kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах»

Цели урока:

Образовательные: 

  • актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях;
  • показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий;
  • показать многообразие форм бактерий и их значение.

Развивающие: 

  • развивать понятия о многообразии живых организмов; 
  • продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера. 
    Воспитательные: 
  • воспитывать любовь к природе; 
  • развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие учащихся.  Подготовка к уроку.

2. Актуализация знаний

Учащиеся становятся в круг и с помощью метода «воздушный шар »  рассказывают по одному предложению домашнее задание. И тем самым прогнозируют тему сегодняшнего урока.

- Ребята, а мы можем заразиться, держа в руках воздушный шар? Как?

Предполагаемый ответ:

- Правильно, потому что содержится большое количество бактерии.

- Получается, сегодня на уроке мы познакомимся с  одноклеточными организмами - бактерии.

3. Изучение нового материала.

.Учащиеся записывают сегодняшнее число и тему урока.

Объяснение материала с помощью ИКТ:

Сегодня на уроке мы будем говорить о самой древней группе живых организмов – бактериях. Следы их жизнедеятельности относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет.

-Что вам известно об этих организмах?

Бактерии – мельчайшие из организмов, их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке может разместиться сотни тысяч бактерий среднего размера.

Бактерий можно увидеть только в микроскоп, они являются микроорганизмами. Микроорганизмы изучает наука микробиология. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антони ван Левенгук в XVII веке. Именно он впервые увидел их в оптический микроскоп и описал их.

Распространение бактерий. Бактерии встречаются в самых разнообразных местах: в почве, воздухе, воде. Бактерии обнаружены в грунте, взятом со дна океана. Их можно обнаружить в горячих источниках с температурой около 80 градусов и в вечной мерзлоте. И даже в ядерных реакторах. Очень много бактерий содержится в верхнем слое почвы - до 1 млрд. клеток в 1г почвы. В водах рек их может быть до 400 тыс. в 1 см. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных.

Строение бактериальной клетки. Бактерии относятся к прокариотам – организмам, которые не имеют четко оформленного ядра. Ядерное вещество (бактериальная хромосома, нуклеотид), несущее наследственную информацию, представлено кольцевой молекулой ДНК и расположено в цитоплазме. Цитоплазма – густая и неподвижная, имеет слоистое строение.

Снаружи клетка бактерий покрыта плазматической мембраной, которая ограничивающая содержимое цитоплазмы от внешней среды. Клеточная мембрана у бактерий образует многочисленные впячивания внутрь клетки – мезосомы. На них расположены ферменты, обеспечивающие обмен веществ, происходящий в клетке.

Поверх плазматической мембраны располагается плотная оболочка – клеточная стенка, образованная углеводами муреином и пектином. Благодаря ей бактериальная клетка имеет постоянную форму. У некоторых бактерий оболочка покрыта слизистой капсулой – это дополнительный защитный слой, который предохраняет клетку от высыхания. Слизь может также содержать токсины.

Клетки бактерий не содержат многих органоидов – митохондрий, аппарата Гольджи, ЭПС, пластид, лизосом. Их функции (синтез и транспорт веществ) выполняют мезосомы. Вакуоли в бактериальной клетке тоже отсутствуют, капельки различных веществ находятся в цитоплазме. Нет и цитоскелета.

В цитоплазме бактериальной клетки располагаются мелкие рибосомы, а также имеются органы передвижения – реснички и жгутики.

Сравнение растительной и бактериальной клеток.

Показ видеоматериала про бактерии.

Обсуждение.

4. Закрепление

Задание №1.

Вставить пропущенное слово.

  •  Бактерии –это ….   организмы.
  •  Наука, которая изучает строение и свойства мелких живых организмов, называется ……  .
  •     …… - это одноклеточные живые организмы не имеющие ядра.
  •     ……. – это живые организмы, клетки которых содержат ядро.
  •   Изучил бактерии французский ученый …  .
  •   …… - функциональная единица всего живого.

Задание №2

Лабораторная работа № 30

Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки.

Цель:  Рассмотреть под микроскопом бактерии сенной палочки.

Оборудование:  заранее приготовленный сенной настой, лабораторное

                            оборудование

Ход работы.

1. В плоскодонную колбу положите немного сена, залейте водой и прокипятите в течение 20-30 минут. Как вы думаете, что произойдет с живыми клетками бактерий во время кипячения?

2.После того как вода в колбе остынет, настой сена профильтруйте через вату с помощью воронки.

3.Чистый настой сена поставьте в теплое место (25 – 30 градусов С). Через несколько дней Вы увидите на поверхности настоя пленку, состоящую из бактерий.

4.Как Вы думаете, откуда в настое появились новые живые клетки бактерий?

5.Как бактерии переживают неблагоприятные условия среды?

6.Чем питаются бактерии в приготовленной вами культуре? Какой способ питания характерен для сенной палочки?

7. Из пленки, покрывающей поверхность колбы, кончиком иглы возьмите пробу и поместите ее в каплю  туши  на  предметном стекле, перемешайте. Накрыв покровным стеклом,  рассмотрите через  микроскоп.

 

 

 

8.Нарисуйте, составьте описание.

Вывод.  В ходе лабораторной работы рассмотрели под микроскопом.  Сенную палочку. Зарисовали и сделали описание

5. Оценивание учащихся по домашнему заданию и по изучению нового материала: л/р

6. Дом.задание: § 55 до стр 183 (до по форме бактерии)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах»»



Тема урока: «Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах»

Цели урока:

Образовательные: 

  • актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях;

  • показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий;

  • показать многообразие форм бактерий и их значение.

Развивающие: 

  • развивать понятия о многообразии живых организмов; 

  • продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера. 
    Воспитательные: 

  • воспитывать любовь к природе; 

  • развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.



Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие учащихся. Подготовка к уроку.

2. Актуализация знаний

Учащиеся становятся в круг и с помощью метода «воздушный шар » рассказывают по одному предложению домашнее задание. И тем самым прогнозируют тему сегодняшнего урока.

- Ребята, а мы можем заразиться, держа в руках воздушный шар? Как?

Предполагаемый ответ:

- Правильно, потому что содержится большое количество бактерии.

- Получается, сегодня на уроке мы познакомимся с одноклеточными организмами - бактерии.

3. Изучение нового материала.

.Учащиеся записывают сегодняшнее число и тему урока.

Объяснение материала с помощью ИКТ:

Сегодня на уроке мы будем говорить о самой древней группе живых организмов – бактериях. Следы их жизнедеятельности относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет.

-Что вам известно об этих организмах?

Бактерии – мельчайшие из организмов, их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке может разместиться сотни тысяч бактерий среднего размера.

Бактерий можно увидеть только в микроскоп, они являются микроорганизмами. Микроорганизмы изучает наука микробиология. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антони ван Левенгук в XVII веке. Именно он впервые увидел их в оптический микроскоп и описал их.

Распространение бактерий. Бактерии встречаются в самых разнообразных местах: в почве, воздухе, воде. Бактерии обнаружены в грунте, взятом со дна океана. Их можно обнаружить в горячих источниках с температурой около 80 градусов и в вечной мерзлоте. И даже в ядерных реакторах. Очень много бактерий содержится в верхнем слое почвы - до 1 млрд. клеток в 1г почвы. В водах рек их может быть до 400 тыс. в 1 см. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных.

Строение бактериальной клетки. Бактерии относятся к прокариотам – организмам, которые не имеют четко оформленного ядра. Ядерное вещество (бактериальная хромосома, нуклеотид), несущее наследственную информацию, представлено кольцевой молекулой ДНК и расположено в цитоплазме. Цитоплазма – густая и неподвижная, имеет слоистое строение.

Снаружи клетка бактерий покрыта плазматической мембраной, которая ограничивающая содержимое цитоплазмы от внешней среды. Клеточная мембрана у бактерий образует многочисленные впячивания внутрь клетки – мезосомы. На них расположены ферменты, обеспечивающие обмен веществ, происходящий в клетке.

Поверх плазматической мембраны располагается плотная оболочка – клеточная стенка, образованная углеводами муреином и пектином. Благодаря ей бактериальная клетка имеет постоянную форму. У некоторых бактерий оболочка покрыта слизистой капсулой – это дополнительный защитный слой, который предохраняет клетку от высыхания. Слизь может также содержать токсины.

Клетки бактерий не содержат многих органоидов – митохондрий, аппарата Гольджи, ЭПС, пластид, лизосом. Их функции (синтез и транспорт веществ) выполняют мезосомы. Вакуоли в бактериальной клетке тоже отсутствуют, капельки различных веществ находятся в цитоплазме. Нет и цитоскелета.

В цитоплазме бактериальной клетки располагаются мелкие рибосомы, а также имеются органы передвижения – реснички и жгутики.

Сравнение растительной и бактериальной клеток.



Показ видеоматериала про бактерии.

Обсуждение.

4. Закрепление

Задание №1.

Вставить пропущенное слово.

  • Бактерии –это ….. организмы.

  • Наука, которая изучает строение и свойства мелких живых организмов, называется …… .

  • …… - это одноклеточные живые организмы не имеющие ядра .

  • ……. – это живые организмы , клетки которых содержат ядро.

  • Изучил бактерии французский ученый … .

  • …… - функциональная единица всего живого.





Задание №2

Лабораторная работа № 30

Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки.

Цель: Рассмотреть под микроскопом бактерии сенной палочки.

Оборудование: заранее приготовленный сенной настой, лабораторное

оборудование

Ход работы.

1. В плоскодонную колбу положите немного сена, залейте водой и прокипятите в течение 20-30 минут. Как вы думаете, что произойдет с живыми клетками бактерий во время кипячения?

2.После того как вода в колбе остынет, настой сена профильтруйте через вату с помощью воронки.

3.Чистый настой сена поставьте в теплое место (25 – 30 градусов С). Через несколько дней Вы увидите на поверхности настоя пленку, состоящую из бактерий.

4.Как Вы думаете, откуда в настое появились новые живые клетки бактерий?

5.Как бактерии переживают неблагоприятные условия среды?

6.Чем питаются бактерии в приготовленной вами культуре? Какой способ питания характерен для сенной палочки?

7. Из пленки, покрывающей поверхность колбы, кончиком иглы возьмите пробу и поместите ее в каплю туши на предметном стекле, перемешайте. Накрыв покровным стеклом, рассмотрите через микроскоп.




8.Нарисуйте, составьте описание.

Вывод. В ходе лабораторной работы рассмотрели под микроскопом. Сенную палочку. Зарисовали и сделали описание

5. Оценивание учащихся по домашнему заданию и по изучению нового материала: л/р

6. Дом.задание: § 55 до стр 183 (до по форме бактерии)



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ищанова Акмунар Асылбековна

Дата: 21.05.2017

Номер свидетельства: 417476

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно - тематическое планирование по биологии,  6 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250613"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447092735"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства