kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Многообразие земноводных, их значение и охрана. Земноводные Вологодской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана. Земноводные Вологодской области". Урок открытия новых знаний, с региональным компонентом

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Многообразие земноводных, их значение и охрана. Земноводные Вологодской области"»

Тема урока: «Многообразие земноводных, их значение и охрана. Земноводные Вологодской области, их охрана»

Биология. Класс 7

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: создание условий для усвоения и понимания знаний о многообразии, значении и охране земноводных земного шара и Вологодской области

Задачи урока:

Образовательные:

- узнавать и различать основные классы земноводных, их особенности;

- знать охраняемых земноводных Вологодской области;

- учить работать с различными информационными ресурсами, определять главное в данной информации

Развивающие:

-создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательных компетенций (умение участвовать в поисковой, творческой, практической деятельности, работать в группе, паре и самостоятельно);

-развивать восприятие как умение наблюдать, воображение как основу для решения творческих задач, мышление, как умение анализировать, обобщать, речь как умение характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог

Воспитательные:

-воспитывать чувство ответственности каждого учащегося за собственную деятельность, деятельность всего класса, группы, воспитывать интерес к предмету, открытию новых знаний.

-формировать бережное отношение к природе;

- воспитывать чувство прекрасного, восхищения красотой живых организмов.

Методы обучения: частично-поисковый

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Формы контроля: фронтальный опрос, самостоятельная работа

Урок проводится с использованием ИКТ для демонстрации презентационного материала «Многообразие земноводных, их значение и охрана»

Ожидаемые результаты:

Личностные: -формирование положительного отношения и интереса к изучению окружающего мира;

-понимания причин собственной успешности (не успешности); чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Предметные: - расширение у обучающихся представлений о земноводных, в том числе, обитающих на территории Вологодской области, их многообразии, значении и охране

Метапредметные: регулятивные

- сформировать умение самостоятельно видеть и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; познавательные

- развитие умения получать, фиксировать информацию в различных формах;

коммуникативные -адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

-формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Необходимое оборудование: раздаточный и информационный материал, компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация с материалом урока, таблицы с изображением земноводных разных отрядов



Конспект урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствие учителя, подготовка рабочего места

2. Повторение пройденного; актуализация знаний (4 мин).

Ребята, давайте вспомним, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?


С целью проверки усвоения материала прошлого урока проводит фронтальный опрос на тему «Класс Земноводные»

Почему животных, которых мы изучаем, назвали – земноводные?

Назовите признаки, позволяющие жить этим животным как на суше, так и в воде?

Если бы животным выдавали патенты, выдали ли их земноводным, за что?

Ваши ассоциации со словом Земноводные?

Отвечают: «Общая характеристика животных класса Земноводные»



Отвечают на вопросы учителя










3. Постановка учебной задачи (3 мин)

Посмотрите на высказывания великих людей (высказывания написаны на доске):

«Издревле и до наших дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» А.Брем.

«Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны» Марк Твен.

А еще посмотрите на слайд (памятники лягушкам)

В чем здесь противоречие?

Кто-то не любит земноводных, уничтожает их и в тоже время им ставят памятники. Почему такое разное отношение?

А как вы думаете, какие знания вам потребуются для того, чтобы разрешить противоречия? Что вы хотите еще узнать о земноводных.



Итак, сформулируйте тему урока.


Тема «Многообразие земноводных, их значение и охрана. Земноводные Вологодской области, их охрана».


Цель урока?




Как вы думаете, каковы задачи нашего урока?


Открывает написанные на доске задачи урока:

-выяснить признаки классов Земноводные

-узнать о значении земноводных в природе и жизни человека;

узнать об охраняемых земноводных области.


Учащиеся слушают учителя, анализируют информацию.








Задание вызывает затруднение, так как нет достаточных знаний.



Ставят собственные цели (знать какие еще животные относятся к земноводным, сколько их, кукую они играют роль в природе, как их использует человек)



Предполагают тему урока: «Многообразие Земноводных,их значение" моллюски Вологодской области»



Записывают тему в тетрадь


Изучить разнообразие земноводных, значение в природе и жизни человека


Высказывают предположения:

выявить признаки классов земноводных, узнать их особенности, узнать о земноводных Вологодской области, их значении и охране


4.Открытие нового знания (20 мин)

Работа с раздаточным материалом (в парах)

Рассмотрите изображенных животных класса Земноводные. Чем они отличаются? Встречали ли вы этих животных? Где? К каким отрядам они относятся?

Каким образом будем решать поставленные задачи?

- Саламандра, тритон:- эмоций не много, лягушка - еще ничего, но жаба: Слово-то, какое! Кто презрительно улыбнется, кто содрогнется, будто ему в жаркий полдень вылили за шиворот стакан холодной воды. Чаще всего эмоции отрицательные, разница только в том, кто и как демонстрирует свое невежество. Именно невежество. Мало кому в голову придет раскрыть справочник и познакомиться с жизнью животных этого класса: жаб, лягушек, тритонов, саламандр. Попробуем сегодня взглянуть на жизнь земноводных, интереснейших созданий, по новому, с уважением: поверьте, они этого заслуживают.

Организует работу в группах:

1. Используя текст учебника на стр. 117-118, дополнительный материал, найти отличительные признаки животных отряда Безногие, привести примеры животных, обитающих на территории Вологодской области, дать им характеристику, значение, назвать охраняемых представителей. Заполнить таблицу.


Названия представителей отряда

Особенности строения, образа жизни

Значение в природе и жизни человека

Представители отряда на территории ВО






2. Используя текст учебника на стр. 118-119, дополнительный материал, найти отличительные признаки животных отряда Хвостатые, привести примеры животных, обитающих на территории Вологодской области, дать им характеристику, значение, назвать охраняемых представителей. Заполнить таблицу.

Названия представителей класса

Особенности строения, образа жизни

Значение в природе и жизни человека

Представители отряда на территории ВО

Охраняемые виды области







3. Используя текст учебника на стр. 119-121, дополнительный материал найти отличительные признаки животных отряда Бесхвостые, привести примеры животных, обитающих на территории Вологодской области, дать им характеристику, значение. Заполнить таблицу.

Названия представителей класса

Особенности строения, образа жизни

Значение в природе и жизни человека

Представители отряда, на территории ВО

Охраняемые виды области







Выступление групп.

Демонстрация слайдов презентации, таблиц.

Сравнивают фотографиии, открытки с изображением земноводных.

Называют отличия, принадлежность к разным отрядам.


Предлагают работу с учебником.














Выявляют признаки отрядов, используя материал учебника, раздаточный дополнительный материал, (Приложения 1,2,3) отбирают информацию, работая в группе, находят представителей среди раздаточного материала. Заполняют таблицу, готовят выступление.


































Выступление групп, оформление таблицы в тетради

5. Физкультминутка (после выступления 2 группы)

На болоте три подружки-

Три зеленые лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Лапками топали, лапками хлопали,

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Вам, друзья:» Физкультпривет!»



6. Первичное закрепление (4 мин)

Игра Верю — не верю

 Отметьте правильные утверждения знаком «+», неправильные – знаком «-»:

1.Саламандры относятся к отряду Безногие

2. К бесхвостым земноводным относятся: саламандра и тритон; 3.Тритоны живут в воде, а размножаются на суше. 

4.Слизь кожных выделений земноводных содержит ядовитые вещества; их используют охотники и медики.

5.В нашей местности встречаются тритоны, чесночницы, которые относятся к отряду Хвостатые

6.Представители отряда Безногие имеют длинное извивающееся туловище, у них нет ни ног и хвоста

7.Земноводные служат пищей для многих животных и человека.

8. Охраняемые виды земноводных в Вологодской области - чесночница, зеленая жаба, два вида тритонов.


Подведение итогов.

Индивидуальная работа на карточках (Приложение 4) с последующей самооценкой

















7. Этап обобщения и систематизации знаний (4 мин)


Легко ли живется Земноводным?

Гибнут амфибии не только от последствий хозяйственной деятельности человека, их преследуют и дети, и взрослые, безжалостно истребляют.

Поэтому эти животные подлежат охране.

Предлагает ученику прочитать стихотворение

Спи, царевич мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Я тебе на сон грядущий

Песенку спою

Я спою о том, как гибнет

Наш несчастный род,

Проживая жизнь в болотах,

Полную невзгод.

Бьют камнями нас мальчишки –

Просто так, зазря.

Убежать от них, укрыться

Нам почти нельзя.

Нет зубов, не можем бегать,

Нам нельзя летать.

Вынуждены мы громко квакать

И лишь мух хватать.

Часто губят нас напрасно,

Не думая о том,

Что Земля – планета наша –

То наш общий дом.

Предлагает решить биологическую задачу.


Экологи в последнее время любят говорить про одну особенность лягушки: если ее посадить в таз с горячей водой, она мигом выпрыгнет оттуда, но если ее посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого. В связи, с чем именно экологи упоминают эту особенность?

(Ученые предупреждают человека об опасности постепенной гибели в отравленной окружающей среде. Ведь если нас поместить сразу в ядовитую атмосферу, мы начнем рваться и возмущаться, но если все будет медленно ухудшаться, то человек может погибнуть, даже не осознав этого). 


Следовательно, нужно охранять окружающую среду.





Высказывают предположения










Делают выводы



















Высказывают свои предположения


8. Итог урока, рефлексия деятельности

(3 мин)

Давайте вспомним тему и цель нашего урока.

Достигли мы цели?

Подведем итог: Кто-то не любит земноводных, уничтожает их и в тоже время им ставят памятники. Почему такое разное отношение?

Изменилось ли ваше отношение к земноводным?

Что вам запомнилось больше всего?

- Что узнали сегодня для себя нового?

- Чему удивились?

А теперь, ребята, послушайте такое стихотворение:

Лягушки 
Ну, кто говорит, что лягушки уроды!

Он должен наверно, себе уяснить:

Законы свои у суровой природы,

И главная цель у живого – чтоб жить.

Прыгунья, пловчиха – в воде и на суше,

Наряд у лягушке удобен и прост.

Зачем под водой ей пушистая шёрстка

И прыгать мешал бы искрящийся хвост.

А сколько лягушек – без численно много,

Их можно считать и считать без конца.

Отдали науке лягушечьи ноги,

На пользу науки отдали сердца.

И если случайно лягушку ты встретишь,

Ты тихо скажи ей: «Лягушка, прости!»

Погладь осторожно прохладную лапку,

На волю, как в сказке её отпусти.


Выставляются и комментируются отметки

Осознают, чему научились, что узнали на уроке

Оценивают свою работу на уроке.

9. Домашнее задание (1 мин)

Стр.117-121, признаки классов, ответить на вопросы на стр.121 Выполнить творческое задание: «Рекорды земноводных»

Запись в дневник

Литература


  1. Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина/ авт.- сост. М.В. Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2006

  2. Болотова H.Л., Ивантер Э.В., Кривохатский В.А. Красная книга Вологодской области, Животные, Том 3

  3. Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина/ авт.- сост. М.В. Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2006

  4. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные 7 класс. - М.- Дрофа — 2017


  1. Пепеляева О.А., Сунцова И. В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А. И., Шаровой И. Х.; Латющина В. В. Шапкина В. А.; Константинова В. М. И др. - М.: ВАКО, 2004.

  2. Экология Вологодской области. Учебное пособие для учащихся 7 класса общеобрзовательных учреждений под редакцией Болотовой Н.Л., Шабунова А.А.- Вологда. - Учебная литература. - 2012

  3. https://infourok.ru

  4. https://multiurok.ru

  5. https://урок.рф/

  6. http://эковол.рф



Приложение 1

Задание группе №1

Используя текст учебника на стр. 117-118, дополнительный материал, найти отличительные признаки животных отряда Безногие, привести примеры животных, обитающих на территории Вологодской области, дать им характеристику, значение, назвать охраняемых представителей. Заполнить таблицу.


Названия представителей отряда

Особенности строения, образа жизни

Значение в природе и жизни человека

Представители отряда на территории ВО





Дополнительный материал


Отряд Безногие 

По виду безногие земноводные (Gymnophiona) напоминают больше червей: маленькая голова переходит в длинное извивающееся туловище, нет ни ног, ни хвоста. Сходство усиливают многочисленные (до 400) кольцеобразные перехваты тела. Не случайно второе название этих животных червяги.

Безногие земноводные - прекрасные землекопы: в глубине, где они роют свои ходы, лапы были бы только помехой. Не нужны под землёй ни зоркие глаза, ни чуткие уши. Поэтому червяги "потеряли" барабанную перепонку и среднее ухо; глаза у них скрылись под кожей, а у некоторых даже заросли костью. Зато у червяг сильно развиты обоняние и осязание. Благодаря этому животные отыскивают в земле свою пищу - насекомых, червей и даже маленьких змей.

Червяги больше,  чем другие земноводные, сохранили сходство с древними вымершими амфибиями и рыбами. Под кожей у них есть чешуйки - остатки покрова их далёких предков, панцирных земноводных.

Очень интересно, хотя и мало известно, размножение этих животных. Яйца сухопутных червяг развиваются вне воды. Самка укладывается кольцами вокруг своей икры и насиживает её, обильно увлажняя слизью собственного тела. Все превращения личинки происходят в яйце, а наружу выходит крошечная червяга - точная копия родителей.

Многие представители безногих амфибий рождают живых детёнышей. Когда в яйцах, развивающихся в яйцеводах самки, заканчивается запас желтка, личинки покидают яйцевые оболочки, но ещё долго живут в яйцеводе матери, питаясь ... покровами его стенок. Во рту у малюток есть несколько рядов мелких зубов, которыми они скоблят стенки своего временного "жилища".

Безногие земноводные немногочисленны. Они населяют влажные тропические леса Африки, Азии, Америки, островов Индийского и Тихого океанов. Отряд безногих земноводных разделён на 5 семейств.

Настоящие червяги (Caeciliidae обитают в Южной Америке. К ним относится самый крупный (длиной до 117 см) представитель всего отряда червяга Томпсона (Caeciliia thomppsoni), живущая в горах Колумбии.

Рыбозмеи (Ichthyophiidae) и хвостатые червяги (Rhinatrematidae)  распространены в Азии и Южной Америке. В воде живут только их личинки, а взрослые земноводные обитают по берегам рек. У африканских короткоголовых червяг (Scolecomorphidae) глаза закрыты костью. Живородящие водные червяги (Typhlonectidae) - жители Южной Америки.

Земноводные представлены в Вологодской области всего 8 видами. Это объясняется недостатком тепла для этой холоднокровной группы. Из подлежащих охране видов следует назвать чесночницу,зеленую жабу, два вида тритонов.. В Вологодской области распространены:

1. Чесночница обыкновенная

2. Тритон обыкновенный

3. Тритон гребенчатый

4. Жаба серая

5. Лягушка прудовая

6. Лягушка травяная

7. Лягушка остромордая

8.Лягушка озерная


Приложение 2


Используя текст учебника на стр. 118-119, дополнительный материал, найти отличительные признаки животных отряда Хвостатые, привести примеры животных, обитающих на территории Вологодской области, дать им характеристику, значение, назвать охраняемых представителей. Заполнить таблицу.



Названия представителей отряда

Особенности строения, образа жизни

Значение в природе и жизни человека

Представители отряда на территории ВО

Охраняемые виды области






Дополнительный материал


Отряд Хвостатые

 Представители отряда хвостатых земноводных (Caudata) внешне похожи на ящериц, но по строению больше напоминают рыб: голова незаметно переходит в удлиненное туловище, которое также плавно переходит в хвост. Короткие, раздвоенные на концах ребра тоже похожи на рыбьи. Хвостатые земноводные (саламандры, тритоны, углозубы протеи и др.) постоянно или большую часть года живут в водоёмах. Все они имеют лапы, предназначенные исключительно для передвижения по суше. Однако чем больше вид связан с водой, тем меньше развиты конечности у его представителей. Тяготеющие к воде животные отлично плавают, но на берегу беспомощны. Например, у стройной саламандры (Batrachoseps attenuatus)  крохотные, не более 1 см, лапки при движении по суше совсем не используются. У похожей а угря метровой амфиумы (Amphiuma means) ножки едва достигают 3 см. Сухопутные же саламандры, напротив, хотя и возвращаются ежегодно для размножения в воду, плавают неважно. Зато среди амфибий они считаются самыми способными пешеходами: проворно бегают, умеют лазать по деревьям и скалам, но это в отряде скорее исключение. Большинство хвостатых земноводных малоподвижны и большую часть дня проводят в убежищах (под камнями, в трухлявых пнях и т.д.).

Почти все 280 видов хвостатых земноводных - обитатели Северного полушария, причем некоторые из них водятся только на небольшой территории. Так, семиреченский лягушкозуб (Ranodon sibiricus)встречается только в предгорьях Тянь-Шаня, а кавказская саламандра (Mertensiella caucasica) -исключительно на Кавказе.

Углозубы

Большинство очень примитивных хвостатых земноводных из семейства углозубов (Hynobiidae)обитают в Юго-Восточной Азии. Однако представитель этого семейства, невзрачный буроватый четырехпалый тритон - сибирский углозуб (Hynobius keyserlingi), - умудряется жить за Полярным кругом. Так сильно не осмеливаются удаляться от тепла не только земноводные, но и пресмыкающиеся. Южная граница распространения сибирского углозуба совпадает с границами вечной мерзлоты. Вероятно, древний тритон и дожил до наших дней благодаря тому, что приспособился к жизни в столь суровых условиях, где у него нет конкурентов.

Удивительно, какие низкие температуры способен выдержать этот "полярник": до    -16 0С! Да и все представители семейства остаются активными и способными двигаться даже при нулевой температуре. Были случаи, когда находили углозубов, пролежавших в вечной мерзлоте около 100 лет и оживших при оттаивании.

Саламандры

В глубокой древности существовало поверье, что саламандра не горит в огне, более того, может загасить любое пламя холодом своего тела. Средневековые маги и алхимики, наоборот, считали, саламандру духом огня, его воплощением.

Но пятнистая, или огненная саламандра (Salamandra salamandra), живущая в странах Средиземноморья, была названа так по менее поэтичной причине - просто из-за ярких жёлтых или оранжевых пятен на черной коже. Примечательно, что расположение и форма пятен всегда неповторимы: это вроде природной метки, как отпечатки пальцев у человека.

Огненная саламандра вместе с рядом других сухопутных и водных видов, обитающих в Европе, Азии, Северной Америке, относятся к семейству настоящих саламандр (Salamandridae). У них круглое в поперечном сечении тело, довольно длинный хвост и сильные лапы без плавательных перепонок.

Тритоны

В греческой мифологии Тритон - морское божество, сын владыки океанов Посейдона. Тритонами греки называли также легендарных морских существ с человеческими телами и рыбьими хвостами вместо ног. А современная наука именует тритонами земноводных из разных семейств, ведущих в основном водный образ жизни.

Тело у всех тритонов немного сплющено с боков, а на хвосте у них есть кожная оторочка, напоминающая рыбий хвостовой плавник. ноги у этих земноводных короткие и слабые, поэтому животное в воде проворнее, чем на суше. Начиная "заплыв", тритон закидывает передние лапы за спину и пользуется ими как рулями. Движение вперёд обеспечивает хвост.

 В Европейской части России наиболее часто встречаются гребенчатый тритон (Triturus cristatus) и обыкновенный тритон (Triturua vulgaris).  Первый представляет самых мелких тритонов (длина его тела 10 см, причем половина приходится на хвост). Весну и начало лета тритоны проводят в мелких водоёмах, где размножаются, а выйдя на берег, придерживаются влажных мест. Днем они скрываются под упавшими деревьями, старой листвой, в трухлявых пнях и норах. Ночью выходят охотиться на многоножек, дождевых червей, клещей, гусениц и других наземных беспозвоночных. Зимуют тритоны на суше небольшими группами (по 3-5 животных) - в кучах листвы, норах, подвалах, погребах, недалеко от тех водоёмов, куда они переберутся ранней весной.

Земноводные представлены в Вологодской области всего 8 видами. Это объясняется недостатком тепла для этой холоднокровной группы. . В Вологодской области распространены:

1. Чесночница обыкновенная

2. Тритон обыкновенный

3. Тритон гребенчатый

4. Жаба серая

5. Лягушка прудовая

6. Лягушка травяная

7. Лягушка остромордая

8.Лягушка озерная

Редкие виды, нуждающиеся в охране: Тритон обыкновенный, тритон гребенчатый — обита­тели водоемов, распространены в области довольно ши­роко, но численность их повсюду низка, особенно у гре­бенчатого тритона.

Причины сокращения численности этих видов земноводных — загрязнение водоемов, применение минеральных удоб­рений и пестицидов.


Отряд хвостатые


Семейство саламандровые

Вид Тритон гребенчатый 

Редкий, уязвимый вид.

 

Краткое описание. Крупный тритон, длина тела достигает 82 мм, а общая длина – 153 мм. Туловище довольно массивное с уплощенной головой. Кожа крупнозернистая. Гребень самца в период размножения зубчатый и прерывается у основания хвоста. Окраска тела сверху темная, с неясными черными пятнами, брюхо оранжевое с черными пятнами. У самок гребня нет, их окраска тусклее.

 

Распространение. В Вологодской области распространен спорадически в западной и юго-западной части: в Дарвинском заповеднике, Бабаевском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах. Численность очень низка, даже во время размножения в водоемах насчитывается только по несколько особей. В России встречается от южной Карелии почти до низовьев Волги и Дона, и от западных границ до Зауралья. Ареал вида охватывает Западную, Центральную и Восточную Европу.

 

Особенности экологии и биологии. Весной и в начале лета обитает в озерах, старицах, лужах, ямах и канавах с водой. Вторую половину лета проводит в лиственных и хвойно-мелколиственных лесах. С зимовки выходит в конце апреля, размножается в апреле – начале мая. Самка откладывает до 200 икринок на водную растительность, заворачивая каждую в лист. Личинки развиваются около трех месяцев, выходя на сушу после метаморфоза во второй половине лета. Зимует в норах, пустотах, под пнями, иногда с обыкновенными тритонами. Основу рациона в воде составляют ракообразные и личинки насекомых, на суше – различные беспозвоночные: членистоногие, слизни, дождевые черви.

 

Лимитирующие факторы. Деградация мест обитания и размножения в результате хозяйственной деятельности; уязвимость личиночной стадии при наличии в водоеме рыбы; высокая чувствительность к состоянию воды; химическое загрязнение водоемов.

 

Меры охраны. Внесен в список редких животных области с 1993 г. Охраняется в Дарвинском заповеднике, гидрологических заказниках «Шимозерский», «Куштозерский». Необходимы сохранение целостности растительных сообществ вблизи нерестовых водоемов и охрана водоемов, используемых для размножения, от засорения бытовым и производственным мусором. Пропаганда охраны вида, особенно среди школьников.

 

Отряд хвостатые

Семейство углозубые

 

Вид Углозуб сибирский


Редкий, уязвимый вид.

 

Описание. Длина тела с хвостом до 130 мм. На задних конечностях только 4 пальца. Голова довольно широкая, слегка приплюснутая. Кожа гладкая, на боках туловища развиты 12–15 бороздок. Окраска темная, серовато-коричневая, бурая с мелкими темными пятнышками, вдоль спины проходит светлая золотистая или бронзовая полоса. От тритонов отличается 4 пальцами на задних конечностях.

 

Распространение. В Вологодской области проходит западная граница ареала. Найден в 1997 г. в Вологодском (окрестности п. Березник) и в 2001–2003 годах в Вожегодском (окрестности д. Бекетовская, д. Куклинская) районах. В 2007 г. обнаружен в национальном парке «Русский Север» в заказнике «Шалго-Бодуновский лес» и в окрестностях д. Чистый Дор. Обнаружен в Верховажском районе в окрестностях оз. Гагарье. Численность низкая, в ловчие канавки лишь изредка попадают одиночные особи. В нерестовых водоемах насчитывается до 4–8 кладок. Ареал охватывает всю Сибирь, Дальний Восток, на западе до Архангельской, Нижегородской, Пермской обл., на север проникает за полярный круг, на юге встречается в лесостепи.

 

Особенности экологии и биологии. Популяции в области, видимо, являются реликтовыми. Обитает в таежных лесах. Найден во влажном спелом елово-березовом лесу с густым подростом и обильным моховым ярусом; у ельника на вырубке с порослью осины; на окраине заболоченного сосняка. С зимовки выходит в конце апреля. Размножение в мае, растянуто: свежие кладки найдены с середины мая до начала июня. Нерестится в медленно текущих лесных ручьях, лужах, а также в глубоких заросших колеях на лесных дорогах. Откладывают икру на водные растения. Кладка в виде парных прозрачных икряных мешков, закрученных спиралью в 1–3 оборота, до 20 см длины. Личинки темные, с неправильными светлыми пятнами, активны днем и ночью. Сеголетки выходят на сушу во второй половине лета. На суше молодые и взрослые активны только в темноте. Возможно, совершает незначительные сезонные миграции: взрослые особи найдены в 200 м от благоприятных для размножения водоемов. Обычно зимует под пнями или в гниющих стволах упавших деревьев, иногда с обыкновенными тритонами. Питается различными беспозвоночными: членистоногими, слизнями, дождевыми червями.

 

Лимитирующие факторы. Деградация мест обитания и размножения в результате хозяйственной деятельности (вырубка лесов). Личиночная стадия уязвима в небольших водоемах из-за их высыхания или разрушения транспортом.

 

Меры охраны. Необходимы поиск и сохранение мест обитания, охрана нерестовых водоемов от разрушения. Для поддержания популяций желательно создать искусственные (непересыхающие) водоемы для размножения.




Приложение 3


Используя текст учебника на стр. 119-121, дополнительный материал найти отличительные признаки животных отряда Бесхвостые, привести примеры животных, обитающих на территории Вологодской области, дать им характеристику, значение. Заполнить таблицу.

Названия представителей отряда

Особенности строения, образа жизни

Значение в природе и жизни человека

Представители отряда на территории ВО

Охраняемые виды области






Дополнительный материал


Отряд Бесхвостые земноводные насчитывает  2,9 тысяч видов из 19 семейств, среди которых известны лягушки, жабы, квакши.

    Бесхвостые - самый высокоорганизованный и богатый видами отряд амфибий. Однако при всём многообразии они похожи друг на друга. Строение этих животных отражает их главную особенность: они передвигаются прыжками. Задние (толчковые) лапы у них сильно вытянулись, в то время как тело стало коротким и клинообразным.

    Другое общее свойство этих амфибий - все они во взрослом состоянии хищники. Их главное орудие - язык: он прикреплён во рту не задним концом, как у других позвоночных животных, а передним. При виде ползущей или летящей мухи лягушка выбрасывает в её сторону свой длинный язык, который при этом раскладывается наподобие карманного ножика. Муха прилипает к его кончику и затягивается в лягушачью пасть. Клейкий язык и крепкие челюсти позволяют амфибиям схватывать и удерживать жертву. А вот проглотить её помогают ... глаза. Время от времени они погружаются внутрь головы и проталкивают добычу в пищевод.

    Успех такой охоты часто зависит от умения спрятаться. Поэтому большинство бесхвостых амфибий обладают покровительственной окраской.

 Настоящие лягушки

Настоящие лягушки (Ranidae) - одно из самых больших семейств бесхвостых земноводных. Оно объединяет около 550 видов, обитающих по всему свету, за исключением Арктики, Австралии и юга Американского континента. Самая крупная из лягушек - голиаф, живущая в африканской республике Камерун, - достигает в длину 32 -33 см и весит 3,5 кг. Но это гиганты, а карлики могут поместиться на ногте большого пальца взрослого человека.

У лягушек задние лапы длиннее, с перепонкой между пальцами, позволяющие хорошо прыгать и отлично плавать. Питаются они в основном насекомыми.

В России чаще всего встречаются озерная (Rana ridibunda), травяная(Rana temporaria) и остромордая(Rana arvalis) лягушки. Самая крупная из них озёрная. Представители этого вида так велики, что могут проглотить даже мышь или мелкую птицу. Живут озёрные лягушки всегда около воды. А вот остромордую и травяную лягушек можно найти в водоеме только в период размножения: потом они переселяются в леса, на луга, болота и живут там до осени. В России климат холодный, поэтому лягушки на зиму впадают в оцепенение и прячутся до весны в прелых листьях или на дне незамерзающих водоёмов.


Жабы

В 19 столетии в Париже существовал специальный рынок, где французские крестьяне и садовники сотнями покупали жаб, чтобы выпустить их в свои сады и на поля. Ведь жабы истребляют огромное количество слизняков, насекомых и их личинок, тем самым помогая людям сберечь урожай.

Жабы (Bufonidae) покрыты сухой кожей с бугорками - желёзками, выделяющими едкие вещества. Они не опасны для человека. Пара крупных ядовитых желёз расположена у жаб сразу за глазами. Слабый яд может вызвать только раздражение слизистой оболочки. Поэтому, дотронувшись до жабы, лучше вымыть руки. Зато яд - прекрасная защита от хищников: не всякая птица или зверь отважится схватить безобидную с виду жабу, а если и схватит по ошибке или неопытности, то тут же выплюнет.

Задние лапы у жаб короче, чем у лягушек, поэтому прыгают они плохо и чаще передвигаются шагом. Днём они обычно прячутся в различных укромных местах и только после захода солнца отправляются на поиски добычи. Жабы прекрасно видят в темноте, а днём зрачки у них превращаются в узкие щёлки, защищая глаза от яркого света, как и у других ночных хищников.

Жабы "покорили" горные вершины, засушливые пустыни и даже земные недра. Обыкновенную в средней полосе серую жабу (Bufo bufo)  находили в шахтах на глубине 340 м под землей. Зеленая жаба(Bufo viridis), обычно живущая в степях и пустынях, была обнаружена в Гималаях на высоте 4,5 км.

Жерлянки

Семейство круглоязычных (Discogglossidae),объединяет 11 видов древних примитивных бесхвостых амфибий, населяющих Европу и Азию. Название семейства связано с тем, что у его представителей толстый язык, прикрепленный всей нижней поверхностью и неспособный хватать добычу, имеет форму диска.

Квакши

Семейство квакш, или древесниц (Hylidae), - одно из самых обширных (579 видов) и населяет почти все континенты. Эти небольшие и очень изящные земноводные большую часть жизни проводят на деревьях и кустарниках. Благодаря присоскам на концах пальцев квакши прекрасно лазают по веткам даже в положении вниз головой. Способны они и прогуляться по гладкой стене. Многие отдыхают на нижней стороне листьев, спасаясь одновременно и от врагов, и от прямых солнечных лучей. Одни квакши, когда им грозит опасность, переворачиваются на спину и притворяются мертвыми; другие мгновенно удирают длинными петляющими прыжками. А прыгают они хорошо. Самая маленькая квакша длиной всего 17-18 мм может совершать прыжки до 75 см.

У некоторых видов квакш принято заботиться о потомстве. Например, самка квакши-кузнеца (Hyla faber) строит в водоёмах кольцеобразные валы из ила (высотой 10 см и диаметром около 30 см) и в сооруженный бассейн откладывает икру. Сумчатые квакши (Gastrotheca) имеют на спине кожистые карманы, в которых вынашивают яйца и личинки.


Земноводные представлены в Вологодской области всего 8 видами. Это объясняется недостатком тепла для этой холоднокровной группы. Из подлежащих охране видов следует назвать чесночницу,зеленую жабу, два вида тритонов.. В Вологодской области распространены:

Чесночница обыкновенная , тритон обыкновенный, тритон гребенчатый , жаба серая , лягушка прудовая, лягушка травяная, лягушка остромордая, лягушка озерная


Редкие виды, нуждающиеся в охране: чесночница и жаба зеленая — преимущественно оби­татели южных и юго-западных районов, но и там они имеют очень низкую численность (Киселев, 1986).

Причины сокращения численности этих видов земноводных — загрязнение водоемов, применение минеральных удоб­рений и пестицидов.


Отряд бесхвостые земноводные Семейство жабовые

Вид  Жаба зеленая

Сокращающийся в численности, находящийся в опасности вид

 

Описание. Жаба среднего размера, достигает длины 70–75 мм, редко больше. Кожа бугорчатая. Обычно на светло-зеленом фоне развиты крупные темно-зеленые пятна с узкой черной каймой. По бокам головы две крупные ядовитые железы – паротиды. На нижней поверхности 3 пальца задних ног маленькие одинарные сочленовные бугорки. У самцов на 1 пальце передней ноги развиты брачные мозоли. От серой жабы отличается окраской и одинарными сочленовными бугорками.

 

Распространение. В области проходит северная граница ареала, встречается спорадически в южной и юго-западной части области. Численность в настоящее время неизвестна. Широко распространена в России, заселяет Кавказ, Крым, Среднюю Азию и юг Сибири.

 

Особенности экологии и биологии. Обитает в сухих, разреженных вторичных хвойно-мелколиственных и лиственных лесах, может встречаться в сосняках. Наиболее устойчивый к сухости вид наших земноводных. Пробуждается в апреле. Более теплолюбива по сравнению с серой жабой и размножается в стоячих водоемах в мае – июне при более высокой температуре. Самцы в поисках самки активны, для них характерна громкая вокализация. При спаривании самец обхватывает самку. Оплодотворение наружное. Икру откладывает в виде шнуров на водную растительность, в кладке до 12 тысяч икринок. Головастики развиваются около 50 дней, питаются детритом и водорослями. Зеленая жаба едет наземный образ жизни, бывая в водоемах только в период размножения. Днем скрывается в лесной подстилке, под упавшими деревьями, в корнях. Для вида характерны миграции, но в Вологодской области они не изучены. На зимовку уходит, видимо, в конце августа – начале сентября, зимует в норах, под камнями, в ямах. Кормится в сумерках и ночью пауками, муравьями, клопами, гусеницами, слизнями, дождевыми червями.

 

Лимитирующие факторы. Неблагоприятные погодные условия в период размножения и зимовки на северном пределе распространения.

 

Меры охраны. Внесена в список редких животных области с 1993 г. Необходимо выявление мест обитания и охрана водоемов, используемых зеленой жабой для размножения, от загрязнения промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, ядохимикатами. Сохранение целостности местообитаний, включающих нерестовые водоемы, луга, опушки лесов.

 

Приложение 4

Игра Верю — не верю

 Отметьте правильные утверждения знаком «+», неправильные – знаком «-»:

1.Саламандры относятся к отряду Безногие

2. К бесхвостым земноводным относятся: саламандра и тритон;

3.Тритоны живут в воде, а размножаются на суше. 

4.Слизь кожных выделений земноводных содержит ядовитые вещества; их используют охотники и медики.

5.В нашей местности встречаются тритоны, чесночницы, которые относятся к отряду Хвостатые

6.Представители отряда Безногие имеют длинное извивающееся туловище, у них нет ни ног и хвоста

7.Земноводные служат пищей для многих животных и человека.

8. Охраняемые виды земноводных в Вологодской области - чесночница, зеленая жаба, два вида тритонов.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Синицына Елена леонидовна

Дата: 03.06.2020

Номер свидетельства: 552465

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства