kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по биологии "Почвы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по биологии на тему "Почвы". 5 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«1сценарий»

  1. Сегодня мы с вами продолжаем изучать наш общий дом – нашу Землю.

Слово Земля имеет несколько значений. Давайте представим, что мы находимся в космосе. Мы видим космические тела: звезды, планеты, метеоры. А вот и наш дом – планета Земля. Значит, слово земля означает планета.

А теперь давайте отправимся в путешествие по бескрайнему океану. Запасы воды и пищи на исходе, и надо срочно пополнить их запасы. Земля! Я вижу землю! В этом случае слово Земля – это суша.

А теперь послушайте стихотворение.

Лопата сказала:

Земля, чтобы рыть

Ботинки сказали:

Земля чтоб ходить

А люди сказали:

Земля чтобы жить!

О чем идет речь! О земле – части земной коры, которая зовется почвой. И так, сегодня почва и будет нашей темой урока (запись в информационном листе). А чтобы вы хотел узнать о почве? Цели урока.

И так, в путь!

  1. Давайте отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что поверхность Земли – голые безжизненные скалы. Как же эти скалы (горные породы) превратились в почву? Какие факторы помогли ее образованию?

А. Биотические – живые организмы

Б. Абиотические (свет, вода, ветер).

И так, почва это верхний плодородный слой земной коры, который населен растениями. А что же такое плодородный? Это когда растения могут брать из почвы все необходимое: воду, минеральные соли. В почве живут не только растения но и животные, грибы, бактерии. Они разрушают отмершие остатки, тем самым увеличивая плодородие (образуя перегной).

  1. На территории Курской области располагается центральный черноземный биосферный заповедник им. Алехина, где изучают почвы. К нам в школу пришло письмо от сотрудников этого заповедника, с просьбой изучить объект, изображенный на фотографии, а так же образец почвы. Мы с вами на время превратимся в экспертов. Что же это за объект изображен на фотографии? Это срез почвы, где вы можете видеть слои (темный верхний и светлый нижний). Это слои называются горизонты. Но а теперь исследуем образец почвы.

Внимание! Работа в группах (техника безопасности, будьте взаимовежлевы).

На столах вы имеете задания которые должны выполнить (опыт №1, 2, 3). Через 5 минут от каждой группы выступит эксперт, представив результаты работы.

Группа №1 – в почве содержатся остатки растений, которые превращаются в перегной.

Группа №2 – в почве содержится воздух (песок).

Группа №3 – в почве содержится вода.

И так, почва содержит перегной, воду, воздух (песок). А что же ещё?

Вспомним, что на почве может находится белый налет – это минеральные соли, которые образуют микроорганизмы.

А что бы выяснить какие еще компоненты содержатся в почве отгадайте загадки.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже

(песок)



Если встретил на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Они понадобятся сразу.

(глина)



Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он не видимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух)

И так в почве содержится: перегной, минеральные соли, вода, воздух, глина, песок. Запишите эти составляющие в информационном листе и сравните с алгоритмом на экране.

  1. Многие ученые изучали почву среди них и наш соотечественник В.В. Докучаев (сообщение).

  2. Из сообщения вы узнали, что Докучаев составил карту почв и разделил их на группы. Для выяснения названия этих групп поработаем с учебником.

  3. Внимание! Работа в группах.

В листах с заданиями найдите вопрос №3. Прочтите, подготовьте сообщение.

Группа №1 - о подзолистых почвах.

Группа №2 – о черноземных.

Группа №3 – о песчаных и глинистых.

И так, почвы можно разделить на песчаные, глинистые, черноземные, подзолистые. Какие из них самые плодородные? Какими почвами богата наша область?

  1. И так наш урок подходит к концу. Мы хорошо поработали и узнали очень много нового. А самое главное мы выяснили, что почвы образуются очень медленно, но их можно очень быстро разрушить.

В старину наши предки брали с собою в дальнюю дорогу немного родной земли, ведь считалось, что она дает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле, писали о ней стих и песни. Давайте же и мы беречь, любить нашу землю.



Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.



  1. Домашнее задание: п. 27, 28 (состав почвы), пословицы о земле.

Объясните смыл фраз: Земля это – золото, подземная кладовая.

  1. Ну а теперь давайте посмотрим на экран и самостоятельно оценим свою работу на уроке. Поднимите тот цвет, который соответствует вашей работе на уроке.







Просмотр содержимого документа
«3приложение»

Приложение №1

Задания для группы №1

  1. Выполните опыт по алгоритму:

А. Рассмотрите образец почвы через лупу

Б. Какого цвета почва?

В. Какие частицы можно увидеть в образце почвы?

2. После проведения опыта сделайте сообщение о своих наблюдениях.





Задания для группы №2

  1. Выполните опыт по алгоритму.

А. Рассмотрите образец почвы, используя лупу.

Б. Какого цвета почва? Каких частиц в ней много?

В. Какой вывод можно сделать? Что содержится в почве?

2. После проведения опыта сделайте сообщение о своих наблюдениях.





Задания для группы №3

  1. Выполните опыт по алгоритму.

А. Возьмите бумажную салфетку, положите в нее образец почвы и сильно сожмите на столе.

Б. Что осталось на салфетке?

В. Какой вывод можно сделать? Что содержится в почве?

2. После проведения опыта сделайте сообщение о своих наблюдениях





Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

Планета Земля – наш дом

Планета Земля – наш дом

Почва  – это верхний плодородный слой земной коры, покрытый растительностью .

Почва – это верхний плодородный слой земной коры, покрытый растительностью .

Тема урока:  «Состав почвы и ее разнообразие»

Тема урока: «Состав почвы и ее разнообразие»

Далекое прошлое нашей планеты

Далекое прошлое нашей планеты

Факторы почвообразования  Солнце Вода Лишайники  Ветер Бактерии Растения

Факторы почвообразования

Солнце Вода

Лишайники

Ветер

Бактерии

Растения

Уважаемые ребята!  Сотрудники лаборатории почвоведения просят вас оказать помощь в изучении объекта, который изображён на фотографии.

Уважаемые ребята! Сотрудники лаборатории почвоведения просят вас оказать помощь в изучении объекта, который изображён на фотографии.

Физкультминутка

Физкультминутка

Смена слайдов автоматически

Смена слайдов автоматически

Будьте здоровы!

Будьте здоровы!

Рассмотрите образец почвы через лупу. Какого она цвета? Какие частицы вы увидели в почве? Сделайте сообщение о своих наблюдениях и выводах. Рассмотрите образец почвы через лупу. Какого она цвета? Каких частиц в ней больше? Что можно сказать о составе почвы? Сделайте сообщение о своих наблюдениях и выводах. Возьмите бумажную салфетку, положите в нее образец почвы, сильно сожмите на столе. Что осталось на салфетке? Что содержится в почве? Сделайте сообщение о своих наблюдениях и выводах.

Рассмотрите образец почвы через лупу. Какого она цвета? Какие частицы вы увидели в почве? Сделайте сообщение о своих наблюдениях и выводах.

Рассмотрите образец почвы через лупу. Какого она цвета? Каких частиц в ней больше? Что можно сказать о составе почвы? Сделайте сообщение о своих наблюдениях и выводах.

Возьмите бумажную салфетку, положите в нее образец почвы, сильно сожмите на столе. Что осталось на салфетке? Что содержится в почве? Сделайте сообщение о своих наблюдениях и выводах.

Состав почвы Перегной Песок Вода Глина Воздух Минеральные соли

Состав почвы

Перегной

Песок

Вода

Глина

Воздух

Минеральные

соли

Почвовед В.В. Докучаев

Почвовед В.В. Докучаев

Почвенная карта

Почвенная карта

Домашнее задание:  найти пословицы и поговорки о земле – кормилице.

Домашнее задание:

найти пословицы и поговорки о земле – кормилице.

На уроке было  ИНТЕРЕСНО! Урок не Урок подарил понравился. ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ!

На уроке было

ИНТЕРЕСНО!

Урок не

Урок подарил

понравился.

ХОРОШЕЕ

НАСТРОЕНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Открытый урок по биологии "Почвы"

Автор: Чекалина Людмила Вячеславовна

Дата: 23.09.2017

Номер свидетельства: 429431

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "План-конспект открытого урока по профилю "Цветоводство и декоративное  садоводство" "
    ["seo_title"] => string(87) "plan-konspiekt-otkrytogho-uroka-po-profiliu-tsvietovodstvo-i-diekorativnoie-sadovodstvo"
    ["file_id"] => string(6) "242150"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445406986"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Открытый урок по биологии в 6 классе на тему: " Органы цветкового растения""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi-urok-po-biologhii-v-6-klassie-na-tiemu-orghany-tsvietkovogho-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "300713"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456771989"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Интегрированный урок «Этот загадочный мир» «The world of Mysteries» "
    ["seo_title"] => string(67) "intieghrirovannyi-urok-etot-zaghadochnyi-mir-the-world-of-mysteries"
    ["file_id"] => string(6) "108144"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403589205"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока  биологии тема: "Общая характеристика грибов" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-obshchaia-kharaktieristika-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "206208"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430131714"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему голосеменные растения"
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokanatiemugholosiemiennyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454509518"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства