Открытый урок на тему: "Дыхательная система человека"
Открытый урок на тему: "Дыхательная система человека"
Дыхательная система: 1.Строение и функции органов дыхания. 2.Дыхательные движения и их регуляция. 3.Газообмен в тканях и легких. 4.Первая помощь и гигиена органов дыхания. 5.Обобщение: «Взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Дыхательная система человека"»
Дыхательная система.
Строение и функции органов дыхания.
Дыхательные движения и их регуляция.
Газообмен в тканях и легких.
Первая помощь и гигиена органов дыхания.
Обобщение: «Взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем».
Цели и задачи урока:
1. Знать особенности строения органов дыхания в связи с их функциями. 2. Понять сущность и значение дыхательного процесса. 3. Выяснить механизмы голосообразования.
Основные терминыи определения:
Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ .
Основные терминыи определения:
Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ .
Органы дыхания - специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой
Дыхание
Внутреннее
Внешнее
Вдох и выдох
Клеточное дыхание
Биологическое значение дыхания:
1. Обеспечение организма кислородом. 2. Удаление углекислого газа. 3. Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности. 4. Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)
Дыхательная система
Дыхательная часть
Воздухоносные пути
последовательно соединенных между собой полостей и трубок :
Верхние дыхательные пути:полость носа и носоглотка
Гигиена дыхания:
1. Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.
2. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.
Наблюдение:«Проверить проходимость воздуха через носовые ходы»
Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты.
Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.
Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.
Верхние дыхательные пути:гортань
Наблюдения:
1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх. 2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Образование звуков
Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.
Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.
Образование звука
Колебания голосовых связок
Голосовая щель
Звук
Воздух
Гигиена голосового аппарата:
Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.
Верхние дыхательные пути:трахея и бронхи
Гигиена дыхания:
1. Глотая крупные куски пищи,
можно подавиться и перекрыть
трахею.
2. При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.
Дыхательная часть: легкие
Легкие – парный орган
Легочная плевра
Пристеночная плевра
Плевральная полость
Через легкие за 1 мин проходит около 100 л воздуха
Внутреннее строение легкого
Бронхи – бронхиолы - альвеолы
Сурфактант препятствует смыканию альвеол
Гигиена дыхания:
При легочных заболеваниях сурфактант может не выделяться, тогда альвеолы смыкаются и не участвуют в газообмене.
Курение нарушает физиологические свойства сурфактанта.
Это интересно:
1. 300-350 млн. альвеол с общей площадью – 100 кв.м 2. Длина легочного капилляра – 7-8 мкм 3. Через капилляры альвеол кровь проходит за 0,8 с, но гемоглобин успевает насытиться кислородом
Наблюдение:
Выяснить, чем полное дыхание отличается от поверхностного дыхания.
Проверь себя
Орган
Выполняемая функция
1. Носовая полость
2. Гортань
3. Трахея и бронхи
4. Легкие
5. Легочная и пристеночная плевра
а) содержит жидкость, снижающую трение б) увлажнение воздуха, задерживание пыли в) обеспечивает свободное прохождение воздуха г) образование звуков, рефлекторный кашель д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану
Проверь себя
Орган
1.
2.
3.
4.
5.
Выполняемая функция
а)
б)
в)
г)
д)
Проверь себя сам:
1
2
3
4
5
7
6
Домашнее задание:
1. Учебник, таблица 2 .Творческая лаборатория:1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания.2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.