kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Введение. Многообразие живых организмов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: «Многообразие живых организмов»

ЦЕЛИ УРОКА:

показать разнообразие форм жизни, отметить длительность ее существования на Земле, указать на взаимосвязи живых организмов во времени и пространстве.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки и фотографии животных, включая представителей семейства собачьих, а также растений, грибов и бактерий; схемы строения биосферы и других уровней организации живой материи; портреты знаменитых естествоиспытателей: Аристотеля, Чарлза Дарвина, Карла Линнея.

Организационный момент

На доске:

Многообразие живых организмов.

Проверка усвоения материала прошлого урока

Фронтальный опрос.

1. Назовите признаки, отличающие живые организмы от неживой природы. (Клеточное строение, рост и развитие, движение, питание, обмен веществ, размножение и т. д.)

2. Перечислите уровни организации живой природы. (Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.)

3. Перечислите основные химические элементы, из которых состоит живой организм. (Углерод, кислород, водород и азот.)

Объяснение нового материала

1. Строение живых организмов  .

Активизация знаний. На основании ранее полученных знаний об окружающем мире учитель предлагает учащимся вспомнить: из чего состоят живые организмы (молекулы, клетки, ткани, органы).

Пояснение. Используя схему в учебнике (с. 7), учитель уточняет, что основные систематические категории – виды – существуют во времени и распространены в пространстве в форме популяций (населения определенных территорий). В свою очередь, видовые популяции образуют многовидовые сообщества – биоценозы (территориальные объединения разнообразных живых организмов, связанных преимущественно пищевыми отношениями), экосистемы (комплексы живых организмов и условий их существования, например: экосистема пруда, луга, тайги, океана и т. д.) и биосферу Земли (совокупность земных экосистем, составляющая живую оболочку планеты).

2. Происхождение видов. Учение Ч. Дарвина.

Сопоставление целенаправленного формирования разнообразных пород домашних животных путем искусственного отбора и удивительного многообразия форм диких животных привело английского натуралиста Чарлза Дарвина к заключению о действии сходного процесса происхождения видов в природе путем естественного отбора и борьбы за существование.

Пояснение. Искусственный отбор – скрещивание особей домашних животных с желательными человеку признаками и выбор из потомства для дальнейшего размножения животных, у которых необходимые свойства проявились наиболее полно. Естественный отбор – выбраковка наименее приспособленных особей хищниками, болезнями, климатическими и другими факторами, благодаря чему выживают животные, наиболее приспособленные к новым условиям.Борьба за существование – конкуренция за жизненные ресурсы, в результате которой выживают и размножаются животные с признаками, наиболее соответствующими меняющимся условиям жизни. Это ведет к их накоплению в популяции и в случае возникновения ее географической изоляции приводит, в конечном счете, к репродуктивной несовместимости с другими популяциями и тем самым к появлению нового вида.

Дополнение. Знаменитый английский ученый Чарлз Дарвин (1809–1882) прославился созданием теории эволюции живых организмов, признаваемой и поныне абсолютным большинством биологов во всем мире. Следует отметить, что самый значительный фактический научный материал для будущей теории он собрал в молодости. Еще школьником, а затем студентом медицинского факультета Эдинбургского университета (который не закончил) и богословского факультета Кембриджского университета, Чарлз увлекался изучением живой природы (известны, например, два его сообщения в студенческом кружке о малоизученных беспозвоночных животных: мшанках и пиявках), совершал натуралистические экскурсии, подолгу засиживался в университетской библиотеке, был знаком со многими учеными. Один из них, ботаник Джон Генсло, рекомендовал 22-летнего Ч. Дарвина капитану Роберту Фитц-Рою для участия в кругосветном путешествии на корабле «Бигль» в качестве натуралиста. Поначалу не все складывалось удачно: отец, Роберт Дарвин, настойчиво требовал от сына приступить к карьере священника, а капитану Фитц-Рою не понравился. нос Чарлза («он сомневался, чтоб человек с таким носом мог обладать достаточной для совершения путешествия энергией и решительностью», – сетовал позднее Ч. Дарвин в своей «Автобиографии»). Но дядя убедил отца Чарлза в полезности экспедиции, а с формой его носа капитан смирился, и 27 декабря 1831 г. Ч. Дарвин отправился на «Бигле» в 5-летнее плавание, завершившееся 2 октября 1836 г.

Большую часть времени в экспедиции он изучал животный и растительный мир Южной Америки, где собрал богатые коллекции. Особое его внимание привлекли птицы Галапагосских островов, отделенных от материка широким простором Атлантики; именно их изменчивость в сравнении с материковыми формами породили у молодого натуралиста мысли о возможных путях формирования новых видов. Только в октябре 1835 г. «Бигль» отправился на запад от берегов Южной Америки – через Тихий океан к Австралии, острову Маврикий в Индийском океане, в Южную Африку, Атлантический океан и Англию. Сопоставление ныне живущих и вымерших видов млекопитающих, разнообразие пород домашних животных, выводимых человеком путем намеренного скрещивания и селекции потомства, укрепили Дарвина в понимании сходных процессов видообразования в природе. Но только после 20-летней кропотливой работы над дневниками путешествия и их публикации, а также работы с коллекциями и книгами в кабинетной тиши была, наконец, сформулирована и опубликована в 1859 г. его эволюционная теория. Она была опубликована в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение избранных пород в борьбе за жизнь». Эта теория «витала в воздухе» и, несомненно, появилась бы в любом случае, но стал бы ее создателем именно Чарлз Дарвин без путешествия на корабле «Бигль» – неизвестно. Впрочем, исследователи его учения убеждены: «Не будь путешествия на „Бигле“, не было бы и великого Дарвина» (По материалам Е.Е. Сыроечковского, Предисловие к 4-му изданию книги Ч. Дарвина «Путешествия натуралиста вокруг света на корабле „Бигль“», 1983).

Закрепление изученного материала

1. Приведите примеры многочисленных и редких видов животных.

2. Назовите основных представителей растительного и животного мира биоценоза (сообщества) хвойного леса.

3. Какие наблюдения Ч. Дарвина оказали наиболее существенное влияние на формирование его взглядов на происхождение видов?

Домашнее задание

1. Повторить уровни организации живого, основные отличия живой материи от неживой.

2. Используя дополнительную литературу, познакомиться с биографией Ч. Дарвина. Изучить по карте маршрут кругосветного путешествия Ч. Дарвина на корабле «Бигль».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Введение. Многообразие живых организмов» »

  • Тема: Металлургический комплекс. Цветная и чёрная металлургия Казахстана.

 

  • Цели:

  1. Сформировать знания о составе и значении металлургического комплекса, разъяснить его роль в народном хозяйстве;

  2. Развивать умение работать с картой и диаграммами;

  3. Патриотическое воспитание.

 

Метод обучения: словесный.
Форма организации: коллективная.
Тип урока: комбинированный.
Технологии: разноуровневая дифференциация, проблемное обучение.

Вид урока: проблемное обучение.

Оборудование: Экономическая карта Казахстана.


 Ход урока.
IОрганизационный момент: Приветствие. Выявление отсутствующих.


IIПроверка домашнего задания.

 

  1. Значение электроэнергетики (влияет на территориальное расположение и развитие всех производительных сил промышленности и общества, ведущая отрасль экономики; главное направление НТР; увеличивается спрос там, где широко внедряются новые технологии, автоматизация и компьютеризация; всего в Казахстане вырабатывается 63,7 млрд. кВт•час).

  2. Факторы расположения электроэнергетических предприятий (наличие ресурсов, близость потребителя; высокоэнергозатратные предприятия – алюминиевая, магниевая, титановая, ферросплавов, строится вблизи электростанций; для 1 т. алюминия нужно 18 тыс. кВт•час, а магния – 20 тыс. кВт•час).

  3. ГРЭС, ТЭС и ТЭЦ (90% электроэнергии, работают на угле, мазуте, газе; 20 ТЭС работают на экибастузском угле в Казахстане, на Урале, в Сибири; ГРЭС-1 и ГРЭС-2 в Экибастузе имеют мощность по 4 млн. кВт•час; Улкен; в Павлодарской области Аксуская ГРЭС мощностью 2,4 млн. кВт•час обеспечивает завод ферросплавов; две ГРЭС возле Караганды, Жамбылская – 1,3 млн. кВт•час, в Актобе, Алматы).

  4. Влияние ТЭС на окружающую среду (зола, дым, высота труб должна быть не менее 300 м с фильтрами для улавливания газов).

  5. ГЭС (8%, в горных районах на востоке и юго-востоке, можно получать 160 млрд. кВт•час; третье место после России и Таджикистана, не загрязняют атмосферу, низкая себестоимость; Иртышская, Бухтарминская, Усть-Каменогорская, Шульбинская мощностью 1,3 млн. кВт•час; мелкие: Ульбинская, Хайрузовская, Тургусунская, Тишинская – на Алтае: на Или – Капшагайская, на Сырдарье – Шардаринская; на Малой и Большой Алматинке каскады ГЭС).

  6. АЭС (была в Актау мощностью 350 кВт•час; количество тепла, выделяемое 1 кг. урана =2,5 тыс. т угля).

  7. ВЭС (избыток ветра в западной и центральной части; на шестидесяти установках может работать один человек; в Жонгарских воротах можно поставить станцию мощностью более 6000МВт).

  8. Единая энергосистема (необходимо создать, отсутствие задерживает развитие экономики; Алтайская, Алматинская, Центрально-Казахстанская, Павлодарская, Актюбинская, Северо-Казахстанская связана с Восточной и Центрально-Казахстанской; Алматинская через Бишкек – с Жамбылской и ЮК и далее с Узбекистаном; Актюбинская – с Уральской и Поволжьем; протяженность энергосистемы 450 тыс. км, половина нуждается в ремонте и устарели).

 

 


IIIВсесторонняя проверка знаний.


 

  1. Параллели имеют направление (запад-восток).

  2. Самая высокая вершина Заилийского Алатау (Талгар).

  3. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь).

  4. Длительность вегетационного периода на казахстанской части Западно-Сибирской равнины составляет (160-170дней).

  5. Столица Казахстана Астана расположена на (Казахском мелкосопочнике).

  6. Самая мутная река Казахстана (Сырдарья).

  7. Урбанизация – это (процесс роста городского населения).

  8. Сельское население преобладает в области (Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской).

  9. В полупустынях Казахстана получили развитие (светло-каштановые почвы).

  10. К невозобновимым природным ресурсам относят (нефть, газ).

  11. По Аральскому морю проходит граница Казахстана с (Узбекистаном).

  12. Академия наук Казахстана была образована в (1946г).

  13. Человек создал новые природные комплексы (поля, сады, огороды, парки).

  14. От овцеводства получают (шерсть, шкуры, кожа).

  15. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом?

  16. Туранская низменность располагается на … Казахстана (юго-западе и юге).

    

 

IVПодготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.   

     Проблемный вопрос: На чем основываются принципы размещения металлургии?

 

VОбъяснение новой темы.

 

  1. Металлургический комплекс (тяжелая промышленность; процесс получения металлов из руд или других материалов, изменения химического состава, структуры и свойства металлических сплавов определенной формы; масштабы металлургии – в первую очередь стали – характеризуют технико-экономический уровень страны; две отрасли – черная и цветная).

  2. Цветная металлургия (включает добычу, обогащение, производство, обработку, прокат, переработку отходов; 5 групп цветных металлов на стр.36, таб.1; коррозиестойкие – олово, свинец, никель, жаростойкие – титан; электропроводники – алюминий, медь, серебро; в Казахстане развивается с 1717 года на Алтае; сакский воин – V в. до н. э.; полиметаллический комбинат в Риддере, медеплавильный в Карсакпае; Сатпаев открыл Жезказганское месторождение меди, где добываются также рений, осмий-187, галлий и др.).

  3. Медь (основа – медный колчедан; в составе руды от1,5 до 8%; для переработки 1 тонны нужно 100 т сырья; Балхашская медь – эталон качества на Лондонской бирже; с 1995 года в Жезказгане управляет южнокорейская корпорация «Самсунг», с 1997 г объединилась с Балхашским комбинатом, теперь называется «Казахмыс», производит: медь, свинец, свинцовую пыль, перенат аммония, электродный медный остаток, серную кислоту и 12 видов товаров народного потребления; всего добывается 432,4 млн. т в год; месторождения в Саяке, Конырате, Бозшаколе, Жиланды, Улытау; в поселке Глубокое близ Усть-Каменогорска действует медеплавильный завод; бронза – сплав меди с оловом; мельхиор – с никелем; дюралюминий – с алюминием; латунь – с цинком).

  4. Свинцово-цинковые руды (полиметаллы – свинец, цинк, серебро, титан, магний, сурьма, медь, мышьяк; Шымкент на рудах Мыргалымсая, Ащысая, Байжансая –15 видов продукции; в Жонгарском Алатау – Текели, Коксу; в Центральном Казахстане – Жайрем; на Алтае – Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, где льют и золото).

  5. Золото (третье место в СНГ, первая десятка в мире; Акбакай, Аксу, Жолымбет, Бестобе, Майкаин, Бакырчик; Рудный Алтай – большая часть серебра).

  6. Алюминий, титан, магний (алюминий – из бокситов, начали получать в чистом виде в начале XIX века; глинозем – оксид алюминия, получают на Павлодарском алюминиевом заводе, чистый алюминий – в Новокузнецке, сырье - Тургайские бокситы; Аксуйский титано-магниевый завод).

  7. Вольфрам (первое место в мире по запасам, Караоба, Акшатау, Верхний Кайракты, Северный Кайнар, Баян).

  8. Редкие металлы (группа металлов, использующихся в небольших количествах или относительно новых в технике; для переработки необходимы сотни тонн руды, много воды и энергии; при плавке редких металлов вводят в состав других металлов, что придает им прочность, тугоплавкость, огнеупорность, твердость).

  9. Черная металлургия (предприятия по добыче, обогащению рудного и нерудного сырья, производство огнеупоров, продуктов коксохимии, выплавка чугуна, стали, прокат, ферросплавы, трубы, передел – рельсовые скрепления, белая жесть, оцинкованное железо; обогащение – совокупность процессов первичной переработки сырья; черные металлы – промышленное название железа и его сплавов – чугун, сталь, ферросплавы; в составе сплавов – углерод, кремний, марганец, фосфор, сера; сталь – если углерода не более 2%; чугун – 2-6% углерода; чугун плавят в доменных печах, сталь – в мартеновских, конверторных электрических печах).

  10. Прокатное производство (получение из стали и других металлов путем прокатки различных изделий и полуфабрикатов, а также дополнительная обработка металлов с целью улучшения качества; месторождения железа – Соколовско-Сарбайское – открыто в 1949 году летчиком М. Сургутановым, Лисаковское, Аятское, Качарское, Атасуское, Каражалское; марганец – в Жезды, Каражале, Ушкатыне; в металлургии применяется топарская известь, Алексеевский доломит, огнеупорная глина, кварцитовая руда).

  11. Металлургические комбинаты (ферросплавы – сплавы железной руды с другими элементами; в Актобе – никель и хром; Карагандинский металлургический комбинат – управляет английская фирма «Испат-Кармет»; Темиртау; Аксу – ферросплавы, хром сюда поступает из Актюбинской области, кокс из Караганды, электроэнергия – с Аксуской ГРЭС).

  12. Экологические проблемы черной металлургии (необходимы пылеулавливающие приборы, фильтры, трубы большой высоты, внедрение безотходных технологий).

 

VIУсвоение новой темы.


Работа с картами на стр. 42 и 47, специализация, концентрация, комбинирование
 

 VIIДомашнее задание. § 8,9, таб. 1 и 1а, диаграммы8,9, сх. 5, контурная карта


VIIIПодведение итогов урока

     Комментирование оценок.
 Вывод:

 

     В настоящее время пред промышленными предприятиями стоит задача внедрения

безотходных технологий. Масштабы металлургии – в первую очередь стали – характеризуют

технико-экономический уровень страны.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Введение. Многообразие живых организмов»

Автор: Кудабаева Лаура Назимбековна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198569

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок биологии в 5 классе по теме "Среды обитания организмов""
    ["seo_title"] => string(59) "urok_biologii_v_5_klasse_po_teme_sredy_obitaniia_organizmov"
    ["file_id"] => string(6) "583024"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1623244487"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Диагностическая работа по биологии 5 класс"
    ["seo_title"] => string(47) "diaghnostichieskaia-rabota-po-biologhii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "253629"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1447614076"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа по биологии 5-9 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaiaproghrammapobiologhii59klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "267405"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450368483"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа по курсу "Введение в естественно-научные предметы. Природа. Живая и неживая". 5 класс "
    ["seo_title"] => string(116) "rabochaia-proghramma-po-kursu-vviedieniie-v-iestiestvienno-nauchnyie-priedmiety-priroda-zhivaia-i-niezhivaia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "188598"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426697717"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Дидактика по биологии для работы с интерактивной доской. "
    ["seo_title"] => string(58) "didaktika-po-biologhii-dlia-raboty-s-intieraktivnoi-doskoi"
    ["file_id"] => string(6) "110547"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406189681"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства