kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку в 9 классе "Взаимосвязи живых организмов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

познакомить учащихся с многообразием типов  биотических взаимосвязей между живыми организмами в природе.

Задачи:

*рассмотреть классификацию биотических взаимосвязей;

*охарактеризовать нейтральные взаимосвязи;

  *показать виды отрицательных взаимосвязей;

   *представить разновидности симбиотических взаимосвязей между видами в природе.

Цель:

познакомить учащихся с многообразием типов  биотических взаимосвязей между живыми организмами в природе.

Задачи:

*рассмотреть классификацию биотических взаимосвязей;

*охарактеризовать нейтральные взаимосвязи;

  *показать виды отрицательных взаимосвязей;

   *представить разновидности симбиотических взаимосвязей между видами в природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 9 классе "Взаимосвязи живых организмов"»

Тема урока: «Взаимосвязи живых организмов в природе» (урок-импровизация)   Цель: познакомить учащихся с многообразием типов биотических взаимосвязей между живыми организмами в природе. Задачи: *рассмотреть классификацию биотических взаимосвязей; *охарактеризовать нейтральные взаимосвязи;  *показать виды отрицательных взаимосвязей;  *представить разновидности симбиотических взаимосвязей между видами в природе.

Тема урока: «Взаимосвязи живых организмов в природе» (урок-импровизация)

Цель:

познакомить учащихся с многообразием типов биотических взаимосвязей между живыми организмами в природе.

Задачи:

*рассмотреть классификацию биотических взаимосвязей;

*охарактеризовать нейтральные взаимосвязи;

*показать виды отрицательных взаимосвязей;

*представить разновидности симбиотических взаимосвязей между видами в природе.

Основные понятия:

Основные понятия:

  • Симбиоз (протокооперация, мутуализм, квартиранство, сотрапезничество, комменсализм нахлебничество),
  • нейтрализм,
  • антибиоз (хищничество, конкуренция, паразитизм, аменсализм).
Классификация биотических связей: Полезные взаимосвязи  симбиоз комменсализм протокооперация мутуализм нахлебничество квартиранство сотрапезничество

Классификация биотических связей:

  • Полезные взаимосвязи

симбиоз

комменсализм

протокооперация

мутуализм

нахлебничество

квартиранство

сотрапезничество

Нейтрализм 0 0 Тип биотической связи, при которой совместно обитающие организмы (или виды) не влияют друг на друга. В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимодействия.

Нейтрализм

0 0

Тип биотической связи, при которой

совместно обитающие организмы (или виды)

не влияют друг на друга. В природе

истинный нейтрализм очень редок,

поскольку между всеми видами возможны

косвенные взаимодействия.

антибиоз аменсализм хищничество паразитизм конкуренция внутривидовая межвидовая

антибиоз

аменсализм

хищничество

паразитизм

конкуренция

внутривидовая

межвидовая

Конкуренция - -  Межвидовая  в узком смысле – взаимоотрицательные отношения совместно проживающих близкородственных видов, причём чем ближе эти виды между собой, тем сильнее конкуренция. Межвидовая конкуренция поддерживает структуру экосистемы в равновесии, а её закономерности определены Принципом конкурентного исключения Гаузе.  Внутривидовая соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями одного и того же вида. Это важный фактор саморегулирования популяций. Многие организмы защищают свою территорию от представителей того же вида (метят её, издают громкие звуки и т.д.; имеют место и прямые столкновения

Конкуренция

- -

Межвидовая

в узком смысле –

взаимоотрицательные

отношения совместно

проживающих

близкородственных видов,

причём чем ближе эти виды

между собой, тем сильнее

конкуренция. Межвидовая

конкуренция поддерживает

структуру экосистемы в

равновесии, а её

закономерности определены

Принципом конкурентного

исключения Гаузе.

Внутривидовая

соперничество за одни и те же

ресурсы, происходящее между

особями одного и того же вида.

Это важный фактор

саморегулирования популяций.

Многие организмы защищают

свою территорию от

представителей того же вида

(метят её, издают громкие звуки

и т.д.; имеют место и прямые

столкновения

Аменсализм - 0 Форма антибиоза, при котором один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы. Пример: светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затенения, в то время как сами на дерево никак не влияют.

Аменсализм

- 0

Форма антибиоза, при котором один из

совместно обитающих видов угнетает

другой, не получая от этого ни вреда, ни

пользы. Пример: светолюбивые травы,

растущие под елью, страдают от сильного

затенения, в то время как сами на дерево

никак не влияют.

Паразитизм + -  Форма антибиоза , когда представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания. Причём хозяин не погибает сразу, но испытывает угнетение, а в случае гибели хозяина паразит может также погибнуть. Различают эктопаразитов, обитающих на жертве (блохи, вши, клещи), и эндопаразитов, обитающих внутри (вирусы, глисты, бактерии).

Паразитизм

+ -

Форма антибиоза , когда представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания. Причём хозяин не погибает сразу, но испытывает угнетение, а в случае гибели хозяина паразит может также погибнуть. Различают эктопаразитов, обитающих на жертве (блохи, вши, клещи), и эндопаразитов, обитающих внутри (вирусы, глисты, бактерии).

Хищничество + -  Тип антибиоза, при котором представители одного вида питаются представителями другого вида. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений. Примеры: насекомоядные растения; лев, поедающий антилопу; слон, поедающий листву, и т.д. Однако в узком смысле хищничеством принято считать поедание животных животными.

Хищничество

+ -

Тип антибиоза, при котором представители одного вида питаются представителями другого вида. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений. Примеры: насекомоядные растения; лев, поедающий антилопу; слон, поедающий листву, и т.д. Однако в узком смысле хищничеством принято считать поедание животных животными.

Комменсализм + 0  Форма симбиоза , при которой один из сожительствующих видов получает какую-либо пользу, не принося другому виду ни вреда, ни пользы. Такая связь представлена следующими типами: «нахлебничество», «квартиранство», «сотрапезничество».

Комменсализм

+ 0

Форма симбиоза , при которой один из сожительствующих видов получает какую-либо пользу, не принося другому виду ни вреда, ни пользы. Такая связь представлена следующими типами: «нахлебничество», «квартиранство», «сотрапезничество».

Протокооперация + +  Форма симбиоза , при которой совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них. В этих случаях отсутствует связь именно этой, конкретной пары партнёров. Пример: распространение семян растений животными.

Протокооперация

+ +

Форма симбиоза , при которой совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них. В этих случаях отсутствует связь именно этой, конкретной пары партнёров. Пример: распространение семян растений животными.

Мутуализм + +  Форма симбиоза , при которой  присутствие  каждого  из двух  видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнёры (или один из них) не могут существовать друг без друга, например термиты и микроорганизмы их кишечника, превращающие целлюлозу древесины в усвояемые вещества.

Мутуализм

+ +

Форма симбиоза , при которой присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнёры (или один из них) не могут существовать друг без друга, например термиты и микроорганизмы их кишечника, превращающие целлюлозу древесины в усвояемые вещества.

Квартирантство + 0  Форма комменсализма, при которой один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья.

Квартирантство

+ 0

Форма комменсализма, при которой один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья.

Сотрапезничество + 0  Форма комменсализма, при которой несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса, Пример: различные виды почвенных бактерий перерабатывают отдельные компоненты почвы.

Сотрапезничество

+ 0

Форма комменсализма, при которой несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса, Пример: различные виды почвенных бактерий перерабатывают отдельные компоненты почвы.

Нахлебничество + 0  Форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого, например львы и гиены.

Нахлебничество

+ 0

Форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого, например львы и гиены.

Проверка знаний: 1. Жил был у бабушки серенький козлик.  Бабушка козлика очень любила  Даром жилплощадь ему подарила,  Шила, поила, стирала, кормила –  Только отдачи не получила.

Проверка знаний:

1. Жил был у бабушки серенький козлик.

Бабушка козлика очень любила

Даром жилплощадь ему подарила,

Шила, поила, стирала, кормила –

Только отдачи не получила.

Проверка знаний: 2. В гости коза к ним частенько ходила. Серого козлика вдруг окрутила. Как ни крутился, как ни вертелся Он у козы под боком пригрелся. 3. Свадьбу сыграли, зажили счастливо... Все так довольны, всё так красиво.

Проверка знаний:

2. В гости коза к ним частенько ходила.

Серого козлика вдруг окрутила.

Как ни крутился, как ни вертелся

Он у козы под боком пригрелся.

3. Свадьбу сыграли, зажили счастливо...

Все так довольны, всё так красиво.

Проверка знаний: 4. Жизнь их текла своей чередой.  Стал наш козёл с большой бородой.  Много волос – это блохам раздолье  Чешется всё и коза недовольна.

Проверка знаний:

4. Жизнь их текла своей чередой.

Стал наш козёл с большой бородой.

Много волос – это блохам раздолье

Чешется всё и коза недовольна.

Проверка знаний: 5. Вдруг у козла появился сосед,  Сомнений нет, потемнел белый свет.  Наша коза оживилась душой  И к новому другу помчалась стрелой.

Проверка знаний:

5. Вдруг у козла появился сосед,

Сомнений нет, потемнел белый свет.

Наша коза оживилась душой

И к новому другу помчалась стрелой.

Проверка знаний: 6. Шла здесь борьба, и трещали рога,  Это козлы защищали права.  Дама – желанна была им обоим,  Но ведь, увы, муж «блохастый» не воин.

Проверка знаний:

6. Шла здесь борьба, и трещали рога,

Это козлы защищали права.

Дама – желанна была им обоим,

Но ведь, увы, муж «блохастый» не воин.

Проверка знаний: 7. С горя решил наш козёл удавиться. В лес он пошёл, всё должно там  решиться. Ему повстречался серый волчок И за бугор он козла поволок.

Проверка знаний:

7. С горя решил наш козёл удавиться.

В лес он пошёл, всё должно там

решиться.

Ему повстречался серый волчок

И за бугор он козла поволок.

Проверка знаний: 8. Бабушка плачет, ищет козла.  - Где ты кровинка, отрада моя?..  Волк не съедает козла целиком –  Рога и копыта отправил он в дом.

Проверка знаний:

8. Бабушка плачет, ищет козла.

- Где ты кровинка, отрада моя?..

Волк не съедает козла целиком –

Рога и копыта отправил он в дом.

Проверка знаний: 9. Бабушка рожки и ножки взяла,  И завернув, хоронить понесла...

Проверка знаний:

9. Бабушка рожки и ножки взяла,

И завернув, хоронить понесла...

Проверка знаний: 10. Дети, мораль этой песни проста, А Вы подберите такие слова, Чтобы всем ясно стало вокруг Кто же здесь враг,  кто же здесь друг?

Проверка знаний:

10. Дети, мораль этой песни проста,

А Вы подберите такие слова,

Чтобы всем ясно стало вокруг

Кто же здесь враг,

кто же здесь друг?

Проверка правильности выполнения задания.   1. Квартиранство 2. Коменсализм 3. Протокооперация 4. Паразитизм 5. Внутривидовая конкуренция 6. Межвидовая конкуренция 7. Хищничество 8. Хищничество 9. Аменсализм + 0 - - + 0 + - + + + - + - - 0 - -

Проверка правильности выполнения задания.

1. Квартиранство

2. Коменсализм

3. Протокооперация

4. Паразитизм

5. Внутривидовая конкуренция

6. Межвидовая конкуренция

7. Хищничество

8. Хищничество

9. Аменсализм

+ 0

- -

+ 0

+ -

+ +

+ -

+ -

- 0

- -

Домашнее задание. Выбрать из сказок элементы разных взаимоотношений сказочных персонажей и записать в рабочих тетрадях. Например, волк и красная шапочка ( + - ) – хищничество.

Домашнее задание.

Выбрать из сказок элементы разных взаимоотношений сказочных персонажей и записать в рабочих тетрадях.

Например,

волк и красная шапочка ( + - ) – хищничество.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку в 9 классе "Взаимосвязи живых организмов"

Автор: Слукина Наталья Владимировна

Дата: 10.02.2019

Номер свидетельства: 499188

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок по биологии в 6 классе на тему: "Организм как единое целое" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-po-biologhii-v-6-klassie-na-tiemu-orghanizm-kak-iedinoie-tsieloie"
    ["file_id"] => string(6) "160748"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422111632"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121589"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413998933"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему: Растения и животные леса "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rastieniia-i-zhivotnyie-liesa"
    ["file_id"] => string(6) "124017"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414611017"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по биологи на тему: "Органические вещества клетки - белки""
    ["seo_title"] => string(72) "konspekt_uroka_po_biologi_na_temu_organicheskie_veshchestva_kletki_belki"
    ["file_id"] => string(6) "589644"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1635234298"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "открытый урок на тему "Космическая роль растений""
    ["seo_title"] => string(45) "otkrytyiuroknatiemukosmichieskaiarolrastienii"
    ["file_id"] => string(6) "309977"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458902573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства