kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема урока: «Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим»

8 класс

Цель: рассмотреть влияние заболеваний почек на здоровье человека. Задачи: формировать умения: самостоятельно работать с дополнительной литературой, извлекая из нее нужную информацию; делать сообщения, формулировать вопросы и отвечать на них. Рассмотреть роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом.

Оборудование: таблицы «Органы выделения», «Вред алкоголя», презентация, видеофильм, мультимедийный проектор.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

(Слайд 2)Учитель:1.Какие структуры почки выполняют функции биологического фильтра? (Роль биологического фильтра выполняют стенки капилляров и капсул нефронов.)

(Слайд 3)2.Что такое нефрон? Как он устроен? Как работает?

(Схема строения нефрона (клубочек и часть проксимального канальца — на разрезе): 1 — приносящая клубочковая артериола; 2 — выносящая клубочковая артериола; 3 — клубочковая капиллярная сеть; 4 — внутренняя и наружная части капсулы почечного клубочка (Шумлянского—Боумена); 5 — просвет капсулы; 6 — проксимальный каналец; 7 — нисходящая часть петли Генле; 8 — восходящая часть петли Генле; 9 — дистальный каналец; 10 — собирательная трубка)

(Нефрон – структура и функциональная единица почки. Начинается нефрон тонкостенной капсулой, которая вместе с клубочком кровеносных капилляров образует почечное тельце. Стенки капсулы нефрона состоят из эпителиальных клеток, образующих наружную и внутреннюю пластинки, между которыми имеется полость, переходящая в тонкий каналец нефрона.

Образование мочи начинается с фильтрации плазмы крови и кровеносных капилляров в капсулы нефронов. Роль биологического фильтра выполняют стенки капилляров и капсул нефронов. Через эти фильтры из крови, протекающей по капиллярам клубочков, в капсулы проникает вода и все растворенные в ней вещества, за исключением белков – они остаются в крови.

Жидкость, профильтрованная в полость капсул нефронов, называется первичной мочой. По составу она отличается от крови тем, что в ней нет клеток крови и белков.

Первичная моча поступает в канальцы нефронов.

Следующий этап образования мочи – обратное всасывание в кровеносные капилляры из канальцев нефронов воды, многих солей, аминокислот, глюкозы и других веществ. Мочевина, мочевая кислота и некоторые другие вещества не всасываются в кровь или всасываются частично. Поэтому концентрация мочевины в образовавшейся вторичной моче возрастает в десятки раз.)

(Слайд 4)3. Что происходит с первичной мочой в процессе обратного всасывания? Чем она отличается от вторичной?

(Первичная моча состоит из воды и растворенных в ней веществ, которые поступили в нее из плазмы крови, кроме белков.При обратном всасывании первичная моча теряет воду, многие соли, аминокислоты, глюкозу и т. д. и превращается во вторичную мочу, содержащую мочевину, мочевую кислоту и т. д.)

(Слайд 5)4. Какую функцию выполняют почки?

(Почки – это главные органы выделения у позвоночных животных.)

5. Работа с учебником:

(Слайд 6)На рисунке 69 найдите органы мочевыделительной  системы и проследите путь мочи от почек до мочеиспускательного канала. [1]

(Слайд 7)6. Работа в тетрадях:

Опишите работу нефрона по следующему плану:

А) Как плазма крови попадает в каналец нефрона?

Б) Какие вещества содержатся в плазме?

В) Почему клетки крови  и белки не могут попасть в почечный каналец?

Г) Какие вещества остаются в канальце, а какие всасываются обратно в кровь?

Д) Каким образом почки поддерживают постоянство состава крови, например, содержания сахара?

7. Какие сосуды – почечные артерии или почечные вены содержат очищенную от жидких продуктов распада кровь? [1]

8. Письменная тестовая работа:[2]

Выберите  из предложенных суждений правильные:

1. Единственный орган выделения человека – почки

2. Мочеточник выходит из почечной лоханки.

3. Моча образуется из плазмы крови.

4. Стенки капилляров и почечной капсулы выполняют функцию фильтра.

5. Вторичная моча  - это профильтрованная плазма крови.

6. Почечная лоханка открывается в мочевой пузырь.

7. Мочеобразование происходит в мочевом пузыре.

8. Вторичная моча образуется после обратного всасывания части веществ в кровь.

9. Если в крови много сахара и белка, они появятся и в моче.

10. Мочеиспускательный канал открывается по мере накопления мочи.

Правильные: 2, 3,4,8, 10.

9. Закончите недописанные фразы: [2]

1. Структурная единица почек - … (нефрон)

2. В среднем за сутки с мочой выделяется 60 г солей. Больше всего…. (поваренной соли)

3. Концентрация мочевины во вторичной моче по сравнению с первичной увеличивается в ….  раз (в 100 раз)

4. Моча представляет собой прозрачную жидкость светло – желтого цвета. При отстаивании выпадает осадок. Образовавшаяся муть состоит из … (минеральных веществ)

10. Подберите к следующим вопросам правильные ответы:[2]

1. Среди перечисленных ниже найдите орган выделительной системы.

а) тонкая кишка; б) аппендикс; в) слепая кишка; г) почка.

2. В каком органе из крови отфильтровываются лекарства, избыток воды, минеральных солей, остаточные продукты обмена?

а) в печени; б) в почках; в) в прямой кишке; г) в лёгких.

3. Что такое выделение?

а) поступление пищеварительных соков в кишечник; б) удаление каловых масс из прямой кишки; в) отдача тепла из организма во внешнюю среду; г) удаление конечных продуктов окисления и распада веществ из организма.

4. Что входит в нефрон?

а) почечные канальцы; б) почечные капсулы; в) почечные капсулы и канальцы; г) почечная лоханка и мочеточник.

5. Чем регулируется деятельность почек?

а) нервной системой; б) гуморальной системой; в) нервной и гуморальной системами; г) железами внутренней секреции.

Ответы:

1

2

3

4

5

г

б

г

в

в

 

11. Ответьте на следующие вопросы:[2]

1. Какова длина почечных канальцев? (70 км)

2. Какого вещества в моче больше всего? (поваренной соли)

3. Сколько мочи может вместиться в мочевой пузырь? (1 л)

4. Каким веществом обусловлен неприятный запах мочи? (ацетоном)

III. Изучение нового материала.

План:

1. Роль водного и солевого обмена в организме, значение почек в поддержании постоянства внутренней среды. (Рассказ учителя с элементами беседы, просмотр видеофильма)[3]

2. Питьевой режим. Правила потребления воды в условиях жаркой погоды. (Рассказ учителя с элементами беседы)[3]

3. Нарушения в питании и диете. Употребление алкоголя. (Рассказ - беседа с использованием таблиц и схем).[3]

5. «Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы. Инфекционные заболевания почек» (Сообщения учеников)

6. Пути распространения инфекции в органах мочевыделительной системы

(нисходящие и восходящие инфекции) (использование схем и таблиц)

7. Причины заболеваний почек и их профилактика (Составление с учениками таблицы)

1. Учитель: почки являются жизненно важными органами нашего тела. Нарушение или прекращение их функции неминуемо ведет к отравлению организма теми веществами, которые обычно выводятся с мочой. При нарушении работы почек эти вещества скапливаются в крови и приводят к возникновению тяжелейших состояний, нередко заканчивающихся смертью.

2.Сообщения учеников«Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы. Инфекционные заболевания почек»

 (Слайд 8)Составление схемы с учащимися «Пути распространения инфекции в органах мочевыделительной системы»

 

Нисходящие инфекции

Восходящие инфекции

Ангина

Охлаждение организма

Заболевания ротовой полости

Простуда

Кариес

Несоблюдение правил личной гигиены.

(Слайд 9)Составление таблицы с учащимися «Причины заболеваний почек и их профилактика»

Причины заболеваний почек

Меры профилактики

Возбудители инфекционных заболеваний

Своевременное лечение зубов, ангин, простуд; одежда по сезону, закаливание; соблюдение правил личной гигиены.

Острая пища

Не злоупотреблять острой пищей.

Алкоголь

Не употреблять алкоголь

Ядовитые вещества

Осторожное обращение с ядами.

Лекарственные средства

Употребление лекарств только по назначению врача.

 

IV. Закрепление изученного материала. Рефлексия.

Рефлексия

На доске написано…

- Мое сегодняшнее открытие…

- Мне это пригодится в жизни, чтобы …

(Слайд 10)А сейчас, составьте синквейн по схеме, которую вы видите на слайде.

(Ключевое слово - Почки.)

V.Задание на дом: повторить материал учебника на с. 159 – 162,  параграф 40.

Вариант 1: составить кроссворд о мочевыделительной системе.

Вариант 2: подготовитьпрезентацию«Предупреждение заболеваний почек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим» »

Тема урока: «Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим»

8 класс

Цель: рассмотреть влияние заболеваний почек на здоровье человека. Задачи: формировать умения: самостоятельно работать с дополнительной литературой, извлекая из нее нужную информацию; делать сообщения, формулировать вопросы и отвечать на них. Рассмотреть роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом.

Оборудование: таблицы «Органы выделения», «Вред алкоголя», презентация, видеофильм, мультимедийный проектор.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

(Слайд 2)Учитель:1.Какие структуры почки выполняют функции биологического фильтра? (Роль биологического фильтра выполняют стенки капилляров и капсул нефронов.)

(Слайд 3)2.Что такое нефрон? Как он устроен? Как работает?

(Схема строения нефрона (клубочек и часть проксимального канальца — на разрезе): 1 — приносящая клубочковая артериола; 2 — выносящая клубочковая артериола; 3 — клубочковая капиллярная сеть; 4 — внутренняя и наружная части капсулы почечного клубочка (Шумлянского—Боумена); 5 — просвет капсулы; 6 — проксимальный каналец; 7 — нисходящая часть петли Генле; 8 — восходящая часть петли Генле; 9 — дистальный каналец; 10 — собирательная трубка)

(Нефрон – структура и функциональная единица почки. Начинается нефрон тонкостенной капсулой, которая вместе с клубочком кровеносных капилляров образует почечное тельце. Стенки капсулы нефрона состоят из эпителиальных клеток, образующих наружную и внутреннюю пластинки, между которыми имеется полость, переходящая в тонкий каналец нефрона.

Образование мочи начинается с фильтрации плазмы крови и кровеносных капилляров в капсулы нефронов. Роль биологического фильтра выполняют стенки капилляров и капсул нефронов. Через эти фильтры из крови, протекающей по капиллярам клубочков, в капсулы проникает вода и все растворенные в ней вещества, за исключением белков – они остаются в крови.

Жидкость, профильтрованная в полость капсул нефронов, называется первичной мочой. По составу она отличается от крови тем, что в ней нет клеток крови и белков.

Первичная моча поступает в канальцы нефронов.

Следующий этап образования мочи – обратное всасывание в кровеносные капилляры из канальцев нефронов воды, многих солей, аминокислот, глюкозы и других веществ. Мочевина, мочевая кислота и некоторые другие вещества не всасываются в кровь или всасываются частично. Поэтому концентрация мочевины в образовавшейся вторичной моче возрастает в десятки раз.)

(Слайд 4)3. Что происходит с первичной мочой в процессе обратного всасывания? Чем она отличается от вторичной?

(Первичная моча состоит из воды и растворенных в ней веществ, которые поступили в нее из плазмы крови, кроме белков.При обратном всасывании первичная моча теряет воду, многие соли, аминокислоты, глюкозу и т. д. и превращается во вторичную мочу, содержащую мочевину, мочевую кислоту и т. д.)

(Слайд 5)4. Какую функцию выполняют почки?

(Почки – это главные органы выделения у позвоночных животных.)

5. Работа с учебником:

(Слайд 6)На рисунке 69 найдите органы мочевыделительной системы и проследите путь мочи от почек до мочеиспускательного канала. [1]

(Слайд 7)6. Работа в тетрадях:

Опишите работу нефрона по следующему плану:

А) Как плазма крови попадает в каналец нефрона?

Б) Какие вещества содержатся в плазме?

В) Почему клетки крови и белки не могут попасть в почечный каналец?

Г) Какие вещества остаются в канальце, а какие всасываются обратно в кровь?

Д) Каким образом почки поддерживают постоянство состава крови, например, содержания сахара?

7. Какие сосуды – почечные артерии или почечные вены содержат очищенную от жидких продуктов распада кровь? [1]

8. Письменная тестовая работа:[2]

Выберите из предложенных суждений правильные:

1. Единственный орган выделения человека – почки

2. Мочеточник выходит из почечной лоханки.

3. Моча образуется из плазмы крови.

4. Стенки капилляров и почечной капсулы выполняют функцию фильтра.

5. Вторичная моча - это профильтрованная плазма крови.

6. Почечная лоханка открывается в мочевой пузырь.

7. Мочеобразование происходит в мочевом пузыре.

8. Вторичная моча образуется после обратного всасывания части веществ в кровь.

9. Если в крови много сахара и белка, они появятся и в моче.

10. Мочеиспускательный канал открывается по мере накопления мочи.

Правильные: 2, 3,4,8, 10.

9. Закончите недописанные фразы: [2]

1. Структурная единица почек - … (нефрон)

2. В среднем за сутки с мочой выделяется 60 г солей. Больше всего…. (поваренной соли)

3. Концентрация мочевины во вторичной моче по сравнению с первичной увеличивается в …. раз (в 100 раз)

4. Моча представляет собой прозрачную жидкость светло – желтого цвета. При отстаивании выпадает осадок. Образовавшаяся муть состоит из … (минеральных веществ)

10. Подберите к следующим вопросам правильные ответы:[2]

1. Среди перечисленных ниже найдите орган выделительной системы.

а) тонкая кишка; б) аппендикс; в) слепая кишка; г) почка.

2. В каком органе из крови отфильтровываются лекарства, избыток воды, минеральных солей, остаточные продукты обмена?

а) в печени; б) в почках; в) в прямой кишке; г) в лёгких.

3. Что такое выделение?

а) поступление пищеварительных соков в кишечник; б) удаление каловых масс из прямой кишки; в) отдача тепла из организма во внешнюю среду; г) удаление конечных продуктов окисления и распада веществ из организма.

4. Что входит в нефрон?

а) почечные канальцы; б) почечные капсулы; в) почечные капсулы и канальцы; г) почечная лоханка и мочеточник.

5. Чем регулируется деятельность почек?

а) нервной системой; б) гуморальной системой; в) нервной и гуморальной системами; г) железами внутренней секреции.

Ответы:

1

2

3

4

5

г

б

г

в

в


11. Ответьте на следующие вопросы:[2]

1. Какова длина почечных канальцев? (70 км)

2. Какого вещества в моче больше всего? (поваренной соли)

3. Сколько мочи может вместиться в мочевой пузырь? (1 л)

4. Каким веществом обусловлен неприятный запах мочи? (ацетоном)

III. Изучение нового материала.

План:

1. Роль водного и солевого обмена в организме, значение почек в поддержании постоянства внутренней среды. (Рассказ учителя с элементами беседы, просмотр видеофильма)[3]

2. Питьевой режим. Правила потребления воды в условиях жаркой погоды. (Рассказ учителя с элементами беседы)[3]

3. Нарушения в питании и диете. Употребление алкоголя. (Рассказ - беседа с использованием таблиц и схем).[3]

5. «Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы. Инфекционные заболевания почек» (Сообщения учеников)

6. Пути распространения инфекции в органах мочевыделительной системы

(нисходящие и восходящие инфекции) (использование схем и таблиц)

7. Причины заболеваний почек и их профилактика (Составление с учениками таблицы)

1. Учитель: почки являются жизненно важными органами нашего тела. Нарушение или прекращение их функции неминуемо ведет к отравлению организма теми веществами, которые обычно выводятся с мочой. При нарушении работы почек эти вещества скапливаются в крови и приводят к возникновению тяжелейших состояний, нередко заканчивающихся смертью.

2.Сообщения учеников«Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы. Инфекционные заболевания почек»

(Слайд 8)Составление схемы с учащимися «Пути распространения инфекции в органах мочевыделительной системы»


Нисходящие инфекции

Восходящие инфекции

Ангина

Охлаждение организма

Заболевания ротовой полости

Простуда

Кариес

Несоблюдение правил личной гигиены.


(Слайд 9)Составление таблицы с учащимися «Причины заболеваний почек и их профилактика»


Причины заболеваний почек

Меры профилактики

Возбудители инфекционных заболеваний

Своевременное лечение зубов, ангин, простуд; одежда по сезону, закаливание; соблюдение правил личной гигиены.

Острая пища

Не злоупотреблять острой пищей.

Алкоголь

Не употреблять алкоголь

Ядовитые вещества

Осторожное обращение с ядами.

Лекарственные средства

Употребление лекарств только по назначению врача.


IV. Закрепление изученного материала. Рефлексия.

Рефлексия

На доске написано…

- Мое сегодняшнее открытие…

- Мне это пригодится в жизни, чтобы …

(Слайд 10)А сейчас, составьте синквейн по схеме, которую вы видите на слайде.

(Ключевое слово - Почки.)

V.Задание на дом: повторить материал учебника на с. 159 – 162, параграф 40.

Вариант 1: составить кроссворд о мочевыделительной системе.

Вариант 2: подготовитьпрезентацию«Предупреждение заболеваний почек»













6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим»

Автор: Усеналиева Асфенгуль Жусуповна

Дата: 16.08.2014

Номер свидетельства: 112054

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Закаливающие процедуры в Детском саду"
    ["seo_title"] => string(41) "zakalivaiushchiieprotsieduryvdietskomsadu"
    ["file_id"] => string(6) "305562"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457961752"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Анализ заболеваемости дошкольников "
    ["seo_title"] => string(37) "analiz-zabolievaiemosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "237345"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444300654"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства