г. Пермь
Тема урока | «Многообразие кишечнополостных, из значение». |
Цели урока | формирование знаний о многообразии кишечнополостных, их значении в природе и жизни человека, развитие умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи в ходе решения биологических задач, воспитание экологической культуры. |
Задачи урока | Научиться объяснять значение основных понятий урока; Различать представителей гидроидных, сцифоидных и коралловых полипов на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; Характеризовать особенности жизнедеятельности кишечнополостных как многоклеточных двухслойных животных с лучевой симметрией тела и описывать их образ жизни; Оценивать роль кишечнополостных в природе и жизни человека; Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически, решать проблемные ситуации, свободно высказывать свое мнение и выслушивать мнение других, использовать информацию из разных источников с последующим выступлением. |
Формирование УУД | Метапредметные УУД Познавательные: работать с различными источниками информации, отличать главное от второстепенного, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи. Регулятивные: определять цель работы, планировать, осуществлять и оценивать ее выполнение, представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные УУД: формировать культуру умственного труда, умение применять полученные знания на практике, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к животным. |
Основные понятия | Полип, медуза, коралл, чередование поколений, рифы. |
Оборудование | Учебник «Биология. Животные» 7 класс, презентация учителя, кейс, таблицы «Гидра» и «Кишечнополостные», видеофильм «Тип Кишечнополостные», скелеты рифообразующих кораллов. |
Виды деятельности | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, работа в парах и малых группах – изучение текста и иллюстративного материала по предложенному учителем алгоритму, описание кишечнополостных разных классов, составление сравнительной таблицы «Многообразие кишечнополостных», индивидуальная работа по подготовке сообщений «Медузы прекрасные и опасные обитатели моря» - поиск и отбор информации из разных источников с последующим выступлением, коллективное обсуждение результатов работы. |
Формы урока | Фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, индивидуально. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности |
Согласовать и зафиксировать цель, организовать составление совместного плана действий. | | Личностные УУД Смыслообразование. Познавательные УДД Целеполагание. Использование знаково-символических средств. |
|
2. Актуализация и пробное учебное действие |
1) Фронтальная беседа: - Какие типы многоклеточных животных вы уже знаете? - Назовите представителей типа Губки и систематические группы, к которым они принадлежат. - Докажите, что губки являются важными компонентами водных сообществ? - Выделите черты сходства губок и кишечнополостных. - Объясните, в чем заключается усложнение строения представителей кишечнополостных по сравнению с губками? | Вспоминают, проговаривают. Отвечают на вопросы. Называют тип Губки и Кишечнополостные. Называют классы губок и их представителей, основные признаки по которым проводят систематику губок. Проговаривают роль в живой природе представителей типа Губки. Учащиеся проговаривают основные характеристики типов Губок и Кишечнополостных. Комментируют ответы, дополняют.
| Познавательные УДД Использование знаково-символических средств, сравнение, аналогия, обобщение, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиции. Личностные УУД:формирование культуры умственного труда. |
3. Выявление места и причины затруднения. Проверка выполнения домашнего задания. 2) Проверка основных понятий и терминов. Интерактивная игра «Бумеранг»: ученики задают друг другу вопросы – посылают «бумеранг». Если ответ верный – отвечавший получает право послать «бумеранг» дальше, если ответ неверный – ему дают новое задание, «бумеранг» возвращается. | Работа с основными понятиями и терминами: полость кишечная, симметрия лучевая (радиальная), эктодерма, энтодерма, регенерация. Задают вопросы. Вопросы обучающиеся выбирают из списка и задают товарищу. Проверяют друг у друга знание основных терминов. Фиксируют индивидуальные затруднения в деятельности, которые демонстрируют недостаточные знания о данном типе животных. | Познавательные УДД Построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Учет разных мнений. Личностные УДД Умение применять полученные знания на практике |
|
4.Целепологание и построение проекта выхода из затруднения Почему кишечнополостные получили такое название? |
Демонстрация фрагмента видеофильма, беседа, выполнение заданий кейса.
| Просмотр фрагмента видеофильма, беседа, ответы на вопросы, выполнение работы в тетради. |
|
5. Реализация построенного проекта. Изучение нового материала |
1. Работа в группах по кейсу. Прочитайте в нем информацию о представителях классов кишечнополостных и ответьте на поставленные вопросы. - На основании каких признаков можно утверждать, что полипы и медузы относятся к одному типу животных? - По каким признакам их разделяют на классы? Какова среда обитания, образ жизни, особенности строения и жизнедеятельности представителей классов кишечнополостных? Каково значение кишечнополостных в природе и жизни человека? | Учащиеся читают кейс. Формулируют проблему и отбирают лучшие ее формулировки. Выдвигают гипотетические ответы на проблемные вопросы. Проверяют свои гипотезы на основе информации учебника и изученной информации на информационных листах кейса.
| Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело. |
6. Первичное закреплении с комментированием во внешней речи |
2. Составление сравнительной характеристики представителей разных классов и сворачивание информации в таблицу: «Многообразие кишечнополостных» (используйте учебник § 6 стр. 25 – 31 и информацию из кейса о представителях кишечнополостных, их образу жизни, систематике и значению). | Решают кейс. Записывают пути решения. Презентуют свое решение. Выслушивают мнения друг друга.
| Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Развитие учебных навыков по поиску и систематизации информации, умений перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Умение работать в команде, группе. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело. |
3. Проверка кейса.
4. Индивидуальная работа по подготовке сообщений «Медузы прекрасные и опасные обитатели моря». | Учащиеся слушают. Анализируют свои ответы. Отвечают на вопросы.
Поиск и отбор информации из разных источников с последующим выступлением, коллективное обсуждение результатов работы. | Познавательные УДД Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Использовать информацию из разных источников с последующим выступлением. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Умение слушать. Регулятивные УДД Контроль. Коррекция. Личностные УУД Формируется любовь к животным, к живой природе. Формируется бережное отношение к окружающей природе. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
1.Составьте 3 цепи питания, в которые входят кишечнополостные. 2. Решите кроссворд «Кишечнополостные»: Наружный слой клеток кишечнополостных. Полость, в которой происходит переваривание пищи у кишечнополостных. Способность организмов восстанавливать утраченные части тела. Внутренний слой клеток кишечнополостных. «Португальский военный кораблик». Специальные клетки наружного слоя, способные при прикосновении к ним выстреливать иглой с порцией яда. Наиболее известный пресноводный представитель класса Гидроидные. Тип симметрии, характерный для кишечнополостных. Свободноплавающая форма кишечнополостных – результат чередования поколений. Острова, образованные коралловыми отложениями. 3. Решите биологические задачи. 1вариант В Индийском океане обитает небольшой краб мелия, который при нападении на него врагов, берет в каждую клешню по актинии и выставляет их вперед против нападающего. Чем объясняется такое поведение краба? 2 вариант Колонии коралловых полипов, образующие береговые и барьерные рифы, значительно лучше развиваются и растут быстрее на наружной стороне рифа, чем на внутренней, ближней к берегу. Почему? | Составляют цепи питания, приводят примеры, сравнивают с готовым образцом.
Решают кроссворд «Кишечнополостные» Эталон для самопроверки: эктодерма кишечная регенерация энтодерма физалия стрекательные гидра лучевая медуза атоллы
Формулируют ответ на биологическую задачу.
| Регулятивные УУД Контроль полученных знаний, корректировка. Познавательные УУД Решение проблемных ситуаций, свободное высказывание своего мнения и выслушивание мнения других. Анализ, сравнение, обобщение знаний. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Умение слушать.
Регулятивные УУД Контроль полученных знаний, корректировка. Познавательные УУД Решение проблемных ситуаций. Анализ, сравнение, обобщение знаний. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, свободное высказывание своего мнения и выслушивание мнения других.
|
8. Включение в систему знаний и повторение |
1. Ответьте на вопросы: - На какие классы подразделяют тип Кишечнополостные? - Каково значение кишечнополостных в природе и жизни человека? - Назовите кишечнополостных наиболее опасных для человека. Объясните, почему они опасны.
2. Решите биологические задачи. - Предположите, к каким последствиям может привести изменение качества воды в местах обитания кишечнополостных. Ответ обоснуйте. - Чем соседство рака отшельника и актинии выгодно им обоим. Ответ обоснуйте.
Контроль правильности ответов учащихся, корректировка при необходимости их ответов.
| Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют ответы на биологические задачи. Контроль правильности ответов учащихся, корректировка при необходимости их ответов. | Познавательные УДД Обобщение изученного. Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников. | -Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. -Определяют свое настроение в конце урока. | Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело. |
10. Домашнее задание |
Домашнее задание: используя учебник § 6 стр. 25 – 31 и записи в тетради выучить материал. | Внимательно слушают задание на дом. Делают записи. | |
1.Наружный слой клеток кишечнополостных.
2.Полость, в которой происходит переваривание пищи у кишечнополостных.
3.Способность организмов восстанавливать утраченные части тела.
4.Внутренний слой клеток кишечнополостных.
5.«Португальский военный кораблик».
6. Специальные клетки наружного слоя, способные при прикосновении к ним выстреливать иглой с порцией яда.
7. Наиболее известный пресноводный представитель класса Гидроидные.
8. Тип симметрии, характерный для кишечнополостных.
9. Свободноплавающая форма кишечнополостных – результат чередования поколений.
10.Острова, образованные коралловыми отложениями.
1. эктодерма
2. кишечная
3. регенерация
4. энтодерма
5. физалия
6. стрекательные
7. гидра
8. лучевая
9. медуза
10. атоллы