Просмотр содержимого документа
«"Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и в жизни человека"»
Модель урока биологии. 7 класс.
Костяева Татьяна Яковлевна, учитель биологии МКОУ ООШ д.Вихарево Кильмезского района Кировской области
Тема «Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и в жизни человека»
1. Тема урока - Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и в жизни человека.
2. Дидактическая цель - способствовать формированию УУД в процессе изучения нового материала средствами технологии развития критического мышления.
3. Тип урока - урок открытия нового знания
4. Планируемые результаты: (цели по содержанию)
4.1.Предметные: знать особенности строения и процессы жизнедеятельности представителей класса гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы; уметь различать и сравнивать представителей каждого класса; выяснить значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.
4.2. Метапредметные:
Познавательные – уметь формулировать тему и задачи урока; уметь свертывать информацию в виде таблицы; уметь делать выводы; уметь находить дополнительную информацию при работе со справочной литературой;
Коммуникативные – уметь слушать; вести диалог с учителем; дополнять ответы одноклассников;
Регулятивные – уметь быстро включаться в работу; уметь концентрировать внимание; уметь учиться самостоятельно и управлять своей деятельностью; уметь оценивать уровень своих знаний.
4.3. Личностные: желание приобрести новые знания; уметь мотивировать свой личностный рост, уметь уважительно относиться к мнению одноклассников.
5. Методы обучения - частично – поисковый, объяснительно- иллюстративный.
6. Формы организации познавательнойдеятельности - фронтальная, индивидуальная, парная.
7. Средства обучения - учебник –В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология: 7 класс; рабочие тетради, проектор, компьютер.
Ход урока
Структурные компоненты урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты
1. Организационный момент
Учитель приветствует учеников
Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места
Уметь быстро включаться в работу на уроке
2. Актуализация знаний (стадия вызова)
Предлагает задания для индивидуальной работы. (Приложение № 1). Проверяет выполнение задания.
Учитель задает вопрос: Каких представителей типа кишечнополостные вы знаете?
На слайде презентации изображены коралловые полипы и медузы.
Предлагает ученикам сделать записи в 1 и 2 столбик в таблицу (Приложение № 2).
Проверяет записи в столбиках таблицы.
Подводит учеников к формулировке темы и задач урока.
Знать особенности строения и процессы жизнедеятельности представителей класса гидроидные полипы. Уметь слушать, дополнять ответы одноклассников, уметь уважительно относиться к мнению одноклассников.
Уметь вести диалог с учителем.
Желание приобрести новые знания.
Уметь формулировать тему и задачи урока.
3. Изучение нового материала (Стадия осознания и осмысления)
Учитель предлагает учащимся внимательно прослушать сообщение ученика о коралловых полипах и внести соответствующие записи в таблицу (Приложение № 3).
Предлагает текст ученикам о медузах (на 10-15 мин.) (Приложение № 4).
Вносят признаки этих животных в таблицу (Приложение № 3).
Соотносят данный текст с текстом учебника (с.59-60)
Работая с информацией, просит в тексте сделать пометки: «+» - что для учащихся новое
«-» - что не знают
«?» - что не понятно
Предлагает ученикам самостоятельно заполнить столбик таблицы о гидроидных (на примере гидры).
Проверяет всю таблицу по многообразию кишечнополостных.
Учитель предлагает сделать вывод. Учитель предлагает учащимся, работая в паре, составить кластер по данной теме (Приложение № 5).
Слушают сообщение одноклассника и делают по ходу записи в таблицу.
Выбирают признаки класса, вносят в таблицу.
Обозначают в тексте знаки.
Заполняют столбик таблицы, проговаривают вслух, сверяют записи с информацией на слайде презентации.
Сверяют информацию таблицы (Приложение № 3) с информацией на слайде презентации.
Составляют кластер по теме
Уметь слушать, уметь находить дополнительную информацию при работе со справочной литературой; уметь концентрировать внимание, уметь свертывать информацию в виде таблицы.
Знать особенности строения и процессы жизнедеятельности представителей сцифоидные, коралловые полипы; уметь различать и сравнивать представителей каждого класса; выяснять значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.
Уметь оценивать уровень своих знаний.
Уметь концентрировать внимание, уметь свертывать информацию в виде таблицы.
Уметь учиться самостоятельно.
Уметь делать выводы, оценивать уровень своих знаний, концентрировать внимание.
Уметь самостоятельно управлять своей деятельностью
4. Закрепление (Стадия размышления и рефлексии)
Возвращает детей к 3 столбику таблицы (Приложение № 2) Что узнал?) и просит его дописать
Записывают столбик таблицы
Уметь оценивать уровень своих знаний, прогнозировать свой результат, уметь мотивировать свой личностный рост
5. Домашнее задание
Предлагает домашнее на выбор: выучить таблицу с урока или подготовить презентацию Интересные факты о кишечнополостных
Выбирают домашнее задание. Записывают домашнее задание в дневник
Приложение 1
Задания для групповой работы на этапе актуализации знаний
Задание 1 группе
Заполнить пропуски в тексте.
1. Стенки тела гидры состоят из двух слоев клеток: наружного ______________ и внутреннего ____________________.
2. Внутри тела имеется ____________________ полость.
3. Покров тела гидры образуют ____________________ клетки.
4. На поверхности тела гидры, особенно на ее щупальцах, много _______________________ клеток, которые выполняют защитную функцию.
Дописать предложения.
1. Непереваренные остатки пищи удаляются у гидры через _________________________.
2. Кислород, растворенный в воде, поступает в тело гидры через _____________________.
Приложение 2
Знаю
Хочу знать
Узнал
Приложение 3
Сравнение признаков представителей кишечнополостных
Признак
Красный коралл
Медуза-корнерот
Пресноводная гидра
1. Симметрия тела
2. Окраска тела
3. Местообитание
4. Передвижение
5. Способ добывания пищи
6. Состав пищи
Приложение 4
1. Внимательно прочтите текст.
Медузы – удивительные создания, населяют морские толщи от поверхности до больших глубин. Их студенистое тело напоминает по форме прозрачный колокол или купол. Раскрывшись и распустив окаймляющую бахрому из многочисленных щупалец, медузы безмолвно и плавно колышутся в спокойной воде. Но безмятежность эта обманчива. Изящные и нежные с виду, на самом деле хищники. Длинные, тонкие щупальца медузы покрыты стрекательными клетками и обжигают подобно огню. Каждая такая клетка – это мешочек с ядом, внутри которого свернута спирально жесткая нить с заостренным концом. Стоит задеть чувствительный отросток на краю капсулы, как нить молниеносно раскручивается и с силой вонзается в добычу. Сотни тысяч крошечных ядовитых «гарпунов» впиваются в тело жертвы – зазевавшую рыбку или мелкого рачка, лишая её способности пошевелиться. Яд стрекательных клеток обычно смертелен для мелких подводных существ. Некоторые виды опасны и для человека. Медуза морская оса, обитающая в теплых водах побережья Австралии, всего 45-75 мм в диаметре, но местные жители боятся ее даже больше, чем акул. Сотни тысяч стрекательных клеток содержат такой сильный яд, что, неосторожно задев щупальце медузы - человек умирает через несколько минут. Если человек случайно коснётся медузы крестовичок, обитающей в Японском море, то получит такой сильный ожог, что может потерять сознание. Но, к счастью, яд её всё же не смертелен.
2. Соотнесите этот материал с текстом учебника стр. 59 – 60.
3.Сделать пометки в тексте: «+» - что для вас новое;
«- « - что не знаете; «?» - что не понятно.
Приложение 5
Составление кластера
Тип Кишечнополостные
Список литературы.
1. Загашев И.,Заир-Бек С. Критическое мышление: технология развития.
2. Журнал «Биология в школе» № 3 – 2008
3. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. – М.: Аванта +. 2001. – 704с.: ил.