kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опорные системы организмов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии Опорные системы организмов. УМК Сонин Н.И.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опорные системы организмов»

Технологическая карта урока по биологии

Тема урока: Значение опорных систем в жизни организмов. Л. р №5. Разнообразие опорных систем животных.

Раздел программы: жизнедеятельность организмов

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Личностные умения:

- осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды;

- осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни;

- проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Общеучебные – осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать её, подводить итоги работы, формулировать выводы;

Коммуникативные – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, обмениваться мнениями в паре, находить ответы на вопросы;

Регулятивные – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, выполнять лабораторную работу.

Предметные:

- научатся характеризовать значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов животных;

- получат возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, приводить примеры животных с различными типами скелетов.

Цель урока: изучить значение опорных систем в жизни живых организмов; узнать типы скелетов животных и их состав, в ходе выполнения лабораторной работы; изучить опорные образования растений.



Формы организации на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: частично – поисковый, проблемный, решение проблемной ситуации, выполнение заданий с помощью инструктивных карт, наглядный метод, работа с учебником

Оборудование и наглядные пособия:

- учебник Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин.

- мультимедийный проектор;

- инструктивные карты с лабораторной работой и самостоятельным заданием.



























ХОД УРОКА.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат этапа

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

1 – 2 мин.

Создание эмоционального настроя, проверка готовности к уроку.





Включение учащихся во взаимодействие с учителем, настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация.

5 мин.

Что такое обмен веществ?





Какие Вы знаете черты сходства и различия в обмене веществ у растений и животных?



- Какие органы растений принимают участие в обмене веществ?

- Какие системы органов животных участвуют в процессах обмена веществ?



Из предложенного списка выберете лишнее:

А) акула, кит, олень, лошадь

Б) медведь, кошка, жаба, лиса

В) рыба, лягушка, собака, ящерица

Почему обмен веществ у холоднокровных и теплокровных животных протекает по - разному?

Обмен веществ – процесс образования сложных веществ из простых с затратой энергии и распад сложных соединений на простые с выделением энергии

Растение, в отличии от животных, усваивает энергию солнечного света, из неорганических веществ образуют органические вещества

Стебель, лист



Пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная



А) акула

Б) жаба

В) собака



У холоднокровных реакции обмена идут медленно, кровь в их организме слабо насыщенная кислородом, у теплокровных – все наоборот.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.















Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной

3. Постановка учебной задачи.

  1. мин.


Если посмотреть на изображения этих животных, то можно сказать, что все они имеют постоянную форму тела.

Благодаря чему обеспечивается это постоянство?



Именно со скелетными структурами животных и растений мы сегодня будем знакомится.

Тема урока: “Значение опорных систем в жизни организмов

Цели урока:

1. изучить значение опорных систем в жизни живых организмов;

2. узнать типы скелетов животных и их состав, в ходе выполнения лабораторной работы;

3. изучить опорные образования растений.





Благодаря тому, что внутри их скелет.












Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.









Определять тему урока.

Ставить учебные задачи.

4.Решение учебной

задачи

(20-25 мин)















































































































5. Физкульминутка


Как вы думаете, каково значение опорных систем в жизни растений и животных?

Давайте проверим ваше предположение с помощью учебника. Откройте параграф 15 учебника.

Работа по вариантам

I вариант на с 97 (2- 3 абзацы), с.98 (1абзац) учебника находит функции опорных систем животных.

II вариант на с. 100 (1-абзац) находит функции опорных систем растений.



















Какие общие функции выполняют скелеты растений и животных, чем отличаются?



Итак, что же такое скелет?

Скелет – это совокупность твердых образований в организме, выполняющих опорную и защитную функции.

Далее поговорим о видах скелетов животных и выполним лабораторную работу.

Приложение 1. Инструктивная карта

Лабораторная работа

«Разнообразие опорных систем животных»

Цель: Изучить разнообразие опорных систем животных

Оборудование: коллекция насекомых, скелет рыбы, лягушки, кошки.

Ход работы

Прочитайте текст, рассмотрите внешний вид насекомых, скелеты хордовых животных и выполните задание.

Различают два основных типа скелета - наружный и внутренний.

Наружный скелет имеют некоторые простейшие, многие моллюски, членистоногие – это раковины улиток, мидий, устриц, твердые панцири раков, крабов, легкие, но прочные покровы насекомых.

Раковины моллюсков состоят из извести и рогоподобного вещества. Они прочные, но тяжелые, поэтому большинство моллюсков ведут малоподвижный образ жизни. Скелет членистоногих значительно легче. Он состоит в основном из хитина – вещества, выделяемого клетками кожи. У таких членистоногих, как крабы, раки, он пропитывается минеральными солями и становится еще прочнее, образуя панцирь.

Из беспозвоночных внутренний скелет имеют, как вы уже знаете, некоторые простейшие (радиолярии) и головоногие моллюски.

У позвоночных внутренний скелет состоит из трех отделов – скелета головы, скелета туловища и скелета конечностей. Образован он из костной и/или хрящевой ткани. Хрящевой скелет на протяжении всей жизни имеют акулы и скаты. А у большинства животных он на ранних стадиях развития хрящевой, а с возрастом почти полностью заменяется костью.

1. Заполните таблицу:

Типы скелетов:

Представители животного мира

Наружный скелет

Внутренний скелет

Устрицы



Насекомые



Раки



Радиолярии



Земноводные



Птицы




2. Вставьте пропущенные слова.

К скелету крепятся____. При их сокращении части скелета приводятся в _______, благодаря этому животные могут_____. У позвоночных ______ состоит из 3 отделов: ____, ______, _____.

3. Вывод:

1. Какое значение имеет скелет для живых организмов?

2. Какие типы скелетов Вам стали известны?


Снятие напряжения.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает листву.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.





Теперь поговорим о скелете растений.

Стволы некоторых растений, например, ели, могут вырастать до нескольких десятков метров, они выдерживают порывы ветра и сильные дожди. Почему?

-Вспомните, из каких тканей состоит любой орган растения?

- Какая из них придает прочность растению?

- Есть ли отличия в строении и расположении механической ткани в клетках корня, стебля, листа?

Давайте для ответа на эти вопросы рассмотрим внутреннее строение этих органов.

В стебле механическая ткань часто образует некое подобие цилиндра, проходящего внутри, или располагается вдоль него отдельными тяжами, обеспечивая его прочность.

В корне, наоборот, механическая ткань сосредоточена в центре, повышая сопротивление корня на разрыв. Клетки здесь различны по строению, но имеют общий признак – очень толстые стенки. Механическую роль играет также древесина, особенно хорошо развитая в стволах деревьев.

Высказывают свои мнения.







Обсуждение результатов. Внесение данных в таблицу:

Функции скелета

Для животных

Для растений

Форма тела

Выносят листья к свету

Каркас, устойчивый к сжатию

Каркас, устойчивый на изгиб

Защита от повреждений

Опора

Опора для внутренних органов

Форма тела

Движение


Общие – опора, защита, каркас. Отличия – у животных при сокращении мышц части скелета приводятся в движение.









Выполнение и оформление лабораторной работы.











































Обсуждение результатов выполнения лабораторной работы.

Представители животного мира

Наружный скелет

Внутренний скелет

Устрицы

+


Насекомые

+


Раки

+


Радиолярии

+


Земноводные


+

Птицы


+



К скелету крепятся мышцы. При их сокращении части скелета приводятся в движение, благодаря этому животные могут передвигаться. У позвоночных скелет состоит из 3 отделов: головного, туловищного, конечностей.





Выполняют двигательные упражнения.













Высказывают свои мнения





Механические, образовательные, проводящие, покровные, основные.

Механические

Высказывают свои мнения















Слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ.

Выполнять действия для решения поставленной учебной задачи.

Осуществлять поиск и отбор необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Определять успешность выполнения своего задания с опорой на эталон.























Производить взаимооценку в соответствии с предложенными критериями.































Определять успешность выполнения своего задания с опорой на эталон.





















Осуществлять совместную двигательную деятельность.












Строить обоснованное

речевое высказывание.

Осуществлять наблюдение, сравнение.











5. Первичное

закрепление.



Для закрепления изученных знаний, выполним задание из инструктивной карточки.

Работа в парах: распределите предложенных вам животных на группы в зависимости от типа их скелета.

1- Улитка, 2 - кошка, 3 - пчела, 4 - кряква, 5 - дождевой червь, 6 -морской окунь, 7 - лягушка, 8 - рак, 9 - черепаха, 10 - морской еж, 11 - пиявка, 12 - человек.

Проблемная ситуация.

Куда отнести дождевого червя и пиявку?

Для мягкотелых животных характерен гидроскелет. У них имеется полостная жидкость, заключенная внутри мышечных стенок тела. Эта жидкость оказывает давление на мышцы, а те, в свою очередь, способны сокращаться, преодолевая это давление. (Иллюстрация значения внутренней жидкости как опоры на примере тюбика из-под зубной пасты.)

На каком свойстве жидкости основан принцип работы гидроскелет?

- Каково значение скелета?



























Жидкость плохо сжимается

Строить обоснованное

речевое высказывание. Определять успешность выполнения своего задания

6. Итоги урока. Рефлексия деятельности.

(3 мин)

- Какие учебные задачи решали?

- Как мы решали учебные задачи?

- Заполните, пожалуйста, листы самооценки (методика 5 пальцев) и сдайте их мне.



Оценивать свои знания и умения в соответствии с

поставленной учебной

задачей.

7. Домашнее задание. 1мин.





Делиться дома своими достижениями на уроке.










Приложение 1. Инструктивная карта

Лабораторная работа

«Разнообразие опорных систем животных»

Цель: Изучить разнообразие опорных систем животных

Оборудование: коллекция насекомых, скелет рыбы, лягушки, кошки.

Ход работы.

Прочитайте текст, рассмотрите внешний вид насекомых, скелеты хордовых животных и выполните задание.

Различают два основных типа скелета - наружный и внутренний.

Наружный скелет имеют некоторые простейшие, многие моллюски, членистоногие – это раковины улиток, мидий, устриц, твердые панцири раков, крабов, легкие, но прочные покровы насекомых.
Раковины моллюсков состоят из извести и рогоподобного вещества. Они прочные, но тяжелые, поэтому большинство моллюсков ведут малоподвижный образ жизни. Скелет членистоногих значительно легче. Он состоит в основном из хитина – вещества, выделяемого клетками кожи. У таких членистоногих, как крабы, раки, он пропитывается минеральными солями и становится еще прочнее, образуя панцирь.

Из беспозвоночных внутренний скелет имеют, как вы уже знаете, некоторые простейшие (радиолярии) и головоногие моллюски.

У позвоночных внутренний скелет состоит из трех отделов – скелета головы, скелета туловища и скелета конечностей. Образован он из костной и/или хрящевой ткани. Хрящевой скелет на протяжении всей жизни имеют акулы и скаты. А у большинства животных он на ранних стадиях развития хрящевой, а с возрастом почти полностью заменяется костью.

1. Заполните таблицу:

Представители животного мира

Наружный скелет

Внутренний скелет

Устрицы



Насекомые



Раки



Радиолярии



Земноводные



Птицы




2. Дополните предложения. К скелету крепятся …. При их сокращении части скелета приводятся в

в ……, благодаря этому животные могут …. У позвоночных…. состоит из 3 отделов …., ….,….. .

3. Вывод: Какое значение имеет скелет для живых организмов? 2.Какие типы скелетов Вам стали известны?













Самостоятельная работа.

Задание: распределите животных на группы в зависимости от типа их скелета.

1 - улитка 2 – кошка 3 – пчела

4 – кряква 5 – дождевой червь 6 – морской окунь

7 – остромордая 8-широкопалый рак 9 – среднеазиатская лягушка черепаха



10 – морской ёж 11- медицинская 12 - человек

Пиявка





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опорные системы организмов

Автор: Никитенко Елена Васильевна

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386585

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Открытый урок на тему "Опорные системы организма""
    ["seo_title"] => string(47) "otkrytyi_urok_na_temu_opornye_sistemy_organizma"
    ["file_id"] => string(6) "536460"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1579446915"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Опорные системы животных "
    ["seo_title"] => string(28) "opornyie-sistiemy-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "128661"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415545532"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно – двигательная система организма»"
    ["seo_title"] => string(94) "obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-znanii-po-tiemie-oporno-dvighatiel-naia-sistiema-orghanizma"
    ["file_id"] => string(6) "184117"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425997948"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Скелет-опора организма. "
    ["seo_title"] => string(25) "skieliet-opora-orghanizma"
    ["file_id"] => string(6) "214366"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432286233"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока "Строение тела человека. Как работает наш организм". Приложение. "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-stroieniie-tiela-chielovieka-kak-rabotaiet-nash-orghanizm-prilozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "210040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431357180"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства