kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах»

Цели урока:

Образовательные: 

  • актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях;
  • показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий;
  • показать многообразие форм бактерий и их значение.

Развивающие: 

  • развивать понятия о многообразии живых организмов; 
  • продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера. 
    Воспитательные: 
  • воспитывать любовь к природе; 
  • развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие учащихся.  Подготовка к уроку.

2. Актуализация знаний

Учащиеся становятся в круг и с помощью метода «воздушный шар »  рассказывают по одному предложению домашнее задание. И тем самым прогнозируют тему сегодняшнего урока.

- Ребята, а мы можем заразиться, держа в руках воздушный шар? Как?

Предполагаемый ответ:

- Правильно, потому что содержится большое количество бактерии.

- Получается, сегодня на уроке мы познакомимся с  одноклеточными организмами - бактерии.

3. Изучение нового материала.

.Учащиеся записывают сегодняшнее число и тему урока.

Объяснение материала с помощью ИКТ:

Сегодня на уроке мы будем говорить о самой древней группе живых организмов – бактериях. Следы их жизнедеятельности относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет.

-Что вам известно об этих организмах?

Бактерии – мельчайшие из организмов, их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке может разместиться сотни тысяч бактерий среднего размера.

Бактерий можно увидеть только в микроскоп, они являются микроорганизмами. Микроорганизмы изучает наука микробиология. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антони ван Левенгук в XVII веке. Именно он впервые увидел их в оптический микроскоп и описал их.

Распространение бактерий. Бактерии встречаются в самых разнообразных местах: в почве, воздухе, воде. Бактерии обнаружены в грунте, взятом со дна океана. Их можно обнаружить в горячих источниках с температурой около 80 градусов и в вечной мерзлоте. И даже в ядерных реакторах. Очень много бактерий содержится в верхнем слое почвы - до 1 млрд. клеток в 1г почвы. В водах рек их может быть до 400 тыс. в 1 см. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных.

Строение бактериальной клетки. Бактерии относятся к прокариотам – организмам, которые не имеют четко оформленного ядра. Ядерное вещество (бактериальная хромосома, нуклеотид), несущее наследственную информацию, представлено кольцевой молекулой ДНК и расположено в цитоплазме. Цитоплазма – густая и неподвижная, имеет слоистое строение.

Снаружи клетка бактерий покрыта плазматической мембраной, которая ограничивающая содержимое цитоплазмы от внешней среды. Клеточная мембрана у бактерий образует многочисленные впячивания внутрь клетки – мезосомы. На них расположены ферменты, обеспечивающие обмен веществ, происходящий в клетке.

Поверх плазматической мембраны располагается плотная оболочка – клеточная стенка, образованная углеводами муреином и пектином. Благодаря ей бактериальная клетка имеет постоянную форму. У некоторых бактерий оболочка покрыта слизистой капсулой – это дополнительный защитный слой, который предохраняет клетку от высыхания. Слизь может также содержать токсины.

Клетки бактерий не содержат многих органоидов – митохондрий, аппарата Гольджи, ЭПС, пластид, лизосом. Их функции (синтез и транспорт веществ) выполняют мезосомы. Вакуоли в бактериальной клетке тоже отсутствуют, капельки различных веществ находятся в цитоплазме. Нет и цитоскелета.

В цитоплазме бактериальной клетки располагаются мелкие рибосомы, а также имеются органы передвижения – реснички и жгутики.

Сравнение растительной и бактериальной клеток.

Показ видеоматериала про бактерии.

Обсуждение.

4. Закрепление

Задание №1.

Вставить пропущенное слово.

  •  Бактерии –это ….   организмы.
  •  Наука, которая изучает строение и свойства мелких живых организмов, называется ……  .
  •     …… - это одноклеточные живые организмы не имеющие ядра.
  •     ……. – это живые организмы, клетки которых содержат ядро.
  •   Изучил бактерии французский ученый …  .
  •   …… - функциональная единица всего живого.

Задание №2

Лабораторная работа № 30

Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки.

Цель:  Рассмотреть под микроскопом бактерии сенной палочки.

Оборудование:  заранее приготовленный сенной настой, лабораторное

                            оборудование

Ход работы.

1. В плоскодонную колбу положите немного сена, залейте водой и прокипятите в течение 20-30 минут. Как вы думаете, что произойдет с живыми клетками бактерий во время кипячения?

2.После того как вода в колбе остынет, настой сена профильтруйте через вату с помощью воронки.

3.Чистый настой сена поставьте в теплое место (25 – 30 градусов С). Через несколько дней Вы увидите на поверхности настоя пленку, состоящую из бактерий.

4.Как Вы думаете, откуда в настое появились новые живые клетки бактерий?

5.Как бактерии переживают неблагоприятные условия среды?

6.Чем питаются бактерии в приготовленной вами культуре? Какой способ питания характерен для сенной палочки?

7. Из пленки, покрывающей поверхность колбы, кончиком иглы возьмите пробу и поместите ее в каплю  туши  на  предметном стекле, перемешайте. Накрыв покровным стеклом,  рассмотрите через  микроскоп.

 

 

 

8.Нарисуйте, составьте описание.

Вывод.  В ходе лабораторной работы рассмотрели под микроскопом.  Сенную палочку. Зарисовали и сделали описание

5. Оценивание учащихся по домашнему заданию и по изучению нового материала: л/р

6. Дом.задание: § 55 до стр 183 (до по форме бактерии)

Просмотр содержимого документа
««Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах»»



Тема урока: «Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах»

Цели урока:

Образовательные: 

  • актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях;

  • показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий;

  • показать многообразие форм бактерий и их значение.

Развивающие: 

  • развивать понятия о многообразии живых организмов; 

  • продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера. 
    Воспитательные: 

  • воспитывать любовь к природе; 

  • развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.



Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие учащихся. Подготовка к уроку.

2. Актуализация знаний

Учащиеся становятся в круг и с помощью метода «воздушный шар » рассказывают по одному предложению домашнее задание. И тем самым прогнозируют тему сегодняшнего урока.

- Ребята, а мы можем заразиться, держа в руках воздушный шар? Как?

Предполагаемый ответ:

- Правильно, потому что содержится большое количество бактерии.

- Получается, сегодня на уроке мы познакомимся с одноклеточными организмами - бактерии.

3. Изучение нового материала.

.Учащиеся записывают сегодняшнее число и тему урока.

Объяснение материала с помощью ИКТ:

Сегодня на уроке мы будем говорить о самой древней группе живых организмов – бактериях. Следы их жизнедеятельности относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет.

-Что вам известно об этих организмах?

Бактерии – мельчайшие из организмов, их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке может разместиться сотни тысяч бактерий среднего размера.

Бактерий можно увидеть только в микроскоп, они являются микроорганизмами. Микроорганизмы изучает наука микробиология. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антони ван Левенгук в XVII веке. Именно он впервые увидел их в оптический микроскоп и описал их.

Распространение бактерий. Бактерии встречаются в самых разнообразных местах: в почве, воздухе, воде. Бактерии обнаружены в грунте, взятом со дна океана. Их можно обнаружить в горячих источниках с температурой около 80 градусов и в вечной мерзлоте. И даже в ядерных реакторах. Очень много бактерий содержится в верхнем слое почвы - до 1 млрд. клеток в 1г почвы. В водах рек их может быть до 400 тыс. в 1 см. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных.

Строение бактериальной клетки. Бактерии относятся к прокариотам – организмам, которые не имеют четко оформленного ядра. Ядерное вещество (бактериальная хромосома, нуклеотид), несущее наследственную информацию, представлено кольцевой молекулой ДНК и расположено в цитоплазме. Цитоплазма – густая и неподвижная, имеет слоистое строение.

Снаружи клетка бактерий покрыта плазматической мембраной, которая ограничивающая содержимое цитоплазмы от внешней среды. Клеточная мембрана у бактерий образует многочисленные впячивания внутрь клетки – мезосомы. На них расположены ферменты, обеспечивающие обмен веществ, происходящий в клетке.

Поверх плазматической мембраны располагается плотная оболочка – клеточная стенка, образованная углеводами муреином и пектином. Благодаря ей бактериальная клетка имеет постоянную форму. У некоторых бактерий оболочка покрыта слизистой капсулой – это дополнительный защитный слой, который предохраняет клетку от высыхания. Слизь может также содержать токсины.

Клетки бактерий не содержат многих органоидов – митохондрий, аппарата Гольджи, ЭПС, пластид, лизосом. Их функции (синтез и транспорт веществ) выполняют мезосомы. Вакуоли в бактериальной клетке тоже отсутствуют, капельки различных веществ находятся в цитоплазме. Нет и цитоскелета.

В цитоплазме бактериальной клетки располагаются мелкие рибосомы, а также имеются органы передвижения – реснички и жгутики.

Сравнение растительной и бактериальной клеток.



Показ видеоматериала про бактерии.

Обсуждение.

4. Закрепление

Задание №1.

Вставить пропущенное слово.

  • Бактерии –это ….. организмы.

  • Наука, которая изучает строение и свойства мелких живых организмов, называется …… .

  • …… - это одноклеточные живые организмы не имеющие ядра .

  • ……. – это живые организмы , клетки которых содержат ядро.

  • Изучил бактерии французский ученый … .

  • …… - функциональная единица всего живого.





Задание №2

Лабораторная работа № 30

Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки.

Цель: Рассмотреть под микроскопом бактерии сенной палочки.

Оборудование: заранее приготовленный сенной настой, лабораторное

оборудование

Ход работы.

1. В плоскодонную колбу положите немного сена, залейте водой и прокипятите в течение 20-30 минут. Как вы думаете, что произойдет с живыми клетками бактерий во время кипячения?

2.После того как вода в колбе остынет, настой сена профильтруйте через вату с помощью воронки.

3.Чистый настой сена поставьте в теплое место (25 – 30 градусов С). Через несколько дней Вы увидите на поверхности настоя пленку, состоящую из бактерий.

4.Как Вы думаете, откуда в настое появились новые живые клетки бактерий?

5.Как бактерии переживают неблагоприятные условия среды?

6.Чем питаются бактерии в приготовленной вами культуре? Какой способ питания характерен для сенной палочки?

7. Из пленки, покрывающей поверхность колбы, кончиком иглы возьмите пробу и поместите ее в каплю туши на предметном стекле, перемешайте. Накрыв покровным стеклом, рассмотрите через микроскоп.




8.Нарисуйте, составьте описание.

Вывод. В ходе лабораторной работы рассмотрели под микроскопом. Сенную палочку. Зарисовали и сделали описание

5. Оценивание учащихся по домашнему заданию и по изучению нового материала: л/р

6. Дом.задание: § 55 до стр 183 (до по форме бактерии)



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ищанова Акмунар Асылбековна

Дата: 21.05.2017

Номер свидетельства: 417476

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно - тематическое планирование по биологии,  6 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250613"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447092735"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства