kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме "Выделительная система"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Выделительная система человека",урок усвоения новых знаний, который поможет сформировать у обучающихся знания анатомо-физиологических особенностей, функций и значения выделительной системы человека, а также использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Выделительная система" »

Открытый урок по теме «Выделительная система человека»


Цель: сформировать у обучающихся знания анатомо-физиологических особенностей, функций и значения выделительной системы.


Задачи урока:

Образовательные

  • Обобщить знания об органах выделения организма.

  • Изучить особенности строения мочевыделительной системы в связи с выполняемыми функциями.

  • Раскрыть механизм образования первичной и вторичной мочи;

Развивающие

  • Развивать умение работать с текстом учебника, с рисунками, таблицами.

  • Развивать речевую культуру.

Воспитательные

  • Воспитывать устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни.


Тип урока – урок усвоения новых знаний


Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, презентация «выделительная система», раздаточный материал, стихотворение о почках для групповой работы,


После изучения темы ученики должны

знать/понимать

сущность биологических процессов: обмен веществ, выделение;

распознавать и описывать: на таблицах органы выделительной системы человека

проводить самостоятельный поиск информации, в том числе с исполь­зованием информационных технологий;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни


  1. Организационный момент – 1 мин.


Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Я надеюсь, что наш урок будет плодотворным. Запишите в тетрадь тему урока.

Ребята, в нашем организме есть орган, о котором мы не говорим так часто, как, например, о сердце, руках и ногах, но этот орган является одним из самых жизненно необходимых органов.

К сожалению, мы часто, простужаемся, более ангиной, кариесом, гриппом, и даже не задумываемся, что именно этот орган на каком-то этапе просто не справляется с пренебрежительным отношением к собственному здоровью и порой тоже заболевают.


Постановка задач урока.

Сегодня на уроке мы

  • Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке.

  • Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.

  • Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.

  1. Проверка домашнего задания - тест по теме «Кожа» - 5-7 мин.

Закончите фразу:

1) Выделительную функцию кожи выполняют ….. железы.

2) Кожу смазывают ………………… железы

3) Производными эпидермиса являются…..

4) Самый тяжелый орган у человека ………..

5) Поддержание постоянной температуры тела –

6) Верхний слой кожи называют ….

7) Участок наружного покрова, в котором расположены рецепторы, сальные и потовые железы, корни волос, кровеносные и лимфатические сосуды…. -

Выберите правильный ответ

1. Собственно кожа образована:

а) эпителиальной тканью, б) соединительной тканью в) мышечной тканью

г) нервной

2. Кожа выполняет функции: а) защитную и выделительную б) опорную в) пищеварительную г) рецепторную и транспортную

3. Температура тела у человека:

а) постоянная б) изменяется при понижении температуры воздуха

в) изменяется при повышении температуры воздуха

4. В теплоотдаче участвуют:

а) желудок и кишечник, б) печень и мышцы,

в) кожа, легкие, кровеносные сосуды, г) сердце и пищевод

5. Что из нижеперечисленного повышает теплоотдачу через кожу?

а) повышение влажности воздуха б) прием небольших количеств соли

в) повышение температуры воздуха г) ограничение в питье



3. Объяснение нового материала – 25 мин.

Работа со схемой «Этапы обмена веществ».

Обмен веществ – один из главных признаков живого. Он состоит из трех этапов.

*Первый этап - поступление веществ в организм. Например, в организм человека с пищей поступают органические вещества.

*Второй этап - внутриклеточный обмен.

*Во время этого этапа из белков, жиров и углеводов образуются некоторые вредные вещества.

Прочитайте в учебнике на стр. 156 третий абзац. Найдите ответ на вопрос, какие именно вредные вещества образуются из белков, а какие – из жиров и углеводов?

Итак, какие продукты распада образуются из белков?

А из жиров и углеводов образуются …

Ребята, эти вещества не нужны клетке, и даже могут быть для нее опасны. *Поэтому очень важен третий этап – выделение продуктов обмена. Процесс выделения - это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. Благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека гомеостаз.

В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы. Какие? Проанализируйте таблицу. (У каждого ученика она есть на информационном листке)

Название органа

Вода

Углекислый газ

Твердые вещества

Кожа

700 – 900 г

4 – 6 л

7 – 9 г

Почки

1500 г

30 – 50 см3

60 – 65 г

Легкие

500 г

450 – 500 л

Нет

- Можно ли говорить, что кожа, легкие и почки выполняют в организме выделительную функцию? (Да, они выводят продукты обмена веществ из организма)

- Какие вещества выделяются через легкие? (Углекислый газ и вода)

- Какова роль кожи в выделении веществ? (Избыток солей выводится с потом через кожу)

- Как вы считаете, какой орган наиболее активно выводит из организма воду и твердые вещества? (Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы).

Строение мочевыделительной системы. (работа с таблицей «Выделительная система»)

К органам мочевыделительной системы человека относятся:

1. Почки.

2. Мочеточники.

3. Мочевой пузырь

4. Мочеиспускательный канал

Почки являются мочеобразующим органом, а мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал - мочевыводящими

Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика (задание на информационном листке)

СЛОВАРИК: две, почки, Мочеточники, объемом, форме, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса.

ТЕКСТ:

  • У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

  • Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

  • Мочевой пузырьнепарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

Предлагаю ученикам по цепочке зачитать по одному ответу.

ВЕРНЫЙ ОТВЕТ:

  • У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

  • Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

  • Мочевой пузырьнепарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

- У кого было не больше двух ошибок? - отлично улавливаете смысл текста.

- У кого три-четыре ошибки? – неплохой результат. А если больше – вам нужно учиться смысловому чтению текста.

Найдите в тексте функции почек, мочеточников, мочевого пузыря, подчеркните или впишите их.

Ответ: в почках образуется моча, мочеточники проводят ее в мочевой пузырь, мочевой пузырь накапливает мочу.

Ребята, предлагаю «Словесные пропорции». (задание на информационном листке)

Алгоритм поиска соответствия в представленных аналогиях. Необходимо вставить основную пару слов в короткое законченное по смыслу предложение — утверждение. Например: «Из органов строится система органов». Тогда для второй части подойдет только вариант «Из клеток строится ткань».

Решите предложенные пропорции, используя слова-подсказки: трубочки, почки, кожа, моча, выделение. (не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова)

Мочевой пузырь : мочевыводящий орган = ? : мочеобразующий орган

легкие : углекислый газ = почки : ?

мочевой пузырь : мускульный мешок = мочеточники : ?

Ответы: *почки, *моча,* трубочки

Давайте рассмотрим строение почки. (таблица «Строение почки»)

*Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани.

* Под капсулой расположен корковый слой почек

*Ниже – мозговой слой, *состоящий из пирамидок

*Пирамидки открываются в малые почечные чашки

*Малые чашки впадают в большие почечные чашки

*А те открываются в почечную лоханку. Вспомните, что такое лохань? (Вид корыта). В лоханку поступает моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря.

Кровь для фильтрации *поступает в почки по почечной артерии, а очищенная кровь собирается в *почечную вену.

ФИЗМИНУТКА для глаз

Нарисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линии води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончена, ты молодец!


«Нефрон - структурно-функциональная единица почки». (работа с таблицей «Строение нефрона»)

- Как вы понимаете словосочетание «Структурно-функциональная единица»?

В тетради записываем: Нефрон - самая маленькая единица почки, в которой идет фильтрация крови.

В каждой почке насчитывается около 1 млн. нефронов.

По ходу моего рассказа учащиеся записывают части нефрона в тетрадях:

Каждый нефрон начинается двухслойной капсулой .

От капсулы отходит извитой каналец, который делает петлю, а потом впадает в собирательную трубочку. Канальцев в почке очень много, их общая длина достигает 100 км. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. Очищенная кровь собирается в почечные вены.

Уберите лишнее (задание на информационном листке)

  1. Извитой каналец 1. Капиллярный клубочек

  2. Петля 2. Мочеточник

  3. Лоханка 3. Извитой каналец

  4. Собирательная трубочка 4. Капсула


Ответы:* 3. лоханка, она не является частью нефрона *2 мочеточник, он не является частью нефрона

Какими номерами на рисунке обозначены части нефрона: (работа с таблицей на доске)

Извитой каналец

Капиллярная сеть канальца

Почечная капсула

Собирательная трубочка

Капиллярный клубочек?

*Ответы: 2,1,4,5,3

Поднимите руку, у кого получилось так же? Кто допустил 1 ошибку?

Беседа. В тетрадь пишем: Работа нефрона.

В тетрадь пишем: Кровь в капсуле находится под давлением. Плазма крови фильтруется через капсулу.

Через почечные клубочки фильтруется до 1500 л крови в сутки.

Задания учащимся:

1. В крови, принесенной в нефрон содержатся как полезные, так и вредные вещества. Вспомните начало урока, схему «Обмен веществ» и дайте ответ на вопрос: какие из веществ, представленных на схеме, вы считаете полезными? (белки, глюкоза, вода). А вредными? (избыток воды, соли и мочевина).

В тетрадь пишем: Белки не фильтруются через капсулу.

В тетрадь пишем: плазма крови без белков попадает в извитой каналец – это первичная моча.

Дополняю: У человека образуется 150л первичной мочи в сутки.

В тетрадь пишем: Из первичной мочи глюкоза, аминокислоты, витамины и др. ценные вещества всасываются обратно в кровь.

Дополняю: За 1 мин. В канальце образуется 125 г фильтрата, из них 124 г. всасывается обратно.

Сделайте общий вывод о работе нефрона (Ценные вещества возвращаются в кровь, а ненужные или лишние отфильтровываются из крови, собираются в собирательной трубочке и выводятся) В тетрадь пишем: Мочевина, мочевая кислота, избыток солей обратно не всасываются, поэтому они накапливаются во вторичной моче.

Дополняю: В результате обратного всасывания у взрослого человека в мочевых канальцах образуется до 1,5— 2,5 л вторичной (конечной) мочи в сутки; у детей количество мочи меньше.

Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности (задание в информационном листке)

  1. Мочевой пузырь

  2. Мочеточники

  3. Лоханка

  4. Почечные чашки

  5. Мочеиспускательный канал

*Ответ: 4,3,2,1,5

(В почечные чашки, лоханку, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал)

Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа?

1500 л ® 150 л ®1,5 л

*Ответ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки; 150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной.

Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу.

(Первичная моча содержит полезные вещества: аминокислоты, витамины, глюкозу, часть солей и воды. Вторичная моча содержит то, что нужно удалить из организма).

Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения.

Каждому на парту.

Стихотворение

Объяснения к нему

Они как два больших боба

На связках закрепились, '
У позвоночного столба
Уютно разместились

Почки расположены по обе стороны позвоночника

Имеют бобовидную форму

Фильтруют почки нашу крови
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.

Почка – биологический фильтр

Выводит вредные и лишние вещества, тем самым обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды организма

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.

Нефрон – структурно – функциональная единица почки

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Кровь фильтруется через капсулу нефрона, полезные вещества возвращаются в кровь, а вредные собираются во вторичной моче

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.


Почки – главный орган выделительной системы. Если они не будут выполнять свои функции, то в организме накопятся продукты распада. Это приведет к самоотравлению и гибели организма.

4.Закрепление и проверка усвоения темы урока. – 10 мин.


Задание 1. «СВЕТОФОР»

(у каждого красные и зеленые карточки – верный ответ - зеленая, неверный – красная)


  1. К мочевыводящим органам относятся мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал +

  2. Почки – органы бобовидной формы, расположенные в брюшной полости в поясничной области +

  3. Наружный слой почек – мозговой, внутренний – корковый

  4. Структурно-функциональная единица почки – почечное тельце

  5. Капсулы нефронов располагаются в корковом слое почек +

  6. Почки обильно снабжены кровеносными капиллярами, которые тесно переплетаются с мочевыми канальцами почек +

  7. При образовании вторичной мочи в кровяное русло вновь возвращается вода, глюкоза, витамины +

  8. Первичная моча образуется в собирательной трубочке

  9. Нефрон состоит из капсулы, извитого канальца и собирательной трубочки +

Задание 2: На модели «Разрез почки» показать и назвать все части почки


5.Итог урока. Рефлексия.

1. Продолжите фразу


Изученный материал дает мне…

Полученные знания я могу применить…

Достигнута ли цель урока?


6.Домашнее задание.

Параграф 42.

1. По желанию «О чем расскажет анализ мочи».

2. Разработать советы по предупреждению заболеваний почек.



6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Открытый урок по теме "Выделительная система"

Автор: Демидова Ксения Сергеевна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197151

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Тема урока: "Дождевой червь. Значение  дождевых червей"."
    ["seo_title"] => string(57) "tiemaurokadozhdievoichiervznachieniiedozhdievykhchierviei"
    ["file_id"] => string(6) "263089"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449484938"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок зоологии в 7 классе на тему:«Класс костные рыбы»"
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyiurokzoologhiiv7klassienatiemuklasskostnyieryby"
    ["file_id"] => string(6) "287778"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454523008"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "«Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим» "
    ["seo_title"] => string(58) "priedupriezhdieniie-zabolievanii-pochiek-pit-ievoi-riezhim"
    ["file_id"] => string(6) "112054"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408203461"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Общая характеристика класса земноводные.  Внешнее и внутреннее                              строение лягушки. "
    ["seo_title"] => string(97) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-ziemnovodnyie-vnieshnieie-i-vnutriennieie-stroieniie-liaghushki"
    ["file_id"] => string(6) "178151"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424782132"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "ИКТ на уроках русского языка/ "
    ["seo_title"] => string(31) "ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "101731"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402429371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства