Многообразие земноводных, их роль в природе и жизни человека Цель: раскрыть многообразие класса земноводных, ознакомить со значением в природе и жизни человека
Задачи урока:
Личностные:
Принятие социальной роли обучающегося.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Метапредметные:
1.Умения фиксировать результаты наблюдения и делать выводы - планировать и регулировать свою деятельность; - самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач - соотносить свои действия с планируемыми результатами - определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы; - создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач 2. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. 3. Смысловое чтение.
Коммуникативные:
1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.
2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.
3.Использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии земноводных.
4. Формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике
Предметные умения:
Описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных,
Определять и классифицировать представителей земноводных по таблицам. фотографиям, рисункам.
Устанавливать взаимосвязь строения и размножения земноводных с условиями их обитания
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы: групповая работа, проектная деятельность, работа с основной и дополнительной литературой, иллюстрациями, проблемный и частично-поисковый методы
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Многообразие земноводных и их значение», рабочие листы, ватман, конверты с иллюстрациями, задания для групповой работы
План работы:
I Организационный этап
II Мотивационно-ориентировочный
Актуализация знаний
Мотивация
Целеполагание
III Изучение нового материала
Постановка проблемной ситуации
Решение проблемы
Самостоятельная работа обучающихся
Обсуждение результатов работы
IV Подведение итогов работы
V Закрепление
VI Рефлексия
VII Информация о домашнем задании
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемые результаты |
I Организационный этап | Здравствуйте ребята! Cадитесь. Добрый день, мои друзья! Посмотрите на меня. А сейчас я вам скажу, что всех, всех я вас люблю! Посмотрите друг на друга. Протяните соседу руку. И скажите не тая, что все, все мы здесь друзья! Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока можно сидя. Работать мы будем с рабочими листами, которые находятся у вас на столах у каждого (приложение 1) | Учащиеся настраиваются на работу, сосредотачиваются. | Позитивный настрой на работу |
II Мотивационно-ориентировочный 1.Актуализация знаний Мотивация 3.Целеполагание Физминутка | 1)Для начала мы вспомним материал прошлого урока ( прием «Микрофон») Ребята, скажите, пожалуйста, какой большой раздел биологии вы изучаете сейчас? - А какой тип животных мы сейчас изучаем? А класс? - Что же их объединяет со всеми остальными представителями этого типа? Какие же черты отличают? - Давайте вспомним какие особенности строения, жизнедеятельности помогают травяной лягушке жить в воде и на суше? - Какие есть системы органов? (Заполняем таблицу) 2) А теперь соберем «корзину идей» по изученному материалу ( повторение словаря терминов). Что обозначают понятия : земноводные, кожа, легкие, трехкамерное, два круга, почки, клоака, метаморфоз, жабры, головастик 3) Сейчас я хочу, чтобы вы продемонстрировали свои знания об особенностях строения земноводных А)Индивидуальная работа 1. «Биологический верификатор» Учащимся предлагается текст о земноводных, на каждое предложение надо ответить: верю или не верю. Текст: 1.Земноводные это животные, которые обитают на суше. 2. К этому классу относятся лягушки, тритоны, и жабы. 3. Тело амфибий покрыто сухой кожей и роговыми чешуйкам. 4. Глаза земноводных снабжены подвижными веками, которые имеют ресницы. 5. Орган слуха представлен внутренним ухом. 6. Органом обоняния и осязания служит язык, который время от времени высовывает амфибия и пробует воздух. 7. Передвигаются земноводные с помощью пятипалых конечностей наземного типа, которые не имеют перепонок между пальцами. 8. Дышат амфибии с помощью легких и кожи. 9. У них два круга кровообращения и трехкамерное сердце. 10.Органами выделения являются мальпигиевые сосуды. 11.Размножение земноводных происходит на суше, для них характерно живорождение. 12. Земноводные это хладнокровные животные. 13. Встречаются амфибии на всех материках, во всех природных зонах. 2. «Знатоки» (устные ответы) Б) Почему земноводных называют амфибии? -В чем особенности глаз лягушки? Почему лягушки «Пучеглазые»? -Почему если рядом с голодной лягушкой положить мертвых насекомых она их не тронет? -Задохнется ли лягушка если ей закрыть ноздри и рот? 4. Ребята, отгадайте загадки. 1 - У воды живет плутовка И скрывается так ловко, Что беднягам мухам, мошкам Не уйти от этой крошки. Ответ: Лягушка 3 - Есть у маленькой лягушки толстобрюхая подружка -бородавками покрыта, целый день спит под корытом. В ночь выходит на работу, у нее одна забота - сад спасать от насекомых... Детям всем она знакома. Домик сделает ей папа Пользу ведь приносит ... Ответ: Жаба 5 – Можем жить на земле и в воде. Если нас заморозить в воде, можем долго находиться в замороженном состоянии. А когда лед растает, мы продолжаем жить как ни в чем не бывало Ответ: Саламандра | 2 - Тонны три - его назвали! Вот так не было печали! Правда, нет ли - разбери! - Что такое - тонны три? Только в нём не столько тонн, Хоть зовут его ... ! Ответ: Тритон 4 - Я лягушка голубая, Я на дереве сижу. Обитаю в Суринаме, Букву "Же" всегда твержу. Квакать просто не умею, Жу-жу-жу, да жу-жу-жу. Я от вдохновенья млею, И поэтому, - жу-жу... А в народе говорят: - У меня сильнейший яд. Там, за каменной грядою, В зелени, сражу красою. Кто лягушка высший класс, Подскажите? ... Ответ: Древолаз | 3 На слайде показаны разные животные относящиеся к одному классу Земноводные. Внимание! Проблемный вопрос.(слайд 3 ). Чем они отличаются друг от друга.(Выслушиваем ответы ребят). Действительно, у одних есть хвост, в у других его нет. У одних ноги одинаковые, а у других их совсем нет. У третьих конечности разной длины ). Правильно! Сейчас вы назвали признаки трех отрядов класса земноводные. Хотим узнать о них больше? Какую цель поставим перед собой? - Почему слово "земноводные" выделено разными цветами? Какая среда для них предпочтительна?
- Итак, давайте составим схему классификации земноводных (для этого объединимся в группы). И первым перед вами стоит вопрос КТО ? У вас на столе лежит белый конверт в нем рисунки с изображением различных животных постарайтесь систематизировать (разделить) их на 3 группы. Ответьте на вопрос ПОЧЕМУ? (по каким признакам) проводилась классификация), (картинки прикрепляют на ватман, который вывешивают на доску). А теперь давайте посмотрим на представленные фотоколлажи. - Выполнили? Давайте посмотрим, что у вас получилось ( слайд 4) | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя ( коммуникативные умения) Интеллектуальная разминка Самооценивание Отгадывают загадки, предлагают темы урока Самостоятельная работа в группах на рабочих листах ( аукцион идей) Работают в группах , классифицируют представленные изображения, изготавливают фотоколлаж (проект) | Повторение пройденного материала, систематизация знаний, подготовка к постановке темы урока. Формулировка темы урока Формулирование учащимися целей урока ( запись на доске) |
III Изучение нового материала Постановка проблемной ситуации Решение проблемы Самостоятельная работа учащихся Обсуждение результатов работы | 1 Итак, когда поставлены тема и цели урока мы приступаем к изучению нового материала. Почему деление произошло так , по каким признакам? Есть ли на вашем столе еще какие-либо предметы, привлекающие ваше внимание? (цветной конверт) Откройте его? В нем представлена тема вашего задания для самостоятельной работы (задание 3 рабочий лист). На работу вам дается 5-7 минут. Каждая группа должна представить результат своей работы (выступление представителя каждой группы ) 2. Какое же значение земноводных? ( прием «Паучок») | Возникновение проблемной ситуации Выдвигают собственный алгоритм деления класса на отряды Отвечают на вопрос учителя, работают с дополнительной литературой, Интернет (naskzelenymir.ru) Представляют результат своей работы | Работают в группах , классифицируют представленные изображения, изготавливают фотоколлаж (проект) Решение проблемной ситуации Групповое изучение предложенной темы. Знакомство с особенностями каждого отряда, заполнение таблицы Составление схемы |
V Закрепление | 1. Давайте поиграем в игру «Вопрос-ответ… Верно или нет?» 1.Лягушки – родственники тритонов. 2. Все земноводные – четвероногие животные. 3.Все земноводные 4. Все земноводные – травоядные. 5. Земноводные могут оживать после продолжительного нахождения при низких температурах 6. От прикосновения к жабе появляются бородавки. 7.Тело земноводных покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками. 8. Некоторые земноводные вынашивают икру на своем теле 9.К земноводным относятся различные виды лягушек, жаб, тритонов, саламандр, червягу. 2. Разгадывание чайнворда, кроссворда, загадки (слайды) | Отвечают на вопросы игры | Систематизация нового «открытого» знания |
VI Подведение итогов | - Итак, скажите какие цели, вы поставили перед собой в начале урока? Вы ответили на все вопросы урока? Достигнуты ли цели урока? - Напишите в своих рабочих листах, что вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились на уроке? О чем говорили сегодня на уроке? (Ученики перечисляют). Да, ребята, мы сегодня многое узнали о земноводных. Но давайте вспомним, на что же способна лягушка? – плавать; – прыгать; – летать (японская веслоногая); – жить без легкого (безлегочные саламандры и тритоны); – уничтожать насекомых слизней: лягушек, ящериц, змей ( жаба-ага и лягушка бык); – лечить (яд из кожной слизи тропических лягушек). - А что вы хотите узнать? Напишите, что вы хотите узнать на следующем уроке, какой класс позвоночных животных мы еще не изучали? | Рассуждают, отвечают. Пишут в рабочих листах ответы на вопросы: Я научился… Я узнал… Хочу узнать… | Самоанализ, мотивация к обучению на следующем уроке |
VII Рефлексия | - Ребята, давайте с вами выполним ещё одно упражнение , оно называется « КОМПЛИМЕНТ». Подумайте и скажите комплимент тому товарищу , который на ваш взгляд бы вы хотели за что – то похвалить : может быть за быстрые ответы , за активное участие на уроке , за интересные сообщения , за поведение на уроке и т.д. ( учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.) | Собирают «комплименты» | Удовлетворенность учащихся уроком. Самооценка результатов работы |
VIII Постановка домашнего задания | Повторить п.51 Заполнить таблицу на рабочих листах Дополнительное задание: Решить биологическую задачу с.199. Найти из дополнительных источников информацию о представителях класса земноводные. Найти информацию о памятниках земноводным, дорожных знаках | Записывают домашнее задание. | |
Приложение 1
Рабочий лист ______________________________________________________________учащегося 7 класса
Тема урока_______________________________________________________________________________________________________________________________
Повторение изученного:
«Микрофон»___________________ | Биологический верификатор»_______________________ |
Заполнение таблицы____________________ | «Знатоки_________________________________________ |
Системы органов |
Дыхательная | Кровеносная | Пищеварительная | Мочеполовая |
| | | |
| | | |
Органы.1- Легкие, 2 – Желудочек, 3 – Предсердие, 4 - Пищевод, 5 - Желудок, 6- Кишка, 7- Печень, 8-Желчный пузырь, 9- Почки, 10-Поджелудочная железа, 11 – Семенник, 12 – Яичник, 13 – Мочеточник, 14 -Мочевой пузырь, 15 – Вена, 16 -Артерия
Изучение нового: Загадки_______________________________________________
Заполнение таблицы:
Название отряда | Представители | Среда обитания | Особенности внешнего строения |
| | |
|
| | |
|
| | |
|
Что вы узнали сегодня на уроке?___________________________________ Чему вы научились на уроке? ________________________________ Что вы хотите узнать на следующем уроке, какой класс позвоночных животных мы еще не изучали?___________________________________
Приложение 2
| ТЕХНОЛОГИЧЕСКА КАРТА ГРУППА КРАСНОГО СМАЙЛИКА |
Цель: ознакомиться с разнообразием, средой обитания и особенностями внешнего отряда БЕЗНОГИЕ земноводные
Утверждение: земноводные разнообразны по внешнему строению, среде обитания, поведению .
Оборудование: иллюстрации, энциклопедии, ученики, компьютер, презентация к уроку
Ход работы
1. Рассмотрите предложенные иллюстрации.
2. Найдите описание животных в учебниках, дополнительной литературе, на сайте naskzelenymir.ru
3. Заполните таблицу
Название отряда | Представители | Среда обитания | Особенности внешнего строения |
| | |
|
| ТЕХНОЛОГИЧЕСКА КАРТА ГРУППА ЗЕЛЕНОГО СМАЙЛИКА |
Цель: ознакомиться с разнообразием, средой обитания и особенностями внешнего отряда БЕСХВОСТЫЕ земноводные
Утверждение: земноводные разнообразны по внешнему строению, среде обитания, поведению .
Оборудование: иллюстрации, энциклопедии, ученики, компьютер, презентация к уроку
Ход работы
1. Рассмотрите предложенные иллюстрации.
2. Найдите описание животных в учебниках, дополнительной литературе, на сайте naskzelenymir.ru
3. Заполните таблицу
Название отряда | Представители | Среда обитания | Особенности внешнего строения |
| | |
|
| ТЕХНОЛОГИЧЕСКА КАРТА ГРУППА ФИОЛЕТОВОГО СМАЙЛИКА |
Цель: ознакомиться с разнообразием, средой обитания и особенностями внешнего отряда ХВОСТАТЫЕ земноводные
Утверждение: земноводные разнообразны по внешнему строению, среде обитания, поведению .
Оборудование: иллюстрации, энциклопедии, ученики, компьютер, презентация к уроку
Ход работы
1. Рассмотрите предложенные иллюстрации.
2. Найдите описание животных в учебниках, дополнительной литературе, на сайте naskzelenymir.ru
3. Заполните таблицу
Название отряда | Представители | Среда обитания | Особенности внешнего строения |
| | |
|
Приложение 3
Значение земноводных:
Являются звеном в цепи питания.
Пища для человека (в некоторых странах).
Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков возбудителей заболеваний - комаров, мух.
Индикаторы чистоты окружающей среды.
Объект для научных исследований
Приложение 4
Примерные рассказы учащихся:
1 группа «Отряд Безногие»
К этому отряду относится 6 семейств, включающих 33 рода и 163 вида амфибий, напоминающих по внешнему виду крупных дождевых червей. Распространены безногие в тропиках Америки, Африки и Азии, нет их на О.Мадагаскар и в Австралии. Тело их округлое, с многочисленными (до 400) кольцевыми поперечными складками, кожа богата слизистыми железами, на голове маленькое щупальце в специальной кожной ямке. Глаза у червяг под кожей (даже под костями), барабанной перепонки и среднего уха нет. Имеется вытянутое левое легкое (правое укорочено), вытянутые лентовидные почки. К примитивным чертам организации относятся, в частности, остатки чешуи под кожей, развитые покровные кости черепа, неполная перегородка между предсердиями, амфицельные позвонки, развитая хорда. Оплодотворение внутреннее: клоака самца выворачивается, образуя «пенис». Червяги, кроме водных, яйцекладущи. Из крупных яиц выходят развитые личинки, которые здесь же вскоре или после кратковременного пребывания в воде метаморфизируют и переходят к наземной жизни. Взрослые червяги охраняют яйца (иногда личинок), обвиваясь вокруг них и предотвращая высыхание. Взрослые червяги в воде тонут (кроме водных). Образ жизни - подземный, корм — черви и другие почвенные животные. Произошли безногие амфибии не ранее карбона, но известны и в кайнозое (возраст- 264-66 млн. лет).
В Южной Америке и Азии распространено 39 видов семейства рыбозмеев . У них в коже чешуйки, глаза просвечивают через кожу, имеется коническое щупальце. Наиболее известен цейлонский рыбозмей , достигающий длины 40 см, имеющий темно-бурую или ярко-голубую с желтыми полосами окраску.
2 группа «Отряд Хвостатые»
«Отряд хвостатые земноводные объединяет 9 семейств, самые известные из них _ это саламандровые, амбистомовые и тритоновые. Большинство хвостатых земноводных живут в воде или около воды: в болотах, озера. Все они ведут ночной образ жизни. Самые известные хвостатые земноводные – саламандры. Живут они в сырых, тенистых лесах. Тело большинства из них окрашено в черный цвет с золотисто–желтыми пятнами. Кожа голая, покрыта слизью. Есть такая легенда, что саламандры не тонут в воде и не горят в огне. Если посадить саламандру на горячие угли, то ее кожа покрывается большим количеством слизи, которая хотя и не может спасти от огня, но от жара предохранит. Отсюда и пошел рассказ о том, что саламандра в огне не горит. Многие саламандры окрашены ярко. Это предупреждающая окраска говорит о том, что они опасны, т.к. кожные железы могут вырабатывать ядовитое вещество. С помощью яда саламандры защищаются от врагов.
Самый большой научный интерес из хвостатых амфибий представляет аксолотль.
Обитают эти животные в реках Мексики. В научном мире их долго относили к личинкам тритонов. Но сомнение вызывало то, что они не претерпевают метаморфоза и постоянно живут в воде, имея неизменно ветвистые жабры. Только в 1865 году Парижским обществом акклиматизации было установлено, что аксолотли это личинки животных, очень похожих на саламандр – амбистом, которые водятся в тех же районах Мексики, что и аксолотль. Аксолотль, действительно, личинка амбистомы, но очень своеобразная. У этих личинок может тормозиться завершение метаморфоза и развиваться способность размножения на личиночной стадии. Такая особенность размножения получила название – неотения. Эти особенности размножения амбистомы приобрели в процессе эволюции как приспособление к изменениям климатических условий: метаморфоз завершается в водоемах увлажненных районов, а в сухих местах личинки сами берут на себя функцию размножения»
В Евразии самыми распространенными хвостатыми земноводными являются тритоны.
3 группа «Отряд Бесхвостые»
«Отряд Бесхвостые амфибии объединяет самых разнообразных животных, различающихся по местообитаниям, размерам, окраске. Лягушки и жабы приносят большую пользу, уничтожая огромное количество насекомых и наземных моллюсков, защищая сады и огороды от вредителей. В Англии, например, даже скупают жаб сотнями для того, чтобы пустить их к себе в сад. В наших широтах обитают озерные и травяные лягушки, зеленые и серые жабы, чесночницы, краснобрюхие жерлянки.
Наиболее богата фауна земноводных в жарких тропических странах, где огромное количество амфибий обитает не только на земле, они распространились по всем этажам тропического леса. Самыми маленькими и красивыми являются квакши. Живут они на деревьях. У европейской квакши в окраске тела преобладают зеленые и желтые тона, что позволяет им маскироваться среди листвы. Тропические виды древесных лягушек имеют наряд окрашенный, в красный, желтый цвет, с серебристо – белыми пятнами и крапинками. Квакши лазают по деревьям как акробаты, а помогают им в этом подушечки – присоски на лапках. Еще более экзотичны лягушки древесницы, обитающие в Северной Америке. Эти маленькие амфибии (3-3,5 см) очень ярко окрашены. В коже этих лягушек помещается множество ядовитых желез. Яд пятнистой древесницы туземцы используют для приготовления отравленных стрел» Размер самой маленькой в мире лягушки равен 8,5 мм, а живет она на Кубе Лягушка-бык обитает в водоемах Северной Америки. Длина около 20 см. Крик лягушки-быка слышен на расстоянии нескольких километров и напоминает рев быка. Лягушки быки относятся к самым крупным земноводным ( вес некоторых особей достигает 600 грамм), которые охотятся не только на насекомых, но и на пауков, скорпионов, змей, мышей и даже не брезгуют представителями себе подобных.
Некоторые земноводные в засушливых районах способны сами производить жидкость в виде росы. Например, Коралловолапая литория – лягушка, обитающая в Австралии – может выбираться ночью из теплого укрытия наружу. Там она охлаждается, а затем возвращается обратно. После чего на ее теле образуется конденсат, который лягушка впитывает всей поверхностью кожи.
Более «приземленными» земноводными являются жабы. С виду это довольно крупные животные, все тело их покрыто бородавками, цвет обычно темно-серый, зеленый, с оливковым или коричневым оттенком. Днем жабы прячутся в укрытиях, выходят только ночью на охоту. Это очень полезные животные, т.к. они поедают большое количество вредных насекомых и слизней, которых опасаются поедать другие животные.»
Значение земноводных в природе и жизни человека
Экологи в последнее время любят говорить про одну особенность лягушки: если ее посадить в таз с горячей водой, она мигом выпрыгнет оттуда. Но если посадить ее в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого. В связи с чем именно экологи упоминают эту особенность?
- Ученые предупреждают человека об опасности постепенного умирания в отравляющей окружающей среде. Ведь если нас поместить сразу в ядовитую атмосферу, мы начнем рваться и возмущаться, но если все будет медленно ухудшаться, то человек может погибнуть, даже не осознав этого. Так и с окружающим человека живым миром.
Но гибнут амфибии не только от последствий хозяйственной деятельности человека, их преследуют и дети, и взрослые, безжалостно истребляют. А можно предположить, что произойдет не Земле, если количество амфибий уменьшится. Для этого вспомним, какую роль они выполняют в природных сообществах, какое значение имеют в природе и жизни человека.
Амфибии уничтожают вредителей растений. Они питаются разнообразными организмами (насекомыми, личинками, слизнями, червями и т.д.)
Амфибии служат пищей для многих животных (рептилий, птиц, млекопитающих, рыб) и человеку.
Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют охотники, медики.
Служат объектом для науки
- Осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. В состоянии оцепенения лягушки не нуждаются в пище, и для опытов всегда есть живой материал
- Первый памятник лягушке был поставлен в Сорбонне – всемирно известном Парижском университете. Еще один памятник лягушке был сооружен в Токио на средства, собранные студентами-медиками.
Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах – для красоты
Приложение 5
Название отряда | Характерные признаки | Представители |
Бесхвостые | Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии | Квакши, жабы, жерлянки, лягушки |
Хвостатые | Тело удлинённое, хвост сохраняется в течение всей жизни, передние и задние конечности примерно одинаковой длины | Тритоны, саламандры, амбистомы, протей. |
Безногие | Тело длинное, червеобразное, ноги и глаза редуцированы | Африканская и кольчатая червяги |
Приложение 6 | | | | |
| | | | | | А |
| | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | | |