства растений является расширенной частью цветоножки. Цветки на побеге редко расположены поодиночке, как, например, у тюльпана или нарцисса. Обычно они собраны в группы, как у клевера, груши, астры, кукурузы. Такую группу цветков называют соцветием.

Учитель:

  • Ребята, какие функции выполняют цветки?

Ученики:

  • Цветки выполняют функцию полового размножения.





Учитель:

  • Молодцы, ребята! Плоды у растений, как и их цветки, очень разнообразны, как по форме и размерам, так и по окраске, количеству семян и многим другим признакам. Стенка плода – околоплодник образованна разросшимися и видоизменными стенками завязи. Семена, заключенные внутри плода, развиваются из семязачатков, расположены в завязи. Основная функция плода – это защита семян и их распространение. Снаружи семя покрыто толстой семенной кожурой. Она защищает внутренние части семени от высыхания и механических повреждений. Под кожурой находиться зародыш – маленькое растеньице. Он состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей. Семядоли – это первые листья зародыша.

Учитель:

  • Ребята, какие функцию выполняет плод ?

Ученики:

  • Плод выполняет питательную и защитную функции.

Учитель:

  • Теперь открывайте учебник на странице 41 и выпишите, какие растения называются однодольными, а какие двудольные с примерами.

  • Молодцы ребята! Органы цветковых растений делятся на: вегетативные (от латинского «вегетативус» - растительный) и репродуктивные (от латинского «репродуктио» - воспроизведение). К вегетативным органам цветкового растения относятся: корни и побеги, а к репродуктивным органам: цветы и плоды.

IV. Закрепление изученного материала.

  • Мы изучили тему «Органы цветковых растений». А теперь повторим пройденную тему. Открываем на учебник на странице 44.Укажите какие утверждения верны.

  • Выберите один правильный ответ из предложенных:


  • Цветковые растения имеют:

а) корень и побег;

б) корень, побег, цветки, плоды с семенами;

в) побег, цветки, плоды с семенами.


Корневая система:

а) удерживает растение в почве;

б) удерживает растение в почве и обеспечивает поступление в него воды и питательных веществ;

в) удерживает растение в почве и обеспечивает поступление в него воды и питательных веществ, служит местом запасания питательных веществ.


Главной частью цветка являются:

а) пестик и лепестки;

б) венчик и тычинки;

в) тычинки и пестик.


Зародыш растения состоит из:

а) почечки и семядолей;

б) зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей;

в) зародышевого корешка, стебелька и почечки.



V. Домашнее задание.

После подвожу итоги урока. И задаю домашнее задание.

  • Все молодцы, все хорошо поработали! Домашнее задание на доске - § 6 на пересказ и ответить на вопросы на странице 45.

  • На этом всё. Урок окончен. До свидания.

Звенит звонок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
План-конспект урока "Цветковые растения", 6 класс

Автор: Серова Наталья Александровна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185187

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства