- воспитывать чувство прекрасного: с помощью средств наглядности и художественной литературы раскрыть эстетические свойства насекомых; показать действие гармонических законов красоты в строении и поведении насекомых;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Форма урока: экскурсия по биологическому вернисажу.
Средства:
- таблицы «Представители важнейших отрядов насекомых»;
- таблица «Значение насекомых в природе»;
- рисунки насекомых разных отрядов;
- наглядные материалы для определения оси симметрии у бабочки и жука;
- музыкальный фрагмент Н. А. Римского-Корсакова «Полет шмеля» в исполнении Сергея Рахманинова.
ХОД УРОКА
I этап. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)
Приветствие учителя и учащихся. Проверка присутствующих на уроке и готовности учащихся к уроку.
Учитель сообщает тему и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием насекомых на нашей планете, постигнем красоту насекомых, которая проявляется в строении их тела и повадках. Для этого мы посетим «биологический вернисаж» и коллективно создадим портреты насекомых.
II этап. МОТИВАЦИОННЫЙ (3 мин.).
Рассказ учителя о насекомых.
Насекомые принадлежат к наиболее многочисленному и разнообразному классу живых организмов. До сих пор точно неизвестно, сколько видов насекомых обитает на Земле. Насекомых мы встречаем повсюду. Встречаются насекомые и в абсолютно безводных пустынях, где никогда не выпадает дождя, и нет никаких растений. Обитают насекомые и в условиях вечной тьмы, в пещерах, куда почти не поступают органические вещества. Удивительно, но насекомые обитают даже в заснеженной Антарктике. С токами воздуха насекомые могут подниматься в верхние слои атмосферы. Некоторые из них приспособились к жизни в тканях растений и в телах животных. Другие перешли к жизни в воде.
Вопрос учащимся:
- Почему насекомые распространены так широко?
Учитель выслушивает ответы учащихся, а потом обобщает:
Насекомым присущи огромное разнообразие форм и необычная плодовитость и приспособляемость. А так как насекомых невообразимо много, и среди них есть, как и друзья человека, так и злейшие враги, то мы должны с ними считаться, изучая их особенности, потребности и образ жизни.
Учитель
Ребята, сегодня мы совершим необычную экскурсию и побываем на вернисаже выставки насекомых. Вернисаж – это торжественное открытие выставки в присутствии специально приглашенных художников, деятелей культуры и искусства и т.п. Конечно, все приглашенные гости будут присутствовать на нашей выставке виртуально. Они помогут нам создать обобщенный портрет класса насекомых. Нашу экскурсию начнем с «художественной мастерской».
Как известно для создания портрета необходимо изучить особенности строения объекта. Давайте этим и займемся.
III ЭТАП. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (32 мин.).
1. Беседа по актуализации знаний учащихся (3 мин.).
1.Итак, какой тип животных мы с вами изучаем? (Ответ учащихся: членистоногие).
2. Какие характерные признаки этого типа? (Ответ учащихся: хитиновый покров, членистое строение тела, членистое строение конечностей). Учитель обращает внимание на симметрию тела насекомых.
3. Какие классы входят в этот тип животных? (Ответ учащихся: ракообразные, паукообразные, насекомые).
4. Какой класс мы сейчас изучаем? (Ответ учащихся: насекомые).
5. Сколько отрядов входит в этот класс? (Ответ учащихся: чешуекрылые, двукрылые, перепончатокрылые и другие).
2.Наблюдениеза строение насекомого (мухи, капустной белянки и пчелы) по таблицам «Представители важнейших отрядов насекомых» и беседа по вопросам (10 мин.).
Учитель просит школьников рассмотреть таблицы и ответить на вопросы, позволяющие понять, каковы особенности строение насекомого.
Беседа по вопросам:
1. Из каких отделов состоит тело насекомого? (Ответ учащихся: голова, грудь и брюшко).
2. Каковы органы располагаются на голове? (Ответ учащихся: ротовой аппарат, усики, глаза).
3. Сравните ротовой аппарат данных представителей, т.е. мухи, капустной белянки и пчелы. (Ответ учащихся: у белянки – сосущий ротовой аппарат т.е. хоботок в его образовании приняли участие нижние челюсти и нижняя губа; у мухи – лижущий ротовой аппарат – мягкий хоботок, состоящий из нижней губы; у пчелы – грызущи-лижущий; грызущие верхние челюсти, нижними челюстями и длинной нижней губой пчела лижет и сосёт нектар).
4. Какие органы расположены на груди? (Ответ учащихся: крылья и 3 пары ног).
5. Каковы особенности крыльев этих представителей (Ответ учащихся: белянки крылья покрыты волосками, у мухи вторая пара видоизменена в жужжальца, у пчелы полупрозрачные перепончатокрылые крылья).
6. Что располагаются на брюшке? (Ответ учащихся: отверстия – дыхальца).
7. Какой тип развития у этих насекомых? (Ответ учащихся: с полным превращением).
8. Какие стадии имеет этот тип развития? (Ответ учащихся: яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое).
Учитель обобщает: Мы вспомнили общее строение насекомых, т.е. их силуэт. Учитель вновь обращает внимание учащихся на симметрию тела насекомых: Изображение насекомого имеет ось симметрии. Давайте попробуем поискать оси симметрии у бабочки и жука (приложение 5).
Школьники просматривают рисунки, приходят к выводу о симметричном строении тела насекомых. Сколько осей увидели? (Ответ учащихся: одну, которая, идет по середине тела насекомого вертикального).
Учитель: А теперь перейдем в портретную галерею, чтобы познакомиться с многообразием насекомых.
3.Сообщения учащихся и заполнение таблицы «Значение насекомых в природе» (20 мин.).
Учитель: Насекомых можно разбить на группы и мы сейчас познакомимся с некоторыми представителями из этих групп. Для этого ребята, поработав дома с литературой, подготовили сообщения о некоторых насекомых. Во время того как мы будем слушать их сообщения, вы в тетрадях заполните таблицу «Значение насекомых в природе» (графы таблицы записаны на доске) – внесёте в таблицу названия насекомых.
4. Ознакомление с художественной литературой и музыкой о насекомых (6 мин.)
Учитель: Продолжим экскурсию по биологическому вернисажу и сейчас переходим в галерею «художественного слова и музыки». О насекомых слагали песни и сказки, они вошли в пословицы и поговорки, о них писали поэты и писатели.
Проведем небольшую викторину: Кто больше назовет художественных произведений о насекомых. Вспомните произведения об этих насекомых (ответы учащихся: К. Чуковский «Тараканище», «Муха-цокотуха», И. Крылов «Стрекоза и муравей»).
А сейчас ребята прочитают произведения о насекомых:
Давайте послушаем, как передал эти звуки музыкой Римский-Корсаков «Полет шмеля» в исполнении Сергея Рахманинова. А вы в это время можете изобразить руками полет шмеля: как он взлетает вверх, опускается вниз, летит по прямой (физкультминутка).
5. Полезные насекомые. Сообщения учащихся (3 мин.).
Учитель: Насекомые – объект пристального изучения многих специалистов:и агрономов, и медиков, и авиаконструкторов, и физиков – атомщиков и т.д. В древности насекомым сооружали величественные монументы, проклинали, насекомыми лечили рыцарей, отравляли неугодных, предсказывали погоду, они служили украшениями.
Тесно переплетаются жизни человека и животных. В благодарность заих труд и верность человек вознес их на пьедестал. Вы знаете, что есть памятники зверям, но не каждый из вас слышал о памятниках насекомым. А они есть! Давайте послушаем сообщения учащихся.
Сообщения учащихся (3 чел.)
1. Памятник Пчелам.
В польском городке Сважендзе создан музей пчеловодства. Величаво возносится перед входом в музей памятник пчеле - труженице. Несколько тысячелетий тому назад по прихоти вождя племени в республике Гана был возведен Дворец из медовых кирпичей, тайна изготовления которых не разгадана до сих пор. Имя вельможи не сохранилось в истории, а истинно «сладкий памятник» и сегодня остаётся символом трудолюбия и мудрости пчел.
2. Памятник Долгоносикам.
Насекомые – вредители ничего другого, кроме нелюбви и гонений со стороны землевладельцев не заслуживают. Но, как не парадоксально, один из таких злостных вредителей даже удостоился памятника.
Когда посевы хлопка в Техасе подверглись нашествию долгоносика из Мексики, жители штата Коффи лишь сочувственно повздыхали. Стоит ли волноваться – ведь это так далеко! Двигаясь из Техаса, хлопковый долгоносик за несколько десятилетий покорил хлопковый пояс США. С появлением долгоносика озадаченные фермеры стали засевать поля арахисом, пшеницей, кормовыми травами, что принесло весомые деньги. Благодарные за «науку» жители Энтерпрайза соорудили памятник «своему благодетелю».
3. Памятник Осам.
Летом 1841 года на английскую деревушку Уик неожиданно налетела туча ос. Страдая от укусов, люди мужественно боролись с нашествием и победили. В честь победы тогда и был заложен внушительных размеров памятный камень. Одновременно с этим родилась традиция. Ежегодно в тот злопамятный день односельчане собираются возле камня на митинг. Провозглашаются речи, звучат напоминания о давнем преступлении ос, раздаются призывы к мести. Все кидаются на поиск гнезд обидчиков, от которых пострадали предки. В этот день осам пощады нет.
IV этап. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 мин.).
1. Нарисуйте памятник насекомому, которое, по вашему мнению, заслуживает этого. Обоснуйте свое решение.
2. Подберите стихи о бабочках.
V этап. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (6 мин.).
Учитель: Последний зал, в котором мы с вами сегодня побываем – это зал обсуждения увиденного и услышанного (ответы на вопросы – повторение).
1. На какие группы мы с вами разделили насекомых?
2. Какое значение имеют насекомые в природе? Для человека?
а) эстетическое;
б)полезные насекомые приносят пользу, они являются производителями полезных продуктов;
в) вредные – вши, переносят заболевания.
3. Задание: на экране появится изображение фантастического животного. Из каких частей насекомых оно составлено?
VIэтап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (2 мин.).
Подведение итогов урока.
Учитель: На этом наша экскурсия окончена. Спасибо ребятам, принимавшим активное участие в ее проведении (выставление оценок).
Таким образом, на данном уроке использовался комплекс средств и методических приемов по эстетическому воспитанию школьников: высказывание Ч. Дарвина: «Насекомые – удивительно совершенное и прекрасное образование природы, с которым никто и ничто не может соперничать по богатству красок и форм», практические работы, чтение стихотворений о насекомых (А. Фет «О бабочках». И. Крылов «Пчела и муха»), слушание музыкального произведения Римского-Корсакова «Полет шмеля» в исполнении Сергея Рахманинова, викторина: Кто больше назовет художественных произведений о насекомых, сообщения учащихся о памятникам осам, долгоносику, осам. Данные методические приемы будут способствовать формированию эстетической культуры школьников.