Урок-обобщения знаний по теме "Многообразие живых организмов"
Автор: Постоялко С.Г.
Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: урок-обобщение.
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Многообразие живых организмов».
Задачи:
• Образовательные: научить применять полученные знания в повседневной жизни; обобщить и систематизировать знания о многообразии живых организмов; определить уровень усвоения темы; откорректировать знания по теме, обратив внимание на ошибки.
• Развивающие: развитие логического мышления; продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками; развивать практические навыки и умение делать выводы; научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
• Воспитательные: развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда; развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности, создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности учеников, при высокой познавательной активности учащихся показать значимость биологических знаний; развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся; формирование информационной культуры; создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач; формирование коммуникативной компетентности и толерантности; создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать особенности живых организмов разных Царств;
- знать представителей живых организмов разных Царств;
- применять полученные знания на уроке, в жизни;
Метапредметные:
- регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- коммуникативные:
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи;
- познавательные:
- находить отличия;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения находить отличия, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
2. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения семени.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Формы работы: в группе и индивидуальная
Методы: самостоятельная работа; аспект контроля: итоговый.
Информационно-технологические ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.
Ход урока
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Как себя чувствуете? Настроение рабочее? Тогда приступаем к работе.
В некотором царстве, в некотором государстве жил был...
Где мы можем услышать такие слова? Правильно в сказке. А можем ли мы такие слова услышать в биологии?
Обучающиеся: Царства живой пироды.
Задание 1.
Учитель: правильно. Какие мы царства изучили на предыдущих уроках мы узнаем сейчас работая в группах:
Каждой группе раздается по строчки
Как и в любой науке у неё есть свои объекты. Найти объекты изучения Биологии поможет Вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.
Камень - гриб-вода-облако
Гладиолус-клён - пшеница-крокодил
Бактерии - вода-воздух-снег
Иголка - книга-мимоза-шкаф.
Учитель: Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.
Вешаем таблички на доску
Учитель:
Как вы думаете, зачем мы сегодня вспоминаем названия царств?
Обучающиеся (Потому что мы будем повторять и обобщать полученные ранее знания)
Задание 2
Давйте вспомним.
Учитель показывает презентацию с представителями живой природы,
обучающиеся отмечают на листочках.
Меняемся листочками в парах, проверяем
На столе лежат карточки с признаками живых организмов.Обучающиеся поочереди берут карточку и помещают к тому царству, описание которого дано
Царство Бактерии:
Могут иметь округлую форму, форму палочек и запятой
В клетке нет ядра - прокариоты
Помогают получать простоквашу, сметану, квашенную капусту
Помогают растениям корнями усваивать азот
Царство Растения
Рисунок: мох, папоротник, хвойные, цветковые
Всех вместе их называют флорой.
Осуществляют фотосинтез
Их тело называют слоевищем
Сахар — продукт, выполненный из...
Царство Животные
Активно передвигаются: плавают, летают, бегают и т.д.
От них человек получает яйца, мед, молоко
Имеют органы чувств.
Участвуют в образовании мела и известняка
Главные герои мультфильма «Ну погоди!»
Царство Грибы
Дрожжи — это...
Их тело состоит из гифов и плодового тела
Образуют симбиоз с растениями -микоризу
Рисунок: плесневые грибы мукор и пеницилл.
Сырье для получения антибиотика-пенициллин
4 задание
Обучающимся раздаются карточки с заданиями, на которых выполняют работу
Учет и контроль знаний.Тестовые задания (2варианта)
Вариант 1.
Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Может ли клетка быть отдельным организмом?
А) да
Б) нет
2. Органические вещества образуются в:
А) луковицах Б) листьях В) корнях Г) плодах.
3.Бациллы – это
А) бактерии Б)растения
В) животные Г) грибы
4.Какие растения относятся к голосеменным?
А) береза Б) дуб В) лиственница Г) боярышник
5.Грибы, как и животные,
А) имеют мицелий Б) размножаются вегетативно
В) имеют неограниченный рост Г) являются гетеротрофами
6. Отличительным признаком грибов-паразитов является то, что они
А) питаются за счет других организмов В) питаются отмершим органическим веществом
Б) способны к фотосинтезу Г) имеют хлоропласты
7.Какие организмы, входящие в состав лишайника, способны к фотосинтезу?
А) грибы Б) моховидные В) зеленые водоросли Г) красные и бурые водоросли
8.Тело лишайника называется
А) грибницей Б) плодовым телом В) слоевищем Г) стромой
9.Инфузория-туфелька относится к Царству
А) Бактерий Б) Грибы В) Растения Г) Животные
10. Животные
А) автотрофы Б) гетеротрофы В) растут всю жизнь
Задание 2 Верны ли следующие утверждения.
1. Вирусы – это неклеточная форма жизни.
2. Отличительная черта бактериальной клетки – отсутствие в ней ядра.
3. В царство Растения входят одноклеточные и многоклеточные организмы.
4. Кедр – цветковое растение.
5. Тело водорослей – слоевище.
6. Стрекоза – животное.
7. Грибы – автотрофы.
Вариант 2
Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Органические вещества из неорганических создают
А) растения Б) вирусы В) животные Г) грибы
2. Бактерии и грибы относят к:
А) одному царству живых организмов Б) царству растений
В) разным царствам живой природы Г) лишайникам
3. Как называются зелёные пластиды?
А) цитоплазма; Б) хромопласты; В) лейкопласты; Г) хлоропласты.
4. Споры бактерий служат для
А) бесполого размножения Б) полового размножения
В) деления Г) перенесения неблагоприятных условий
5. К грибам не относится
А) дрожжи Б) мукор В) трюфель Г) ягель
6. Грибы-сапротрофы
А) питаются мертвыми органическими веществами Б) паразитируют
В) имеют плодовое тело Г) не имеют мицелия
7. Лишайники это симбиоз
А) растений и животных Б) растений и грибов В) грибов и водорослей Г) животных и грибов
8. К лишайникам относится
А) кукушкин лен Б) сфагнум В) ксантория Г) мукор
9. В царстве Животные насчитывается
А) около 1, 5 млн видов Б) около 2 млн видов В) около 2,5 млн видов Г) около 3 млн видов
10. К травоядным животным относится
А) волк Б) лиса В) сова Г) заяц
Задание 2 Верны ли следующие утверждения.
1. Грибы-паразиты наносят урон живым организмам.
2. Лишайники пища северного оленя.
3. Грибы – гетеротрофы.
4. Паук – это животное.
5. Мхи, плауны и хвощи не относятся к растениям.
6. Благодаря деятельности цианобактерий миллиарды лет назад начала формироваться атмосфера Земли.
7. Бактерии, грибы и лишайники – эукариоты.
Меняемся листочками с соседом, проверяем по экрану
Физкультпауза:
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
5 задание
Предлагаю ребятам решить биологическую задачу, реализуя знания графически
На чистых листах рисуем «фотороботы», ответы загадок
1)Растут, как растения, а питаются, как животные. Бывают полезными и вредными, съедобными и ядовитыми.
2)Они могут сделать йогурт, вино, уксус, почву. И всё это делают так незаметно!
3)они могут делать сахара, а из них – крахмал, жиры и белки. Они могут быть сладкими, а могут быть горькими, но самое главное, что они всех кормят и очень любят свет .
4)Сами не могут сделать себе еду, но хорошо добывают её.
Проверяем на экране.
Самооценка
Заслушивает самооценки учащихся, направляет их размышления, помогает сделать выводы о качестве проделанной работы.
А теперь давайте подведём итог сегодняшнего урока (рефлексия).
- Вспомните, какая у нас была поставлена цель и была ли она достигнута? (дают объяснения выполненной работе).
-Комфортно ли вам работалось в группе? (рассказывают о своих эмоциях, впечатлениях во время работы в группе)
Считаем балы, вручаем конфеты
. Учитель подводит итог урока и даёт оценку работе класса на уроке. Благодарит за работу.
Домашнее задание
1. Выполнить рисунки представителей живых организмов
Подготовить карточку по любому живому организму
Составить кроссворд по теме