| 2. Актуализация знаний, мотивация. 5 мин. | Что такое обмен веществ? 
 
 
 
 Какие Вы знаете черты сходства и различия в обмене веществ у растений и животных? 
 
 - Какие органы растений принимают участие в обмене веществ? - Какие системы органов животных участвуют в процессах обмена веществ? 
 
 Из предложенного списка выберете лишнее: А) акула, кит, олень, лошадь Б) медведь, кошка, жаба, лиса В) рыба, лягушка, собака, ящерица   Почему обмен веществ у холоднокровных и теплокровных животных протекает по - разному? | Обмен веществ – процесс образования сложных веществ из простых с затратой энергии и распад сложных соединений на простые с выделением энергии Растение, в отличии от животных, усваивает энергию солнечного света, из неорганических веществ образуют органические вещества Стебель, лист 
 
 Пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная 
 
 А) акула Б) жаба В) собака 
 
 У холоднокровных реакции обмена идут медленно, кровь в их организме слабо насыщенная кислородом, у теплокровных – все наоборот. |  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной | 
  |  4.Решение учебной    задачи  (20-25 мин)  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 5. Физкульминутка 
 |  Как вы думаете, каково значение опорных систем в жизни растений и животных?  Давайте проверим ваше предположение с помощью учебника. Откройте параграф 15 учебника.  Работа по вариантам  I вариант на с 97 (2- 3 абзацы), с.98 (1абзац) учебника находит функции опорных систем животных.  II вариант на с. 100 (1-абзац) находит функции опорных систем растений.  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Какие общие функции выполняют скелеты растений и животных, чем отличаются?  
 
  Итак, что же такое скелет?  Скелет – это совокупность твердых образований в организме, выполняющих опорную и защитную функции.  Далее поговорим о видах скелетов животных и выполним лабораторную работу.  Приложение 1. Инструктивная карта  Лабораторная работа  «Разнообразие опорных систем животных»  Цель: Изучить разнообразие опорных систем животных  Оборудование: коллекция насекомых, скелет рыбы, лягушки, кошки.  Ход работы Прочитайте текст, рассмотрите внешний вид насекомых, скелеты хордовых животных и выполните задание.  Различают два основных типа скелета - наружный и внутренний.    Наружный скелет имеют некоторые простейшие, многие моллюски, членистоногие – это раковины улиток, мидий, устриц, твердые панцири раков, крабов, легкие, но прочные покровы насекомых.
 Раковины моллюсков состоят из извести и рогоподобного вещества. Они прочные, но тяжелые, поэтому большинство моллюсков ведут малоподвижный образ жизни. Скелет членистоногих значительно легче. Он состоит в основном из хитина – вещества, выделяемого клетками кожи. У таких членистоногих, как крабы, раки, он пропитывается минеральными солями и становится еще прочнее, образуя панцирь.
  Из беспозвоночных внутренний скелет имеют, как вы уже знаете, некоторые простейшие (радиолярии) и головоногие моллюски.  У позвоночных внутренний скелет состоит из трех отделов – скелета головы, скелета туловища и скелета конечностей. Образован он из костной и/или хрящевой ткани. Хрящевой скелет на протяжении всей жизни имеют акулы и скаты. А у большинства животных он на ранних стадиях развития хрящевой, а с возрастом почти полностью заменяется костью.  1. Заполните таблицу: Типы скелетов:        | Представители животного мира | Наружный скелет | Внутренний скелет |   | Устрицы | 
 | 
 |   | Насекомые | 
 | 
 |   | Раки | 
 | 
 |   | Радиолярии | 
 | 
 |   | Земноводные | 
 | 
 |   | Птицы | 
 | 
 |   
  2. Вставьте пропущенные слова.    К скелету крепятся____. При их сокращении части скелета приводятся в _______, благодаря этому животные могут_____. У позвоночных ______ состоит из 3 отделов: ____, ______, _____.  3. Вывод:    1. Какое значение имеет скелет для живых организмов?    2. Какие типы скелетов Вам стали известны?  
  Снятие напряжения.  Руки подняли и покачали –  Это деревья в лесу.  Руки согнули, кисти встряхнули –  Ветер сбивает листву.  В стороны руки, плавно помашем –  Это к нам птицы летят.  Как они тихо садятся, покажем –  Крылья сложили назад.  
 
  
 
  Теперь поговорим о скелете растений.  Стволы некоторых растений, например, ели, могут вырастать до нескольких десятков метров, они выдерживают порывы ветра и сильные дожди. Почему?  -Вспомните, из каких тканей состоит любой орган растения?  - Какая из них придает прочность растению?    - Есть ли отличия в строении и расположении механической ткани в клетках корня, стебля, листа?    Давайте для ответа на эти вопросы рассмотрим внутреннее строение этих органов.  В стебле механическая ткань часто образует некое подобие цилиндра, проходящего внутри, или располагается вдоль него отдельными тяжами, обеспечивая его прочность.  В корне, наоборот, механическая ткань сосредоточена в центре, повышая сопротивление корня на разрыв. Клетки здесь различны по строению, но имеют общий признак – очень толстые стенки. Механическую роль играет также древесина, особенно хорошо развитая в стволах деревьев. |  Высказывают свои мнения.  
 
  
 
  
 
  Обсуждение результатов. Внесение данных в таблицу:  Функции скелета     | Для животных | Для растений   |   | Форма тела | Выносят листья к свету |   | Каркас, устойчивый к сжатию | Каркас, устойчивый на изгиб |   | Защита от повреждений | Опора |   | Опора для внутренних органов | Форма тела |   | Движение | 
 |   Общие – опора, защита, каркас. Отличия – у животных при сокращении мышц части скелета приводятся в движение.  
 
  
 
  
 
  
 
  Выполнение и оформление лабораторной работы.  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Обсуждение результатов выполнения лабораторной работы.      | Представители животного мира | Наружный скелет | Внутренний скелет |   | Устрицы | + | 
 |   | Насекомые | + | 
 |   | Раки | + | 
 |   | Радиолярии | + | 
 |   | Земноводные | 
 | + |   | Птицы | 
 | + |   
 
  К скелету крепятся мышцы. При их сокращении части скелета приводятся в движение, благодаря этому животные могут передвигаться. У позвоночных скелет состоит из 3 отделов: головного, туловищного, конечностей.  
 
  
 
  Выполняют двигательные упражнения.  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Высказывают свои мнения  
 
  
 
  Механические, образовательные, проводящие, покровные, основные.  Механические  Высказывают свои мнения  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 |  Слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ.  Выполнять действия для решения поставленной учебной задачи.  Осуществлять поиск и отбор необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.  Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.  Определять успешность выполнения своего задания с опорой на эталон.  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Производить взаимооценку в соответствии с предложенными критериями.  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Определять успешность выполнения своего задания с опорой на эталон.  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Осуществлять совместную двигательную деятельность.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Строить обоснованное    речевое высказывание.  Осуществлять наблюдение, сравнение.  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 | 
  |  5. Первичное    закрепление.  
 
 |  Для закрепления изученных знаний, выполним задание из инструктивной карточки.  Работа в парах: распределите предложенных вам животных на группы в зависимости от типа их скелета.  1- Улитка, 2 - кошка, 3 - пчела, 4 - кряква, 5 - дождевой червь, 6 -морской окунь, 7 - лягушка, 8 - рак, 9 - черепаха, 10 - морской еж, 11 - пиявка, 12 - человек.  Проблемная ситуация.    Куда отнести дождевого червя и пиявку?  Для мягкотелых животных характерен гидроскелет. У них имеется полостная жидкость, заключенная внутри мышечных стенок тела. Эта жидкость оказывает давление на мышцы, а те, в свою очередь, способны сокращаться, преодолевая это давление. (Иллюстрация значения внутренней жидкости как опоры на примере тюбика из-под зубной пасты.)    На каком свойстве жидкости основан принцип работы гидроскелет?  -  Каково значение скелета? |  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Жидкость плохо сжимается |  Строить обоснованное    речевое высказывание. Определять успешность выполнения своего задания |