Анкета
«Природа в жизни вашей семьи»
Уважаемые родители!
Скоро в нашей группе состоится родительское собрание на тему «Ребенок и природа». Для подготовки собрания просим вас ответить на вопросы.
-
-
Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «экологическое воспитание»?
-
Какими качествами должен обладать экологически грамотный человек?
-
Вы любите отдыхать с семьей на природе? Как часто?
-
Прививаете ли вы своему ребенку навыки экологического поведения в природе?
-
Знаете ли вы,что такое экологические игры-эксперименты?
-
Есть ли у Вас дома комнатные цветы ? Привлекаете ли Вы детей к уходу за цветами?
-
Какие цветы растут в комнате вашего ребенка?
-
Какие еще вопросы по данной теме Вас интересуют?
-
Спасибо за сотрудничество!
Ход собрания
Местом проведения собрания оформленное помещение группы или музыкальный зал. Родители приглашаются на собрание, звучит приятная музыка.
Воспитатель приветствует родителей, объявляет тему собрания.
1. О роли природы в развитии ребенка дошкольного возраста.
Выступление воспитателя.
«Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума», — так писал В.А. Сухомлинский о роли природы в жизни ребенка. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, часто оставляют неизгладимый след, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает умение делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Каждый момент знакомства с природой — это урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Окружающая природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, формирования у них гуманного отношения к представителям животного и растительного мира, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Изучение природного окружения, формирование основ экологической культуры человека — одно из важных направлений работы детского сада. Эта работа осуществляется ежедневно, кропотливо и последовательно.
Красота и многообразие природы в любое время года, сезонные изменения непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая такие яркие явления, как листопад, метель, гроза, дети хотят понять их, задают вопросы и впоследствии объясняют, почему птицы улетают на юг, почему поздней осенью замерзают лужи, почему тает снег и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления.
В старшем дошкольном возрасте физиологические механизмы познания окружающего мира достигают довольно высокой ступени развития. Расширяются и обобщаются знания о характерных явлениях природы. Дети с интересом познают окружающий мир. Задача взрослого — помочь ребенку сделать правильные выводы о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных, формировать понимание того, что человек - часть природы.
2. Экологическая кладовая. О значении природного окружения для развития речи пятилеток.
Выступление воспитателя.
Для развития мышления и речи детей необходим богатый чувственный опыт, получаемый ими при восприятии различных предметов, мира природы, общественной жизни. Природа является важнейшим источником для развития речи ребенка.
Прежде всего мир природы служит материалом для обогащения и активизации словаря ребенка. На занятиях в детском саду, прогулках, экскурсиях дети знакомятся с названиями предметов и явлений, учатся обобщать и анализировать. Дети пятилетнего возраста уже знают такие понятия, как времена года, фрукты, овощи, зимующие и перелетные птицы, домашние и дикие животные, насекомые, цветы, деревья, кустарники, рыбы.
Процесс понимания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества, помогает анализировать предмет и явление со всех сторон. Ребенок учится находить и определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, то есть учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Передача знаний о природе активизирует ребенка на обязательное использование сложных предложений. При раскрытии причины ребенок употребляет сложноподчиненное предложение: «Дождь идет, потому что.». При описании предмета - простое распространенное предложение.
Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, описывать, рассказывать.
С целью развития речи детей на основе восприятия природного окружения в детском саду проводятся:
-
занятия;
-
наблюдения за природными явлениями в уголке природы;
-
экскурсии;
-
игры-эксперименты;
-
беседы о природе;
-
обучение детей составлению рассказов о природных явлениях и предметах;
-
чтение художественной литературы о природе.
3. Экологическая разминка «Найди лишний предмет».
Большое значение для развития мышления и речи имеют упражнения, в процессе которых дети проводят классификацию предметов. Сейчас мы поиграем с вами в такую игру, а вы можете более простые варианты использовать для игры с ребенком дома, по дороге в детский сад, гуляя на улице.
Воспитатель предлагает родителям выбрать один лишний предмет из четырех. Лишний предмет определяется по несоответствию обобщающему понятию. Для игры берутся экологические категории, например:
-
Яблоко, арбуз, банан, мандарин. (Фрукты — ягода.)
-
Дуб, ель, акация, береза. (Деревья — кустарник.)
-
Воробей, голубь, ласточка, синица. (Зимующие птицы - перелетная птица.)
-
Чиж, грач, куница, скворец. (Птицы - животное.)
-
Собака, кошка, тетерев, рысь. (Животные — птица.)
-
Свинья, корова, лиса, кошка. (Домашние животные - дикое животное.)
-
Волк, белка, баран, еж. (Дикие животные — домашнее животное.)
-
Фиалка, гвоздика, полынь, ромашка. (Цветы - трава.)
-
Огурец, баклажан, яблоко, морковь. (Овоши — фрукты.)
-
Акула, дельфин, форель, семга. (Рыба - животное.)
-
Жук, бабочка, воробей, стрекоза. (Насекомые — птица.)
4. Как проводить экологические эксперименты дома.
Воспитатель рассказывает родителям о пользе экспериментирования.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил JI.C. Выготский.
При формировании основ экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.
Так, Пестолоцци говорил,что когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет,ползет к листку, прекрати упражнение в языке.Птица учит и червяк учит больше и лучше. Молчи! Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию,создавая условия,в которых раскрывается содержание данного объекта. Природа сделала инстинкт познания в детском возврасте очень мощным,практически непреодолимым.С возрастом потребность в познании нового ослабевает.Основная масса людей в зрелом возрасте живет и работает,используя багаж знаний,накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития,и не испытывая особых страданий при невозможности открывать что-то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность,как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н.Поддъяков,лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте, приводят к серьезным психическим нарушениям,которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребенка,на его способности обучаться в дальнейшем.Единственный выход здесь,как считают педагоги и психологи- это широкое внедрение метода контролируемого экспериментирования -дома и в детском саду. Предлагаем несколько примеров экологических экспериментов, которые можно провести дома, вместе с детьми (Родители получают распечатанные варианты экспериментов).
5.Викторина «Крылышки и лапки»
Сколько лап у паука? (Восемь.)
Летает, порхает, забот не знает. (Бабочка.)
Самое трудолюбивое насекомое. (Муравей.)
Она делает самую сладкую работу. (Пчела.)
Она лето красное пропела. (Попрыгунья-стрекоза.)
У нее так много ножек, что не сшить на них сапожек. (Сороконожка.)
Она по полю шла, шла и денежку нашла. (Муха-Цокотуха.)
Кого подковал левша? (Блоху.)
Меня просят, меня ждут, А пойду, все прятаться начнут.(Дождь.)
Кто без нот и без свирели Лучшие выводит трели?(Соловей.)
Она и в озере, она и в лужице. Она снежинкою над нами кружится.(Вода.)
Угадайте, что за мост В небе из цветных полос?(Радуга.)
Он белесый и сырой Опустился над землей. Словно облако упало. И домов не видно стало.(Туман.)
Удивляет горожан Темнокожий. (баклажан).
В холод белый и колючий, В оттепель сырой, липучий.(Снег.)
За долиной на просторе Он стоит зимою голый. Лето начинается - В листья одевается.(Лес.)
В золотой клубочек Спрятался дубочек.(Желудь.)
Стоит Алена:
Платок зеленый.
Тонкий стан.
Белый сарафан.
(Береза.)
Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем — гладко.
А откусишь — сладко.(Яблоко.)
«Веселая мастерская».
Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми сделать для группы необычный аквариум своими руками. В этом аквариуме будут жить золотые рыбки из фольги, бумажные морские водоросли, дельфины, пластилиновые морские звезды, русалки и даже морской царь Нептун. Для работы можно использовать пустой старый аквариум, природный материал. В законченном виде такой аквариум послужит полезным пособием для занятий с детьми, интересным интерьерным решением в оформлении групповой комнаты.
Подведение итогов собрания, обмен мнениями.