kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: "Дождевой червь. Значение дождевых червей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Дождевой червь. Значение  дождевых червей. Лабораторная работа №2. «Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижением, ответной реакцией на раздражение. Изучение внешнего строения дождевого червя. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах»

Цель урока:   Изучить особенности внешней  и внутренней организации дождевого червя, как представителя класса Малощетинковые, типа Кольчатые черви, их роль в природе и жизни человека.

Задачи урока: 

1.Изучить внешнее и внутреннее строение дождевого червя. Выяснить какие особенности внутреннего строения дождевого червя указывают на его более высокую организацию по сравнению по сравнению с другими червями.

2. Развивать умение  вести наблюдение за животными, сравнивать, делать выводы.

3. Способствовать формированию умения работать с инструктивными карточками, учебником, рисунками, дополнительными источниками информации; работать в группе.

Воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать любознательность, самостоятельность, развивать интерес к предмету.

Учебник/литература: «Биология 7 класс» К. Кайым, Р. Сатимбеков, Алматы: Атам?ра, 2012.

К.Жунусова Биология 6 класс, Атам?ра 2011

Оборудование:  живые  дождевые черви, пинцеты, лупы, репчатый лук, фонарик, Чашки Петри, интерактивный диск.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке вы изучили особенности строения и многообразие Кольчатых червей.

- Почему данный тип червей называют Кольчатыми?

-Какие классы включает тип Кольчатые черви?

2. Закончите предложения:

Тело кольчатых червей состоит из … слоев клеток.

Полость тела  сформировалась из клеток …  и называется   ….

Она заполнена ….

Группы органов, выполняющие общие функции называются …

У кольчатых червей имеются … системы органов.

Способность организма … утраченные части тела  называют ….

Морские многощетинковые черви ….

После укуса … кровь долго не останавливается.

III. Изучение новой темы.

      Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие  животные, которые сыграли бы столь важную роль в истории мира, как эти низкоорганизованные существа. (Дарвин Ч., 1881)

1. Классификация Дождевого червя

ТИП Кольчатые черви - Annelida
ПОДТИП Поясковые - Clitellata
КЛАСС Малощетинковые – Oligochaeta
ОТРЯД Высшие олигохеты - Lumbricomorpha
СЕМЕЙСТВО Люмбрициды -Lumbricidae
ВИД Дождевой червь – Lumbricus terrestri

2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ(В. Г. Матвеева и Т. С. Перель (1982)),

по вертикальному распределению дождевых червей в почве делят на три группы:
  поверхностно-обитающие, в том числе в компостах - Eisenia foetida, Dendroboena oktaedra, Lumbricus castaneus и др.;
    почвенно-подстилочные Lumbricus rubellus, Eisenia nordenekioldi и др.;
     норники - Lumbricus terrestris, Dendroboena platura, обитающие в глубоких слоях почвы.

3.Чаще всего встречаются: (слайд)

1. Дождевой червь четырёхгранный (Eiseniella tetraedra)

2. Дождевой червь зловонный (Eisenia foetida)

3. Дождевой червь желтовато-зелёный (Allophora chlorotica)

4. Дождевой червь красноватый (Lumbricus rubellus)

5. Дождевой червь наземный или обыкновенный (выползок) (Lumbricus terrestris)

Гигантский дождевой червь  Австралии (слайд)

4. Внешнее строение и среда обитания.

Лабораторная работа №2 «Наблюдение  за поведением дождевого червя: его передвижением, ответной реакцией на раздражение. Изучение внешнего и внутреннего строения на готовых влажных препаратах» ( Работа проводится по инструктивной карточке стр.4) Слайд.

1.Рассмотри под лупой дождевого червя. Определи форму   и размер тела.

2. Потрогай пальцами тело червя. Каково оно на ощупь?

3. Определи переднюю и заднюю части тела червя. Рассмотри расположение ротового отверстия.

4. Определи отличие между спинной и брюшной сторонами тела.

5. Понаблюдай за движением червя по различным поверхностям (бумаге, мокрому стеклу, дереву). Что ты при этом слышишь?

6. Выясни, как дождевой червь реагирует на различные раздражители : прикоснись к нему рукой, поднеси к переднему концу тела кусочек лука, освети червя фонариком. Наблюдения запиши. Сделай общий вывод о внешнем строении и ответных реакциях червя.

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Как происходит движения червя? Что облегчает его движение?(Движение анимация.)

Выводы:

1. На каждом сегменте присутствует 4 пары щетинок, направленных назад, что позволяет червю цепляться всем телом за неровности почвы и легко продвигаться вперед.

2. Тело влажное, покрыто слизью, что защищает тело от грубых частиц почвы и облегчает передвижение.

3. Органы чувств, расположенные на теле червя, помогают ориентироваться в земле, в окружающей среде.

Для того, чтобы ответить на вопрос «Какие особенности внутреннего строения дождевого червя указывают на его более высокую организацию по сравнению с кишечнополостными и другими червями? В чем это заключается?»- изучим его внутреннее строение.

5. Внутреннее строение дождевого червя. Работа в группах.

 Работа в группах ведется по инструктивным карточкам.

Группа 1. Кожно-мускульный мешок. Полость тела.( Слайд.)

Пар.15 стр.44,45

1. Определите состав кожно-мускульного мешка.

2. Какие виды мышц входят в состав кожно- мускульного мешка? Какое значение имеют?

3. Какое значение имеет слизь?

4. Определите сегментирована ли полость тела?

( Да. В каждом сегменте имеются жизненно важные органы или их части. Поэтому, перерезанный червь не погибает. Он может восстанавливать свое тело. Происходит процесс регенерации.)

Группа № 2 Пищеварительная система и питание червей. (Слайд)

Стр.45,46.Дополнительный материал.

1. Чем питается дождевой червь?

2.Определите, какие органы входят в состав пищеварительной системы? Каково их  значение?

Дополнительный материал о питании червей и червях в цветочных горшках.

Группа № 3 Кровеносная система (Слайд, анимация)

Пар.16

1. Определите, какие органы входят в состав кровеносной системы? Как происходит движение крови?

2. Почему систему называют замкнутой?

3. Что такое сердца? Какую роль выполняют?

4.Что такое капилляры? Какое значение имеет сеть капилляров в коже и внутренних органах?

! Дополнительный материал:

Кровь у дождевого червя красная. Она содержит гемоглобин, который переносит кислород к органам дождевого червя и выводит из органов и мышц углекислый газ.

Группа №4 Нервная система

Пар.16 рис. 33

1.  Используя текст и рисунок, определите порядок строения нервной системы.

2. Есть ли органы чувств у дождевого червя?

3.Какое значение имеют чувствительные клетки?

! Дополнительный материал.

На передней части дождевых  червей имеются пара обонятельных ямок и чувствительные клетки, расположенные в коже, воспринимающие различные раздражения.

Группа №5 Выделительная система. ( пар.16), дополнительный материал

выделительные органы – метанефридии. Они состоят из воронки с ресничками и выделительного канала, находящегося в следующем членике. Воронка обращена в полость тела, канальцы открываются на поверхности тела выделительной порой, через которую продукты распада удаляются из организма

Группа №6  Половая система. Размножение.

(стр. 47), стр.159- 6 класс

1. Каких животных называют гермафродитами?

2. Как происходит оплодотворение?

3. Какое развитие у дождевого червя?  (Развитие  прямое.  Из оплодотворенного яйца внутри кокона   развиваются  похожие на взрослых червей маленькие червячки )

Группа №8 Регенерация. Дополнительный материал

Выступление учеников.

 Обобщение. Для того, чтобы ответить на  проблемный вопрос назовем только особенные черты кольчатых червей

 Общая характеристика кольчатых червей

1. Тело всегда сегментировано.

2. Сегментация выражена не только во внешнем строении, но и во внутреннем, а также в повторяемости многих внутренних органов.

3. Имеют вторичную полость тела (целом)

4. Полость тела разделена перегородками.

5. Кровеносная система замкнутая.

6. Выделительные органы открытого типа.

7. Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. Надглоточный узел «головной мозг».

8. Органами передвижения являются щетинки (по8 в каждом сегменте)

Вывод: Кольчатые черви имеют более высокую организацию тела и процессов жизнедеятельности по сравнению  с плоскими и круглыми червями.  Это высшие черви.

IY. Закрепление

Закончи  предложения.    (Слайд)

1. Группы органов, выполняющие общие функции называются …

2. У кольчатых червей имеются … системы органов.

3. Пищеварительная система дождевого червя начинается … и заканчивается….

4. Дождевой червь цепляется при движении за неровности почвы при помощи…

5. Кровеносная система дождевого червя состоит из…

6. Кожно-мускульный мешок дождевого червя состоит из ….

7. Дождевой червь…, оплодотворение у него ….

8. Развитие дождевых червей….

9. Нервная система дождевого червя состоит из ….

10. Дыхание ….

Роль дождевых червей в природе ( Слайд)

  • Круговорот веществ в природе
  • Образуют перегной - гумус (органическая часть почвы, богатая питательными веществами) – «хлеб» для растений (98% почвенного азота, 60% фосфора, 80% калия и др. минеральные элементы для роста растений)
  • Звено в цепи питания
  • Образуют дренаж почвы
  • Обеззараживают почву
  • Рыхлят почву
  • Создают вентиляцию почвы
  • Подготавливают земли для роста растений

Роль дождевых червей в жизни человека  

Гумусное (органическое) удобрение.

2. БАВ (биологически активные вещества - незаменимые аминокислоты, ферменты, витамины) используются в:

  • ветеринарии,
  • фармакологии,
  • косметологии,
  • сельском хозяйстве,
  • биотехнологических отраслях.

3. Корм для рыб, домашних животных.

4. Белковая мука, консервы.

5. Переработка навоза, отходов.

6. Изучение процессов регенерации

Y. Итог урока. Оценивание

YI. Домашнее задание

Пар.40 (7кл) Стр.141, 150, 159 -6кл

Рабочая тетрадь тема №13

*Составить 5 тестовых вопросов или кроссворд по теме «Дождевой червь»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Дождевой червь. Значение дождевых червей".»





Тема урока: Дождевой червь. Значение дождевых червей. Лабораторная работа №2. «Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижением, ответной реакцией на раздражение. Изучение внешнего строения дождевого червя. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах»

Цель урока:  Изучить особенности внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя класса Малощетинковые, типа Кольчатые черви, их роль в природе и жизни человека.

Задачи урока: 

1.Изучить внешнее и внутреннее строение дождевого червя. Выяснить какие особенности внутреннего строения дождевого червя указывают на его более высокую организацию по сравнению по сравнению с другими червями.

2. Развивать умение вести наблюдение за животными, сравнивать, делать выводы.

3. Способствовать формированию умения работать с инструктивными карточками, учебником, рисунками, дополнительными источниками информации; работать в группе.

Воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать любознательность, самостоятельность, развивать интерес к предмету.

Учебник/литература: «Биология 7 класс» К. Кайым, Р. Сатимбеков, Алматы: Атамүра, 2012.

К.Жунусова Биология 6 класс, Атамұра 2011

Оборудование:  живые дождевые черви, пинцеты, лупы, репчатый лук, фонарик, Чашки Петри, интерактивный диск.

Ход урока:


I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке вы изучили особенности строения и многообразие Кольчатых червей.

- Почему данный тип червей называют Кольчатыми?

-Какие классы включает тип Кольчатые черви?

2. Закончите предложения:

Тело кольчатых червей состоит из … слоев клеток.

Полость тела сформировалась из клеток … и называется ….

Она заполнена ….

Группы органов, выполняющие общие функции называются …

У кольчатых червей имеются … системы органов.

Способность организма … утраченные части тела называют ….

Морские многощетинковые черви ….

После укуса … кровь долго не останавливается.

III. Изучение новой темы.

Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные, которые сыграли бы столь важную роль в истории мира, как эти низкоорганизованные существа. (Дарвин Ч., 1881)

1. Классификация Дождевого червя

ТИП Кольчатые черви - Annelida
ПОДТИП Поясковые - Clitellata
КЛАСС Малощетинковые – Oligochaeta
ОТРЯД Высшие олигохеты - Lumbricomorpha
СЕМЕЙСТВО Люмбрициды -Lumbricidae
ВИД Дождевой червь – Lumbricus terrestri

2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ(В. Г. Матвеева и Т. С. Перель (1982)),

по вертикальному распределению дождевых червей в почве делят на три группы:
поверхностно-обитающие, в том числе в компостах - Eisenia foetida, Dendroboena oktaedra, Lumbricus castaneus и др.;
почвенно-подстилочные Lumbricus rubellus, Eisenia nordenekioldi и др.;
 норники - Lumbricus terrestris, Dendroboena platura, обитающие в глубоких слоях почвы.

3.Чаще всего встречаются: (слайд)

1. Дождевой червь четырёхгранный (Eiseniella tetraedra)

2. Дождевой червь зловонный (Eisenia foetida)

3. Дождевой червь желтовато-зелёный (Allophora chlorotica)

4. Дождевой червь красноватый (Lumbricus rubellus)

5. Дождевой червь наземный или обыкновенный (выползок) (Lumbricus terrestris)

Гигантский дождевой червь Австралии (слайд)

4. Внешнее строение и среда обитания.

Лабораторная работа №2 «Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижением, ответной реакцией на раздражение. Изучение внешнего и внутреннего строения на готовых влажных препаратах» ( Работа проводится по инструктивной карточке стр.4) Слайд.

1.Рассмотри под лупой дождевого червя. Определи форму и размер тела.

2. Потрогай пальцами тело червя. Каково оно на ощупь?

3. Определи переднюю и заднюю части тела червя. Рассмотри расположение ротового отверстия.

4. Определи отличие между спинной и брюшной сторонами тела.

5. Понаблюдай за движением червя по различным поверхностям (бумаге, мокрому стеклу, дереву). Что ты при этом слышишь?

6. Выясни, как дождевой червь реагирует на различные раздражители : прикоснись к нему рукой, поднеси к переднему концу тела кусочек лука, освети червя фонариком. Наблюдения запиши. Сделай общий вывод о внешнем строении и ответных реакциях червя.

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Как происходит движения червя? Что облегчает его движение?(Движение анимация.)

Выводы:

1. На каждом сегменте присутствует 4 пары щетинок, направленных назад, что позволяет червю цепляться всем телом за неровности почвы и легко продвигаться вперед.

2. Тело влажное, покрыто слизью, что защищает тело от грубых частиц почвы и облегчает передвижение.

3. Органы чувств, расположенные на теле червя, помогают ориентироваться в земле, в окружающей среде.

Для того, чтобы ответить на вопрос «Какие особенности внутреннего строения дождевого червя указывают на его более высокую организацию по сравнению с кишечнополостными и другими червями? В чем это заключается?»- изучим его внутреннее строение.

5. Внутреннее строение дождевого червя. Работа в группах.

Работа в группах ведется по инструктивным карточкам.

Группа 1. Кожно-мускульный мешок. Полость тела.( Слайд.)

Пар.15 стр.44,45

1. Определите состав кожно-мускульного мешка.

2. Какие виды мышц входят в состав кожно- мускульного мешка? Какое значение имеют?

3. Какое значение имеет слизь?

4. Определите сегментирована ли полость тела?

( Да. В каждом сегменте имеются жизненно важные органы или их части. Поэтому, перерезанный червь не погибает. Он может восстанавливать свое тело. Происходит процесс регенерации.)

Группа № 2 Пищеварительная система и питание червей. (Слайд)

Стр.45,46.Дополнительный материал.

1. Чем питается дождевой червь?

2.Определите, какие органы входят в состав пищеварительной системы? Каково их значение?

Дополнительный материал о питании червей и червях в цветочных горшках.

Группа № 3 Кровеносная система (Слайд, анимация)

Пар.16

1. Определите, какие органы входят в состав кровеносной системы? Как происходит движение крови?

2. Почему систему называют замкнутой?

3. Что такое сердца? Какую роль выполняют?

4.Что такое капилляры? Какое значение имеет сеть капилляров в коже и внутренних органах?

!!! Дополнительный материал:

Кровь у дождевого червя красная. Она содержит гемоглобин, который переносит кислород к органам дождевого червя и выводит из органов и мышц углекислый газ.

Группа №4 Нервная система

Пар.16 рис. 33

1. Используя текст и рисунок, определите порядок строения нервной системы.

2. Есть ли органы чувств у дождевого червя?

3.Какое значение имеют чувствительные клетки?

!!! Дополнительный материал.

На передней части дождевых червей имеются пара обонятельных ямок и чувствительные клетки, расположенные в коже, воспринимающие различные раздражения.

Группа №5 Выделительная система. ( пар.16), дополнительный материал

выделительные органы – метанефридии. Они состоят из воронки с ресничками и выделительного канала, находящегося в следующем членике. Воронка обращена в полость тела, канальцы открываются на поверхности тела выделительной порой, через которую продукты распада удаляются из организма

Группа №6 Половая система. Размножение.

(стр. 47), стр.159- 6 класс

1. Каких животных называют гермафродитами?

2. Как происходит оплодотворение?

3. Какое развитие у дождевого червя? (Развитие прямое. Из оплодотворенного яйца внутри кокона развиваются похожие на взрослых червей маленькие червячки )

Группа №8 Регенерация. Дополнительный материал

Выступление учеников.

Обобщение. Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос назовем только особенные черты кольчатых червей

Общая характеристика кольчатых червей

1. Тело всегда сегментировано.

2. Сегментация выражена не только во внешнем строении, но и во внутреннем, а также в повторяемости многих внутренних органов.

3. Имеют вторичную полость тела (целом)

4. Полость тела разделена перегородками.

5. Кровеносная система замкнутая.

6. Выделительные органы открытого типа.

7. Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. Надглоточный узел «головной мозг».

8. Органами передвижения являются щетинки (по8 в каждом сегменте)

Вывод: Кольчатые черви имеют более высокую организацию тела и процессов жизнедеятельности по сравнению с плоскими и круглыми червями. Это высшие черви.

IY. Закрепление

Закончи предложения. (Слайд)

1. Группы органов, выполняющие общие функции называются …

2. У кольчатых червей имеются … системы органов.

3. Пищеварительная система дождевого червя начинается … и заканчивается….

4. Дождевой червь цепляется при движении за неровности почвы при помощи…

5. Кровеносная система дождевого червя состоит из…

6. Кожно-мускульный мешок дождевого червя состоит из ….

7. Дождевой червь…, оплодотворение у него ….

8. Развитие дождевых червей….

9. Нервная система дождевого червя состоит из ….

10. Дыхание …..

Роль дождевых червей в природе ( Слайд)

  • Круговорот веществ в природе

  • Образуют перегной - гумус (органическая часть почвы, богатая питательными веществами) – «хлеб» для растений (98% почвенного азота, 60% фосфора, 80% калия и др. минеральные элементы для роста растений)

  • Звено в цепи питания

  • Образуют дренаж почвы

  • Обеззараживают почву

  • Рыхлят почву

  • Создают вентиляцию почвы

  • Подготавливают земли для роста растений

Роль дождевых червей в жизни человека

Гумусное (органическое) удобрение.

2. БАВ (биологически активные вещества - незаменимые аминокислоты, ферменты, витамины) используются в:

      • ветеринарии,

      • фармакологии,

      • косметологии,

      • сельском хозяйстве,

      • биотехнологических отраслях.

3. Корм для рыб, домашних животных.

4. Белковая мука, консервы.

5. Переработка навоза, отходов.

6. Изучение процессов регенерации



Y. Итог урока. Оценивание

YI. Домашнее задание

Пар.40 (7кл) Стр.141, 150, 159 -6кл

Рабочая тетрадь тема №13

*Составить 5 тестовых вопросов или кроссворд по теме «Дождевой червь»










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Тема урока: "Дождевой червь. Значение дождевых червей".

Автор: Мартынова Людмила Владимировна

Дата: 07.12.2015

Номер свидетельства: 263089

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект урока  биологии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "197602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428259094"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Открытый урок  биологии  6 класса на тему:   «Размножение многоклеточных животных» "
    ["seo_title"] => string(86) "otkrytyi-urok-biologhii-6-klassa-na-tiemu-razmnozhieniie-mnoghoklietochnykh-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "126247"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415128729"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока на тему "Луг - природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lugh-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "153242"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420985397"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока:  Тип Кольчатые черви. Дождевой червь "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-tip-kol-chatyie-chiervi-dozhdievoi-chierv"
    ["file_id"] => string(6) "212464"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431857287"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока познания мира "Почва и её состав" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-pochva-i-ieio-sostav"
    ["file_id"] => string(6) "114153"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411318208"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства