Тема урока: «Дыхательная система».
Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания.
содержательная: создать условия для представления о дыхании, дыхательной системы деятельностная: создать условия для формирования у учащихся способностей к самостоятельному определению новых знаний на основе практической работы.
- продолжить формирование навыка сопоставления схематического рисунка и его описания в учебном тексте,
- воспитывать бережное отношение к органам дыхания, негативное отношение к курению.
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу. | | Л- умение мобилизоваться для работы | Улыбнулись друг другу, пожелайте мысленно удачи | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока. | Раскодирование ключевого слова (Решение кроссворда с ключевым словом - лёгкие) | П -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; | Разгадайте кроссворд 1. Мелкие кровеносные сосуды (Капилляры) 2.По ним кровь движется от органов к сердцу, унося из них углекислый газ и отходы продуктов питания (Вены). 3. Это вещество содержит красные кровяные клетки, придают крови красный цвет , снабжают организм кислородом (Гемоглобин). 4. Она состоит из красных и белых кровяных клеток, кровяных пластинок и плазмы. (Кровь) 5. По ним кровь движется от сердца к органам, принося кислород и питательные вещества.( артерия ). 6. Мышца, расположенная в левой части груди, обеспечивающая циркуляцию крови в организме.( Сердце). Какое ключевое слово получилось? - Относятся ли лёгкие к кровеносной системе? = К какой системе организма относятся лёгкие? | Получают ключевое слово. 1 2 3 4 5 6 Л ё г к и е |
Выявление места и причины затруднения | На основе соотнесения своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения подвести к теме урока. | | Л-осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв Р П- Выделить и сформулировать новое знание | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Выдвигает проблему . Подводит к теме урока. - Какую работу выполняют они? | Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока. |
Построение проекта выхода из затруднения | Практическим способом спроектировать работу дыхательной системы, сконструировать проект будущих учебных действий. | | Р-контролировать и оценивать результаты работы; отличать верно выполненное задание от выполненного неверно | Пробуем проследить движение воздуха по нашему организму, прочувствовать работу лёгких: -положить руки себе на грудь и глубоко вдохнуть; -выдохнуть. Проследите движение воздуха по организму , прочувствуйте работу лёгких. С помощью подводящего диалога подводит к проекту будущих учебных действий. | Наблюдают за движением воздуха по организму, обдумывают проект будущих учебных действий. |
Реализация построения проекта | Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя учебник. | Работа с учебником с 24 - 27, Путь воздуха через нос в легкие следует проследить по рисунку в учебнике | П Л - слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли | Рассмотрите рисунок, изображающий работу дыхательной системы. | Поиск и выделение нужной информации. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Закрепить алгоритм работы дыхательной системы путём проговаривания | Работа с таблицей | слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Расскажите о движении воздуха в организме по рисунку. | По рисунку рассказывают о движении воздуха в организме. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Проверить уровень приобретённых знаний. | Работа в тетрадях для самостоятельных работ. Рабочая тетрадь – с. 6, задания 10 -12. | контролировать, оценивать результаты работы, работать по предложенному плану, инструкции, | В тетрадях для самостоятельных работ подписать все органы дыхательной системы. Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу и работу в парах для самооценки. | В тетрадях для самостоятельных работ подписывают составляющие дыхательной системы человека. Проверяют работы в парах по рисунку. |
Физкультминутка | Научить выполнять комплекс дыхательной гимнастики. | Изучение и выполнение дыхательной гимнастики. | | Обучает комплексу дыхательной гимнастики на личном примере. | Выполняют комплекс дыхательной гимнастики. |
Включение в систему знаний и повторение | Научить применять приобретённые знания в жизни. Организовать поиск информации, в которой тренируется использование изученного материала и автоматизация умственных действий. Воспитывать бережное отношение как к своему здоровью, так и к здоровью окружающих. | Рабочая тетрадь – с. 7, задание 13. | Моделировать выделенные свойства понятия; анализировать с целью выделения существенных признаков, устанавливать причинно- следственные связи, делать умозаключение | Задаёт вопрос. Почему правильнее дышать через нос? (эти знания с уроков физкудьтуры) | По рисунку к заданию № 13 ученики расскажут, что воздух, попадающий в носоглотку, может содержать пылинки и микробы. В носоглотке большая часть пылинок, а также некоторая часть бактерий прилипают к слизи на ее стенках. С помощью мерцательных клеток они постепенно выводятся из организма. Холодный воздух, пройдя через носоглотку, нагревается. С помощью чихания из носа выбрасываются попавшие туда крупные соринки, раздражающие его внутренние поверхности вещества, а также скопления слизи. Оставшиеся в воздухе бактерии попадут в легкие и затем в кровь, где в борьбу с ними вступят белые кровяные тельца. Особенно важно дышать через нос на морозе, в пыльных помещениях, при общении с больными. |
Рефлексия учебной деятельности | Проверка способности самооценки , как личностный результат | | Л - оценивать свои достижения; – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (к.) | Какие органы составляют систему дыхания? Почему дыхание через нос правильнее, чем дыхание через рот? Когда особенно важно дышать через нос? Чем отличается состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха? Что может заставить тебя чихнуть? Почему необходимо проветривать помещение? | Оценивают свою работу на уроке |
Домашнее задание | Исследования дыхания по заданию № 12 ученики проведут дома самостоятельно или с помощью родителей, пользуясь рисунками в учебнике. Дыша на стекло, ученики обнаружат, что в выдыхаемом воздухе имеется водяной пар | | | | |