Просмотр содержимого документа
««Основные свойства живых организмов»»
Пояснительная записка
Конспект данного учебного занятия разработан для 9 классов основного уровня изучения биологии. Урок разработан по программе среднего (полного) общего образования по биологии, автор В.Б. Захаров, (Программы для общеобразовательных учреждений, новый образовательный стандарт, Биология 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2011). Тема этого учебного занятия входит в раздел №1 тематического плана «Основные свойства живых организмов».
Проект конспекта учебного занятия
Город Магнитогорск
МОУ СОШ №5 УИМ
Учитель: Субботина Лариса Петровна
Класс 9
Предмет биология
Тема учебного занятия: «Основные свойства живых организмов»
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Методы обучения: проблемно – диалоговые.
Цели: Систематизация знаний учащихся о свойствах живых систем.
Задачи:
Дать понятие жизни и живым системам;
Развить представления об особенностях живых систем;
Научить находить и анализировать необходимую информацию;
Воспитывать культуру учебного труда.
Межпредметные связи:
. Неорганическая химия (таблица элементов периодической системы Д.И. Менделеева);
. Органическая химия (углеводы, жиры, белки);
Метапредметными результатами являются:
1) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
2) умение находить информацию о биологических объектах в разных источниках и работать с текстом учебника, выделять главное; составлять план; анализировать информацию, определять понятия;
3) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
Предметными результатами являются:
• выделение существенных признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека;) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);
• сравнение биологических объектов и систем неживой природы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: описание биологических объектов и процессов и объяснение их результатов, умение делать выводы и заключения.
Личностными результатами являются:
1) Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание единства живой природы на основании общности свойств живых организмов.
Оборудование: учебный класс с 1 компьютером и мультимедийной установкой, живые растения: декоративные цветущие растения, комнатные растения (бегония, бальзамин, фуксия, пеларгония зональная), таблица: «Системы человека», модели животных, Система программ 1С: Образование 3.0, Биология 6 - 11 класс, таблица элементов периодической системы Д.И. Менделеева, ЦОР: «Основные свойства живых организмов».
Ход учебного занятия.
1. Этап учебного занятия: Организационный момент.
Время: 1 минута
Цель: Настроить на восприятие нового материала
Компетенции: Знать правила поведения на уроке. Уметь готовиться к уроку.
Методы: словесный
Форма: фронтальная
Используемые цифровые ресурсы: нет
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.
Форма контроля: педагогическое наблюдение
2. Этап учебного занятия: Актуализация знаний по теме. Определение темы урока.
Время: 10 минут
Цель: Раскрыть понятие жизнь.
Компетенции: умение слушать, воспринимать цели, делать выводы.
Метод: Объяснительно-иллюстративный
Используемые цифровые ресурсы: Система программ 1С: Образование 3.0, Биология 6 -9 класс. Растения. Грибы. Лишайники. Зоология 7 класс. Анатомия 8 класс.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Сообщает тему урока (Приложение №1), план урока.
Сегодня мы с вами в полной мере раскроем понятие - жизнь, а так же свойства живых систем на планете Земля.
(Приложение №2)
Предлагает открыть учебник на стр. 11, самостоятельно прочитать определение жизни по Ф.Энгельсу и М.В. Волькенштейну.
(Приложение №3)
Записывают тему урока в тетрадь.
Активно слушают. Приводят примеры жизни с разных позиций, используют знания химии, физики и анатомии.
Записывают в рабочей тетради.
3. Этап учебного занятия: Изучение нового материала
Время: 30 минут
Цель: Систематизация знаний учащихся о свойствах живых систем.
Компетенции: Знать основные биологические понятия, выбирать главное, воспринимать цели, делать выводы.
Метод: Объяснительно-иллюстративный, самостоятельной работы с учебником.
Используемые цифровые ресурсы: Система программ 1С: Образование 3.0, Биология 6 -9 класс. Растения. Грибы. Лишайники. Зоология 7 класс. Анатомия 8 класс.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Предлагает учащимся вспомнить из ранее изученных курсов, что им известно о признаках живых и неживых систем, затем демонстрирует фрагмент ЦОР.
Указывает на общее сходство всех живых организмов - химический состав.
Ставит задачи:
- из каких химических элементов состоят вещества?
- есть ли химические элементы, свойственные только живым организмам?
При этом на экране - таблица элементов периодической системы Д.И. Менделеева.(Приложение№4)
Рассказывает, какими свойствами отличаются молекулы органических веществ, после чего проводит самостоятельную работу.
Предлагает открыть учебник на стр. 9 - 10 , самостоятельно прочитать и выписать свойства живых организмов в рабочую тетрадь:
1.Что такое обмен веществ?
Учитель подводит учащихся к обобщению процессов, утверждая, что ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы; в первом случае вещества образуются, во втором – разрушаются. (Приложение №5)
Предлагает заполнить схему.
2. Что такое самовоспроизведение (репродукция)?Что лежит в его основе? (Приложение №6)
Предлагает проверить предположения, посмотрев материалы ЦОР.
3.Что такое рост и развитие?
Демонстрирует фотографии людей, начиная с младенцев и заканчивая пожилыми людьми. Дает задание сформулировать определение понятия «индивидуальное развитие» и «историческое развитие»
(Приложение №7)
4.Что такоенаследственность?
(Приложение №8)
5.Что такое изменчивость? Почему потомки не идентичны своим родителям? (Приложение №9)
Предлагает оформить в тетрадях рисунок на тему: «Судьба трех горошин» (разные судьбы в зависимости от условий среды).
6.Что такое раздражимость?
Какое значение она имеет для приспособления к условиям среды?
(Приложение №10)
Предлагает оформить в тетрадях рисунок на тему: «Питание амебы» и «Амеба в соленой капле», где учащиеся должны поставить векторами движение амебы.
Активно слушают.
Учувствуют в диалоге.
Выполняют задания. Заполняют таблицу.
Сравнительная характеристика, содержания химических элементов в живой и неживой природе.
Живая система
Неживая система
Форма контроля: самоконтроль путем работы в парах. Обсуждают ошибки.
Приводят к выводу о стабильности больших молекул и усложнении организации вещества живого.
Выполняют задание учителя.
Учащиеся вспоминают ранее изученный материал и с помощью коррекции учителя обобщают понятие обмена веществ.
Приводят примеры обмена веществ в растительном и животном организме, используя знания ботаники, зоологии и анатомии.
Самостоятельная работа.
Обсуждают и записывают выводы в тетрадь: диссимиляция и ассимиляция тесно взаимосвязаны и друг без друга невозможны. Ведь если в клетке не будут синтезироваться сложные вещества, то нечему будет распадаться, когда потребуется энергия
Учащиеся вспоминают ранее изученный материал и с помощью коррекции учителя обобщают понятиесамовоспроизведение, как основного признака продлевающего вид.
Один учащийся делает обобщение и говорит, что многоклеточные организмы, в разных условиях среды, могут размножаться как бесполым, так и половым путём.
Обсуждают и записывают выводы в тетрадь: у животных эволюция идёт от гермафродитов до раздельнополых, от наружного оплодотворения до внутреннего, от икры, затем личиночные оболочки, до внутриутробного вынашивания организма (с заботой о потомстве).
Предлагают версии ответа.
Самостоятельная работа с учебником.
Записывают определение « онтогенез» и «филогенез» в тетрадь.
Учащиеся вспоминают ранее изученный материал по анатомии.
Самостоятельная работа.
Приводят свои доводы:
- Это способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение.
- способствует появлению новых признаков, а значит, и лучшей приспособленности организмов среде обитания.
Самостоятельная работа в парах. Придумывают, рисуют, делают выводы:
- Это способность организмов приобретать собственные признаки в процессе онтогенеза.
- отбираются и выживают особи, наиболее приспособленные к конкретным условиям среды.
- приводит к появлению новых форм жизни, возникновению новых видов.
Учащиеся вспоминают ранее изученный материал по зоологии и с помощью коррекции учителя обобщают понятие раздражимость.
Самостоятельная работа.
Обсуждают результаты работы.
3. Этап учебного занятия Закрепление знаний.
Время: 3 минуты
Цель: проверить степень усвоения знаний по теме: «Основные свойства живых организмов»
Компетенции: Знать основные биологические понятия, выбирать главное, делать выводы.
Метод: словесный.
Используемые цифровые ресурсы: нет
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Подводит итоги работы. Организует обсуждение результатов работы на уроке.
Делают выводы, исходя из темы урока:
- живые организмы отличаются от неживых систем – объектов, изучаемых химией и физикой, - своей исключительной сложностью и высокой структурной и функциональной упорядоченностью.
4. Этап учебного занятия Заключительная часть. Обсуждение домашнего задания.
Время: 1 минута
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формулирует домашнее задание:
Глава 1, стр. 9 -11, повторить изученный материал. Выучить определения.
Записывают домашнее задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ№1
Биология – наука о жизни, изучает все проявления жизни: строение, функции, развитие и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и с другими живыми организмами.
Жизнь:
- особая форма движения материи;
- обмен веществ и энергии в организме;
- жизнедеятельность в организме;
- самовоспроизведение организмов, которое обеспечивается передачей генетической информации от поколения к поколению.
ПРИЛОЖЕНИЕ№2
ПРИЛОЖЕНИЕ№3
Определение жизни.
Современное диалектико - материалистическое:
Жизнь - это качественно особая и высшая форма существования, развития и движения материи.
Жизнь- способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянное самообновление химических составных частей этих тел. (Ф. Энгельс «Анти – Дюринг»)
Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот. (М. В. Волькенштейн)
Жизнь- это макромолекулярная система с определённой иерархической организацией , способная к воспроизведению , обмену веществ и регулируемому потоку энергии . (К. Гробстейн)