Тема урока: «Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим»
8 класс
Цель: рассмотреть влияние заболеваний почек на здоровье человека. Задачи: формировать умения: самостоятельно работать с дополнительной литературой, извлекая из нее нужную информацию; делать сообщения, формулировать вопросы и отвечать на них. Рассмотреть роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом.
Оборудование: таблицы «Органы выделения», «Вред алкоголя», презентация, видеофильм, мультимедийный проектор.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
(Слайд 2)Учитель:1.Какие структуры почки выполняют функции биологического фильтра? (Роль биологического фильтра выполняют стенки капилляров и капсул нефронов.)
(Слайд 3)2.Что такое нефрон? Как он устроен? Как работает?
(Схема строения нефрона (клубочек и часть проксимального канальца — на разрезе): 1 — приносящая клубочковая артериола; 2 — выносящая клубочковая артериола; 3 — клубочковая капиллярная сеть; 4 — внутренняя и наружная части капсулы почечного клубочка (Шумлянского—Боумена); 5 — просвет капсулы; 6 — проксимальный каналец; 7 — нисходящая часть петли Генле; 8 — восходящая часть петли Генле; 9 — дистальный каналец; 10 — собирательная трубка)
(Нефрон – структура и функциональная единица почки. Начинается нефрон тонкостенной капсулой, которая вместе с клубочком кровеносных капилляров образует почечное тельце. Стенки капсулы нефрона состоят из эпителиальных клеток, образующих наружную и внутреннюю пластинки, между которыми имеется полость, переходящая в тонкий каналец нефрона.
Образование мочи начинается с фильтрации плазмы крови и кровеносных капилляров в капсулы нефронов. Роль биологического фильтра выполняют стенки капилляров и капсул нефронов. Через эти фильтры из крови, протекающей по капиллярам клубочков, в капсулы проникает вода и все растворенные в ней вещества, за исключением белков – они остаются в крови.
Жидкость, профильтрованная в полость капсул нефронов, называется первичной мочой. По составу она отличается от крови тем, что в ней нет клеток крови и белков.
Первичная моча поступает в канальцы нефронов.
Следующий этап образования мочи – обратное всасывание в кровеносные капилляры из канальцев нефронов воды, многих солей, аминокислот, глюкозы и других веществ. Мочевина, мочевая кислота и некоторые другие вещества не всасываются в кровь или всасываются частично. Поэтому концентрация мочевины в образовавшейся вторичной моче возрастает в десятки раз.)
(Слайд 4)3. Что происходит с первичной мочой в процессе обратного всасывания? Чем она отличается от вторичной?
(Первичная моча состоит из воды и растворенных в ней веществ, которые поступили в нее из плазмы крови, кроме белков.При обратном всасывании первичная моча теряет воду, многие соли, аминокислоты, глюкозу и т. д. и превращается во вторичную мочу, содержащую мочевину, мочевую кислоту и т. д.)
(Слайд 5)4. Какую функцию выполняют почки?
(Почки – это главные органы выделения у позвоночных животных.)
5. Работа с учебником:
(Слайд 6)На рисунке 69 найдите органы мочевыделительной системы и проследите путь мочи от почек до мочеиспускательного канала. [1]
(Слайд 7)6. Работа в тетрадях:
Опишите работу нефрона по следующему плану:
А) Как плазма крови попадает в каналец нефрона?
Б) Какие вещества содержатся в плазме?
В) Почему клетки крови и белки не могут попасть в почечный каналец?
Г) Какие вещества остаются в канальце, а какие всасываются обратно в кровь?
Д) Каким образом почки поддерживают постоянство состава крови, например, содержания сахара?
7. Какие сосуды – почечные артерии или почечные вены содержат очищенную от жидких продуктов распада кровь? [1]
8. Письменная тестовая работа:[2]
Выберите из предложенных суждений правильные:
1. Единственный орган выделения человека – почки
2. Мочеточник выходит из почечной лоханки.
3. Моча образуется из плазмы крови.
4. Стенки капилляров и почечной капсулы выполняют функцию фильтра.
5. Вторичная моча - это профильтрованная плазма крови.
6. Почечная лоханка открывается в мочевой пузырь.
7. Мочеобразование происходит в мочевом пузыре.
8. Вторичная моча образуется после обратного всасывания части веществ в кровь.
9. Если в крови много сахара и белка, они появятся и в моче.
10. Мочеиспускательный канал открывается по мере накопления мочи.
Правильные: 2, 3,4,8, 10.
9. Закончите недописанные фразы: [2]
1. Структурная единица почек - … (нефрон)
2. В среднем за сутки с мочой выделяется 60 г солей. Больше всего…. (поваренной соли)
3. Концентрация мочевины во вторичной моче по сравнению с первичной увеличивается в …. раз (в 100 раз)
4. Моча представляет собой прозрачную жидкость светло – желтого цвета. При отстаивании выпадает осадок. Образовавшаяся муть состоит из … (минеральных веществ)
10. Подберите к следующим вопросам правильные ответы:[2]
1. Среди перечисленных ниже найдите орган выделительной системы.
а) тонкая кишка; б) аппендикс; в) слепая кишка; г) почка.
2. В каком органе из крови отфильтровываются лекарства, избыток воды, минеральных солей, остаточные продукты обмена?
а) в печени; б) в почках; в) в прямой кишке; г) в лёгких.
3. Что такое выделение?
а) поступление пищеварительных соков в кишечник; б) удаление каловых масс из прямой кишки; в) отдача тепла из организма во внешнюю среду; г) удаление конечных продуктов окисления и распада веществ из организма.
4. Что входит в нефрон?
а) почечные канальцы; б) почечные капсулы; в) почечные капсулы и канальцы; г) почечная лоханка и мочеточник.
5. Чем регулируется деятельность почек?
а) нервной системой; б) гуморальной системой; в) нервной и гуморальной системами; г) железами внутренней секреции.
Ответы:
1
2
3
4
5
г
б
г
в
в
11. Ответьте на следующие вопросы:[2]
1. Какова длина почечных канальцев? (70 км)
2. Какого вещества в моче больше всего? (поваренной соли)
3. Сколько мочи может вместиться в мочевой пузырь? (1 л)
4. Каким веществом обусловлен неприятный запах мочи? (ацетоном)
III. Изучение нового материала.
План:
1. Роль водного и солевого обмена в организме, значение почек в поддержании постоянства внутренней среды. (Рассказ учителя с элементами беседы, просмотр видеофильма)[3]
2. Питьевой режим. Правила потребления воды в условиях жаркой погоды. (Рассказ учителя с элементами беседы)[3]
3. Нарушения в питании и диете. Употребление алкоголя. (Рассказ - беседа с использованием таблиц и схем).[3]
5. «Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы. Инфекционные заболевания почек» (Сообщения учеников)
6. Пути распространения инфекции в органах мочевыделительной системы
(нисходящие и восходящие инфекции) (использование схем и таблиц)
7. Причины заболеваний почек и их профилактика (Составление с учениками таблицы)
1. Учитель: почки являются жизненно важными органами нашего тела. Нарушение или прекращение их функции неминуемо ведет к отравлению организма теми веществами, которые обычно выводятся с мочой. При нарушении работы почек эти вещества скапливаются в крови и приводят к возникновению тяжелейших состояний, нередко заканчивающихся смертью.
2.Сообщения учеников«Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы. Инфекционные заболевания почек»
(Слайд 8)Составление схемы с учащимися «Пути распространения инфекции в органах мочевыделительной системы»
Нисходящие инфекции
Восходящие инфекции
Ангина
Охлаждение организма
Заболевания ротовой полости
Простуда
Кариес
Несоблюдение правил личной гигиены.
(Слайд 9)Составление таблицы с учащимися «Причины заболеваний почек и их профилактика»
Причины заболеваний почек
Меры профилактики
Возбудители инфекционных заболеваний
Своевременное лечение зубов, ангин, простуд; одежда по сезону, закаливание; соблюдение правил личной гигиены.
Острая пища
Не злоупотреблять острой пищей.
Алкоголь
Не употреблять алкоголь
Ядовитые вещества
Осторожное обращение с ядами.
Лекарственные средства
Употребление лекарств только по назначению врача.
IV. Закрепление изученного материала. Рефлексия.
Рефлексия
На доске написано…
- Мое сегодняшнее открытие…
- Мне это пригодится в жизни, чтобы …
(Слайд 10)А сейчас, составьте синквейн по схеме, которую вы видите на слайде.
(Ключевое слово - Почки.)
V.Задание на дом: повторить материал учебника на с. 159 – 162, параграф 40.
Вариант 1: составить кроссворд о мочевыделительной системе.
Вариант 2: подготовитьпрезентацию«Предупреждение заболеваний почек»