kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

О насекомых можно говорить много, интерес к ним никогда не исчезнет, ведь они имеют огромное значение как в природе так и в жизни человека. Предлагаю урок, основанный на деятельностном подходе в образовании. Использование на уроке метода вживания в образ делает его очень интересным для детей и плодотворным для запоминания новой информации.

Просмотр содержимого документа
«"Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение"»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №78»

города Нижнего Новгорода














Разработка урока биологии 7 класса


"Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение"
























Выполнила: учитель биологии,

Малий И. В.










2017 год

Разработка урока биологии на тему "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение"

Задачи:

  • обобщить, систематизировать представления учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых, показать их роль в природе и практическое значение для человека;

  • проверить уровень сформированности общеучебных умений и навыков: умение сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, использовать различные источники информации, анализировать, классифицировать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания.

Оборудование. Таблицы с изображением отрядов насекомых, коллекции насекомых, видеофрагмент о многообразии насекомых, дополнительная литература, презентация.

Основные понятия и термины урока. Первичнобескрылые, крылатые насекомые, жесткокрылые (жуки), чешуекрылые (бабочки), перепончатокрылые, клопы, двукрылые прямокрылые, опылители, почвообразователи, переносчики инфекций.

ХОД УРОКА

I. Введение в тему урока, определение задач урока.


Как показала практика

Обширнее класса нету:

От полюса до полюса

Они заселили планету.


II. Проверка знаний.


Работа учащихся с заданием: «Какие утверждения верны?».

  1. Класс Насекомые насчитывает более 1,5 млн. видов.

  2. Насекомые – исключительно водные животные.

  3. Все насекомые способны к полету.

  4. Насекомые – раздельнополые животные.

  5. Кровеносная система насекомых замкнутая.

  6. Все насекомые растительноядные животные.

  7. Насекомые могут иметь как сложные, так и простые глаза.

  8. Нервная система насекомых построена по типу брюшной нервной цепочки.

  9. Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев.

  10. Грудной отдел несет три пары конечностей.


Ответ: 1, 4, 7, 8, 10.

III. Постановка познавательной задачи.


Вопрос учащимся. Что вы знаете о насекомых? Какой принцип лежит в основе классификации насекомых?

IV. Решение познавательной задачи.


Для всех насекомых схема одна:

Вот мягкое брюшко, вот голова,

К грудке животного прикреплены

Крылья и лапки различной длины.


А) Работа с учебником: анализ рисунков на стр.158-159 и статьи «Многообразие насекомых» стр.164

Б) Вопрос учащимся. Рассмотрите коллекции насекомых разных отрядов и экологических групп. Что общего в их строении? Чем они отличаются?



Вышло немало отрядов таких,

Давайте заглянем в каждый из них.


Заполнение таблицы (работа в группах - группы выбираются по цветным карточкам – всего 4 цвета – по 2 отряда каждой группе)


Отряд

Представители

Признаки

Прямокрылые



Равнокрылые



Клопы



Жесткокрылые



Чешуекрылые



Перепончатокрылые



Двукрылые



Стрекозы




Представление результатов группы


Слово учителя: строение конечностей и ротового аппарата указывает на способ питания и кормовую базу насекомых.


В) Демонстрация видеофрагмента «Многообразие насекомых».


Вопрос учащимся. Хорошо ли, что так много насекомых, полезны ли они?

  • Насекомые опылители цветковых растений

  • они участвуют в почвообразование

  • звено в цепях питания и круговороте веществ в природе.

Вопрос учащимся. Какое практическое значение насекомых для человека?

  • Медоносные пчелы (мед полезен, но у некоторых людей на него аллергия, а укусы пчел опасны, но используются в лечебных целях);

  • тутовый шелкопряд;

  • переносчики болезней;

  • вредители культурных растений.

  • многообразие и красота насекомых – источник вдохновения человека.

Показ слайдов «Значение насекомых»


Всюду животные нас окружают,

Прыгают, плавают, в небе летают,

В земле притаились, снуют под ногами.

Сколько всего их живет рядом с нами?


Презентация домашнего задания (презентовать какое либо насекомое от лица самого насекомого – вживание в образ, а его должны угадать)

Критерии рассказа

  • Интересный факт о насекомом, легенда или притча (не называя насекомое), можно загадку ;

  • Место обитания (среда обитания, география обитания)

  • «Привычки» вредные и полезные

  • Если охраняемый вид - отметить

  • Форма тела, окраска (чем самцы отличаются от самок)

  • Тип развития (с метаморфозом или нет)

  • Рисунок или фото насекомого с оформленным сообщением (в конце своего рассказа)




Слово учителя: но прежде чем мы с вами перейдем к презентации домашнего задания, вы наверное устали за урок, давайте немного отвлечемся и проведем небольшую физкультминутку (но будьте внимательны!)

  • Поднимите высоко обе ручки те из вас, кто относится к классу насекомые

  • Улыбнитесь товарищу по парте те из вас, у кого грызущий ротовой аппарат

  • Скорчите рожицу товарищу по парте те из вас, у кого шесть ножек

  • Попрыгайте 10 раз на одной ноге те, кто считает себя полезным

  • Попрыгайте 10 раз на двух ногах те, кто считает себя вредным

  • Потянитесь хорошенько растительноядные

  • Покрутитесь в разные стороны хищники

Презентации учеников


V. Закрепление материала. Рефлексия


Что нового вы узнали на уроке?

Что вас заинтересовало?

Какая форма работы понравилась больше?


VI Оценки за урок, их обсуждение

VII. Задание на дом.


Найдите интересные факты из жизни насекомых, пословицы, поговорки, загадки. Составьте книгу «Это интересно!»

































Комнатная муха

Одними из тех, кого я заинтересовала, стали инженеры и конструкторы. И не потому, что я мешаю умственной и творческой работе. Скорее, наоборот, я – кладезь неразгаданных инженерных загадок. Что бы вы сказали о летательном аппарате, которому для взлёта и посадки не нужна взлетно-посадочная полоса, который взлетает без разбега и с любой поверхности, в тоже время высокоэкономичный, высокоскоростной, высокоманевренный и надежный? Пока что такой аппарат — хрустальная мечта всех авиаконструкторов, пилотов и пассажиров. Тем не менее, такой аппарат есть. Поднимите голову и вполне возможно вы его увидите на потолке своей комнаты.

Достойна всяческого восхищения и моя способность улавливать тончайшие, недоступные для человеческого носа запахи. О том, что “нюх” у нас идеален, не раз убеждался каждый человек. Стоит неплотно прикрыть крышку посуды с компотом или вареньем, как мы - нахлебники тут как тут. Причем за мной тут же прилетают другие.

О да, я очень прожорлива и больше часа голода не выдерживаю. Обнаружив съестное, я мгновенно расправляю и прикладываю свой хоботок. О, этот хоботок мал, да удал! «Ни в каком другом ротовом аппарате мы не встречаем такой сложности строения и такого тонкого разделения функций»!— отмечал известный энтомолог Б. Н. Шванвич. Я одинаково успешно могу всасывать жидкую пищу, отфильтровывать жидкость из смеси, отгрызать кусочки твердых продуктов. Всё, что ест человек, вполне подходит и нам.

Многие мои родственнички питаются кровью. Их хоботок с легкостью может прокалывать кожу человека, коровы, лошади, даже бегемота!

Ну, а как известно, после сытного обеда можно и отдохнуть. Если только я не озабочена откладкой яиц, (кстати, развитие мое идет с метаморфозом) я нахожу тёплое место и устраиваюсь там. Поскольку теплый воздух поднимается вверх, то излюбленное место ночлега — потолок. Почему же мы не падаем, спросите вы? Или закон всемирного тяготения открытый Ньютоном не для нас? Ах, нет, силу притяжения еще никто не отменил. Все дело в строении наших лапок, на конце которых есть острые коготки, которыми мы цепляемся за неровности шершавой поверхности. Но даже если бы потолок был идеально гладким, нас это бы вряд ли смутило - между коготками ещё есть и подушечки-присоски, которые обеспечивают движение даже по стеклянной поверхности.

Признаюсь, мы очень привязаны к людям, хотя и не пользуемся у них взаимностью. Как выразился один деликатный автор 19-го века, «едва ли кто-нибудь признает за ней хоть одну добродетель...». Что верно, то верно.

Опять же ещё с самого раннего детства человек слышит фразу, которая входит в его сознание: ”они — разносчики заразы”. И доказательств, впрочем, можно найти сколько угодно из-за наших вредных привычек. Совершая постоянные путешествия с помоек и всяких отбросов жизнедеятельности человека в его жильё, я переношу на себе около 6-ти миллионов микробов! И это только на себе, а ещё более 25 миллионов внутри себя, в кишечнике! Теоретически этого количества “пассажиров” вполне достаточно, чтобы заразить всё население какой-нибудь страны, например, Австралии или Канады.

Чем можем “наградить” человека? Дизентерией и холерой, брюшным тифом и туберкулезом, сибирской язвой и дифтерией, полиомиелитом и многими другими. Полный список включает более 30-ти болезней.

По мнению некоторых врачей, в испано-американской войне 1818 г. армия соединённых штатов понесла наибольшие потери от нас, а не от пуль испанцев. Тиф убил в десятки раз больше солдат, чем действия противника. Мы являемся разносчиками не только микробов, но и яиц червей-паразитов — глистов.

Мы потрясающе плодовиты. Одна самка обычно откладывает за один раз примерно сотню яиц. Таких “разов” в её месячной жизни бывает от четырёх до шести.

Против нас используют разные средства борьбы. К нашему счастью, на данный момент самое распространенное, химическое, даёт только временный эффект. Мы быстро вырабатываем устойчивость к ядам.

Согласно легенде, Вергилий смастерил мне медный памятник и после таинственной церемонии поместил его на ворота Неаполя, что на восемь лет защитило город от нашего нашествия. Помогло ли это? Вряд ли. Но изобретательность человека не имеет границ, так же как не имеет границ наша приспособляемость…






Выполнила: ученица 8 класса Литовченко Виктория



Комнатная муха




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение"

Автор: Малий Ирина Викторовна

Дата: 12.12.2017

Номер свидетельства: 443872

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект родительского собрания "Природа и дети" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia-priroda-i-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "241171"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445188523"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Мир живой природы нашего края. "
    ["seo_title"] => string(34) "mir-zhivoi-prirody-nashiegho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "116649"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412569415"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Интегрированный урок по биологии в 7 классе на тему Многообразие насекомых. Их роль в природе и практическое значение"
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi_urok_po_biologhii_v_7_klassie_na_tiemu_mnoghoobraziie_nasiekom"
    ["file_id"] => string(6) "363424"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480337589"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "курс "Биологический эксперимент""
    ["seo_title"] => string(33) "kursbiologhichieskiiekspierimient"
    ["file_id"] => string(6) "281553"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453549012"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Презентация по теме "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности." "
    ["seo_title"] => string(154) "priezientatsiia-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-opytno-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "182748"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425581184"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства