Класс: 8
Тема урока: Обобщение темы «Органы дыхания»
Цель урока: обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях органов дыхания.
Задачи урока:
Закрепить знания учащихся о строении и функциях органов дыхательной системы.
Развивать познавательную активность учащихся постановкой задач разной сложности, созданием творческой атмосферы на уроке, различными методическими приемами. Учить анализировать и делать выводы.
Формировать экологическую компетентность и стремление к здоровому образу жизни.
Тип урока: обобщающий
Вид урока: стандартный
Методы: фронтальная беседа, устный опрос, самостоятельная работа, дифференцированные тестовые задания, работа с таблицами.
Оборудование: рабочая тетрадь, компьютер, проектор, слайдовая презентация PP.
Структура урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя, в котором подчеркивается значение материала изученной темы, сообщается цель и план урока.
Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.
Оценка результатов урока.
Рефлексия.
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем вспоминать, анализировать, что нам известно об органах дыхания. Для этого нам придется сформировать круг основных вопросов и проблем. Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать? Ученики, как правило, очень хорошо называют эти вопросы (что такое дыхание, его значение, дыхательные пути, механизм дыхания, основные заболевания и др.)
На слайде и на интерактивной доске запись: «Я дышу, и, значит, я живу…» В.
Высоцкий
– Как вы думаете, могут ли эти слова соответствовать нашей теме? Почему? (Ученики высказывают свое мнение). В итоге можно сделать вывод о том, что дыхание – сложный жизненно важный процесс.
– Сформулируем основные цели нашего урока
Повторить строение органов дыхания, дыхательных путей. Установить, каким заболеваниям они подвержены.
Уметь объяснить:
взаимосвязь строения и функций дыхательных путей, причины и меры профилактики болезней, воздействие курения на дыхательные пути;
оказать первую помощь человеку с остановкой дыхания;
установить необходимость поддерживания здоровья органов дыхания, как одного из условий здоровья человека.
Учитель: Наш урок сегодня будет немного необычным, для того чтобы закрепить полученные знания о дыхательной системе человека мы сегодня должны выполнить очень много разнообразных заданий. Выполняя их вы будете проставлять себе баллы, за которые в конце урока получите оценки. Перед вами на столах оценочные листы, именно в них вы будете ставить себе баллы напротив соответствующих заданий. Правильный ответ составляет один балл, Итак , мы начинаем всем желаю успеха!
Первое задание «Разминка «Вопрос-ответ»
1. Длина трахеи - 9-11см
2. Орган звукообразования - гортань
3. Первый орган дыхания - носовая полость.
4. Плевра, покрывающая лёгкие - лёгочная
5. Количество воздуха при дыхательном объёме - 500 мл
6. Жизненая ёмкость лёгких у мужчин - 3500 мл
7. Воздух, содержащийся в альвеолах - альвеолярный
8. Вид дыхания, при котором мы делаем вдох и выдох - внешнее
9. Количество альвеол в одном лёгком - 350 млн
10. Между голосовыми связками - голосовая щель
11. Имеет хрящевые полукольца - трахея
12. Связывает в носовой полости пыль - слизь
13. Дыхание, при котором клетки используют О2 - внутреннее
14. Количество воздуха в резервном объёме - 1500 мл
15У мужчин- 3500, у женщин- 2700мл - ЖЁЛ
16. Контролирует вход в гортань - надгортанник
17. Между полукольцами трахеи проходит - пищевод
18. Функция ресничек в носовой полости - очищение
19. Структурные единицы лёгких - альвеолы
20. Оболочка, отделяющая грудную полость от брюшной – диафрагма.
Учитель: Молодцы, проставьте себе баллы. И мы переходим к следующему заданию.
«Мозговой штурм»
Даны органы дыхания: трахея, легкие, носовая полость, гортань, бронхи, носоглотка. Нужно расставить их в том порядке, как к ним поступает воздух.
Найти соответствия:
Диафрагма | полая трубка, расположенная в передней части шеи |
Гортань | легочные пузырьки |
Альвеолы | парный, эластичный, волокнистый орган |
Легкие | мышца, отделяющая грудную полость от брюшной |
Диафрагма - мышца, отделяющая грудную полость от брюшной
Гортань - полая трубка, расположенная в передней части шеи
Альвеолы - легочные пузырьки
Легкие - парный, эластичный, волокнистый орган
3.Установите последовательность процессов вдоха:
А) увеличение объема грудной клетки
Б) расширение легких
В) поднимаются ребра
Г) движение воздуха из окружающей среды в легкие
Д) сокращаются межреберные мышцы и диафрагма
Е) уменьшение давления внутри легких (ДВАБЕГ)
4. Выбрать правильные утверждения:
1) Трахея ветвится на два бронха.
2) Надгортанник закрывает вход в пищевод.
3) В артериальной крови больше кислорода, чем углекислого газа.
4) Основные дыхательные мышцы – межреберные и диафрагма.
5) Жизненная емкость легких измеряется термометром.
6) Дыхательный центр расположен в среднем мозге.
Учитель: Так мы не плохо справились с заданиями, теперь вам минутка на выставление баллов в оценочные листы. А теперь нас ждет следующее задание и оно будет творческим. Это задачи которые подготовили нам ребята.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Во время Великой Отечественной войны произошел такой эпизод. Нашему разведчику было поручено достать ценные документы из штаба противника. Переодевшись в немецкую форму, разведчик выследил полковника с портфелем, в котором были нужные документы. С криком: "Дядя, я жив!" - разведчик бросился на шею полковника и ввёл ему через затылочное отверстие иглу в мозг. Смерть произошла мгновенно, что позволило нашим людям овладеть документами. В какой отдел мозга попала игла, и какой центр разрушила? (игла, введённая полковнику внутрь черепа, поразила продолговатый мозг, где находятся центры дыхания и кровообращения)
Ученые проделали такой опыт. Под большой колпак, куда поступал воздух с бактериями, поместили кролика. Как обычно, кролик дышал носом, и, хотя в воздухе были болезнетворные бактерии, он не заболел. Под другой такой же колпак посадили второго кролика, но в нос ему вставили стеклянные трубочки. При дыхании воздух в дыхательное горло поступал через трубочки и не соприкасался со слизистой оболочкой носа. Кролик вскоре заболел и погиб. (воздух должен согреваться, обеззараживаться веществами слизистой носа)
В какое время года длинный нос полезнее короткого? (в зимнее время полезнее, т.к. поверхность слизистой длинного носа больше, в ней больше капилляров, по которым течет нагретая кровь, отдающая тепло воздуху, проходящему через нос, и, тем самым, согревающая воздух)
У одного американского ковбоя в перестрелке с бандитами грудная клетка была пробита с двух сторон. Хотя оба легких при этом остались невредимыми, ковбой все же умер от удушья. Почему наступила смерть? (При повреждении грудной клетки в плевральную полость, через рану входит воздух, где у здорового человека он обычно отсутствует. В результате при расширении грудной клетки давление снаружи и внутри легких уравновешивается, смены воздуха в них не происходит, дыхание прекращается. Наступает пневмоторакс)
Как разрешить противоречие?
Спортсмен бежит длинную дистанцию, сил нет, все как у обычного человека. Обычный человек останавливается и говорит: ”Все, больше не могу”. Спортсмен задерживает дыхание, у него открывается второе дыхание, и он бежит дальше. (Для ускорения появления второго дыхания при физических длительных нагрузках спортсменам рекомендуют задерживать дыхание насколько это возможно.При этом в клетках образуется молочная кислота, которая как и углекислый газ стимулирует центр дыхания, и тогда возникает эффект второго дыхания)
У некоторых детей в носовой полости разрастаются аденоиды (полипы), затрудняющие носовое дыхание. Такие дети дышат ртом и спят с открытым ртом, у них формируется удлиненное лицо (аденоидный тип лица), они чаще болеют респираторными заболеваниями. Объясните, почему дышать надо через нос. (в носоглотке вдыхаемый воздух увлажняется, согревается и очищается от пыли. При дыхании ртом этого не происходит, поэтому аденоиды надо своевременно удалять)
Дайте несколько практических советов для увеличения жизненной емкости легких. (занятия спортом (особенно бег и гребля), физический труд на свежем воздухе, отказ от курения, здоровый образ жизни)
На заре воздухоплавания 3 французских аэронавта совершили полет на воздушном шаре. Они поднялись на высоты 8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии. (В верхних слоях атмосферы воздух разрежен, и смерть воздухоплавателей произошла оттого, что им не хватило кислорода)
Поспорили два человека. Один утверждал, что легкие расширяются и поэтому в них входит воздух, другой - что воздух входит в легкие и поэтому они расширяются. Кто прав? (Если речь идет о естественном дыхании - прав первый: механизм дыхания всасывающий.Если речь об искусственном дыхании - прав второй, так как механизм в этом случае нагнетательный)
Почему в больнице при остановке дыхания используют смесь кислорода с углекислым газом, а не чистый кислород? (углекислый газ повышает активность дыхательного центра продолговатого мозга)
Из романов Ф. Купера мы знаем, что индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 м. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение? (На большей глубине на органы дыхания действует высокое давление.Дышать становится трудно, практически невозможно).
Учитель: Ну а теперь немного отдохнем
Дыхательная гимнастика. Физкультминутка. (1 мин)
Встаньте, пожалуйста.
Учитель
Повторяем дружно
Засиделся ученик –
Разминаться нужно!
(руки к плечам, вверх, снова к плечам, в стороны и еще раз сначала)
Дышим носом глубоко
Поднимаемся легко…
(поднимаясь на носки, руки вверх – вдох, бросить руки вниз – выдох)
Вы проверили осанку?
Спину прямо и свели лопатки…
Ученики
Мы упрямо Вам в ответ
Головой покрутим: НЕТ.
(повороты головы в стороны)
А затем, улыбнувшись, как всегда,
Головой покажем: ДА.
(киваем вперед и назад)
Учитель
Напоследок потянулись
Вдох и в стороны… Прогнулись.
Садитесь…
Учитель: мы немного отдохнули и нас ждет следующее задание
Найди ошибку
Дыхательные пути начинаются носоглоткой, через нее воздух попадает в носовую полость, которая образована затылочной части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на три половины, в каждую половину вдаются два выступа ( две носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Между раковинами остаются для прохода воздуха лишь узкие носовые ходы. Внутри носовая полость выстлана слизистой оболочкой, пронизанной множеством капилляров. Кровь охлаждает воздух, который проходит через полость носа. Слизь, выделяемая слизистыми железами, осушает воздух и задерживает пыль.
Учитель: Ребята подведите итоги своей работы в этом задании . А теперь мы поговорим о профилактике заболевание дыхательных путей.
А сейчас я хотела бы, чтобы вы догадались, о чем идет речь:
«В России, во времена царствования Михаила Романова, уличённых в этом в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – обрезанием носа или ушей. После сильнейшего пожара в Москве в 1634 г, причиной которого, как известно, было это, оно было запрещено под страхом смертной казни»
Сообщение ученика:В состав сигареты входит около 4000 различных химических соединений и веществ. А в сигаретном дыме примерно около 5000 химических соединений, причем, 60 из них вызывают рак.
Никотин - основное вещество, входящее в состав табака. Свое название никотин получил в честь французского посла Жана Нико, который был одним из первых распространителей табака в Европе.
В чистом виде никотин выглядит как маслянистая, бесцветная жидкость. В сигарете, в среднем около 2 мг никотина. Никотин – это один из самых сильнодействующих ядов, он даже более ядовит, чем стрихнин и мышьяк. Он оказывает воздействие практически на все органы человека, и если ввести человеку напрямую в кровь количество никотина, содержащегося всего в одной сигарете, то возможен летальный исход.На поступление никотина в организм быстро реагирует сердце. Оно начинает работать с напряжением, увеличивается частота сердечных сокращений. Начинают интенсивнее сокращаться стенки сосудов. Они начинают сужаться, повышая кровяное давление. Кровь делается более вязкой и увеличивается риск образования тромбов.
Другие химические компоненты и вещества, содержащиеся в сигаретах и табачном дыме:
- Тар (деготь) повреждает легкие, вызывает рак. Используется для асфальта дорог.
- Мышьяк – очень мощный смертельный яд.
- Кадмий и никель – используется в батарейках. Оказывают токсическое воздействие на почки.
- Хлористый винил - используется для виниловой продукции. Кратковременное воздействие вызывает головокружение, головные боли и усталость. Длительное воздействие может привести к раку и печени.
- Формальдегид - это консервант, вещества, используемого в судебной лаборатории. Он вызывает рак у людей и у животных.
- Полоний 210 - радиоактивное вещество, которое может вызвать рак печени и мочевого пузыря, язвы желудка, лейкемию и другие заболевания.
- Аммиак - бесцветный газ, используется во многих моющих средств, таких как окна или для чистки стекол.
- Ацетон - главный компонент для удаления лака ногтей.
- Угарный газ - смертоносный газ при вдыхании в закрытых помещениях. Не имеет ни цвета, ни запаха. Может привести к сильнейшему отравлению и летальному исходу.
- Толуол - используются для производства краски, растворителей краски, лаки для ногтей и клея. Может вызвать усталость, слабость, потерю аппетита и потерю памяти.
- Синильная кислота – напоминает горечь миндаля, очень токсична. Воздействует на дыхательную систему, парализуя ее.
- Бензопирен – очень ядовит. Меняет структуру клеток и ДНК, что может привести к генетическим изменениям. Особенно вреден для беременных женщин.
- Мочевина – используется при изготовлении сигарет в качестве добавки для придания аромата, стимулирует привыкание и зависимость к курению.
Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?
- Мы еще раз с вами убедились в том, что нет ни одного органа в организме, который не повреждался бы никотином.
Недавно была обнаружена доселе неизвестная рукопись, принадлежащая перу великого мореплавателя и первооткрывателя Америки Колумба:
«Я, Кристобаль Колон (Христофор Колумб), итальянец по национальности,
адмирал и вице- адмирал открытых мною земель, на склоне лет, почти забытый всеми и живущий в маленьком монастыре, завещаю всем, кто найдет эту рукопись:
Не жевать и не курить сухую траву (табак), которой угощали нас туземцы и которую мы завезли в Испанию, так как по моим наблюдениям, от этого сипнет голос, «вянет» кожа, болит и кружится голова, а ум становится медлительным. Будучи в трезвом уме и твердой памяти, призываю всячески препятствовать распространению вредной привычки на территории нашего государства и за ее пределами. Призываю не при каких обстоятельствах не жевать и не курить табак». Жаль, что это завещание Колумба было найдено так поздно.
Стихотворение:
Запомни – человек не слаб,
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить,
Я – человек! Я должен сильным быть!» Д. Бершадский
Уитель: Как же способствовать здоровому дыханию, какие меры профилактики и гигиены необходимо соблюдать. Простые истины здорового дыхания – презентация слайда (мини-проект).
Гигиена воздуха
Проветривайте жилые и учебные помещения. Это освежит воздух, которым мы дышим.
Ежедневная влажная способствует чистоте и влажности воздуха.
Спать лучше всего тоже при открытой форточке.
Гигиена дыхания
Правильное дыхание – это дыхание через нос.
При заболеваниях дыхательных путей соблюдайте правила гигиены – это поможет уберечься самому и уберечь от заражения окружающих.
Курение особенно опасно для дыхательных путей, вредно как курящему, так и «пассивным курильщикам»
В помощь против болезней
Прививки против инфекционных болезней органов дыхания помогут тебе сохранить здоровье.
Витамины, здоровый образ жизни улучшат твое самочувствие.
Медосмотры и обследования – флюорография – могут выявить болезнь и помочь в ее лечении.
Учитель: Ну и в заключении мы с вами должны научиться оказать помощь человеку с остановкой дыхания. Просмотрев видеосюжет , пожалуйста запишите план действий в оказании первой помощи пострадавшему с остановкой дыхания.
Видеофильм
Человека нужно вынести на улицу. Или же обеспечить поступление чистого свежего воздуха через окна, двери.
Пострадавшего надо уложить на спину, подоткнуть под шею валик. Это важно, ведь голова больного должна быть немного запрокинута.
Первая помощь при остановке дыхания – это освобождение дыхательных путей от лишней жидкости (рвотных масс, воды, слизи). В таком случае можно воспользоваться марлевыми салфетками.
Далее на рот пострадавшего надо положить марлю. Это подготовительный этап к искусственному дыханию.
Предварительно нижнюю челюсть человека надо немного выдвинуть вперед. Непосредственно искусственное дыхание.
Важно точно заметить время остановки дыхания, а также начало оживления.
4. Определение степени усвоения учебного материала
4.1. Тестовая работа (самопроверка или взаимопроверка)
Выбрать правильный ответ
1. Дыхание – это:
а – обмен газов органах дыхания;
б – обмен газов в клетках тела;
в – потребление кислорода;
г – обмен газов между клетками и окружающей средой
2. В носовой полости воздух:
а – только согревается;
б – согревается и увлажняется;
в – согревается, увлажняется, очищается;
г – все ответы правильные.
3. Дыхательный центр находится в:
а – мозжечке;
б – продолговатом мозг;
в – спинном мозге;
г – среднем мозге
4. Орган голосообразования:
а – гортань;
б – ротовая полость;
в – трахея;
г – трахея и бронхи.
5. При легочном дыхании:
а – кислород из воздуха поступает в легкие;
б – кислород из воздуха поступает в альвеолы;
в – кислород из воздуха поступает в легочные капилляры;
г – углекислый газ поступает в капилляры.
6. Вирусные и бактериальные заболевания органов дыхания:
а – не опасны для человека;
б – передаются воздушно-капельным путем;
в – проявляются одинаково во все времена года;
г – не излечимы.
7. Для реанимации (при клинической смерти) необходимо:
а – вовремя и правильно сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;
б – нельзя ничего предпринимать.
Ответ: 1 – г, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – в, 6 – б, 7 – а.
Установить последовательность мер при искусственном дыхании и непрямом массаже сердца
а – голову слегка запрокинуть назад;
б – уложить пострадавшего лицом вверх на твердую поверхность;
в – надавить на грудную клетку;
г – вдохнуть воздух пострадавшему «из рта в рот»;
д – один вдох и одно надавливание повторять 16-20 раз в минуту.
Ответ: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – в, 5 – д.
Учитель: Ну что же ребята . пора подвести итоги нашего урока.
Я хочу снова обратиться к эпиграфу нашего урока. Наверное, теперь наполнились новым смыслом. Дыхание – это жизнь, пока человек живет, он развивается, получает новые знания, становится личностью, с надеждой смотрит в будущее
. Вам в этом мире многое дано,
Расти, творить и ошибаться.
Но, главное дано дышать,
Искать, найти и не сдаваться!
Ребята, хотелось бы отметить вас всех за старание, проявленное на уроке и узнать ваше мнение об уроке. Перед вами чистые листы бумаги, пожалуйста, напишите на них:
!!! - если вам на уроке было всё понятно и интересно;
?! - если вам не всё было понятно, но интересно;
??? - если вам всё было непонятно и не интересно.
Какое сейчас у вас настроение? Я очень рада за вас. Спасибо за урок!
Выводы (памятки – раздаточные карточки)
1. Дыхание – жизненно важный процесс обмена газов между клетками и окружающей средой.
2. Кислород, как окислитель, нужен для всех процессов жизнедеятельности, благодаря которым выделяется энергия, необходимая для жизни.
3. Воздух при дыхании проходит через носовую полость, носоглотку, гортань, трахею, бронхи – это воздухоносные пути. Газообмен начинается в легких.
4. Органы дыхания участвуют в голосообразовании, особенно гортань, где расположены голосовые связки.
5. Наиболее распространены заболевания дыхательных путей – это респираторные инфекции и воспаления.
6. Значительный вред приносит курение, в том числе «пассивным курильщикам».
7. Предотвратить тяжелые болезни могут прививки против них и обследование – флюорография.
– Будьте здоровы!