Цели: Раскрыть многообразие кишечнополостных животных, особенности их строения на примере пресноводной гидры и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека; продолжить формирование навыков работы с дополнительными источниками информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Эктодерма и энтодерма.Разнообразие клеток. §36 стр. 132-133
Цели: Раскрыть многообразие кишечнополостных животных , особенности их строения на примере пресноводной гидры и образа жизни , связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека; продолжить формирование навыков работы с дополнительными источниками информации.
Задачи: ввести понятие о многообразий многоклеточных животных и их роли в природе ; сформировать представление об отдельных представителях класса.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, презентация Power Point «Многообразие и значение кишечнополостных»
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация «фрагмент из электронной книги », таблица «Кишечнополостные» ,
Ход урока
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний (Фронтальный опрос)
Фрагмент с электронного учебника–
1. Вводное слово учителя. Кишечнополостные – одни из самых древних многоклеточных животных, о чем свидетельствует простота их организации, которая появляется в небольшом разнообразии, высокой способности к регенерации. Ученые предполагают, что предками кишечнополостных были какие-то первые многоклеточных, состоящие из двух типов клеток: двигательных со жгутиками и пищеварительных с ложноножками. За время длительной истории развития этого типа его представители сумели приспособиться к разнообразным условиям существования. Они заселили буквально весь океан от его поверхности до предельных глубин. 2.Для того чтобы познакомиться с их многообразием и значением, совершим кругосветное путешествие.
Слайд 3. Разнообразие кишечнополостных
Изучение нового материала
2. Ребята , сегодня мы узнаем еще какие животные сюда относятся, познакомимся с их группами, значениями в жизни человека. В тетради записываем дату, тему урока, начертите таблицу, которую вы будете заполнять в ходе дальнейшего изучения темы.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Заполнили первую графу (Ответы учеников)
Во второй графе вы можете записать, что вы хотите знать еще о кишечнополостных.
3.Ребята , вспомните« Миф о 12 подвигах Геракла » « 2подвиг Геракла –Лернейская гидра» Геракл своей дубиной смело стал наносить чудовищу удары по щипящим головам ,но не мог умертвить чудовища вместо всякой отбитой головы вырастали две другие объясните данное явление. Регенерация –востановление утраченных частей тела.5.Как объяснить, что 1/200 части тела гидры восстанавливается в целый организм?
За счет промежуточных клеток.
Слайд 6« Физалия или Португальский кораблик» – бесспорно самая красивая из класса Гидроидных, но вместе с тем и самая опасная.
Видео . Медузы класса « Сцифоидные».
Слайд 7.« Медуза –крестовичок».
Слайд 8.Кораллами, а точнее коралловыми полипами называют примитивных морских беспозвоночных животных, относящихся к типу кишечнополостных. Эти причудливые подводные создания похожи на грибы, кусты, деревья. Их давно принимали за растения. В начале XVIII века один итальянский учёный даже якобы наблюдал у них цветение. Но вот учёные взглянули на кораллы под микроскопом: « Ба, да они шевелятся!» Стало быть, животные. Только очень маленькие. «Полипы» – слово греческое, означает « многоногие ».
Слайд 8. Коралловые рифы – настоящие оазисы жизни. Каких только рыб не встретишь здесь: легко порхают рыбы – бабочки, стремительно проносится стая барабуль. Судьба коралловых рифов во многом зависит от движения земной коры. Когда дно океана опускается, то кораллы растут в высоту. Если скорость опускания увеличивается, то кораллы не успевают надстроить риф, он погружается во тьму и гибнет. Нередко коралловый риф выходит на поверхность, образуя коралловый атолл – песчаный остров в виде кольца с лагуной посередине. Постепенно такой остров заселяют растения и животные. Возникает посреди океана райский уголок с вечнозелёными лесами, песчаными пляжами, омываемый тёплыми водами. Коралловый риф – это не только экзотика.
Слайд 9.Кораллы возвели посреди океана свои постройки, на которых живут люди – многие народности Океании. На коралловых островах они находят всё необходимое: рыбу в лагунах, кокосовые орехи, листья пальм, из которых строят хижины. Из красного коралла изготавливают дорогие украшения. А когда полипы отмирают, то их скелеты преобразуются в прочную горную породу – коралловый известняк. И всё это богатство образуется благодаря маленьким полипам. И нам, жителям умеренных широт, они оказали добрые услуги. В древних рифах, что скрыты в недрах Уральских гор, скопилась нефть. А в Чёрном, Балтийском и Японском морях по образу и подобию коралловых возводят прибрежные искусственные рифы, чтобы умножить рыбные стаи возле наших берегов.
Учитель: Но знакомство с медузами не всегда представляет собой опасность для человека. Ученые давно заметили, что некоторые животные, в том числе медузы, чувствуют приближение шторма задолго до его начала.
Учитель: Мы побывали во многих местах, узнали немало нового и интересного о кишечнополостных животных. На своём пути повстречались с медузами, кораллами и даже подводными « цветами» – актиниями. Я думаю, что это знакомство запомнится вам надолго.
Итак 1.Кишечнополостные – это группа организмов, обладающих общими признаками. Перечислите эти признаки.
Кишечная полость ,нет заднепроходного отверстия,нервная система , 2слоя клеток эктодерма ,энтодерма и ....
2.В эктодерме имеются стрекательные клетки. Какие функции они выполняют?
3.К телу гидры прикоснулись соломинкой. Гидра изменила свою форму – стала короткой и толстой. Потревожен один небольшой участок, а в ответ сократился весь организм. Почему? Как называется данная ответная реакция.
Раздражимость.
Слайд 10. Какие клетки-
Слайд 11. Объяснить схему размножения.
Учитель: А теперь давайте посмотрим, что мы записали в третьей графе.