Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС). УМК "Живой организм" А.А. Плешаков,Н.И. Сонин
Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС). УМК "Живой организм" А.А. Плешаков,Н.И. Сонин
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета биология составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897
- федеральным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённым приказом Минобразования России от 09. 03. 2004 №1312;
- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденного 17.08.2012г.
- Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ «Сусловская СОШ» от 30.08.2013г. № 160.
В основу рабочей программы положена программа Н. И. Сонина, В. Б. Захарова ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИООГИИ. 5 – 9 КЛАССЫ. – М.: Дрофа, 2013. – 383с
Цель: Подготовка к восприятию предмета биологии в старших классах. Формирование первоначальных знаний о живых организмах и присущих им свойствах, строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли; о месте человека в системе живой природы, последствиях его действий на Земле.
Обучающие задачи:
• Формировать первоначальные знания о живых организмах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли;
• Сформировать представление о месте человека в системе живой природы, последствиях его действий на Земле.
• Формировать у учащихся представление об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
• Развивать знания об основных методах биологической науки;
• Овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
• Развить умения и навыки наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторными оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных.
Развивающие задачи:
• Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
• Прививать учащимся интерес к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
Воспитательные задачи:
• Воспитать позитивное ценностное отношение к природе;
• Формировать ценностное отношение к жизни как феномену;
• Развить у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры, воспитание любви к природе;
- признание права каждого на собственное мнение;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
- умение слушать и слышать другое мнение
Метапредметные результаты:
умения:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи;
- проводить простейшую классификацию живых организмов;
- - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- основные признаки представителей Царств живой природы.
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
- определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Структура и содержание учебного предмета
( 34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч).
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка-элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная) Лабораторная работа 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа» Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч).
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч).
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы. Лабораторная работа 4 «Определение наиболее распространённых растений и животных» Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»
Раздел 4. Человек на Земле (6 ч).
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи
Демонстрация. Ядовитые растения и опасные животные своей местности. Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 5 « Измерение своего роста и массы тела»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС). УМК "Живой организм" А.А. Плешаков,Н.И. Сонин »
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета биология составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897
- федеральным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённым приказом Минобразования России от 09. 03. 2004 №1312;
- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденного 17.08.2012г.
- Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ «Сусловская СОШ» от 30.08.2013г. № 160.
- учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа» утверждённым приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 23.06.2014 года № 115;
В основу рабочей программы положена программа Н. И. Сонина, В. Б. Захарова ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИООГИИ. 5 – 9 КЛАССЫ. – М.: Дрофа, 2013. – 383с
Цель: Подготовка к восприятию предмета биологии в старших классах.Формирование первоначальных знаний о живых организмах и присущих им свойствах, строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли; о месте человека в системе живой природы, последствиях его действий на Земле.
Обучающие задачи:
• Формировать первоначальные знания о живых организмах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли;
• Сформировать представление о месте человека в системе живой природы, последствиях его действий на Земле.
• Формировать у учащихся представление об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
• Развивать знания об основных методах биологической науки;
• Овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
• Развить умения и навыки наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторными оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных.
Развивающие задачи:
• Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
• Прививать учащимся интерес к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
Воспитательные задачи:
• Воспитать позитивное ценностное отношение к природе;
• Формировать ценностное отношение к жизни как феномену;
• Развить у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему федеральному базисному учебному плану и в соответствии с учебным планом МБОУ «Сусловская СОШ» из федерального компонента на изучение учебного предмета биология 5 класс основной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель).
Ведущие идеи
Раздел «Ведение в биологию» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Заканчивается изучение биологии в 5 классе научными представлениями о происхождении человека, рассматриваются изменения в природе вызванные его деятельностью, важнейшие экологические проблемы. Уделяется внимание здоровью человека и безопасности его жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры, воспитание любви к природе;
- признание права каждого на собственное мнение;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
- умение слушать и слышать другое мнение
Метапредметные результаты:
умения:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи;
проводить простейшую классификацию живых организмов;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
- находить и использовать причинно-следственные связи;
строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
основные признаки живой природы;
устройство светового микроскопа;
основные органоиды клетки;
основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
основные признаки представителей Царств живой природы.
основные среды обитания живых организмов;
природные зоны нашей планеты, их обитателей.
предков человека, их характерные черты, образ жизни;
основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать методы биологических исследований;
работать с лупой и световым микроскопом;
узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;
устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
различать изученные объекты в природе, на таблицах;
устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
сравнивать различные среды обитания;
характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
приводить примеры обитателей морей и океанов;
наблюдать за живыми организмами.
объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
объяснять роль растений и животных в жизни человека;
обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
соблюдать правила поведения в природе;
различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Информация об используемом УМК
В состав УМК по биологии 5 класс входят:
1. Авторская программа Н.И. Сонин, В.Б. Захаров
2. Учебник А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс
3. Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс»
4. Рабочая тетрадь к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс»
Информация о количестве учебных часов.
На изучение учебного предмета «Биология. Введение в биологию» 5 класс в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным планом, отводится 34 часа по 1 часу в неделю.
№
Наименование разделов, тем
Количество часов
Всего
теоретические
повт. Обобщ
проект
практические
контрольные
1
Живой организм: строение и изучение
8
4
-
-
3
1
2
Многообразие живых организмов
14
10
1
2
1
3
Среда обитания живых организмов
6
3
-
-
2
1
4
Человек на земле
6
3
1
1
1
итого
34
20
1
3
6
4
Формы контроля уровня достижений учащихся
В целях определения степени освоения учащимися учебного предмета биология 5 класс текущий контроль осуществляется в следующих формах:
- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме);
- письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических работ, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов);
- выполнение мини-проектов.
Изучение учебного предмета завершается контрольным тестом, который включает задания с выбором одного ответа, выбор правильных высказываний, знание основных биологических терминов.
Структура и содержание учебного предмета
( 34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч).
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка-элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная)
Лабораторная работа 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»
Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч).
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч).
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 4 «Определение наиболее распространённых растений и животных»
Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»
Раздел 4. Человек на Земле (6 ч).
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи
Демонстрация.
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа 5 « Измерение своего роста и массы тела»
Тематическое планирование
Тема
Содержание
Практика
Контроль
Виды деятельности
Живой организм: строение и изучение.
(8 часов)
Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Великие естествоиспытатели
Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная)
Лабораторная работа 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»
Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»
Контрольная работа 1 «Живой организм: строение и изучение»
Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов.
Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук
Многообразие живых организмов.
(14 часов)
Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека
Контрольная работа 2 «Многообразие живых организмов»
Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно‑популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении
Среда обитания живых организмов.
(6 часов)
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны. Жизнь в морях и океанах
Лабораторная работа 4 «Определение наиболее распространённых растений и животных»
Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»
Контрольная работа 3 «Среда обитания живых организмов»
Характеризуют и сравнивают основные
среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны
редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред
Человек на Земле
(6 часов)
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни
Лабораторная работа 5 «Измерение своего роста и массы тела»
Контрольная работа 4 «Человек на Земле»
Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения
степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету.
1. Средства обучения на печатной основе:
1. Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина Биология. Введение в биологию. 5 класс. - М.: Дрофа, 2013
2. Плешаков А. А.,
Биология. Введение в биологию. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2013
3. Программаосновного общего образования. Биология. 5-9 классы / Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. - М.: Дрофа, 2013
4. Примерная программа основного общего образования по биологии 5-9 классы.
М: Просвещение, 2013г.
5. Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Раздаточные
Микроскоп
Посуда и принадлежности для опытов
Демонстрационные
Штатив лабораторный
Лабораторные
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии
Изображения натуральных объектов:
Таблицы « Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения»
Комплект таблиц « Строение и систематика цветковых растений»
Таблицы «Зоология . Беспозвоночные»
Таблицы «Зоология Позвоночные»
Технические средства обучения:
Компьютер, мультимедийная установка
Цифровые и электронные образовательные реурсы:
Биология. Введение в биологию. 5 класс : мультимедийное приложение к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. - М.: Дрофа, 2015. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
З.Интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Электронные приложения к учебникам. - Режим доступа : http://www.drofa.ru/catnews/dl/ main/biologyhttp://ict.edu.ru/lib/school-catalog
Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"
http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. МинОбр РФ
Открытый класс
http://school-collection.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный государственный образовательный стандарт
Федеральный портал «Российское образование»
Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей
Педсовет.org
Живой журнал Методичка
12-й Всероссийский интернет-педсовет
http://festival.1september.ru/articles/subjects/5
Фестиваль педагогических идей. Биология
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.
Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам
Метапредметные:
Овладеть исследовательской и проектной деятельностью, научиться видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.
Уметь работать с разными источниками биологической информации.
Научиться выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; здоровью, своему и окружающих.
Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию.
Предметные:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Научить выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий) и процессов.
Научить приводить доказательства (аргументацию) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
Научить классифицировать биологические объекты.
Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.
Научить различать на таблицах части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространённых растений, домашних животных; опасных животных и растений.
Научить сравнивать биологические объекты и процессы уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
Научить выявлять приспособленность организмов к среде; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей органов, систем органов и их функциями.
Научить овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановке биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно – ориентационной сфере:
Знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни.
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Соблюдать правила работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности:
Научить оказанию приёмов первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.
В эстетической сфере:
Уметь выявлять эстетические достоинства объектов живой природы