Форма антибиоза , когда представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания. Причём хозяин не погибает сразу, но испытывает угнетение, а в случае гибели хозяина паразит может также погибнуть. Различают эктопаразитов, обитающих на жертве (блохи, вши, клещи), и эндопаразитов, обитающих внутри (вирусы, глисты, бактерии).
Хищничество
+ -
Тип антибиоза, при котором представители одного вида питаются представителями другого вида. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений. Примеры: насекомоядные растения; лев, поедающий антилопу; слон, поедающий листву, и т.д. Однако в узком смысле хищничеством принято считать поедание животных животными.
Комменсализм
+ 0
Форма симбиоза , при которой один из сожительствующих видов получает какую-либо пользу, не принося другому виду ни вреда, ни пользы. Такая связь представлена следующими типами: «нахлебничество», «квартиранство», «сотрапезничество».
Протокооперация
+ +
Форма симбиоза , при которой совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них. В этих случаях отсутствует связь именно этой, конкретной пары партнёров. Пример: распространение семян растений животными.
Мутуализм
+ +
Форма симбиоза , при которой присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнёры (или один из них) не могут существовать друг без друга, например термиты и микроорганизмы их кишечника, превращающие целлюлозу древесины в усвояемые вещества.
Квартирантство
+ 0
Форма комменсализма, при которой один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья.
Сотрапезничество
+ 0
Форма комменсализма, при которой несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса, Пример: различные виды почвенных бактерий перерабатывают отдельные компоненты почвы.
Нахлебничество
+ 0
Форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого, например львы и гиены.
Проверка знаний:
1. Жил был у бабушки серенький козлик.
Бабушка козлика очень любила
Даром жилплощадь ему подарила,
Шила, поила, стирала, кормила –
Только отдачи не получила.
Проверка знаний:
2. В гости коза к ним частенько ходила.
Серого козлика вдруг окрутила.
Как ни крутился, как ни вертелся
Он у козы под боком пригрелся.
3. Свадьбу сыграли, зажили счастливо...
Все так довольны, всё так красиво.
Проверка знаний:
4. Жизнь их текла своей чередой.
Стал наш козёл с большой бородой.
Много волос – это блохам раздолье
Чешется всё и коза недовольна.
Проверка знаний:
5. Вдруг у козла появился сосед,
Сомнений нет, потемнел белый свет.
Наша коза оживилась душой
И к новому другу помчалась стрелой.
Проверка знаний:
6. Шла здесь борьба, и трещали рога,
Это козлы защищали права.
Дама – желанна была им обоим,
Но ведь, увы, муж «блохастый» не воин.
Проверка знаний:
7. С горя решил наш козёл удавиться.
В лес он пошёл, всё должно там
решиться.
Ему повстречался серый волчок
И за бугор он козла поволок.
Проверка знаний:
8. Бабушка плачет, ищет козла.
- Где ты кровинка, отрада моя?..
Волк не съедает козла целиком –
Рога и копыта отправил он в дом.
Проверка знаний:
9. Бабушка рожки и ножки взяла,
И завернув, хоронить понесла...
Проверка знаний:
10. Дети, мораль этой песни проста,
А Вы подберите такие слова,
Чтобы всем ясно стало вокруг
Кто же здесь враг,
кто же здесь друг?
Проверка правильности выполнения задания.
1. Квартиранство
2. Коменсализм
3. Протокооперация
4. Паразитизм
5. Внутривидовая конкуренция
6. Межвидовая конкуренция
7. Хищничество
8. Хищничество
9. Аменсализм
+ 0
- -
+ 0
+ -
+ +
+ -
+ -
- 0
- -
Домашнее задание.
Выбрать из сказок элементы разных взаимоотношений сказочных персонажей и записать в рабочих тетрадях.