kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок зоологии в 7 классе на тему:«Класс костные рыбы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучение многообразия видов рыб, их роли в природе и практической жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Ознакомить учащихся с многообразием класса костных рыб;

2. Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения представителей различных отрядов костных рыб
Развивающие:

1. Развитие навыков работы в парах и основ творческой деятельности.

2. Способствовать формированию умений выделять главное, обобщать знания, полученные из разных источников, и правильно формировать свои мысли в процессе изучения нового материала.

Воспитательные.

1.Формировать бережное отношению к природе.
2.Формировать основы экологического сознания.

  •  

Оборудование: ЦОР Зоология 7класс,отпечатанные тестовые задания, таблицы для самостоятельной работы, информационные тексты. картинки с изображением рыб разных классов на магнитах, удочка.

Ход урока

  1. Организационный момент.

    2.Проверка знаний

    Вводная беседа:

     1.Какой тип животных мы сейчас изучаем?

    2.Какие классы входят в состав этого типа?

    3.С каким классом мы сейчас знакомимся?

    4.Что вы уже знаете про животных этого класса?

    5.Давайте проверим на сколько хорошо вы знаете?

    Ученикам раздаются задания с которыми они работают в течении 4-5 минут.

    4 учащихся работают по тестам

    Вариант № 1

    Выберите правильный ответ.

    1. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды:

    А) органом обоняния   Б) органом вкуса     В) боковой линией    Г) органом слуха

    2. Жабры – это органы :

    А) кровеносной системы    Б) выделительной            В) дыхательной  

       Г) пищеварительной

    3. Кровеносная система рыб :

     А) незамкнутая   Б) замкнутая  В) состоит только из артерий

    Г) состоит только из вен

    4. С помощью плавательного пузыря рыба:

     А) быстрее передвигается     Б) воспринимает направление и силу тока

    В) переваривает пищу         Г) опускается на глубину или всплывает

    5. Рыбы относятся к типу :

    А) Хордовые        Б) Членистоногие     В) Позвоночные            Г) Бесчерепные

    6. Ланцетник относится к подтипу:

    А) бесчерепные    Б) черепные      В) хордовые   Г) членистоногие.

    7. Сердце у ланцетника:

    А) однокамерное      Б) двухкамерное     В) трехкамерное    Г) отсутствует      

    Вариант 2.

    Выберите правильный ответ.

    1. К парным плавникам относятся:

    А) только грудные    Б) только брюшные    В) брюшные и грудные

    Г) хвостовой и спинной

    2. У рыб глаза открыты, потому что  у них:

    А) веки неподвижны    Б) веки срослись   В) веки отсутствуют

    3. Половые железы самки:

     А) семенники      Б) яичники     В) яйцеклетки   Г) сперматозоиды

    4. Из икринок рыб выходятся:

    А) мальки   Б) личинки    В) маленькие рыбки

    5. Главную роль при движении рыб вперёд играют плавники:

    А) хвостовой   Б) грудные          В) спинные      Г) анальный

    6. Характерный признак бесчерепных животных:

    А) отсутствие скелета    Б) наличие внешнего скелета    В) наличие внутреннего скелета в виде хорды     Г) наличие позвоночника

    7. Нерест  - это:

    А) способ размножения   Б) сложное инстинктивное поведение в период размножения

    В) условия вызывающи замор рыбы   Г) способ питания рыбы

     1 ученик работает с ЦОР зоология « внешнее строение рыбы» 7 класс.

    Проверка выполнения заданий ученики меняются тетрадями и проводят проверку заданий своего товарища и выставляют ему отметку.

    На экране показываются правильные ответы к тестам:

    За правильно выполненное задание ученики получают 3 рыбки с одной ошибкой 2 рыбки с 2 ошибками 1 рыбку.

    2.Мотивационный этап

    1.Что вы хотите ещё узнать о рыбах?

    2.Учащиеся высказывают свои пожелания учитель записывает на доске.

    3.Что из этого наиболее важно знать для вашей жизни?

    4.Формулирование задачи урока

     3.Операционно исполнительский этап

    1.Для сохранения и укрепления своего здоровья важно знать какие продукты употреблять в пищу чтобы она приносила больше пользы нашему организму.

    2. Какая информация для этого нужна?

    3.Вы знаете как много продаётся разнообразной рыбы какую из них выбрать для полноценного питания.

    4.Я предлагаю вам поработать с информационным текстом и проанализировав его выбрать наиболее ценную рыбу для питания и объяснить свой выбор.

    5.Работа с информационным текстом.

Пищевая ценность мяса рыб

Мясо рыб весьма ценно и разнообразно по своему химическому составу и по содержанию съедобных и несъедобных частей ( кости, жабры, кишечник и др.)

В таблице приведены данные о химическом составе мяса ( мякоти) некоторых рыб ( без головы, костей и внутренностей).

Наименование рыб

Содержание, %

Калорийность, ккл

вода

белки

жиры

Минерал. в-ва

Рыбы тощие

Судак

78,9

19,0

0,8

1,3

85,3

Окунь речной

79,2

18,5

0,9

1,4

84,2

Щука

79,4

18,8

0,7

1,1

84,0

Треска

80,8

17,6

0,4

1,2

76,0

Налим

73,3

18,8

0,6

1,3

83,0

Рыбы средней жирности

Карась

78,9

17,7

1,8

1,6

92,0

Вобла каспийская и аральская

78,2

18,0

2,6

1,2

98,0

Карп прудовой

79,1

16,0

3,6

1,3

99,1

Сазан азовский крупный

75,3

18,4

5,3

1,0

125,0

Плотва крупная ( сорога, чебак)

75,6

19,0

3,8

1,6

113,0

Камбала северная

78,6

16,2

2,2

2,6

96,6

Язь

75,4

19,0

4,5

1,1

120,0

Рыбы жирные и особо жирные

Осетр русский азовский

71,4

16,4

10,9

1,3

169,0

Осетр сибирский

67,8

15,8

15,4

1,0

208,0

Морской окунь

74,9

17,8

5,9

1,4

128,0

Скумбрия черноморская

64,7

17,4

16,6

1,3

226,0

Нельма сибирская крупная

70,3

19,4

9,2

1,1

165,1

Лещ крупный

74,3

17,8

6,8

1,1

136,0

Кета амурская

67,4

20,7

11,0

0,9

187,0

Горбуша

70,5

21,0

7,1

1,4

152,0

Угорь

53,5

14,5

30,5

1,5

342,0

Пищевая ценность мяса рыбы зависит в первую очередь от выхода съедобных частей и содержания белков и жиров.

Из минеральных веществ в мясе рыб содержатся: калий, натрий, кальций, магний, медь, железо, фосфор, хлор, сера, йод

Особенно важно содержание йода, которого очень мало в других продуктах питания ( много йода в мясе морских рыб).

Из витаминов в рыбе содержатся главным образом А и Д; их много в печени, икре, внутреннем жире; имеются витамины и в мясе рыб.

Можно считать, что по пищевой ценности мясо рыб в среднем равноценно мясу домашних животных.

Но белок рыбы легче усваивается организмом, чем животный.Точно так же жир рыбы усваивается организмом быстрее и полнее.

В жирах рыб имеется свыше 80% ненасыщенных жирных кислот, которые полезны для обмена веществ в организме человека.

возраст, упитанность, время и место улова и т.д.

Чем рыба старше, тем она крупнее ( мясо крупных рыб дает меньше отходов) и почти всегда жирнее.

Самки обычно бывают крупнее самцов.

Однако некоторые рыбы с возрастом становятся хуже по вкусу, например, мясо крупных щук, налимов, белуги, трески, кефали и пр.

Распределение жира в мясе различных рыб неодинаково.

У наиболее ценных рыб жир сравнительно равномерно распределен в мясе; у некоторых видов рыб жир бывает сосредоточен преимущественно в определенных местах, например, в печени трески, минтая, налима.

Икра и печень большинства рыб значительно питательнее мяса тех же рыб, так как содержит много белков, жира, витаминов.

На качество мяса оказывают большое влияние место и время улова.

Многие рыбы из морей для икрометания ( нереста) проходят в реки, преодолевая при этом огромное расстояние ( до 2-3 тыс. км), в пути они почти не питаются (кета, горбуша совсем не питаются), а тратят запасной энергетический материал, главным образом жир.

Понятно, что в это время происходит резкое снижение веса рыбы и ухудшение качества ее мяса.

Кета, пойманная в устье Амура или в проливах между Курильскими островами, будет гораздо выше по качеству, чем кета, пойманная в верховьях Амура или в других реках побережья Дальнего Востока.

Многие рыбы при приближении нереста меняют свою окраску.

Так, кета входит в устье рек «серебряной», с блестящей серебристой окской, без пятен; мясо у нее в это время жирное, розовое.

По мере приближения к нерестилищам на боках у кеты появляются полоски, а у самца, кроме полос, вырастают горб и зубы, цвет мяса кеты становится беловатым, содержание жира падает до 0,2 – 0,5% ( с 9 – 11% при входе в реки), мясо кеты в это время не пригодно в пищу.

После икрометания истощенная рыба массами гибнет.

Наиболее низким по качеству бывает мясо рыбы сразу после нереста, наиболее высоким – за 1- 1,5 месяца до нереста.

Большинство рыб нерестится в апреле – июне, лососевые – осенью, налим – зимой.

В зависимости от образа жизни и икрометания рыбы подразделяются так:

- проходные, обитающие в морях, а для нереста поднимающиеся далеко по рекам ( осетр, белуга, белорыбица и др.)

- полупроходные, живущие в опресненных частях моря, недалеко от устьев рек и мечущие реку в устьях рек ( лещ, сазан, судак и др.)

- морские, обитающие только в морях (треска, скумбрия, камбала и др.)

- пресноводные, живущие в пресной воде ( стерлядь, налим, язь, карась и др.)

Основные промысловые рыбы

К главным семействам рыб, имеющим промысловое значение, относятся: осетровые, лососевые, карповые, окуневые, сельдевые, тресковые.

Остальные семейства имеют меньшее промысловое значение, но отдельные виды рыб вылавливают в больших количествах – щуку, сома, кефаль, скумбрию, камбалу и др.

6.Обсуждение результатов работы.

7.За хорошие аргументированные ответы ученик получает рыбку.

8.В природе большое разнообразие рыб наверное поэтому они являются героями различных сказок и пословиц давайте вспомним некоторые из них.

9. На экране показываются весёлые тестовые задания за каждый правильный ответ ученик получает рыбку

10.Дед поймал рыбку неводом а мы с вами попробуем поймать с помощью удочки.

11.Каждый ученик забрасывает удочку и вытаскивает рыбку.

12. Ваша задача узнать какую рыбку вы поймали определить к какому отряду костных рыб она относится и охарактеризовать  для этого используйте параграф учебника 23.и заполните таблицу про отряд к которому относится ваша рыбка.

13. После заполнения таблицы учащиеся отчитываются о работе другие в таблице по ходу ответа записывают самое важное. За правильный и полный ответ получают рыбку.

14.Какая рыба водится в наших водоёмах?

15. много ли её?

16.Что нужно сделать по вашему мнению для увеличению её численности?

3.Домшние задание 23.Написать свои предложения о мерах по увеличению численности рыб в наших водоёмах. Вы называли местных рыб распределите их по отрядам.

4.Рефлексия и подведение итогов урока.

Что важного вы узнали сегодня на уроке? Научились ли чему новому?

Теперь посчитайте число рыбок заработанных вами на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок зоологии в 7 классе на тему:«Класс костные рыбы»»

Открытый урок зоологии в 7 классе




На тему:

«Класс костные рыбы.»









МОУ Крисаново-Пятницкая основная общеобразовательная школа.


Учитель Климачкова Нина Михайловна.


2014 уч.год


Цель урока: изучение многообразия видов рыб, их роли в природе и практической жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Ознакомить учащихся с многообразием класса костных рыб;

2. Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения представителей различных отрядов костных рыб
Развивающие:

1. Развитие навыков работы в парах и основ творческой деятельности.

2. Способствовать формированию умений выделять главное , обобщать знания, полученные из разных источников, и правильно формировать свои мысли в процессе изучения нового материала.

Воспитательные.

1.Формировать бережное отношению к природе.
2.Формировать основы экологического сознания.

Оборудование: ЦОР Зоология 7класс,отпечатанные тестовые задания, таблицы для самостоятельной работы, информационные тексты. картинки с изображением рыб разных классов на магнитах, удочка.


Ход урока

  1. Организационный момент.

2.Проверка знаний


Вводная беседа:

1.Какой тип животных мы сейчас изучаем?

2.Какие классы входят в состав этого типа?

3.С каким классом мы сейчас знакомимся?

4.Что вы уже знаете про животных этого класса?

5.Давайте проверим на сколько хорошо вы знаете?


Ученикам раздаются задания с которыми они работают в течении 4-5 минут.

4 учащихся работают по тестам

Вариант № 1

Выберите правильный ответ.

1. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды:

А) органом обоняния Б) органом вкуса В) боковой линией Г) органом слуха

2. Жабры – это органы :

А) кровеносной системы Б) выделительной В) дыхательной

Г) пищеварительной

3. Кровеносная система рыб :

А) незамкнутая Б) замкнутая В) состоит только из артерий

Г) состоит только из вен

4. С помощью плавательного пузыря рыба:

А) быстрее передвигается Б) воспринимает направление и силу тока

В) переваривает пищу Г) опускается на глубину или всплывает

5. Рыбы относятся к типу :

А) Хордовые Б) Членистоногие В) Позвоночные Г) Бесчерепные

6. Ланцетник относится к подтипу:

А) бесчерепные Б) черепные В) хордовые Г) членистоногие.

7. Сердце у ланцетника:

А) однокамерное Б) двухкамерное В) трехкамерное Г) отсутствует





Вариант 2.

Выберите правильный ответ.

1. К парным плавникам относятся:

А) только грудные Б) только брюшные В) брюшные и грудные

Г) хвостовой и спинной

2. У рыб глаза открыты, потому что у них:

А) веки неподвижны Б) веки срослись В) веки отсутствуют

3. Половые железы самки:

А) семенники Б) яичники В) яйцеклетки Г) сперматозоиды

4. Из икринок рыб выходятся:

А) мальки Б) личинки В) маленькие рыбки

5. Главную роль при движении рыб вперёд играют плавники:

А) хвостовой Б) грудные В) спинные Г) анальный

6. Характерный признак бесчерепных животных:

А) отсутствие скелета Б) наличие внешнего скелета В) наличие внутреннего скелета в виде хорды Г) наличие позвоночника

7. Нерест - это:

А) способ размножения Б) сложное инстинктивное поведение в период размножения

В) условия вызывающи замор рыбы Г) способ питания рыбы


1 ученик работает с ЦОР зоология « внешнее строение рыбы» 7 класс.

Проверка выполнения заданий ученики меняются тетрадями и проводят проверку заданий своего товарища и выставляют ему отметку.

На экране показываются правильные ответы к тестам:

За правильно выполненное задание ученики получают 3 рыбки с одной ошибкой 2 рыбки с 2 ошибками 1 рыбку.


2.Мотивационный этап

1.Что вы хотите ещё узнать о рыбах?

2.Учащиеся высказывают свои пожелания учитель записывает на доске.

3.Что из этого наиболее важно знать для вашей жизни?

4.Формулирование задачи урока

3.Операционно исполнительский этап

1.Для сохранения и укрепления своего здоровья важно знать какие продукты употреблять в пищу чтобы она приносила больше пользы нашему организму.

2. Какая информация для этого нужна?

3.Вы знаете как много продаётся разнообразной рыбы какую из них выбрать для полноценного питания.

4.Я предлагаю вам поработать с информационным текстом и проанализировав его выбрать наиболее ценную рыбу для питания и объяснить свой выбор.


5.Работа с информационным текстом.


Пищевая ценность мяса рыб

 

Мясо рыб весьма ценно и разнообразно по своему химическому составу и по содержанию съедобных и несъедобных частей ( кости, жабры, кишечник и др.)

В таблице приведены данные о химическом составе мяса ( мякоти) некоторых рыб ( без головы, костей и внутренностей).

 

Наименование рыб

Содержание, %

Калорийность, ккл

вода

белки

жиры

Минерал. в-ва

Рыбы тощие

 

 

 

 

 

Судак

78,9

19,0

0,8

1,3

85,3

Окунь речной

79,2

18,5

0,9

1,4

84,2

Щука

79,4

18,8

0,7

1,1

84,0

Треска

80,8

17,6

0,4

1,2

76,0

Налим

73,3

18,8

0,6

1,3

83,0

Рыбы средней жирности

 

 

 

 

 

Карась

78,9

17,7

1,8

1,6

92,0

Вобла каспийская и аральская

78,2

18,0

2,6

1,2

98,0

Карп прудовой

79,1

16,0

3,6

1,3

99,1

Сазан азовский крупный

75,3

18,4

5,3

1,0

125,0

Плотва крупная ( сорога, чебак)

75,6

19,0

3,8

1,6

113,0

Камбала северная

78,6

16,2

2,2

2,6

96,6

Язь

75,4

19,0

4,5

1,1

120,0

Рыбы жирные и особо жирные

 

 

 

 

 

Осетр русский азовский

71,4

16,4

10,9

1,3

169,0

Осетр сибирский

67,8

15,8

15,4

1,0

208,0

Морской окунь

74,9

17,8

5,9

1,4

128,0

Скумбрия черноморская

64,7

17,4

16,6

1,3

226,0

Нельма сибирская крупная

70,3

19,4

9,2

1,1

165,1

Лещ крупный

74,3

17,8

6,8

1,1

136,0

Кета амурская

67,4

20,7

11,0

0,9

187,0

Горбуша

70,5

21,0

7,1

1,4

152,0

Угорь

53,5

14,5

30,5

1,5

342,0

 

Пищевая ценность мяса рыбы зависит в первую очередь от выхода съедобных частей и содержания белков и жиров.

Из минеральных веществ в мясе рыб содержатся: калий, натрий, кальций, магний, медь, железо, фосфор, хлор, сера, йод

Особенно важно содержание йода, которого очень мало в других продуктах питания ( много йода в мясе морских рыб).

Из витаминов в рыбе содержатся главным образом А и Д; их много в печени, икре, внутреннем жире; имеются витамины и в мясе рыб.

Можно считать, что по пищевой ценности мясо рыб в среднем равноценно мясу домашних животных.

Но белок рыбы легче усваивается организмом, чем животный.Точно так же жир рыбы усваивается организмом быстрее и полнее.

В жирах рыб имеется свыше 80% ненасыщенных жирных кислот, которые полезны для обмена веществ в организме человека.

возраст, упитанность, время и место улова и т.д.

Чем рыба старше, тем она крупнее ( мясо крупных рыб дает меньше отходов) и почти всегда жирнее.

Самки обычно бывают крупнее самцов.

Однако некоторые рыбы с возрастом становятся хуже по вкусу, например, мясо крупных щук, налимов, белуги, трески, кефали и пр.

Распределение жира в мясе различных рыб неодинаково.

У наиболее ценных рыб жир сравнительно равномерно распределен в мясе; у некоторых видов рыб жир бывает сосредоточен преимущественно в определенных местах, например, в печени трески, минтая, налима.

Икра и печень большинства рыб значительно питательнее мяса тех же рыб, так как содержит много белков, жира, витаминов.

На качество мяса оказывают большое влияние место и время улова.

Многие рыбы из морей для икрометания ( нереста) проходят в реки, преодолевая при этом огромное расстояние ( до 2-3 тыс. км), в пути они почти не питаются (кета, горбуша совсем не питаются), а тратят запасной энергетический материал, главным образом жир.

Понятно, что в это время происходит резкое снижение веса рыбы и ухудшение качества ее мяса.

Кета, пойманная в устье Амура или в проливах между Курильскими островами, будет гораздо выше по качеству, чем кета, пойманная в верховьях Амура или в других реках побережья Дальнего Востока.

Многие рыбы при приближении нереста меняют свою окраску.

Так, кета входит в устье рек «серебряной», с блестящей серебристой окской, без пятен; мясо у нее в это время жирное, розовое.

По мере приближения к нерестилищам на боках у кеты появляются полоски, а у самца, кроме полос, вырастают горб и зубы, цвет мяса кеты становится беловатым, содержание жира падает до 0,2 – 0,5% ( с 9 – 11% при входе в реки), мясо кеты в это время не пригодно в пищу.

После икрометания истощенная рыба массами гибнет.

Наиболее низким по качеству бывает мясо рыбы сразу после нереста, наиболее высоким – за 1- 1,5 месяца до нереста.

Большинство рыб нерестится в апреле – июне, лососевые – осенью, налим – зимой.

В зависимости от образа жизни и икрометания рыбы подразделяются так:

- проходные, обитающие в морях, а для нереста поднимающиеся далеко по рекам ( осетр, белуга, белорыбица и др.)

- полупроходные, живущие в опресненных частях моря, недалеко от устьев рек и мечущие реку в устьях рек ( лещ, сазан, судак и др.)

- морские, обитающие только в морях (треска, скумбрия, камбала и др.)

- пресноводные, живущие в пресной воде ( стерлядь, налим, язь, карась и др.)

 

Основные промысловые рыбы

К главным семействам рыб, имеющим промысловое значение, относятся: осетровые, лососевые, карповые, окуневые, сельдевые, тресковые.

Остальные семейства имеют меньшее промысловое значение, но отдельные виды рыб вылавливают в больших количествах – щуку, сома, кефаль, скумбрию, камбалу и др.


6.Обсуждение результатов работы.

7.За хорошие аргументированные ответы ученик получает рыбку.


8.В природе большое разнообразие рыб наверное поэтому они являются героями различных сказок и пословиц давайте вспомним некоторые из них.


9. На экране показываются весёлые тестовые задания за каждый правильный ответ ученик получает рыбку











10.Дед поймал рыбку неводом а мы с вами попробуем поймать с помощью удочки.

11.Каждый ученик забрасывает удочку и вытаскивает рыбку.


12. Ваша задача узнать какую рыбку вы поймали определить к какому отряду костных рыб она относится и охарактеризовать для этого используйте параграф учебника 23.и заполните таблицу про отряд к которому относится ваша рыбка.

13. После заполнения таблицы учащиеся отчитываются о работе другие в таблице по ходу ответа записывают самое важное. За правильный и полный ответ получают рыбку.

14.Какая рыба водится в наших водоёмах?

15. много ли её?

16.Что нужно сделать по вашему мнению для увеличению её численности?


3.Домшние задание 23.Написать свои предложения о мерах по увеличению численности рыб в наших водоёмах. Вы называли местных рыб распределите их по отрядам.

4.Рефлексия и подведение итогов урока.

Что важного вы узнали сегодня на уроке? Научились ли чему новому?

Теперь посчитайте число рыбок заработанных вами на уроке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок зоологии в 7 классе на тему:«Класс костные рыбы»

Автор: Климачкова Нина Михайловна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287778


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства