Воспитательные: развивать экологическую культуру, любовь к животному миру.
Оборудование: фотографии кишечнополостных, известковые скелеты коралловых полипов, тестовые задания.
Предполагаемый результат урока:
· знание систематики типа: класс Гидроидные, класс Сцифоидные медузы, класс Коралловые полипы.
· умение отличать перечисленных животных.
· ознакомление с ролью животных в природе и жизни человека.
На уроке с этой целью используется мультимедийная разработка, которая дает возможность показать красочные изображения животных, схемы и таблицы, которые используются в различных частях урока, как наглядное оформление сказанному.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитательные: развивать экологическую культуру, любовь к животному миру.
Оборудование: фотографии кишечнополостных, известковые скелеты коралловых полипов, тестовые задания.
Предполагаемый результат урока:
знание систематики типа: класс Гидроидные, класс Сцифоидные медузы, класс Коралловые полипы.
умение отличать перечисленных животных.
ознакомление с ролью животных в природе и жизни человека.
На уроке с этой целью используется мультимедийная разработка, которая дает возможность показать красочные изображения животных, схемы и таблицы, которые используются в различных частях урока, как наглядное оформление сказанному.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
а) Заполнить таблицу (1 вариант)
Название клеток
Функции клеток
Слой клеток
Строение клеток в
связи с функцией
б) Тестирование (2 вариант)
Вместо точек вставить нужные термины
1. Наружный слой клеток……………….
2. Внутренний слой клеток………………
3. Ответная реакция организма на раздражение, происходящее при участии нервной
системы, называется………………….
4. Непереваренные остатки пищи выделяются у гидры через ………………
5. Процесс восстановления кишечнополостным поврежденных или утраченных
частей тела, называется…………………….
6. Выделение продуктов обмена у гидры происходит через…………
7. С наступлением теплого времени года кишечнополостные размножаются….
8. А с наступлением осени они размножаются ……………
9. Мужские половые клетки называются ………………….
10. Женские половые клетки называются………………….
11. Процесс слияния половых клеток называется ………….
12. Гидры зимуют в водоеме на стадии…………………….
А теперь мы разделимся с вами на две команды. Но какие команды без названий.
Названия ваших команд закрыты, чтобы их узнать мы должны еще раз вспомнить информацию о пресноводном полипе гидре. Команда правильно и полно ответившая на все вопросы имеет право выбрать сама себе название.
в) Фронтальная беседа по вопросам (со всем классом)
1. В каком слое и какую функцию выполняют стрекательные клетки?
2. Какая симметрия тела характерна для кишечнополостных животных?
3. К телу гидры прикоснулись палочкой. Животное существо изменило форму – сжалось в комок. Потревожен один небольшой участок, а в ответ сократился весь организм. Как называется данная реакция? В чем ее причины?
4. Как называется свойство характерное для кишечнополостных животных, когда из 1/200 части тела восстанавливается целый организм?
5. Почему кишечнополостные животные получили такое название?
6. В чем главное отличие гидры от губок?
1 команда «Медузы» 2 команда «Кораллы»
3. Сообщение темы и цели урока
4. Изучение нового материала
Учитель: Исходя из названий команд, давайте определим тему нашего урока.
- Если быть точным, то тема нашего урока «Многообразие и значение кишечнополостных
животных».
- И медузы и кораллы, а также актинии относятся к тому же типу животных, что и пресноводный полип гидра, - к типу кишечнополостных. Их всех ученые делят на 3 класса. 1 класс, уже нам известен – это класс гидроидные, 2 класс – сцифоидные, а 3 класс– коралловые полипы. Кишечнополостные - самые древние из настоящих многоклеточных животных. За время длительной истории развития этого типа его представители сумели приспособиться к самым разнообразным условиям обитания. Лишь немногие из них обитают в пресных водах, а в основном они встречаются в морях и океанах. Так эти существа заселили буквально весь океан от его поверхности до предельных глубин, их можно обнаружить и в полярных областях, и в тропиках. Поселяются кишечнополостные на самых разных грунтах, некоторые из них могут выносить значительные солености морской воды, а отдельные виды проникли в пресные воды. И мы с вами на прошлом уроке знакомились с таким представителем кишечнополостных животных. Почти повсеместно они играют важную роль в образовании сообществ морских животных и растений. Всего их насчитывается 10 тысяч видов.
Так в Черном море встречается очень интересные животные – прозрачные студенистые медузы. А в теплых морях на мелководье, например, у берегов Австралии, близкие родственники медуз – это коралловые полипы, тела которых спрятаны в известковые скелеты. Любители подводного плавания могут полюбоваться на дне все того же Черного моря актиниями, похожими на яркие цветы хризантем или георгин.
б) А сейчас пора поработать командам. Воспользовавшись материалом учебника и справочной информацией, которая находится у вас на партах, нужно ответить на вопросы, записанные на доске и продолжить работу, которую мы начали на прошлом уроке по заполнению таблицы.
1 команда «Медузы»
- Где живут медузы и как они передвигаются?
- Каков их внешний вид?
- Как медузы охотятся?
- Назовите представителей.
2 команда «Кораллы»
- Какой образ жизни ведут коралловые полипы?
- Что такое атоллы?
- Назовите представителей
в) Составить классификацию типа и записать представителей в виде таблицы в рабочую тетрадь.
Класс гидроидные Класс сцифоидные Класс коралловые полипы