Учащиеся расширяют и углубляют свои знания о многообразии живых организмов и знакомятся с основными положениями систематики как науки.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
Учащиеся осознают жизнь как уникальную особенность, у них продолжает формироваться научное мировоззрение на основе единства живой природы.
Основные понятия урока: систематика, классификация, таксоны.
Формы работы: индивидуальная,фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологическиересурсы: Компьютер, проектор, ЭП к учебнику, презентация.
Ход урока.
Актуализация знаний.
Что изучает наука биология? Что такое органический мир? Какие признаки живых организмов вам известны? Сколько царств живой природы выделяют? Сколько живых организмов на планете? Что может помочь не запутаться в таком количестве живых организмов?
Сегодня мы с вами и узнаем как и с помощью чего ученые разделили все организмы на группы?
Схема Царства живой природы
Целеполагание :
Тема урока «Многообразие организмов и их классификация».
Цель формулируют учащиеся самостоятельно.
Планирование
1.Предмет и задачи систематики.
2.Вид- единица систематики.
3.Надвидовые категории.
4.Эукариоты и прокариоты.
2. Изучение нового материала.
Очень разнообразен мир живых организмов населяющих нашу планету. Сколько живых организмов населяют нашу планету? Как можно рспределить их всех по местам?
- Чем занимается наука систематика?
Как имя ученого который является ее основоположником?
- Сделайте вывод о заслугах К.Линнея перед наукой.
Биологическая номенклатура основана на биноминальной системе, создателем которой был шведский натуралист карл Линней (1707- 1778 гг). В биномиальной системе каждому организму присваивается два латинских названия: родовое и видовое. Родовое название пишется с прописной буквы, видовое – со строчной. Латинские названия организмов приняты во всем мире. Это дает возможность избежать путаницы, вызываемой существованием местных вариантов общепринятых названий. Так, в частности, растение Ficus caria имеет несколько широко распространенных названий: инжир, фиговое дерево, смоковница, фига. Снежного барса называют также ирбисом, а у снежного барана есть еще два названия: чубук, толсторог.
Линней в конечном счете расширил биномиальную систему , включив в нее больше чем только роды и виды. Он составил иерархию групп, расположив, наиболее крупную – царство – на вершине иерархии. Разработанная им иерархия групп используется по сей день.
- Рассмотрите гербарии (рисунки) стр 6. близких видов, найдите черты сходства и различия между ними.
- Найдите в тексте учебника современную систему классификации. Назовите самую большую систематическую категорию, самую маленькую систематическую категорию.
Рефлексия
Работа с рабочими тетрадями.
Домашнее задание П.1 выполнить задание 7. Выучить систематику для растений и животных.