Тема: Опорные системы животных
Цель: Изучить опорные системы животных
Задачи: Образовательные: расширить представления об опорных системах живых организмов за счёт раскрытия особенностей строения внутреннего скелета и его функций у позвоночных животных, продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебником и препаратами; воспитательные: продолжить формирование коммуникативной компетенции, гигиеническое воспитание (смена видов деятельности учащихся в целях профилактики утомления); развивающие: уметь сравнивать изучаемые объекты, самостоятельно делать выводы, высказывать и обосновывать своё мнение.
Организационный момент: встали, проверили свои принадлежности, сели по группам (4 группы по 6 человек) 2 минуты
Опрос домашнего задания. Ребята, напомните мне, какая тема была на прошлом уроке? Давайте проверим домашнее задание 3 минуты
1. Какая ткань растений придаёт им прочность? (механическая) Слайд №1
2. Назовите особенности строения клеток механической ткани (Они имеют толстые прочные стенки)
3. В каких органах растений можно обнаружить механическую ткань? (Корень – сосредоточены в центре корня, стебель – волокна луба и древесины, лист – в составе жилок).
Основная часть.
Молодцы, тема сегодняшнего нашего урока «Опорные системы животных» Слайд№2. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Теперь посмотрите на некоторых животных Слайд №3 – 8. Ответьте мне на вопрос Слайд №9: все ли представленные животные имеют скелет?
Возникает проблема: Какие части тела могут играть роль скелета? Чтобы это выяснить, обратимся к плану опорной системы (Слайд №10), который поможет вам охарактеризовать её после прочтения
План изучения опорной системы
1. Название опорной системы, характерной для данной группы животных
2. Особенности строения
3. Свойства
4. Значение для организма
Прочитайте стр.97-99 (до внутреннего скелета) и выделите из материала необходимые пункты. 2 минуты. Рассказ учащихся про радиолярию, краба и устрицу. Слайд №11.У радиолярии внутриклеточный скелет состоит из кремневых иголочек. Он позволяет им парить в толще воды и защищает от врагов. У устрицы и краба наружный скелет. Слайд №12. Раковина устрицы состоит из извести и рогоподобного вещества. Они прочные, но тяжёлые, поэтому устрицы ведут малоподвижный образ жизни. По мере роста моллюски достраивают свои раковины. Слайд №13. Скелет краба состоит из хитина, который выделяется клетками кожи. У многих он пропитывается минеральными солями и становится ещё прочнее, превращаясь в панцирь. У членистоногих процесс роста происходит сложнее – они растут при линьках. В определённой время под старым панцирем у них образуется новый тонкий хитиновый покров, а старый сбрасывается: животное линяет. Пока новый покров мягкий и эластичный, животное быстро растёт. Этот период для него очень опасен: животное в этот период малоподвижное, слабое и может стать добычей многочисленных хищников.
Дополнение учителя: в первые годы жизни, рак линяет и быстро растет, а с 5-летнего возраста он подвергается линьке не чаще 1 раза в год и растет медленно. Живут раки до 15 – 20 лет и достигают величины 20 – 25 см. 3-4 минуты
Усовершенствование и усложнение организации животных в ходе эволюции отразилось на строении опорных систем. Так наружный скелет постепенно сменяется внутренним. Слайд №14. Уже у головоногих моллюсков, как у более эволюционно продвинутого класса появляется внутренний хрящевой скелет.
Первые позвоночные животные, такие как рыбы, Слайд № 15, имеют три типа внутреннего скелета: хрящевой эволюционно более древний, остался лишь у акул и скатов. Переходная форма костно-хрящевой у осетровых и эволюционно наиболее молодой класс костные рыбы – костный. Скелет рыбы. Причем чем эволюционно более молодой вид рыб, тем большая разновидность костей скелета и уменьшение его массы.
Слайд№16. У позвоночных животных внутренний скелет состоит из 3-х отделов: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей. Скелет млекопитающих.
Как вы считаете, в чем преимущества и недостатки внутреннего и наружного скелета? Наружный скелет дает большую защиту, чем внутренний, но вместе с тем малую подвижность организма, что сказывается на жизнедеятельности организма и его обменных процессах. 3 минуты
Слайд №17. Человек, как и все позвоночные животные, имеет внутренний скелет. Он состоит из тех же отделов. На ранних стадиях развития скелет хрящевой, а с возрастом он почти полностью замещается костной тканью. Скелет позвоночных образован костями, сухожильями и связками. Кости Слайд № 18 состоят из соединительной костной ткани, а связки и сухожилия Слайд №19 из соединительной волокнистой ткани.
У меня есть для вас информация к размышлению Слайд №20:
Кость прочнее бетона и гранита
В течение года у человека дважды происходит замена вещества входящего в состав костей.
Большая берцовая кость человека способна выдержать нагрузку до 1,5 тонн, что в 25-30 раз превышает массу тела.
Для того чтобы выяснить какими свойствами должна обладать кость, нужно установить зависимость этих свойств от химического состава кости, мы проведем лабораторную работу «Строение и свойства кости» Слайд №21
Лабораторная работа «Строение и свойства костей» 10-15 минут
Цель: изучить свойства костей и установить зависимость этих свойств от химического состава костей.
Оборудование: образцы костей птицы: натуральные, выдержанные в кислоте, прокаленные.
Вопросы в начале лабораторной работы: Можно ли кость назвать живой структурой? (Можно, т.к кость состоит из живых клеток и тканей) Какие химические вещества входят в состав живых организмов? (Органические и неорганические) Какими свойствами должна обладать кость? (прочностью, упругостью)
Ход работы. Слайд №22
Рассмотрите кости животных (см. стр.99 учебника).
Рассмотрите образцы костей:
Вам необходимо в таблицах расставить знаки + и – (да и нет)
4. Сделайте выводы о химическом составе кости и его влияние на свойства кости и занесите их в таблицы
Слайд №23 1 ученик из группы характеризует ту или иную кость. Можете дополнить? 3-4 минуты
| Прокалённая кость | Выдержанная в кислоте | Натуральная |
Химический состав: - органические вещества - минеральные вещества | - + | + - | + + |
Свойства кости: - эластичная, упругая - твёрдая | - + | + - | + + |
Вывод: Органические вещества придают эластичность и упругость костям, минеральные (неорганические) – твёрдость, поэтому сочетание этих веществ обеспечивает живой кости высокую прочность.
Итак, вы изучили состав костей и установили зависимость этих свойств от состава костей. Давайте теперь рассмотрим, как кости соединены между собой, ведь они не отделены в организме друг от друга.
Существует 3 типа соединения костей: неподвижное, подвижное и полуподвижное.
Слайд №24 Неподвижные соединения костей осуществляются сращением костей (крестцовые позвонки), а также швами (кости черепа). Они обеспечивают надежность соединения и способность выдерживать большие нагрузки.
Слайд №25 Полуподвижными называются соединения костей с помощью хряща (соединение позвонков в позвоночнике, ребер с грудиной).
Слайд №26 Сустав (подвижное соединение) – наиболее распространенная и сложная форма соединения костей. Суставы независимо от различий в подвижности состоят из трех обязательных элементов: суставных поверхностей, суставной сумки и суставной полости.
Слайд №27 Чтобы обобщить и закрепить изученный материал вернёмся к проблеме нашего урока – Какие часть тела могут играть роль скелета?
Вопросы
Какой тип скелета у моллюсков? (Наружный, у более прогрессивных - внутренний)
Из какого вещества состоит панцирь краба? (Хитин)
В чём преимущества внутреннего скелета по сравнению с наружным?
В чём его недостатки?
Слайд № 28 Домашнее задание. Стр. 97-101. Отвечать на вопросы на стр. 102. Творческое задание: подготовить мультимедийный доклад по одной из следующих тем:
Многообразие скелетов у простейших.
Как происходит линька у членистоногих.
Опорные структуры растений и их применение в архитектуре и строительстве.
Скелеты простейших в живописи.
Оценить работу учащихся на уроке.
Если осталось время обобщение проводят в форме индивидуальной работы с текстом учебника на стр.98-99, заполняют таблицу. Слайд №29
Вопросы для сравнения | Раковины моллюсков | Панцирь рака (краба) | Кости позвоночных |
Тип скелета | | | |
Из каких веществ состоит | | | |
Какими свойствами обладают | | | |
Могут ли расти и в какие периоды жизни. | | | |
Преимущества (по сравнению с другими) | | | |
Недостатки (по сравнению с другими) | | | |