«Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах»
«Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах»
Тема урока: «Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах»
Цели урока:
Образовательные:
актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях;
показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий;
показать многообразие форм бактерий и их значение.
Развивающие:
развивать понятия о многообразии живых организмов;
продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера. Воспитательные:
воспитывать любовь к природе;
развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие учащихся. Подготовка к уроку.
2. Актуализация знаний
Учащиеся становятся в круг и с помощью метода «воздушный шар » рассказывают по одному предложению домашнее задание. И тем самым прогнозируют тему сегодняшнего урока.
- Ребята, а мы можем заразиться, держа в руках воздушный шар? Как?
Предполагаемый ответ:
- Правильно, потому что содержится большое количество бактерии.
- Получается, сегодня на уроке мы познакомимся с одноклеточными организмами - бактерии.
3. Изучение нового материала.
.Учащиеся записывают сегодняшнее число и тему урока.
Объяснение материала с помощью ИКТ:
Сегодня на уроке мы будем говорить о самой древней группе живых организмов – бактериях. Следы их жизнедеятельности относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет.
-Что вам известно об этих организмах?
Бактерии – мельчайшие из организмов, их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке может разместиться сотни тысяч бактерий среднего размера.
Бактерий можно увидеть только в микроскоп, они являются микроорганизмами. Микроорганизмы изучает наука микробиология. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антони ван Левенгук в XVII веке. Именно он впервые увидел их в оптический микроскоп и описал их.
Распространение бактерий. Бактерии встречаются в самых разнообразных местах: в почве, воздухе, воде. Бактерии обнаружены в грунте, взятом со дна океана. Их можно обнаружить в горячих источниках с температурой около 80 градусов и в вечной мерзлоте. И даже в ядерных реакторах. Очень много бактерий содержится в верхнем слое почвы - до 1 млрд. клеток в 1г почвы. В водах рек их может быть до 400 тыс. в 1 см. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных.
Строение бактериальной клетки. Бактерии относятся к прокариотам – организмам, которые не имеют четко оформленного ядра. Ядерное вещество (бактериальная хромосома, нуклеотид), несущее наследственную информацию, представлено кольцевой молекулой ДНК и расположено в цитоплазме. Цитоплазма – густая и неподвижная, имеет слоистое строение.
Снаружи клетка бактерий покрыта плазматической мембраной, которая ограничивающая содержимое цитоплазмы от внешней среды. Клеточная мембрана у бактерий образует многочисленные впячивания внутрь клетки – мезосомы. На них расположены ферменты, обеспечивающие обмен веществ, происходящий в клетке.
Поверх плазматической мембраны располагается плотная оболочка – клеточная стенка, образованная углеводами муреином и пектином. Благодаря ей бактериальная клетка имеет постоянную форму. У некоторых бактерий оболочка покрыта слизистой капсулой – это дополнительный защитный слой, который предохраняет клетку от высыхания. Слизь может также содержать токсины.
Клетки бактерий не содержат многих органоидов – митохондрий, аппарата Гольджи, ЭПС, пластид, лизосом. Их функции (синтез и транспорт веществ) выполняют мезосомы. Вакуоли в бактериальной клетке тоже отсутствуют, капельки различных веществ находятся в цитоплазме. Нет и цитоскелета.
В цитоплазме бактериальной клетки располагаются мелкие рибосомы, а также имеются органы передвижения – реснички и жгутики.
Сравнение растительной и бактериальной клеток.
Показ видеоматериала про бактерии.
Обсуждение.
4. Закрепление
Задание №1.
Вставить пропущенное слово.
Бактерии –это …. организмы.
Наука, которая изучает строение и свойства мелких живых организмов, называется …… .
…… - это одноклеточные живые организмы не имеющие ядра.
……. – это живые организмы, клетки которых содержат ядро.
Изучил бактерии французский ученый … .
…… - функциональная единица всего живого.
Задание №2
Лабораторная работа № 30
Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки.
Цель: Рассмотреть под микроскопом бактерии сенной палочки.
1. В плоскодонную колбу положите немного сена, залейте водой и прокипятите в течение 20-30 минут. Как вы думаете, что произойдет с живыми клетками бактерий во время кипячения?
2.После того как вода в колбе остынет, настой сена профильтруйте через вату с помощью воронки.
3.Чистый настой сена поставьте в теплое место (25 – 30 градусов С). Через несколько дней Вы увидите на поверхности настоя пленку, состоящую из бактерий.
4.Как Вы думаете, откуда в настое появились новые живые клетки бактерий?
5.Как бактерии переживают неблагоприятные условия среды?
6.Чем питаются бактерии в приготовленной вами культуре? Какой способ питания характерен для сенной палочки?
7. Из пленки, покрывающей поверхность колбы, кончиком иглы возьмите пробу и поместите ее в каплю туши на предметном стекле, перемешайте. Накрыв покровным стеклом, рассмотрите через микроскоп.
8.Нарисуйте, составьте описание.
Вывод. В ходе лабораторной работы рассмотрели под микроскопом. Сенную палочку. Зарисовали и сделали описание
5. Оценивание учащихся по домашнему заданию и по изучению нового материала: л/р
6. Дом.задание: § 55 до стр 183 (до по форме бактерии)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах»»
Тема урока: «Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах»
Цели урока:
Образовательные:
актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях;
показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий;
показать многообразие форм бактерий и их значение.
Развивающие:
развивать понятия о многообразии живых организмов;
продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера. Воспитательные:
воспитывать любовь к природе;
развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие учащихся. Подготовка к уроку.
2. Актуализация знаний
Учащиеся становятся в круг и с помощью метода «воздушный шар » рассказывают по одному предложению домашнее задание. И тем самым прогнозируют тему сегодняшнего урока.
- Ребята, а мы можем заразиться, держа в руках воздушный шар? Как?
Предполагаемый ответ:
- Правильно, потому что содержится большое количество бактерии.
- Получается, сегодня на уроке мы познакомимся с одноклеточными организмами - бактерии.
3. Изучение нового материала.
.Учащиеся записывают сегодняшнее число и тему урока.
Объяснение материала с помощью ИКТ:
Сегодня на уроке мы будем говорить о самой древней группе живых организмов – бактериях. Следы их жизнедеятельности относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет.
-Что вам известно об этих организмах?
Бактерии – мельчайшие из организмов, их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке может разместиться сотни тысяч бактерий среднего размера.
Бактерий можно увидеть только в микроскоп, они являются микроорганизмами. Микроорганизмы изучает наука микробиология. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антони ван Левенгук в XVII веке. Именно он впервые увидел их в оптический микроскоп и описал их.
Распространение бактерий. Бактерии встречаются в самых разнообразных местах: в почве, воздухе, воде. Бактерии обнаружены в грунте, взятом со дна океана. Их можно обнаружить в горячих источниках с температурой около 80 градусов и в вечной мерзлоте. И даже в ядерных реакторах. Очень много бактерий содержится в верхнем слое почвы - до 1 млрд. клеток в 1г почвы. В водах рек их может быть до 400 тыс. в 1 см. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных.
Строение бактериальной клетки.Бактерии относятся к прокариотам – организмам, которые не имеют четко оформленного ядра. Ядерное вещество (бактериальная хромосома, нуклеотид), несущее наследственную информацию, представлено кольцевой молекулой ДНК и расположено в цитоплазме. Цитоплазма – густая и неподвижная, имеет слоистое строение.
Снаружи клетка бактерий покрыта плазматической мембраной, которая ограничивающая содержимое цитоплазмы от внешней среды. Клеточная мембрана у бактерий образует многочисленные впячивания внутрь клетки – мезосомы. На них расположены ферменты, обеспечивающие обмен веществ, происходящий в клетке.
Поверх плазматической мембраны располагается плотная оболочка – клеточная стенка, образованная углеводами муреином и пектином. Благодаря ей бактериальная клетка имеет постоянную форму. У некоторых бактерий оболочка покрыта слизистой капсулой – это дополнительный защитный слой, который предохраняет клетку от высыхания. Слизь может также содержать токсины.
Клетки бактерий не содержат многих органоидов – митохондрий, аппарата Гольджи, ЭПС, пластид, лизосом. Их функции (синтез и транспорт веществ) выполняют мезосомы. Вакуоли в бактериальной клетке тоже отсутствуют, капельки различных веществ находятся в цитоплазме. Нет и цитоскелета.
В цитоплазме бактериальной клетки располагаются мелкие рибосомы, а также имеются органы передвижения – реснички и жгутики.
Сравнение растительной и бактериальной клеток.
Показ видеоматериала про бактерии.
Обсуждение.
4. Закрепление
Задание №1.
Вставить пропущенное слово.
Бактерии –это ….. организмы.
Наука, которая изучает строение и свойства мелких живых организмов, называется …… .
…… - это одноклеточные живые организмы не имеющие ядра .
……. – это живые организмы , клетки которых содержат ядро.
Изучил бактерии французский ученый … .
…… - функциональная единица всего живого.
Задание №2
Лабораторная работа № 30
Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки.
Цель: Рассмотреть под микроскопом бактерии сенной палочки.
1. В плоскодонную колбу положите немного сена, залейте водой и прокипятите в течение 20-30 минут. Как вы думаете, что произойдет с живыми клетками бактерий во время кипячения?
2.После того как вода в колбе остынет, настой сена профильтруйте через вату с помощью воронки.
3.Чистый настой сена поставьте в теплое место (25 – 30 градусов С). Через несколько дней Вы увидите на поверхности настоя пленку, состоящую из бактерий.
4.Как Вы думаете, откуда в настое появились новые живые клетки бактерий?
5.Как бактерии переживают неблагоприятные условия среды?
6.Чем питаются бактерии в приготовленной вами культуре? Какой способ питания характерен для сенной палочки?
7. Из пленки, покрывающей поверхность колбы, кончиком иглы возьмите пробу и поместите ее в каплю туши на предметном стекле, перемешайте. Накрыв покровным стеклом, рассмотрите через микроскоп.
8.Нарисуйте, составьте описание.
Вывод. В ходе лабораторной работы рассмотрели под микроскопом. Сенную палочку. Зарисовали и сделали описание
5. Оценивание учащихся по домашнему заданию и по изучению нового материала: л/р
6.Дом.задание: § 55 до стр 183 (до по форме бактерии)