2. Актуализация знаний, мотивация. 5 мин. | Что такое обмен веществ?
Какие Вы знаете черты сходства и различия в обмене веществ у растений и животных?
- Какие органы растений принимают участие в обмене веществ? - Какие системы органов животных участвуют в процессах обмена веществ?
Из предложенного списка выберете лишнее: А) акула, кит, олень, лошадь Б) медведь, кошка, жаба, лиса В) рыба, лягушка, собака, ящерица Почему обмен веществ у холоднокровных и теплокровных животных протекает по - разному? | Обмен веществ – процесс образования сложных веществ из простых с затратой энергии и распад сложных соединений на простые с выделением энергии Растение, в отличии от животных, усваивает энергию солнечного света, из неорганических веществ образуют органические вещества Стебель, лист
Пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная
А) акула Б) жаба В) собака
У холоднокровных реакции обмена идут медленно, кровь в их организме слабо насыщенная кислородом, у теплокровных – все наоборот. | Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной |
4.Решение учебной задачи (20-25 мин)
5. Физкульминутка | Как вы думаете, каково значение опорных систем в жизни растений и животных? Давайте проверим ваше предположение с помощью учебника. Откройте параграф 15 учебника. Работа по вариантам I вариант на с 97 (2- 3 абзацы), с.98 (1абзац) учебника находит функции опорных систем животных. II вариант на с. 100 (1-абзац) находит функции опорных систем растений.
Какие общие функции выполняют скелеты растений и животных, чем отличаются?
Итак, что же такое скелет? Скелет – это совокупность твердых образований в организме, выполняющих опорную и защитную функции. Далее поговорим о видах скелетов животных и выполним лабораторную работу. Приложение 1. Инструктивная карта Лабораторная работа «Разнообразие опорных систем животных» Цель: Изучить разнообразие опорных систем животных Оборудование: коллекция насекомых, скелет рыбы, лягушки, кошки. Ход работы Прочитайте текст, рассмотрите внешний вид насекомых, скелеты хордовых животных и выполните задание. Различают два основных типа скелета - наружный и внутренний. Наружный скелет имеют некоторые простейшие, многие моллюски, членистоногие – это раковины улиток, мидий, устриц, твердые панцири раков, крабов, легкие, но прочные покровы насекомых.
Раковины моллюсков состоят из извести и рогоподобного вещества. Они прочные, но тяжелые, поэтому большинство моллюсков ведут малоподвижный образ жизни. Скелет членистоногих значительно легче. Он состоит в основном из хитина – вещества, выделяемого клетками кожи. У таких членистоногих, как крабы, раки, он пропитывается минеральными солями и становится еще прочнее, образуя панцирь. Из беспозвоночных внутренний скелет имеют, как вы уже знаете, некоторые простейшие (радиолярии) и головоногие моллюски. У позвоночных внутренний скелет состоит из трех отделов – скелета головы, скелета туловища и скелета конечностей. Образован он из костной и/или хрящевой ткани. Хрящевой скелет на протяжении всей жизни имеют акулы и скаты. А у большинства животных он на ранних стадиях развития хрящевой, а с возрастом почти полностью заменяется костью. 1. Заполните таблицу: Типы скелетов: Представители животного мира | Наружный скелет | Внутренний скелет | Устрицы | | | Насекомые | | | Раки | | | Радиолярии | | | Земноводные | | | Птицы | | | 2. Вставьте пропущенные слова. К скелету крепятся____. При их сокращении части скелета приводятся в _______, благодаря этому животные могут_____. У позвоночных ______ состоит из 3 отделов: ____, ______, _____. 3. Вывод: 1. Какое значение имеет скелет для живых организмов? 2. Какие типы скелетов Вам стали известны? Снятие напряжения. Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает листву. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад.
Теперь поговорим о скелете растений. Стволы некоторых растений, например, ели, могут вырастать до нескольких десятков метров, они выдерживают порывы ветра и сильные дожди. Почему? -Вспомните, из каких тканей состоит любой орган растения? - Какая из них придает прочность растению? - Есть ли отличия в строении и расположении механической ткани в клетках корня, стебля, листа? Давайте для ответа на эти вопросы рассмотрим внутреннее строение этих органов. В стебле механическая ткань часто образует некое подобие цилиндра, проходящего внутри, или располагается вдоль него отдельными тяжами, обеспечивая его прочность. В корне, наоборот, механическая ткань сосредоточена в центре, повышая сопротивление корня на разрыв. Клетки здесь различны по строению, но имеют общий признак – очень толстые стенки. Механическую роль играет также древесина, особенно хорошо развитая в стволах деревьев. | Высказывают свои мнения.
Обсуждение результатов. Внесение данных в таблицу: Функции скелета Для животных | Для растений | Форма тела | Выносят листья к свету | Каркас, устойчивый к сжатию | Каркас, устойчивый на изгиб | Защита от повреждений | Опора | Опора для внутренних органов | Форма тела | Движение | | Общие – опора, защита, каркас. Отличия – у животных при сокращении мышц части скелета приводятся в движение.
Выполнение и оформление лабораторной работы.
Обсуждение результатов выполнения лабораторной работы. Представители животного мира | Наружный скелет | Внутренний скелет | Устрицы | + | | Насекомые | + | | Раки | + | | Радиолярии | + | | Земноводные | | + | Птицы | | + |
К скелету крепятся мышцы. При их сокращении части скелета приводятся в движение, благодаря этому животные могут передвигаться. У позвоночных скелет состоит из 3 отделов: головного, туловищного, конечностей.
Выполняют двигательные упражнения.
Высказывают свои мнения
Механические, образовательные, проводящие, покровные, основные. Механические Высказывают свои мнения
| Слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ. Выполнять действия для решения поставленной учебной задачи. Осуществлять поиск и отбор необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Определять успешность выполнения своего задания с опорой на эталон.
Производить взаимооценку в соответствии с предложенными критериями.
Определять успешность выполнения своего задания с опорой на эталон.
Осуществлять совместную двигательную деятельность. Строить обоснованное речевое высказывание. Осуществлять наблюдение, сравнение.
|
5. Первичное закрепление.
| Для закрепления изученных знаний, выполним задание из инструктивной карточки. Работа в парах: распределите предложенных вам животных на группы в зависимости от типа их скелета. 1- Улитка, 2 - кошка, 3 - пчела, 4 - кряква, 5 - дождевой червь, 6 -морской окунь, 7 - лягушка, 8 - рак, 9 - черепаха, 10 - морской еж, 11 - пиявка, 12 - человек. Проблемная ситуация. Куда отнести дождевого червя и пиявку? Для мягкотелых животных характерен гидроскелет. У них имеется полостная жидкость, заключенная внутри мышечных стенок тела. Эта жидкость оказывает давление на мышцы, а те, в свою очередь, способны сокращаться, преодолевая это давление. (Иллюстрация значения внутренней жидкости как опоры на примере тюбика из-под зубной пасты.) На каком свойстве жидкости основан принцип работы гидроскелет? - Каково значение скелета? |
Жидкость плохо сжимается | Строить обоснованное речевое высказывание. Определять успешность выполнения своего задания |