Тема урока:
Общая характеристика грибов.
Цель урока: Сформировать общее представление о Царстве грибов, их строении, жизнедеятельности, значении в природе, и в жизни человека.
Обучающие задачи
- Рассмотреть особенности строения грибов
- Выделить характерные признаки этих организмов
- Познакомить с особенностями питания, размножения.
Развивающие задачи
- Развивать умения учащихся работать с текстом, работать с информацией и преобразовывать её,
- Учиться выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.
- формирование у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение заданий, поиска решений проблемного вопроса
Воспитывающие задачи
- Продолжить формирования интереса к предмету.
Тип урока: изучение нового материала
Технологии: технология развития критического мышления
Формы работы учащихся: работа с текстом, ответы на вопросы.
Метод обучения: проблемный. Почему грибы выделены в отдельное царство живой природы? Что объединяет порошок в пузырьке (учитель показывает флакон с пенициллином) и обычный гриб (показать шампиньон). В конце урока попытайтесь дать ответ на этот вопрос.
Ключевые слова и понятия урока: царство грибов, гетеротрофный способ питания, плодовое тело, вегетативное тело (грибница), грибы- паразиты, шляпочные грибы, ножка, шляпка, плесневые грибы, гифы, способы питания грибов: грибы-паразиты, грибы-сапрофиты, грибы хищники, симбиоз. Способы размножения грибов: бесполое: частями грибницы, спорами, почкованием) и половое (специализированными клетками-гаметами)
Приветствие учащихся.
Создание психологической атмосферы урока: СЛАЙД
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Какое великое разнообразие живых организмов населяет нашу планету! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся одним из видов живого организмов. Нам пришла посылка от лесных жителей. Что же они нам прислали давайте посмотрим. Учитель приглашает одного из учеников к доске.
Проблемный вопрос: Что объединяет порошок в пузырьке (учитель показывает флакон с пенициллином) и обычный гриб (показать шампиньон). Как вы думаете, что их может объединять? Запишите ваши ответы. В конце урока попытайтесь дать ответ на этот вопрос.
Запишем тему урока. (Презентация, слайд 1,2)
Изучение нового материала
I. Заполнение таблицы ЗХУ Что вы знаете о грибах? На столах у учащихся лежат таблицы ЗХУ, которые они должны заполнить самостоятельно, затем вместе с учителем заполняют на доске графу «Знаю».
Знаю
Хочу знать
Узнал
В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры. (см. Презентацию) Наука о грибах – микология. Греческое слово “микес” – гриб. Родоначальник микологии – немецкий биолог Генрих Антон де Барии.
Внимательно посмотрите видео о грибах и подготовьте вопросы друг другу. (Видео: Грибы)
1.В чем причина смерти императора Клавдия? (Бледная поганка)
2.Что превращает в труху стволы деревьев? (гриб-трутовик)
3.Что за темные рожки можно встретить на колосьях ржи? (Грибы)
4.Сколько видов грибов описано? (Более 80тыс)
Физкультминутка. (Слайд)
А мы с вами продолжаем работать
II.Перед вами текст «Характеристика царства Грибов» и лист с вопросами, на которые должны найти ответ прочтя данный текст.
Характеристика царства Грибы
Грибы — это особая группа ядерных организмов живой природы, насчитывающая около 100 тысяч видов. Наука, изучающая грибы, называется микологией. Грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные: тело гриба состоит из грибницы и плодового тела, грибница состоят из гиф- ветвящихся нитей. Признаки грибов схожие с растениями: неподвижность, неограниченный рост, питание путём всасывания воды и минеральных солей. Признаки грибов схожие с животными, отсутствие хлоропластов, питаются готовыми органическими веществами (гетеротрофы)
Грибы произрастают всюду — в поле и в лесу, в пустынях и в горах, в почве и в воде. Споры грибов есть в воздухе, они встречаются даже на расстоянии 10 км от поверхности Земли. Грибы широко распространены в природе. Они делятся на 2 группы: низшие (состоящие из одной гигантской разветвленной клетки) и высшие (например шляпочные).
. Плодовое тело образовано шляпкой и ножкой (пеньком). По строению нижнего слоя шляпки различают трубчатые (с нижней стороны шляпки видны отверстия трубочек) и пластинчатые ( пластинки) грибы.
Трубчатые пластинчатые
Грибы размножаются спорами. Способы размножения грибов: 1) вегетативное размножение – кусочками мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов); 2) бесполое размножение – спорами; 3) половое размножение – слияние гамет. Шляпочные грибы размножаются спорами, они созревают под шляпками, распространяются по воздуху. При благоприятных условиях спора дает начало гифам, которые удлиняясь разветвляются и превращаются в грибницу, из которой образуется плодовое тело. Некоторые грибы приспособились к совместному проживанию с другими организмами (симбиозу) растениями или животными.
Микориза — широко распространенный в природе симбиоз гриба и растения, который характерен для шляпочных грибов. Широко распространены сахаромицеты(дрожжи), которые вызывают брожение. Грибы являются возбудителями многих болезней у растений и животных (головневый гриб, поражающий зерна злаков, паршу яблони, груши, картофеля, спорынья), их проростки проникают в стебли и листья растений, питаются их органическими веществами, а споры поражают другие растения. Употребление в пищу муки, засоренной спорыньей, вызывает у человека тяжелое отравление-эрготизм “антонов огонь”.
По типу питания грибы похожи на гетеротрофные бактерии, значит, они могут быть сапрофитами, паразитами, симбионтами и даже хищниками.
Грибы участвуют в круговороте веществ в природе. В почве они разлагают растительные и животные остатки, повышая плодородие почвы. Грибы богаты ферментами, которые используются при осветлении соков, переработке сырья в кормопроизводстве, в целлюлозной промышленности. Многие грибы съедобны. Некоторые пенициллы используют для получения сыров. С помощью грибов получают некоторые витамины. Наибольшее значение для человека имеют пекарские, пивные и винные дрожжи.
Вопросы к классу
1.Что такое грибы? (особая группа ядерных организмов живой природы)
2.Наука изучающая грибы? (Микология)
3.Какие признаки растений характерны для грибов? (Неподвижность, неограниченный рост, питание путём всасывания воды и минеральных солей)
4. Какие признаки животных характерны для грибов? отсутствие хлоропластов, питаются готовыми органическими веществами (гетеротрофы)
5.Какие собственные признаки характерны для грибов? (Тело гриба состоит из грибницы и плодового тела, грибница состоят из гиф- ветвящихся нитей)
6.На какие группы подразделяются грибы? (Высшие и низшие грибы)
7.Из чего состоит плодовое тело гриба? - (шляпки и пенька)
8.Как различают шляпочные грибы по строению нижнего слоя шляпки? (Трубчатые и пластинчатые)
9. Как называется взаимовыгодная связь двух организмов? (симбиоз)
10. Как называется сросшиеся корень и грибница- грибокорень? (Микориза)
11.На какие группы по типу питанию делят грибов? (Сапрофиты, паразиты, симбионты, хищники)
12.Какие грибы используют для получения антибиотиков? (пеницилл)
13.Какие способы размножения грибов вы знаете? (Вегетативное, бесполое, половое)
14. Каково значение грибов в природе. (Участвуют в круговороте веществ в природе, В почве они
Разлагают растительные и животные остатки, повышая плодородие почвы)
15.Каково значение грибов в жизни человека.
(Пищевая промышленность, производство антибиотиков, осветление соков, кормопроизводство, в целлюлозной промышленности, производство сыров
Вернуться к таблице заполнить ЗХУ (узнал)
Практическая работа
1.Смоделировать гриб
2.Подписать части гриба
Слайд. Каждая группа покажет свою модель и защитит ее, а теперь сравним ваш рисунок и рисунок на слайде. На сколько вы верно смоделировали гриб.
Выполните тест.
1. Наука, изучающая грибы:
- Этнология
- Экология
- Микология
- Ботаника
- Биология
2. Признаки животных, свойственные грибам:
А) Неподвижность, В) Постоянный рост, С) Поглотительная способность
D) Гетеротрофность, Е) Толстая оболочка клетки
3. Используют для получения антибиотиков:
А) Мукор, В) Аспергилл, С) Пеницилл, D) Сахаромицеты, Е) Шляпочные грибы
4. Образуют микоризу:
А) Сахаромицеты, В) Шляпочные грибы, С) Трутовые грибы, D) Плесневые грибы
Е) Головневые грибы
5) Из чего развиваются грибницы?
А) из пенечка гриба В) из покоящейся споры С) из плодового тела
Д) из прорастающей споры Е) из шляпки гриба
(Взаимопроверка, работа в парах, сообщение критериев оценки.)
Выставление оценок. Комментарий оценок.
Написать «Памятку для грибника», каждая команда проведет презентацию своей работы.
Учитель:
- Что интересного для себя вы узнали на уроке?
- Скажите, мы достигли цели урока? Почему грибы выделили в отдельное царство? Что объединяет порошок в пузырьке (флакон с пенициллином) и обычный гриб ( шампиньон)
Заполнить ЗХУ (Хочу знать)
Домашнее задание1) прочитать §6-7-8, ответить на вопросы
Рефлексия. Ребята перед вами лежат макеты грибов, если у вам понравился урок возьмите белый гриб, если не понравился урок возьмите мухомор и вместе с вами посадим грибы на лужок