kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Многообразие и значение грибов

Нажмите, чтобы узнать подробности


 

 
 

Открытый урок по биологии ( 6 класс)

Тема: Многообразие и значение грибов

Цели: изучить разнообразие грибов; развивать наблюдательность, умение делать выводы на основе наблюдений, способность быстро отвечать на вопросы, использовать при освоении нового материала полученные ранее знания; знакомство с ядовитыми и съедобными грибами; воспитывать бережное отношение к природе и осторожность при сборке грибов. Меры защиты от отравлений.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; презентации по строению и многообразию грибов; плакаты с изображениями грибов; микроскопы; микропрепараты плесневого гриба мукора; шампиньоны и дрожжи; учебники.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Повторение изученного

- На прошлом уроке мы познакомились еще с одним царством живых организмов – с царством Грибов.

 - Как называется наука, изучающая грибы?

- Наука, изучающая Грибы, называется микологией (от греч. микес – «гриб», логос – «учение», «наука»).

- К каким организмам относятся Грибы - к одноклеточным или многоклеточным? Грибы являются прокариотами или эукариотами?

- Среди грибов есть одноклеточные и многоклеточные организмы. Все грибы имеют в клетках ядро (одно или несколько) и являются эукариотами.

- Почему Грибы выделили в отдельное царство?

- Грибы – сочетание признаков как растений, так и животных.

- Назовите признаки сходства грибов с растениями.

- Растут верхушечной частью (постоянно);

- неподвижность;

- прочные клеточные стенки;

- способность синтезировать витамины;

- размножаются бесполым и половым путем.

- Назовите признаки сходства грибов с животными.

- Не имеют хлорофилла;

- гетеротрофы;

- в клеточных стенках содержится хитин;

- углеводы запасаются в виде гликогена.

-Назовите признаки собственно грибные.

-Мицелий (грибница) – вегетативное тело;

-Гифы образуют ложную ткань грибница и плодовое тело

- По способу питания какие бывают грибы?

- Сапротрофные грибы, грибы-паразиты, грибы-симбионты, грибы-хищники.

II. Работа над новым материалом.

 Наше сегодняшнее занятие посвящено многообразию и значению грибов.

В природе  очень  много видов грибов – микроскопических и с крупным плодовым телом, в котором содержится большое количество белков и жиров. Такие хорошо известные всем грибы, как сыроежки, шампиньоны, мухоморы, опята, бледная поганка, белые и многие другие, относятся к шляпочным грибам. То, что обычно называют грибом, на самом деле является его плодовым телом. Почти у всех шляпочных грибов, кроме сморчков, строчков и трюфелей, оно состоит из шляпки и ножки.

-А что у гриба является главным?

- Главной частью любого гриба является грибница, которая располагается на верхнем слое почвы и состоит из тонких ветвящихся белых нитей. Плодовое тело гриба образовано плотно прилегающими друг к другу нитями грибницы.

Если внимательно рассмотреть строение грибов, то можно заметить, что шляпка у грибов состоит из двух слоев. У одних грибов этот слой образован пластинками, а у других состоит из  трубочек.

В этих пластинках и трубочках образуются споры, которыми размножаются грибы.

Съедобные и ядовитые грибы (рассказ с демонстрацией съедобных грибов по таблице «Съедобные грибы»).

- Съедобные грибы – ценный пищевой продукт. По содержанию белков они превосходят все известные виды овощей и приближаются по этому показателю к мясу и рыбе. Углеводов и жиров в грибах очень мало, что определяет их низкую калорийность.

Грибы содержат много витаминов. По их содержанию различные виды грибов отличаются друг от друга. Например витамином В1 особенно богаты лисички, летние опята, витамином А – рыжики и лисички, Витамином Д – белый гриб, витамином РР – вешенка обыкновенная. Богаты грибы и микроэлементами. Они содержат калий. Фосфор, кальций и железо. Вкусовые качества зависят в первую очередь от наличия в грибах особых экстрактивных веществ. Придающих им ни с чем не сравнимые и грибной вкус, и аромат.

Ядовитые грибы (рассказ с демонстрацией ядовитых грибов по таблице «Ядовитые грибы»).

- Пищевые эксперименты с незнакомыми или сомнительными видами грибов совершенно недопустимы. Для того, чтобы застраховать себя от роковой ошибки, нужно знать не только съедобные, но и ядовитые грибы. Необходимо быть знакомым с признаками грибных отравлений и способами оказания первой помощи при них.

Классификация грибов.

- Паразиты растений.

- Почвенные паразиты.

- Сапрофиты на древесине.

- Симбионты деревьев. Грибокорень (микориза), его значение.

Микориза – симбиоз (сожительство) мицелия гриба с корнями растений.

- Хищные.

Роль грибов (беседа).

В природе

- участвуют в образовании плодородного слоя почвы;

- ксилофиты разрушают живую и мертвую древесину;

- являются звеньями пищевых цепей;

- паразитируют на растениях и животных.

В жизни человека

- являются возбудителями болезней человека, животных, культурных растений;

- образуют биологически активные вещества, ферменты, органические кислоты;

- являются продуктами питания;

- служат объектами биотехнологии и микробиологии.

III. Подведение итогов.

На занятии мы познакомились со строением грибов, научились различать трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы, познакомились с многообразием грибов, а также сделали выводы о значении грибов в природе и жизни человека.

Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов

 Вариант 1

1. Какие вещества поглощает гриб из корней деревьев?

а). Минеральные вещества;

б). Органические вещества;

в). Воду

2. Выпишите номера съедобных грибов:

а). Белый гриб;

б). Рыжик;

в). Бледная поганка;

г). Лисичка;

д). Мухомор;

е). Опенок.

Вариант 2

1. Какие вещества получают корни деревьев от грибов?

а). Минеральные вещества;

б). Органические вещества;

в). Воду

2. Выпишите номера ядовитых грибов:

а). Белый гриб;

б). Рыжик;

в). Бледная поганка;

г). Лисичка;

д). Мухомор;

е). Опенок.

Ответы:

Вариант 1                                       Вариант 2 

1 – б                                                1 – а, в

2 – а, б. г, е                                               2 – в, д

Домашнее задание

§53, вопросы 1 – 3. Зарисовать различные виды грибов: шляпочные грибы, дрожжи, грибы-паразиты.

Приложение № 1

Памятка грибнику

1. “Чтоб грибов набрать, надо раньше встать” - говорит народная пословица.

И правильно, лучше недоспать, но до солнца попасть в лес. На рассвете гриб самый крепкий, душистый, ядреный.

2. Непродолжительный век гриба, растет он быстро. Каких-нибудь три часа и появилась шляпка над землей. Еще несколько часов и грибы годятся для сбора. Упустили это время, гриб перерастет, станет дряблым, вялым и часто червивым. Такие грибы нельзя собирать, они невкусны и нередко вредны.

3. Замечено, что больше грибов растет с северной стороны дерева. Если лето было сухим, заглядывайте чаще под деревья, гриб “жмется” к ним, прячется под тень от солнца. В ненастное лето, наоборот, ходите подальше от деревьев, все грибы “выбегают” на простор.

4. Нашли гриб, не спешите вырывать его, подрежьте ножом. Нельзя расковыривать лесную подстилку – можно разрушить грибницу, следовательно, на этом месте долго не будет грибов.

5. При сборе грибов будьте особенно осторожны! Грибы таят в себе опасность отравления.

Приложение № 2

Памятка профилактики отравления грибами

1. Можно собирать только те грибы, которые вы хорошо знаете.

2. Никогда не собирайте и не употребляйте в пищу грибы, у которых у основания ножки имеется клубневидное утолщение. Не пробуйте их на вкус.

3. Когда собираете грибы, старайтесь брать их только с ножкой.

4. Помните о ложных опятах: не берите грибы с ярко окрашенной шляпкой.

5. Не пробуйте на вкус сырые грибы.

6. Никогда не употребляйте в пищу перезрелые, дряблые грибы.

7. Помните о возможности развития бактериальных заболеваний при нарушении санитарно-гигиенических требований при их консервировании.

8. Каждый вид грибов следует консервировать отдельно.

9. Грибы – млечники перед засолом или употреблением в пищу в свежем виде всегда нуждаются в предварительной обработке – отваривании или длительном отмачивании.

Приложение № 3

Признаки отравления грибами

1. Тошнота, неукротимая рвота, понос после употребления грибов.

2. Коликообразные боли в животе.

3. Общая слабость, судороги, сужение зрачков, потливость, одышка.

Первая помощь при отравлении грибами

1. Немедленно обратится к врачу.

2. Промыть желудок: выпить 4–5 стаканов холодной кипяченой воды или содового раствора (1 чайная ложка соды на 1 стакан воды). Процедуру повторить несколько раз.

3. Уложить больного в постель на бок, укрыть, к ногам приложить теплую грелку.

4. При мышечных судорогах на голени поставить горчичники.

5. Обильное подсоленное питье.

6. Обязательная госпитализация в токсикологическое отделение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Многообразие и значение грибов»



О

















Открытый урок по биологии ( 6 класс)

Тема: Многообразие и значение грибов

Цели: изучить разнообразие грибов; развивать наблюдательность, умение делать выводы на основе наблюдений, способность быстро отвечать на вопросы, использовать при освоении нового материала полученные ранее знания; знакомство с ядовитыми и съедобными грибами; воспитывать бережное отношение к природе и осторожность при сборке грибов. Меры защиты от отравлений.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; презентации по строению и многообразию грибов; плакаты с изображениями грибов; микроскопы; микропрепараты плесневого гриба мукора; шампиньоны и дрожжи; учебники.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Повторение изученного

- На прошлом уроке мы познакомились еще с одним царством живых организмов – с царством Грибов.

- Как называется наука, изучающая грибы?

- Наука, изучающая Грибы, называется микологией (от греч. микес – «гриб», логос – «учение», «наука»).

- К каким организмам относятся Грибы - к одноклеточным или многоклеточным? Грибы являются прокариотами или эукариотами?

- Среди грибов есть одноклеточные и многоклеточные организмы. Все грибы имеют в клетках ядро (одно или несколько) и являются эукариотами.

- Почему Грибы выделили в отдельное царство?

- Грибы – сочетание признаков как растений, так и животных.

- Назовите признаки сходства грибов с растениями.

- Растут верхушечной частью (постоянно);

- неподвижность;

- прочные клеточные стенки;

- способность синтезировать витамины;

- размножаются бесполым и половым путем.

- Назовите признаки сходства грибов с животными.

- Не имеют хлорофилла;

- гетеротрофы;

- в клеточных стенках содержится хитин;

- углеводы запасаются в виде гликогена.

-Назовите признаки собственно грибные.

-Мицелий (грибница) – вегетативное тело;

-Гифы образуют ложную ткань грибница и плодовое тело

- По способу питания какие бывают грибы?

- Сапротрофные грибы, грибы-паразиты, грибы-симбионты, грибы-хищники.



II. Работа над новым материалом.

Наше сегодняшнее занятие посвящено многообразию и значению грибов.

В природе очень много видов грибов – микроскопических и с крупным плодовым телом, в котором содержится большое количество белков и жиров. Такие хорошо известные всем грибы, как сыроежки, шампиньоны, мухоморы, опята, бледная поганка, белые и многие другие, относятся к шляпочным грибам. То, что обычно называют грибом, на самом деле является его плодовым телом. Почти у всех шляпочных грибов, кроме сморчков, строчков и трюфелей, оно состоит из шляпки и ножки.

-А что у гриба является главным?

- Главной частью любого гриба является грибница, которая располагается на верхнем слое почвы и состоит из тонких ветвящихся белых нитей. Плодовое тело гриба образовано плотно прилегающими друг к другу нитями грибницы.

Если внимательно рассмотреть строение грибов, то можно заметить, что шляпка у грибов состоит из двух слоев. У одних грибов этот слой образован пластинками, а у других состоит из трубочек.

В этих пластинках и трубочках образуются споры, которыми размножаются грибы.

Съедобные и ядовитые грибы (рассказ с демонстрацией съедобных грибов по таблице «Съедобные грибы»).

- Съедобные грибы – ценный пищевой продукт. По содержанию белков они превосходят все известные виды овощей и приближаются по этому показателю к мясу и рыбе. Углеводов и жиров в грибах очень мало, что определяет их низкую калорийность.

Грибы содержат много витаминов. По их содержанию различные виды грибов отличаются друг от друга. Например витамином В1 особенно богаты лисички, летние опята, витамином А – рыжики и лисички, Витамином Д – белый гриб, витамином РР – вешенка обыкновенная. Богаты грибы и микроэлементами. Они содержат калий. Фосфор, кальций и железо. Вкусовые качества зависят в первую очередь от наличия в грибах особых экстрактивных веществ. Придающих им ни с чем не сравнимые и грибной вкус, и аромат.

Ядовитые грибы (рассказ с демонстрацией ядовитых грибов по таблице «Ядовитые грибы»).

- Пищевые эксперименты с незнакомыми или сомнительными видами грибов совершенно недопустимы. Для того, чтобы застраховать себя от роковой ошибки, нужно знать не только съедобные, но и ядовитые грибы. Необходимо быть знакомым с признаками грибных отравлений и способами оказания первой помощи при них.

Классификация грибов.

- Паразиты растений.

- Почвенные паразиты.

- Сапрофиты на древесине.

- Симбионты деревьев. Грибокорень (микориза), его значение.

Микориза – симбиоз (сожительство) мицелия гриба с корнями растений.

- Хищные.

Роль грибов (беседа).

В природе

- участвуют в образовании плодородного слоя почвы;

- ксилофиты разрушают живую и мертвую древесину;

- являются звеньями пищевых цепей;

- паразитируют на растениях и животных.

В жизни человека

- являются возбудителями болезней человека, животных, культурных растений;

- образуют биологически активные вещества, ферменты, органические кислоты;

- являются продуктами питания;

- служат объектами биотехнологии и микробиологии.

III. Подведение итогов.

На занятии мы познакомились со строением грибов, научились различать трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы, познакомились с многообразием грибов, а также сделали выводы о значении грибов в природе и жизни человека.

Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов

Вариант 1

1. Какие вещества поглощает гриб из корней деревьев?

а). Минеральные вещества;

б). Органические вещества;

в). Воду

2. Выпишите номера съедобных грибов:

а). Белый гриб;

б). Рыжик;

в). Бледная поганка;

г). Лисичка;

д). Мухомор;

е). Опенок.


Вариант 2

1. Какие вещества получают корни деревьев от грибов?

а). Минеральные вещества;

б). Органические вещества;

в). Воду

2. Выпишите номера ядовитых грибов:

а). Белый гриб;

б). Рыжик;

в). Бледная поганка;

г). Лисичка;

д). Мухомор;

е). Опенок.


Ответы:

Вариант 1 Вариант 2

1 – б 1 – а, в

2 – а, б. г, е 2 – в, д



Домашнее задание

§53, вопросы 1 – 3. Зарисовать различные виды грибов: шляпочные грибы, дрожжи, грибы-паразиты.







Приложение № 1

Памятка грибнику

1. “Чтоб грибов набрать, надо раньше встать” - говорит народная пословица.

И правильно, лучше недоспать, но до солнца попасть в лес. На рассвете гриб самый крепкий, душистый, ядреный.

2. Непродолжительный век гриба, растет он быстро. Каких-нибудь три часа и появилась шляпка над землей. Еще несколько часов и грибы годятся для сбора. Упустили это время, гриб перерастет, станет дряблым, вялым и часто червивым. Такие грибы нельзя собирать, они невкусны и нередко вредны.

3. Замечено, что больше грибов растет с северной стороны дерева. Если лето было сухим, заглядывайте чаще под деревья, гриб “жмется” к ним, прячется под тень от солнца. В ненастное лето, наоборот, ходите подальше от деревьев, все грибы “выбегают” на простор.

4. Нашли гриб, не спешите вырывать его, подрежьте ножом. Нельзя расковыривать лесную подстилку – можно разрушить грибницу, следовательно, на этом месте долго не будет грибов.

5. При сборе грибов будьте особенно осторожны! Грибы таят в себе опасность отравления.

Приложение № 2

Памятка профилактики отравления грибами

1. Можно собирать только те грибы, которые вы хорошо знаете.

2. Никогда не собирайте и не употребляйте в пищу грибы, у которых у основания ножки имеется клубневидное утолщение. Не пробуйте их на вкус.

3. Когда собираете грибы, старайтесь брать их только с ножкой.

4. Помните о ложных опятах: не берите грибы с ярко окрашенной шляпкой.

5. Не пробуйте на вкус сырые грибы.

6. Никогда не употребляйте в пищу перезрелые, дряблые грибы.

7. Помните о возможности развития бактериальных заболеваний при нарушении санитарно-гигиенических требований при их консервировании.

8. Каждый вид грибов следует консервировать отдельно.

9. Грибы – млечники перед засолом или употреблением в пищу в свежем виде всегда нуждаются в предварительной обработке – отваривании или длительном отмачивании.

Приложение № 3

Признаки отравления грибами

1. Тошнота, неукротимая рвота, понос после употребления грибов.

2. Коликообразные боли в животе.

3. Общая слабость, судороги, сужение зрачков, потливость, одышка.

Первая помощь при отравлении грибами

1. Немедленно обратится к врачу.

2. Промыть желудок: выпить 4–5 стаканов холодной кипяченой воды или содового раствора (1 чайная ложка соды на 1 стакан воды). Процедуру повторить несколько раз.

3. Уложить больного в постель на бок, укрыть, к ногам приложить теплую грелку.

4. При мышечных судорогах на голени поставить горчичники.

5. Обильное подсоленное питье.

6. Обязательная госпитализация в токсикологическое отделение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Многообразие и значение грибов

Автор: Елбакиева Медико Ушанговна

Дата: 23.12.2015

Номер свидетельства: 269581

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект  урока: "Многообразие и значение грибов". "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-mnoghoobraziie-i-znachieniie-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "158812"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421812198"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок по теме «Многообразие и значение грибов» "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-po-tiemie-mnoghoobraziie-i-znachieniie-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "245324"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446115940"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Грибы Удмуртии "
    ["seo_title"] => string(14) "griby-udmurtii"
    ["file_id"] => string(6) "189934"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427051060"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: "Грибы". "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2-klassie-po-tiemie-griby"
    ["file_id"] => string(6) "156898"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421504089"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по ФГОС, на тему: "Царство грибов""
    ["seo_title"] => string(89) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-v-6-klassie-po-fgos-na-tiemu-tsarstvo-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "249164"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446831057"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства